Кризис образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 12:39, курсовая работа

Описание

Цель работы: проанализировать систему образования в России и его кризис.
Задачи:
• дать общую характеристику образования в России;
• рассмотреть приоритеты образовательной политики;
• выявить причины кризиса в образовании.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. Образование в России…………………………………………….….
1.1 Роль образования в развитии российского общества…………………….
1.2 Новые социальные требования к системе российского образования……
1.3 Цели и основные задачи модернизации образования……………………
1.4 Реформирование образования как отрасли социальной сферы………….
Глава 2. Приоритеты образовательной политики…………………………
2.1.Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования……………………………………...……………………………….
2.2. Создание условий для повышения качества общего образования………
2.3.Управление развитием образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики………………
Глава 3. Кризис образования в России………………………………………
3.1 Стратегия образования в России: кризис и перспективы…………………
Заключение ………………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 64.06 Кб (Скачать документ)

Для достижения указанной цели будут решаться в  первоочередном порядке следующие  приоритетные, взаимосвязанные задачи:

  • обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
  • достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
  • формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
  • повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
  • развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

      Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования  могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной  системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями. Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую российскую семью. Суть изменений в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а результаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации образования. 

1.4. Реформирование образования  как отрасли социальной  сферы

      В современном мире увеличивается  значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Его роль постоянно растет вместе с ростом влияния человеческого  капитала. Российская система образования  способна конкурировать с системами  образования передовых стран. Однако ее преимущества могут быть быстро утрачены. Если не будет сформулирована пользующаяся широкой поддержкой общественности общенациональная образовательная политика, если государство не восстановит свою ответственность и активную роль в этой сфере, не проведет глубокую и всестороннюю модернизацию образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

      Образовательная политика - важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры. Образовательная политика устанавливает на основе общественного согласия коренные цели и задачи развития образования, гарантирует их проведение в жизнь путем согласованных действий государства и общества.

Первейшая задача образовательной политики на современном этапе - достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

      От  уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а следовательно, и состояние экономики общества. Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Система образования формирует гражданина, тем самым воздействует на политическую сферу общественной жизни.  Современное образование средство решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов, являясь одним из важнейших этапов их личной биографии. В любом государстве характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. Целями государственной политики в этой сфере является создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей культуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.

      За  последние десять лет практически  все промышленно развитые страны проводили различные по глубине  и масштабам реформы национальных систем образования, вкладывая в  это огромные финансовые средства. Реформы образования получили статус государственной политики, так как  государства начали осознавать, что  уровень образования в стране определяет ее будущее развитие.

      Развитие  науки и связанных с ней  технологий производства потребовали  реформирования как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений, проводящихся в России в конце XX – начале XXI вв. реформы образования можно выделить:

  • демократизацию системы обучения и воспитания;
  • гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования;
  • компьютеризацию;
  • интернационализацию процесса образования.

      В настоящее время в России образовательная  политика строится на следующих принципах, определяющих основные направления, приоритеты, а также характер образования  в нашей стране:

  • гуманистический характер образования;
  • приоритет общечеловеческих ценностей;
  • право личности на свободное развитие;
  • единство федерального образования при праве на своеобразие национальных и региональных культур;
  • общедоступность образования;
  • адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
  • светский характер образования в государственных учреждениях;
  • свобода и плюрализм в образовании;
  • демографический государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.

      В России неуклонно продолжается становление  новой системы образования, ориентированной  на вхождение в мировое образовательное пространство. Мировое пространство, в котором через национальные границы свободно перемещаются ресурсы, люди, идеи – доминирующая тенденция современности. Одно из следствий этой тенденции – сближение, интеграция национальных систем образования. Сегодня Россия задействована во многих международных проектах, активно участвует в обмене учащимися, профессорско-преподавательским составом, традиции и нормы мирового образования повсеместно проникают в российское пространство.

      Система образования в России переживает сейчас радикальные изменения, затрагивающие  все ее элементы и звенья. Развивается  нормативно-правовая база в области  образования. Постановлениями Правительства  Российской Федерации утверждены типовые  положения о всех основных типах и видах образовательных учреждений, государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования.

