Культура киевской руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 09:59, курс лекций

Описание

Почти два столетия Киевская Русь была языческой державой, которой требовалось религиозно-идеологическое подкрепление государственности и власти киевских князей. Действительность требовала какого-то упорядочения первобытной языческой религии с ее локальными племенными культами и приведения ее в соответствие с новым уровнем государственной жизни. При правлении князя Владимира в 980 году язычество было реформировано и противопоставлено проникавшему на Русь христианству. Язычество укреплялось и возрождало старинные, начавшие отмирать обряды. Приверженность молодого государства прадедовскому язычеству была формой и средством сохранения государственной политической самостоятельности. Языческая реформа князя Владимира была также формой противопоставления русской языческой теологии греческой христианской. Это особенно четко выступает при анализе пантеона Владимира, реальным воплощением которого были тщательно оформленные идолы на центральной площади Киева у самых стен великокняжеского дворца.

Содержание

1.Религия

2.Устное народное творчество.

3.Письменность и образование.

4.Литература.

5.Изобразительное искусство, архитектура.

6. Музыка.

Работа состоит из  1 файл

02.Культура Киевской Руси1.doc

— 115.50 Кб (Скачать документ)

  Большой интерес представляли переводные военные  повести. Одна из крупнейших в мировой литературе повестей – «История Иудейской войны» Иосифа Флавия, известна на Руси как «Повесть о разорении Иерусалима». В соответствии с русскими потребностями были переработаны повести о жизни и подвигах Александра Македонского – «Александрия». А военная повесть – «Девгениево деяние» – сильно переработанная византийская поэма 10 века – «О подвигах Василия Дигениса Акрита».

  На  Руси были распространены и сочинения, отражавшие средневековые представления о мироздании, о явлениях природы, животном и растительном мире. «Физиолог»  описывает реальных и вымышленных животных, фантастические камни и растения, «Шестидневы» согласно шести дням творения мира описывают Вселенную и окружающий мир, «Христианская топография Косьмы Индикоплова» - описание путешествия в Индию, совершенного в 6 веке византийским купцом.

  Переводная  литература способствовала обогащению и развитию молодой русской литературы. Из оригинальных произведений наиболее выдающимися «Поучение к братии» Луки Жидяты, «Поучение Федосия Печерского» «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Память и похвала Владимиру» Иакова Мниха, «Чтение о Борисе и Глебе» Нестора, «Сказание о Борисе и Глебе»,  «Изборник» Святослава, «Поучение Владимира Мономаха», «Хождение игумена Даниила в святые места».

  «Поучение к братии» является кодексом христианской морали и наставлением монастырской братии, т. е. монахам. В «Памяти и похвале Владимиру» используются какие-то недошедшие до нас древние записи о событиях на Руси.

  «Слово  о законе и благодати» – написано в 30-40 года 11 века первым русским митрополитом Илларионом. Илларион использует форму церковной проповеди и создает политический трактат, в котором нашли отражение злободневные проблемы русской действительности. Он противопоставляет «благодать» (христианство) «закону» (иудаизму), и отвергает свойственное иудаизму понятие богоизбранничества, утверждает идею перенесение небесного внимания и расположения с одного избранного народа на все человечество, утверждает равноправие всех народов. Илларион выступает против притязаний Византии на культурную и политическую гегемонию в Восточной Европе. Этому он противопоставляет идею равноправия всех христианских народов, независимо от времени их крещения. Он выдвигает теорию всемирной истории как постепенного и равного приобщения всех народов к христианству. Русь, приняв христианство, заняла достойное место среди других христианских государств. Таким образом, Илларион дает религиозное обоснование государственной самостоятельности и международного значения Руси.

  «Поучение Владимира Мономаха» – это  политическое и нравственное завещание выдающегося государственного деятеля, проникнутое глубокой тревогой за судьбу Руси, вступившей в сложный период истории. «Поучение» было попыткой идеологическими и моральными средствами предотвратить княжеские раздоры и сохранить единство Руси в условиях феодальной раздробленности.

