Кризис образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 12:39, курсовая работа

Описание

Цель работы: проанализировать систему образования в России и его кризис.
Задачи:
• дать общую характеристику образования в России;
• рассмотреть приоритеты образовательной политики;
• выявить причины кризиса в образовании.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. Образование в России…………………………………………….….
1.1 Роль образования в развитии российского общества…………………….
1.2 Новые социальные требования к системе российского образования……
1.3 Цели и основные задачи модернизации образования……………………
1.4 Реформирование образования как отрасли социальной сферы………….
Глава 2. Приоритеты образовательной политики…………………………
2.1.Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования……………………………………...……………………………….
2.2. Создание условий для повышения качества общего образования………
2.3.Управление развитием образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики………………
Глава 3. Кризис образования в России………………………………………
3.1 Стратегия образования в России: кризис и перспективы…………………
Заключение ………………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 64.06 Кб (Скачать документ)

Одна  из причин, вызывающих рост асоциального поведения подростков и молодежи, нерациональная организация досуговой  деятельности и каникулярного времени, подлинной проблемой которого становится детская безнадзорность. Органами государственной  власти всех уровней и местного самоуправления, органами управления образованием и  образовательными учреждениями с привлечением общественности будут приняты меры по усилению педагогического влияния  на детей и подростков в период летних каникул и повышению их занятости. 

2.2. Создание условий  для повышения  качества общего  образования

      Базовое звено образования - общеобразовательная  школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его  личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Опираясь на богатейший опыт российской и советской школы, следует сохранить лучшие традиции отечественного естественно-математического, гуманитарного и художественного образования.

Воспитание  как первостепенный приоритет в  образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс  обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и  правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В решении  этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного  образования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных  форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального  самоопределения детей и молодежи. Исключительная роль в решении задач  воспитания принадлежит семье. В  целях создания необходимых условий  достижения нового, современного качества общего образования планируется: по итогам проводимого эксперимента пересмотреть структуру и содержание общего образования, включая продолжительность обучения на каждой его ступени (решение о  переходе на 11-12-летнее школьное образование  принято по итогам эксперимента не ранее 2006-2007 годов); разработать и  ввести в действие государственные  образовательные стандарты общего образования и вариативный базисный учебный план, позволяющий учитывать  особенности регионов и возможности  общеобразовательных учреждений; провести оптимизацию учебной, психологической  и физической нагрузки учащихся и  создать в образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:

а) реальной разгрузки содержания общего образования;

б) использования эффективных методов обучения;

в) повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;

г) организации  мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;

д) улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;

е) рационализации досуговой деятельности, каникулярного  времени и летнего отдыха детей  и молодежи;

  • обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования при обеспечении государственных образовательных стандартов - на основе многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ;
  • более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности;
  • отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшей школе, в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования;
  • усилить роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся - экономики, истории, права, русского, родного и иностранных языков, улучшить профессиональную ориентацию и трудовое обучение, обеспечить всеобщую компьютерную грамотность;
  • обеспечить знания выпускниками средней школы на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка;
  • предусмотреть введение обязательного экзамена по иностранному языку за курс средней школы и обязательного экзамена по информационным технологиям за курс основной школы;
  • создать в системе профессиональной ориентации условия для психологической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии;
  • отработать в порядке эксперимента в 2002-2003 годах различные механизмы реструктуризации основной и старшей ступени сельской школы (при сохранении и поддержке малокомплектных школ и обеспечении в каждом населенном пункте условий для реализации программ дошкольного и начального образования);
  • организовать на селе систему "школьных автобусов";
  • обеспечить в рамках федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.)" развитие дистанционного образования и др.;
  • разработать нормативно-правовую базу для развития новых типов общеобразовательных учреждений, в том числе образовательных центров и комплексов, а также учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей;
  • обеспечить государственную поддержку школ для одаренных детей;
  • создать эффективную государственно-общественную систему экспертизы и контроля качества учебной литературы, а также поддержки организации и проведения конкурсов среди авторов на создание учебников нового поколения;
  • обеспечить государственную поддержку образовательным учреждениям, ведущим инновационную деятельность, как опорным площадкам процесса модернизации образования;
  • создать независимую от органов управления образованием государственную систему оценки качества образования, которая должна стать действенным и надежным инструментом повышения эффективности образовательной деятельности.
 

2.3.Управление  развитием образования  на основе распределения  ответственности  между субъектами  образовательной  политики

      В процессе модернизации образования  предстоит обеспечить, во-первых, открытость образования как государственно-общественной системы и, во-вторых, переход от патерналистской модели к модели взаимной ответственности в сфере  образования, к усилению роли всех субъектов  образовательной политики и их взаимодействия. Необходимо расширить участие общества в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений  в образовании. Этот процесс должен обеспечиваться как соответствующей  нормативно-правовой базой, так и  реальными механизмами действенного общественного участия в развитии образования.

Планируется в установленном порядке закрепить  правовой статус попечительского совета образовательного учреждения, обеспечивающий участие совета в формировании перечня  платных образовательных услуг, оказываемых учреждением сверх  соответствующих образовательных  программ и государственных образовательных  стандартов, определении направлений  профориентационной деятельности, решении  кадровых вопросов, организации общественного  контроля за расходованием внебюджетных средств учреждения и др. Важнейшая  задача и одно из приоритетных направлений модернизации системы образования - модернизация самой модели управления этой системой. В современных условиях управление образованием - это прежде всего управление процессом его развития. Необходимо создать отсутствующую до настоящего времени единую систему образовательной статистики и показателей качества образования, сопоставимую с мировой практикой, а также систему мониторинга образования.