Государственные социальные гарантии обучающимся в основном выражаются в реализации прав граждан на бесплатное общее образование.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Приоритеты образовательной политики

2.1. Обеспечение государственных  гарантий доступности  качественного образования

      Конституция Российской Федерации гарантирует  права граждан на образование. Однако в условиях сложной социально-экономической  ситуации эти гарантии не всегда обеспечивались в полной мере. Правительство Российской Федерации осуществит меры по их реализации, создав правовые и экономические условия для:

  • бесплатности полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством Российской Федерации;
  • равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи;
  • получения образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования.

      Обучающиеся должны иметь информацию о состоянии  и реальных потребностях рынков труда, о величине затрат, осуществляемых государством и обществом на их образование, о качественном уровне получаемого  образования и его соответствии государственным образовательным  стандартам. Для повышения объективности  итоговой аттестации выпускников общеобразовательной  школы и обеспечения равных возможностей на получение среднего и высшего  профессионального образования  предстоит осуществить изменение  сложившейся системы выпускных  экзаменов в общеобразовательных  учреждениях и вступительных  испытаний в высшие и средние  специальные учебные заведения  с учетом результатов эксперимента по введению единого государственного экзамена. При этом в высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку по профессиям, предполагающим наличие определенных творческих, психологических, физических наклонностей, а также реализующих учебные программы повышенной сложности, могут быть установлены дополнительные требования к приему. Одновременно будет отрабатываться система специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Для расширения доступности образования вне  зависимости от места жительства и уровня доходов семьи будет  разработан и реализован комплекс социально-экономических  мер по обеспечению доступности  образования на всех его ступенях. В числе этих мер:

  • разграничение полномочий и ответственности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
  • передача оплаты труда и обеспечения учебного процесса в муниципальных общеобразовательных школах в ведение субъектов Российской Федерации и придания им статуса государственных образовательных учреждений;
  • введение адресных целевых выплат для малообеспеченных учащихся и создание на региональном и муниципальном уровнях других механизмов поддержки детей, нуждающихся в особой социальной защите.

Это обеспечит  им доступность дополнительных образовательных  услуг и возможность обучения в учреждениях образования, реализующих  программы повышенного уровня; создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования для расширения возможностей детям из малообеспеченных семей получать среднее и высшее профессиональное образование, предусмотрев различные формы погашения кредита, субсидии; необходимо также использовать возможности государственного образовательного кредитования и субсидирования для подготовки студентов по специальностям, имеющим особо важное значение для экономического и социального развития государства; нормативно-правовое регулирование условий привлечения в сферу образования внебюджетных средств и их использования, обеспечение защиты прав потребителей платных образовательных услуг; последовательное увеличение суммарной величины академической и социальной стипендии и доведение ее до уровня прожиточного минимума; стимулирование создания для обучающихся фондов рабочих мест с неполным рабочим днем.

Для обеспечения  сельским школьникам равных возможностей в получении качественного общего образования будут осуществлены специальные меры по поддержке сельской школы, а также ее реструктуризации. Дети с ограниченными возможностями  здоровья должны быть обеспечены медико-психологическим  сопровождением и специальными условиями  для обучения преимущественно в  общеобразовательной школе по месту  жительства, а при наличии соответствующих  медицинских показаний - в специальных  школах и школах-интернатах. Дети с  проблемами асоциального характера  должны быть обеспечены обязательным индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением.

Правительство Российской Федерации планирует  осуществить комплексные меры по борьбе с беспризорностью, асоциальным  поведением детей и молодежи, социальным сиротством. В их числе:

  • создание сети учебно-воспитательных учреждений по типу суворовских, нахимовских училищ, кадетских школ и корпусов, казачьих школ, летных, мореходных, речных, промышленных, сельскохозяйственных и других училищ;
  • создание специализированных консультативных подростковых центров, где подростки решали бы свои психолого-педагогические и медико-социальные проблемы;
  • рационализация порядка и процедур усыновления детей, развитие системы приемных семей и детских домов семейного типа;
  • расширение подготовки специальных кадров - социальных педагогов и психологов - по профилактике социального сиротства и для работы с детьми группы риска;
  • подготовка и переподготовка педагогических кадров, а также проведение родительского всеобуча по профилактике наркомании и алкоголизма;
  • введение на федеральном и региональном уровнях специальных уполномоченных по правам ребенка.

Информация о работе Кризис образования в России