Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 12:39, курсовая работа
Цель работы: проанализировать систему образования в России и его кризис.
Задачи:
• дать общую характеристику образования в России;
• рассмотреть приоритеты образовательной политики;
• выявить причины кризиса в образовании.
Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. Образование в России…………………………………………….….
1.1 Роль образования в развитии российского общества…………………….
1.2 Новые социальные требования к системе российского образования……
1.3 Цели и основные задачи модернизации образования……………………
1.4 Реформирование образования как отрасли социальной сферы………….
Глава 2. Приоритеты образовательной политики…………………………
2.1.Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования……………………………………...……………………………….
2.2. Создание условий для повышения качества общего образования………
2.3.Управление развитием образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики………………
Глава 3. Кризис образования в России………………………………………
3.1 Стратегия образования в России: кризис и перспективы…………………
Заключение ………………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………………..
Одна
из причин, вызывающих рост асоциального
поведения подростков и молодежи,
нерациональная организация досуговой
деятельности и каникулярного времени,
подлинной проблемой которого становится
детская безнадзорность. Органами государственной
власти всех уровней и местного самоуправления,
органами управления образованием и
образовательными учреждениями с привлечением
общественности будут приняты меры
по усилению педагогического влияния
на детей и подростков в период
летних каникул и повышению их
занятости.
2.2. Создание условий для повышения качества общего образования
Базовое звено образования - общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Опираясь на богатейший опыт российской и советской школы, следует сохранить лучшие традиции отечественного естественно-математического, гуманитарного и художественного образования.
Воспитание
как первостепенный приоритет в
образовании, должно стать органичной
составляющей педагогической деятельности,
интегрированной в общий
а) реальной разгрузки содержания общего образования;
б) использования эффективных методов обучения;
в) повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;
г) организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;
д) улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;
е) рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи;
2.3.Управление развитием образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики
В
процессе модернизации образования
предстоит обеспечить, во-первых, открытость
образования как
Планируется
в установленном порядке
Ближайшая цель - формирование оптимальной модели управления, в которой будут четко распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики, прежде всего - образовательных учреждений и органов местного самоуправления, региональных и федеральных управленческих структур. Должна быть обеспечена гласность и прозрачность обсуждения и принятия управленческих решений. В современных условиях значительную и все возрастающую часть информации учащиеся получают самостоятельно и, в первую очередь, через средства массовой информации. В этой связи планируется разработать и осуществить меры активизации роли средств массовой информации в формировании культуры, воспитании гражданских качеств, повышении ответственности за демонстрацию и пропаганду насилия, порнографии, расовой и национальной розни, религиозной нетерпимости. Будет увеличено число и повышено качество образовательных программ на государственных радио- и телеканалах, расширены возможности свободного и оперативного получения информации, в частности через создание общедоступных электронных библиотек в рамках федеральных целевых программ "Электронная Россия" и "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)".
Система
образования является сферой взаимодействия
интересов государства и
Глава 3. Кризис образования в России
3.1 Стратегия образования в России: кризис и перспективы
В
России кризис образования приобрел
особо тяжелые формы, поскольку
он - лишь частное проявление общего
системного кризиса, охватившего абсолютно
все стороны жизни и
В мире имеют место две противоположные парадигмы устойчивого развития, одна из которых выражает мондиалистско-тоталитарную модель нового мирового порядка, а другая – плюралистско-демократическую.
Соответственно
возможны две противоположные парадигмы
и стратегии образования. Причем
выбор гуманистического прогрессивного
варианта может быть успешно реализован
лишь на основе принципиально новых
фундаментальных идей и вытекающих
из них высоких педагогических технологий.
Подчеркивается необходимость при
выборе стратегических и тактических
решений в области образования
учитывать реальную ситуацию, связанную
с паразитарным характером российской
экономики и антинациональной, коллаборационистской
политикой нынешнего
Парадокс "мирового кризиса" образования заключается в том, что научное сообщество вдруг заговорило о нем, выражая крайнюю тревогу, в середине 60-х годов, когда показатели, описывающие его развитие, практически во всех странах мира были самыми высокими в истории. Именно в это время происходит небывалое ускорение роста всех его ступеней - от дошкольной, начальной до пост вузовской, при резком расширении их доступности, существенном увеличении финансирования, появлении многих новых форм и методов обучения, в том числе связанных с начавшейся компьютеризацией. Темпы развития материального производства в мире, которые являются опосредованным, но важнейшим критерием уровня функционирования образовательных систем, также были наиболее высокими за всю историю.
По
экспертным оценкам, сумма знаний в
мире с 1950 г. удваивалась каждые 10 лет,
с 1970 г. - каждые 5 лет, а с 1991 г. - ежегодно.
Способности же подрастающих поколений
осваивать и творчески
Повышенный консерватизм образования связан:
Таким
образом, система образования сегодня
играет весьма противоречивую роль - служит
не только мостом между прошлым и
будущим, но и является барьером, преграждающим
путь новым достижениям мысли
в массовую практику. Такая ситуация
была вполне оправданной, когда радикальные
технические изменения в
В прошлом веке и в первой половине текущего от подавляющего большинства профессионалов требовалось прежде всего прочное усвоение строго определенного круга знаний, навыков и умения, четкое исполнение своих обязанностей и функций согласно строго определенным формальным правилам.
Ни одна из существующих в мире систем образования пока не готова дать адекватный ответ на новое производственное и гуманистическое требование современности - формировать и развивать творческие способности у всех или, по крайней мере, у большинства учащихся. В этом состоит одна из основных причин кризиса образования, а следовательно, преодоление его предполагает создание педагогических технологий массового "производства талантов". Прекрасные теоретические и экспериментальные разработки для решения подобных задач в нашей стране уже имеются, и проблема состоит в их крайне медленном распространении.