  «Хожение  игумена Даниила в святые места» создано одним из сподвижников Мономаха, представляет собой рассказ о путешествии к Гробу Господню с подробным описанием пути и пребывания при дворе Иерусалимского короля.

  Немало  произведений древнерусской литературы было направлено против язычества и католичества, такие как «Слово некоего христолюбца», «О вере латинской» Феодосия Печорского.

  Характерная особенность русской средневековой  литературы – ее острая публицистичность, поэтому памятники литературы одновременно являются и памятниками общественно-политической мысли. В основе их содержания – важнейшие проблемы жизни Руси.

  Среди письменных памятников древнерусской  культуры  особое место занимают летописи – особый вид исторического повествования, разделенного по годам.

  Летописи являлись средоточием истории Древней Руси, ее идеологией, понимания ее места в мировой истории.

  Летописание было государственным делом и  поручалось самым грамотным, знающим, мудрым людям, способным не просто изложить разные дела год за годом, но и дать им соответствующее объяснение. Составитель каждого очередного летописного свода выступал не только как автор заново написанных частей летописи, но и как составитель и редактор предыдущих летописей. Летописание было сразу поручено церковным деятелям. Первая летопись была, вероятно, составлена в 996-997 годах при Десятинной церкви в Киеве. Она должна была отразить историю Руси со времени появления новой династии Рюриковичей и до правления Владимира с его победами и введением христианства.

  Вторая  летопись была создана при Ярославе Мудром в 1039 году. Существовало еще несколько летописных сводов, но самым значительным памятником летописания является пятая по счету летопись – «Повесть временных лет» (ПВЛ), написанная при дворе Святополка в 1113 году монахом Киево-Печерской лавры Нестором, дошедшая до нас в более поздних летописных сводах 14-15 веках.

  В 1116-1118 годах летопись была переписана и отредактирована игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром, т. к. Владимиру Мономаху не понравилось, как в ней отражена роль Святополка в русской истории. Летописание было изъято из Печорского монастыря, было передано в Выдубецкий монастырь.

  Как и всякая летопись «ПВЛ» отличалась сложностью состава и разнообразием включенного в нее материала. Кроме кратких погодных записей и более подробных рассказов о политических событиях, в нее вошли тексты дипломатических, и юридических документов, пересказы фольклорных преданий, выдержки из памятников переводной литературы, записи о явлениях природы и самостоятельные литературные произведения - исторические повести, жития, богословские трактаты и поучения, похвальные слова.

  Цель  труда сформулирована автором в  его заглавии: «Се повести времянных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда русская земля стала есть». Из этих слов следует, что происхождение и история русского государства рассматривались в неразрывной связи с происхождением и историей киевской княжеской власти, при этом история Руси давалась на широком фоне всемирной истории. Хотя «ПВЛ» возникла в период, когда уже начался распад древнерусского государства на отдельные земли и княжества, повесть проникнута идеей единства русской земли, которое мыслится как сплочение всех земель под властью киевских великих князей.

  Патриотическая  направленность, способность возвыситься до понимания общенародных интересов сближают «ПВЛ» с устным народным творчеством.

  6.Изобразительное  искусство и архитектура.

  Русь  в долгие годы была страной деревянной, ее архитектура, т. е. языческие молельни (капища), крепости, терема, избы строились из дерева. Каменная архитектура связана уже с христианством, в отличие от Западной Европы, где и языческие и христианские храмы строились из камня.

  Для русской деревянной архитектуры  была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками, теремами, наличие разного рода пристроек - клети, переходы, сени. Традиционной была художественная резьба.

