Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 12:39, курсовая работа
Цель работы: проанализировать систему образования в России и его кризис.
Задачи:
• дать общую характеристику образования в России;
• рассмотреть приоритеты образовательной политики;
• выявить причины кризиса в образовании.
Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. Образование в России…………………………………………….….
1.1 Роль образования в развитии российского общества…………………….
1.2 Новые социальные требования к системе российского образования……
1.3 Цели и основные задачи модернизации образования……………………
1.4 Реформирование образования как отрасли социальной сферы………….
Глава 2. Приоритеты образовательной политики…………………………
2.1.Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования……………………………………...……………………………….
2.2. Создание условий для повышения качества общего образования………
2.3.Управление развитием образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики………………
Глава 3. Кризис образования в России………………………………………
3.1 Стратегия образования в России: кризис и перспективы…………………
Заключение ………………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………………..
Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:
Основой
современной образовательной
1.4. Реформирование образования как отрасли социальной сферы
В
современном мире увеличивается
значение образования как важнейшего
фактора формирования нового качества
не только экономики, но и общества
в целом. Его роль постоянно растет
вместе с ростом влияния человеческого
капитала. Российская система образования
способна конкурировать с системами
образования передовых стран. Однако
ее преимущества могут быть быстро утрачены.
Если не будет сформулирована пользующаяся
широкой поддержкой общественности
Образовательная политика - важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры. Образовательная политика устанавливает на основе общественного согласия коренные цели и задачи развития образования, гарантирует их проведение в жизнь путем согласованных действий государства и общества.
Первейшая задача образовательной политики на современном этапе - достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а следовательно, и состояние экономики общества. Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Система образования формирует гражданина, тем самым воздействует на политическую сферу общественной жизни. Современное образование средство решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов, являясь одним из важнейших этапов их личной биографии. В любом государстве характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. Целями государственной политики в этой сфере является создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей культуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.
За
последние десять лет практически
все промышленно развитые страны
проводили различные по глубине
и масштабам реформы
Развитие науки и связанных с ней технологий производства потребовали реформирования как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений, проводящихся в России в конце XX – начале XXI вв. реформы образования можно выделить:
В настоящее время в России образовательная политика строится на следующих принципах, определяющих основные направления, приоритеты, а также характер образования в нашей стране:
В России неуклонно продолжается становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Мировое пространство, в котором через национальные границы свободно перемещаются ресурсы, люди, идеи – доминирующая тенденция современности. Одно из следствий этой тенденции – сближение, интеграция национальных систем образования. Сегодня Россия задействована во многих международных проектах, активно участвует в обмене учащимися, профессорско-преподавательским составом, традиции и нормы мирового образования повсеместно проникают в российское пространство.
Система образования в России переживает сейчас радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Развивается нормативно-правовая база в области образования. Постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены типовые положения о всех основных типах и видах образовательных учреждений, государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования.
Государственные
социальные гарантии обучающимся в основном
выражаются в реализации прав граждан
на бесплатное общее образование.
Глава 2. Приоритеты образовательной политики
2.1. Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования
Конституция
Российской Федерации гарантирует
права граждан на образование. Однако
в условиях сложной социально-
Обучающиеся
должны иметь информацию о состоянии
и реальных потребностях рынков труда,
о величине затрат, осуществляемых
государством и обществом на их образование,
о качественном уровне получаемого
образования и его соответствии
государственным
Для расширения доступности образования вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи будет разработан и реализован комплекс социально-экономических мер по обеспечению доступности образования на всех его ступенях. В числе этих мер:
Это обеспечит им доступность дополнительных образовательных услуг и возможность обучения в учреждениях образования, реализующих программы повышенного уровня; создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования для расширения возможностей детям из малообеспеченных семей получать среднее и высшее профессиональное образование, предусмотрев различные формы погашения кредита, субсидии; необходимо также использовать возможности государственного образовательного кредитования и субсидирования для подготовки студентов по специальностям, имеющим особо важное значение для экономического и социального развития государства; нормативно-правовое регулирование условий привлечения в сферу образования внебюджетных средств и их использования, обеспечение защиты прав потребителей платных образовательных услуг; последовательное увеличение суммарной величины академической и социальной стипендии и доведение ее до уровня прожиточного минимума; стимулирование создания для обучающихся фондов рабочих мест с неполным рабочим днем.
Для обеспечения
сельским школьникам равных возможностей
в получении качественного
Правительство Российской Федерации планирует осуществить комплексные меры по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей и молодежи, социальным сиротством. В их числе: