Кризис образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 12:39, курсовая работа

Описание

Цель работы: проанализировать систему образования в России и его кризис.
Задачи:
• дать общую характеристику образования в России;
• рассмотреть приоритеты образовательной политики;
• выявить причины кризиса в образовании.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. Образование в России…………………………………………….….
1.1 Роль образования в развитии российского общества…………………….
1.2 Новые социальные требования к системе российского образования……
1.3 Цели и основные задачи модернизации образования……………………
1.4 Реформирование образования как отрасли социальной сферы………….
Глава 2. Приоритеты образовательной политики…………………………
2.1.Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования……………………………………...……………………………….
2.2. Создание условий для повышения качества общего образования………
2.3.Управление развитием образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики………………
Глава 3. Кризис образования в России………………………………………
3.1 Стратегия образования в России: кризис и перспективы…………………
Заключение ………………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 64.06 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..

Глава 1. Образование в  России…………………………………………….….

    1. Роль образования в развитии российского общества…………………….
    2. Новые социальные требования к системе российского образования……
    3.  Цели и основные задачи модернизации образования……………………
    4. Реформирование образования как отрасли социальной сферы………….

Глава 2. Приоритеты образовательной политики…………………………

2.1.Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования……………………………………...……………………………….

2.2. Создание  условий для повышения качества  общего образования………

2.3.Управление развитием образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики………………

Глава 3. Кризис образования в России………………………………………

3.1 Стратегия образования в России: кризис и перспективы…………………

Заключение ………………………………………………………………………..

Список использованной литературы……………………………………………..

Приложения 
 
 
 
 
 
 

Введение

      В наше время образование является одной из самых крупных сфер мировой  экономики и одним из наиболее быстро развивающихся секторов мировой  торговли услугами, при этом ежегодные  мировые расходы на образование  по некоторым оценкам превышают 1 триллион долларов.

      Ведущей тенденцией в развитии образования  последнего времени стало стремление к возрождению в условиях современной  России различных форм образования, свойственных отечественному обществу в дооктябрьский период - гимназий, лицеев, разнообразных училищ, кадетских корпусов и т.д. Современная педагогическая теория и практика, во все более значимой степени ориентируясь на гуманистические ценности, обнаруживает тенденцию движения к идеалам  истинной образованности, культуры и интеллигентности человеческой личности.

Тема  курсовой работы весьма актуальна на сегодняшний день, так как кризис образования в России является одной  из наиболее важных проблем человечества.

Цель  работы: проанализировать систему образования в России и  его кризис.

Задачи:

  • дать общую характеристику образования в России;
  • рассмотреть приоритеты образовательной политики;
  • выявить причины кризиса в образовании.

Объектом исследования является образование в России XIX в.

Предметом исследования является деятельность российских государственных и местных органов власти по формированию и развитию образовательной системы в России.

Глава 1. Образование в России

      Образование — это жизненно важная сфера социально-экономической  деятельности. Значительная часть ресурсов общества задействована в образовании, к материальному обеспечению  сферы образования имеют отношение  многие отрасли экономики государства, являющиеся в то же время потребителем ее продукта.

Образование является одним из факторов, обеспечивающих развитие общества, сглаживающих и  даже нейтрализующих влияние на него негативных составляющих среды обитания экологического, техногенного и экономического порядка. 

      В современных условиях перед человечеством  встала проблема обеспечения устойчивого  развития цивилизации в условиях существенных изменений среды обитания, особая роль в решении данной проблемы отводится образованию. Значимость образования для развития цивилизации  объективно обусловлена растущей ролью  организационных и информационных технологий при снижении роли материального  производства, образование становится важнейшим фактором, обеспечивающим развитие общества.

Являясь одной из важнейших подсистем  социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком  систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности, образование обеспечивает развитие факторов и результатов  производственной деятельности1.

      Современная система образования сложилась  под напором зарождающейся буржуазии, кровно заинтересованной в развитии индустриального промышленного  уклада в рыночной (капиталистической) экономике в 16-17 веках. Индустриальной экономике понадобилось большое количество обученных элементарной грамоте простолюдинов, которым не хватало средств нанять учителя. Главными архитекторами образовательного конвейера, или создаваемой школьно-урочной системы, стали педагоги и философы Ян Амос Коменский, Джон Локк, Жан-Жак Руссо,  Иоганн Генрих Песталоцци. Созданный ими образовательный конвейер школьно-урочной системы помог миллиардам детей из бедных семей не только приобщиться к знаниям, получить профессию, но и получить воспитание и культуру, накопленную человечеством. Это образовательный конвейер позволил человечеству достичь изобилия материальных благ, привел к периодическим кризисам перепроизводства материальных благ.

