Кризис образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 12:39, курсовая работа

Описание

Цель работы: проанализировать систему образования в России и его кризис.
Задачи:
• дать общую характеристику образования в России;
• рассмотреть приоритеты образовательной политики;
• выявить причины кризиса в образовании.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. Образование в России…………………………………………….….
1.1 Роль образования в развитии российского общества…………………….
1.2 Новые социальные требования к системе российского образования……
1.3 Цели и основные задачи модернизации образования……………………
1.4 Реформирование образования как отрасли социальной сферы………….
Глава 2. Приоритеты образовательной политики…………………………
2.1.Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования……………………………………...……………………………….
2.2. Создание условий для повышения качества общего образования………
2.3.Управление развитием образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики………………
Глава 3. Кризис образования в России………………………………………
3.1 Стратегия образования в России: кризис и перспективы…………………
Заключение ………………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 64.06 Кб (Скачать документ)

      Характерной чертой мирового кризиса образования  является снижение эффективности (экономической, социальной и педагогической отдачи) растущих затрат, выделяемых обществом  на обучение и воспитание. Эта тенденция  оказывается в противоречии,  казалось бы, вполне убедительными  выводами ученых, что образование  наиболее экономически выгодная сфера  капиталовложений, где каждый затраченный  рубль или доллар обеспечивает самый  высокий прирост национального  дохода, даже по сравнению со сферой науки. Утверждение Б.Клинтона о том, что главная причина кризиса американской школы - недостаток выделяемых материальных ресурсов, выраженное в его программе "Цели на 2000 год", оказалось справедливым лишь отчасти.

      Бесспорно, достаточные расходы общества на образование - абсолютно необходимое  условие не только для преодоления  кризиса, но и для обеспечения  стабильно удовлетворительного  функционирования этой системы в  ближайшей и отдаленной перспективе. Тем не менее решающее значение имеют не объемы выделяемых средств, а характер их использования, в частности, направление для осуществления радикальных революционных совершенствовании на основе "сумасшедших", с точки зрения привычных представлений, теоретических идей и принципиально новых "высоких", т.е. обеспечивающих многократное повышение эффективности педагогического и учебного труда, технологий.

      Кризис в образовании имеет не только технолого-экономическую и педагогическую, но также социально-политическую сторону, обусловленную существенным несовпадением интересов различных социальных групп и государств, сотрудничающих и противоборствующих на мировой арене. Концепция перехода от индустриального к постиндустриальному (или информационному) обществу при всех ее минусах верно отражает тот факт, что сфера производства и распространения знания стала ведущим фактором экономического развития, в результате чего возникают принципиально новые условия труда и предъявляются качественно иные требования не только к инженерам, администраторам, педагогам и другим "белым воротничкам", но и к "синим воротничкам" - рабочим. Новые "интеллектуальные рабочие", утверждает О.Тоффлер, уже не являются придатком машин, они обладают мастерством и информацией, составляющими набор их духовных инструментов, они предпочитают работать бесконтрольно, чтобы выполнять свою работу так, как считают нужным, они хотят иметь право слова, они ненавидят рутину, и "привыкли к изменению, неясности ситуации, гибкой организации. Они представляют собой новую силу, и их число растет".

      В глобальном аспекте этот кризис проявляется в увеличивающемся разрыве по уровню и качеству образования между развитыми странами и "третьим миром", вопреки всем программам "помощи" по линии отдельных государств, международных организаций и самоотверженным усилиям многих подвижников просвещения. Такая ситуация создается не только из-за недостатка финансирования, но и за счет того, что помощь со стороны развитых стран связывается с внедрением западных моделей образования, неадекватных реальным условиям стран третьего мира.

В итоге  обучения способности молодых людей  к адаптации нередко не возрастают, а уменьшаются, и они пополняют  толпы безработных или же вынуждены  искать применения своим знаниям  за рубежом. Поэтому основные выгоды получают "помогающие" страны за счет притока в них дешевой  рабочей силы и наиболее талантливой  молодежи, а государства-объекты  помощи - все более обескровливаются и оказываются во все большей  зависимости от помогающих. Вместе с тем оказание такой помощи означает усиление политического и идеологического влияния "помогающих".