      Ближайшая цель - формирование оптимальной модели управления, в которой будут четко  распределены и согласованы компетенция  и полномочия, функции и ответственность  всех субъектов образовательной  политики, прежде всего - образовательных  учреждений и органов местного самоуправления, региональных и федеральных управленческих структур. Должна быть обеспечена гласность  и прозрачность обсуждения и принятия управленческих решений. В современных  условиях значительную и все возрастающую часть информации учащиеся получают самостоятельно и, в первую очередь, через средства массовой информации. В этой связи планируется разработать  и осуществить меры активизации  роли средств массовой информации в  формировании культуры, воспитании гражданских  качеств, повышении ответственности  за демонстрацию и пропаганду насилия, порнографии, расовой и национальной розни, религиозной нетерпимости. Будет  увеличено число и повышено качество образовательных программ на государственных  радио- и телеканалах, расширены  возможности свободного и оперативного получения информации, в частности  через создание общедоступных электронных  библиотек в рамках федеральных  целевых программ "Электронная  Россия" и "Развитие единой образовательной  информационной среды (2001-2005 годы)".

Система образования является сферой взаимодействия интересов государства и общества, в лице их институтов и граждан. Каждый из субъектов образовательных правоотношений должен иметь возможность влиять на функционирование и развитие системы образования, но вместе с тем нести свою долю ответственности за создание условий, необходимых для выполнения системой образования своих социальных и образовательных функций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Кризис образования  в России

3.1 Стратегия образования  в России: кризис  и перспективы

      В России кризис образования приобрел особо тяжелые формы, поскольку  он - лишь частное проявление общего системного кризиса, охватившего абсолютно  все стороны жизни и поставившего страну на грань гибели.

      В мире имеют место две противоположные парадигмы устойчивого развития, одна из которых выражает мондиалистско-тоталитарную модель нового мирового порядка, а другая – плюралистско-демократическую.

Соответственно  возможны две противоположные парадигмы  и стратегии образования. Причем выбор гуманистического прогрессивного варианта может быть успешно реализован лишь на основе принципиально новых  фундаментальных идей и вытекающих из них высоких педагогических технологий. Подчеркивается необходимость при  выборе стратегических и тактических  решений в области образования  учитывать реальную ситуацию, связанную  с паразитарным характером российской экономики и антинациональной, коллаборационистской политикой нынешнего правительства.

      Парадокс "мирового кризиса" образования  заключается в том, что научное  сообщество вдруг заговорило о нем, выражая крайнюю тревогу, в середине 60-х годов, когда показатели, описывающие  его развитие, практически во всех странах мира были самыми высокими в истории. Именно в это время происходит небывалое ускорение роста всех его ступеней - от дошкольной, начальной до пост вузовской, при резком расширении их доступности, существенном увеличении финансирования, появлении многих новых форм и методов обучения, в том числе связанных с начавшейся компьютеризацией. Темпы развития материального производства в мире, которые являются опосредованным, но важнейшим критерием уровня функционирования образовательных систем, также были наиболее высокими за всю историю.

      По  экспертным оценкам, сумма знаний в  мире с 1950 г. удваивалась каждые 10 лет, с 1970 г. - каждые 5 лет, а с 1991 г. - ежегодно. Способности же подрастающих поколений  осваивать и творчески перерабатывать новое знание увеличиваются несравненно  медленнее. Деятели образования  лишь начинают осознавать серьезность  этой проблемы, не говоря уже о практических шагах к ее решению.

Повышенный  консерватизм образования связан:

  • во-первых, с самой сутью преподавания, всегда стремящегося придать знаниям завершенную форму, тогда как в действительности они находятся в процессе непрерывных изменений и развития;
  • во-вторых, с существованием значительного лага во времени между появлением новых идей, открытий, научно-технических достижений и их воплощением в массовую практику образования, что обусловлено как необходимостью усвоения их педагогами с последующей дидактической адаптацией в формы, доступные для основной массы учащихся, так и длительностью самих процессов обучения;
  • в-третьих, специфика учебного процесса требует (при традиционной постановке дела) включать в содержание учебных дисциплин лишь устоявшееся, проверенное временем знание, а следовательно, это содержание всегда обращено в прошлое, а не в настоящее и будущее.

      Таким образом, система образования сегодня  играет весьма противоречивую роль - служит не только мостом между прошлым и  будущим, но и является барьером, преграждающим  путь новым достижениям мысли  в массовую практику. Такая ситуация была вполне оправданной, когда радикальные  технические изменения в общественном производстве происходили примерно через 35-40 лет, а потому полученного в вузах знания в основном хватало на всю дальнейшую трудовую жизнь специалиста. В современных же условиях оптимальный период обновления технологий и техники сократился до 4-5 лет, а в наиболее развитых отраслях - до 2-3 лет, причем требование обновления диктуется не столько физическим старением, как прежде, сколько моральным.

      В прошлом веке и в первой половине текущего от подавляющего большинства  профессионалов требовалось прежде всего прочное усвоение строго определенного круга знаний, навыков и умения, четкое исполнение своих обязанностей и функций согласно строго определенным формальным правилам.

Ни одна из существующих в мире систем образования  пока не готова дать адекватный ответ  на новое производственное и гуманистическое  требование современности - формировать  и развивать творческие способности  у всех или, по крайней мере, у  большинства учащихся. В этом состоит  одна из основных причин кризиса образования, а следовательно, преодоление его предполагает создание педагогических технологий массового "производства талантов". Прекрасные теоретические и экспериментальные разработки для решения подобных задач в нашей стране уже имеются, и проблема состоит в их крайне медленном распространении.

Информация о работе Кризис образования в России