Со временем, в образовании, развилось три  школы:

1. Российская, гуманистическая, воспитывающая  творческую, широко образованную, созидательную личность;

2. Американская, узко прагматическая, сосредоточенная на подготовке специалиста высокой квалификации, в одной области;

3. Европейская, соединяющая в себе черты российской и американской.

Сегодня все эти школы переживают системный  кризис формы и содержания образовательного процесса, не отвечающего требованиям  все ускоряющегося социального  времени. Индустриальная экономика, основанная на огромных предприятиях, с десятками  тысяч рабочих, многокилометровыми конвейерами стала отмирать.

На первое место в мире стали выходить гибкие, высокотехнологичные, быстро перенастраиваемые  производства, с  высокопрофессиональным персоналом,  имеющем высшее образование, которые обладают знанием информационных технологий.

      В России проблема доступа к образованию  стоит достаточно остро. Например, по такому показателю, как количество студентов вузов в расчете  на 10 тыс. человек населения, наша страна занимает довольно скромное место в  начале третьего десятка в списке стран, про ранжированных по этому показателю. В целом для всех уровней образования возможности доступа также выглядят не очень оптимистично - на 10 тыс. человек населения в начале 90-х годов в России приходилось 1,9 тыс. учащихся (для сравнения: в США этот показатель составляет 2,4 тыс. учащихся). В результате средняя образованность трудоспособного населения в России составляет в настоящее время 10 лет (в то время как, например, в США этот показатель равен 14 годам2.

Важным  признаком образования является его востребованность обществом, и, прежде всего молодежью, за которой  будущее образования, науки, культуры, будущее России. Поэтому как важнейший  результат деятельности высшей школы  России необходимо выделить продолжившуюся тенденцию роста интереса молодежи к получению высшего образования. Ежегодно в вузы России поступает  примерно 700 тыс. человек. Это самый  высокий показатель за всю историю  советской и российской системы  образования.

      Одна  из отличительных особенностей современной систем образования — переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Сущность последнего заключается в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования. В условиях поддержки образования со стороны государства и общества система образования должна обеспечить и эффективное использование своих ресурсов — человеческих, информационных, материальных, финансовых.

Особенностью  системы образования как отрасли  народного хозяйства является наличие  у нее значительной нерыночной составляющей. Нерыночный сектор в образовании  обеспечивает поддержание социально-экономической  стабильности, социального прогресса, удовлетворение потребности в таком  жизненном благе, как образование. Но наряду с этим, в условиях отсутствия какой-либо серьезной конкуренции  в нерыночном секторе образовательной  системы, ей становится характерна такая  негативная сторона, как ограниченность основных видов ресурсов и невозможность  их привлечения в достаточном  объеме. В этой связи система образования  сегодня рассматривается с позиций  наиболее эффективных инвестиций в  будущее благосостояние общества —  инвестиций в человеческий капитал. 

1.1 Роль образования  в развитии российского общества

      Роль  образования на современном этапе  развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и  правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления  опасности отставания страны от мировых  тенденций экономического и общественного  развития. В современном мире значение образования как важнейшего фактора  формирования нового качества экономики  и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого  капитала. Российская система образования  способна конкурировать с системами  образования передовых стран. При  этом необходимы широкая поддержка  со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования  с выделением необходимых для  этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.  

Концепция развивает основные принципы образовательной  политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации "Об образовании"3, Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы4.

Концепция взаимосвязана с Основными направлениями  социально-экономической политики Правительства Российской Федерации  на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие-модернизации образования. 

1.2. Новые социальные  требования к системе  российского образования

      На  современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой  экономического роста, повышения эффективности  и конкурентоспособности народного  хозяйства, что делает его одним  из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Потенциал  образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этно-национальной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур  и различных конфессий, ограничения социального неравенства.

Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного  языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой. Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Необходимо использовать все возможности для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Важной задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи. В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных, финансовых. 

1.3 Цели и основные задачи модернизации образования

      Главная задача российской образовательной  политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

      Модернизация  образования - это политическая и  общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как  ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования  не всегда совпадают с отраслевыми  интересами самой системы образования, а потому определение направлений  модернизации и развития образования  не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.

Информация о работе Кризис образования в России