      В современных условиях господствующие элиты уже не могут не считаться  с экономической необходимостью всеобщего среднего и значительного  расширения доступности для трудящихся высшего образования, но для того чтобы нейтрализовать нежелательные  для себя социально-политические последствия  этих процессов, они проводят в этой сфере определенную политику.

Во-первых, в обществе утверждаются два, резко  отличающиеся по качеству, типа образования: с одной стороны, очень дорогостоящее, доступное только для богатых - аристократические  детсады, школы и университеты, обеспечивающие в первую очередь воспитание социальных качеств, необходимых для эффективного осуществления функций хозяев и распорядителей жизни; с другой стороны, массовая (средняя и высшая) школа, дающая утилитарно необходимые знания для квалифицированной рабочей силы, готовой профессионально и морально выполнять волю и заказы господ, но не способной к самостоятельному социально-политическому мышлению и самостоятельным общественным действиям.

Во-вторых, проводится жесткая дифференциация и социальная сегрегация среди самих  профессионалов путем выделения  среди них резко отличающегося по уровню обеспеченности меньшинства, обслуживающего непосредственно элиту и примыкающего к ней.

В-третьих, в связи с тем что известная с древних времен традиционная политика отстранения, изоляции трудящихся масс от образования сегодня становится объективно невозможной, на смену ей приходит политика, направленная на максимальное использование системы образования для идеологической обработки масс в духе, отвечающем интересам господствующей элиты. Эти меры в значительной степени снижают давление демократической общественности со стороны большинства населения.

      Таким образом, именно социально-политическая, а не технико-экономическая или педагогическая сторона обусловливает неразрешимость и дальнейшее углубление кризиса образования в условиях капитализма, вопреки экстраординарным усилиям правительств, корпораций и общественности, нередко достаточных для решения частных вопросов, но не решающих проблему в целом. Вместе с тем мировой кризис образования, охватывает сегодня в той или иной степени и форме все без исключения страны. Поэтому преодоление его с наименьшими издержками и максимально возможными результатами представляет, несмотря на огромную специфику конкретных условий и национальных проблем разных государств, одну из фундаментальных задач, лежащих в основе любой разумной стратегии образования.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Сегодня в России можно выделить три основных тенденции в сфере образования:

  • кризис классической модели, создание экспериментальных школ, альтернативных форм обучения, интеррация в мировую культуру:
  • демократизация школы, установление связи с основными созревающими субъектами культуры, создание системы непрерывного образования, гуманизация и компьютеризация образования;
  • восстановление и развитие традиций русской школы.

      Образование оказывает влияние на все виды деятельности человека. Окончив школу, одни поступают в институт, другие в техникум, третьи не поступают  никуда. Это являет собой определённый фильтр в выборе дальнейшей профессии  человека, хотя не редки случаи, когда  окончив институт человека идёт работать продавцом мороженого, особенно в нашей стране. Но, тем не менее, функция фильтрующего устройства образованием не утрачивается. Хэрн писал, что образование - разумный способ распределения людей в соответствии с их достоинствами. Согласно теории "человеческого капитала" образование не является чем-то немедленно потребляемым, скорее это капиталовложение в будущее человека.

        
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

I. Нормативно – правовые акты

1. Закон Российской Федерации "Об образовании";

2. Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"; 

II. Основная литература

  1. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Владос, 1999.
  2. Жуков В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития – М.: Финстатинформ, 1998.
  3. Кравченко А. И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2001.
  4. Социология образования: Учеб. пособие // Под ред. Ю.В. Манова. – М., 2007.
  5. Фадеева О.Д. Государственная политика в области образования в России: (вторая половина 80-х – начало 90-х гг.) / Омск, 1995. 
  6. Учебник для вузов/ В. Н. Лавритенко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашова; Под ред. Проф. В. Н. Лавритенко. – М.: ЮНИТИ, 2006.

III. Дополнительная литература

  1. Круглов Ю., Олесеюк Е. Государство и высшая школа. - Информационно-аналитическая газета "Вузовский вестник", №6, 2006.
  2. Щербакова Р.И. Реформа российского образования в первой половине XIX века - Научно-культурологический сетевой журнал "RELGA", №1 (91), 2004.
  3. Журналы Вестник образования 9,14. 1998г, 2000г.
  4. интернет-журнал «ШколаЖизни.ру»

Информация о работе Кризис образования в России