  После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. За основу был взят крестово-купольный тип храма. Внутреннее пространство храма расчленялось четырьмя массивными столбами, образуя в плане крест, на этих столбах, соединенных попарно арками, возводился барабан, завершавшийся полусферой. Восточная часть здания имела выступ для алтаря (апсида). Внутреннее пространство храма делилось столбами на нефы (межрядные пространства). Для расширения храма в западной стороне часто ставились дополнительные два столба, иногда столбы ставились и в поперечном направлении. В западной части здания располагался балкон (хоры), где во время богослужения находился князь с семьей. На хоры вела винтовая лестница, находящаяся в специально пристроенной башне.  Но русские мастера внесли в крестово-купольную композицию элементы русской деревянной архитектуры (многоглавие и пирамидальность)

  Первой  каменной постройкой была Церковь Богородицы (Десятинная церковь), заложенная в 989 году русскими и греческими мастерами. Это пятинефный храм, имеющий 25 глав. Здание было разрушено в 1240 году татаро-монголами.

  Спустя 40 лет в 1031-1036 г. был построен в  Чернигове греческими зодчими Спасо-Преображенский собор (самый «византийский» собор в Киевской Руси).

  Но  уже Софийский собор, построенный  в Киеве в 1037-1054 годах греческими и русскими мастерами, отразил сочетание славянских и византийских традиций. На основу крестово-купального храма были поставлены 13 «веселых» глав храма. Ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль русского деревянного зодчества.

  Софийский собор, созданный в пору возвышения Руси при Ярославе Мудром, показал, что строительство – это тоже политика. Этим храмом был брошен вызов Византии, ее признанной святыни – Константинопольскому Софийскому собору.

  В 11 веке в Киеве возведено еще  несколько каменных построек – Ирининский и Георгиевский храмы, а также Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения.

  Вслед за Киевской Софией  были построены  пятиглавый Софийский собор в Новгороде (1045-1052) и семиглавый Софийский собор в Полоцке (вторая половина 11 века).

  Новгородская София существенно отличается от киевского собора. Он проще и строже своего оригинала. В Новгороде при кладке стен был использован местный известняк. Позднее стены были отштукатурены, что и послужило началом традиции белоснежных храмов на Руси.

  Новгородский Софийский собор послужил образцом для последующих новгородских построек начала 12 века – Николо-Дворищенский собор (1113 год), соборы Антониева (1117-1119 года) и Юрьева (1119 год) монастырей, все здания приписывают зодчему Петру. Последняя княжеская постройка этого типа – церковь Иоанна в Опоках (1127год).

  Сыновьям  и внукам Ярослава церковь помогала в борьбе за престол. Они соответственно помогали церкви возводить храмы. Так, Изяславом в начале 1060-х годов был основан Дмитриевский монастырь, Всеволодом в 1070-х годах Михайловский Выдубецкий монастырь, ставший опорой Мономаховичей. В конце 70 годов 11 века Святослав основал Симеоновский монастырь, служивший опорой черниговских Ольговичей. В центре Киева в1086 году Всеволодом был основан Андреевский (Янчин) монастырь, а в 1129г. Мстислав Великий основал Федоровский («Вотчь») монастырь.

  Русская церковь очень скоро осознала себя самостоятельной силой и, опираясь на византийские традиции, заявляла и обосновывала свои претензии на власть. Церковь выдвинула свой образец архитектурного воплощения православной идеи – одноглавый Успенский собор Киево-Печерского монастыря. Печерский монастырь – единственный монастырь, основанный монастырской общиной во главе с Феодосием в 1073 году. Но расцвет монастыря связан с игуменством бывшего приближенного князя Изяслава боярина Стефана, при котором монастырь был выстроен за три лета и освящен только в 1089 году.

  Для строительства Успенского собора Печерского монастыря были приглашены мастера из Константинополя,  поэтому этот собор ближе к Десятинной церкви, и представляет из себя трехнефный шестистолпный храм, который завершился одной главой. Успенская церковь Киево-Печерского монастыря положила начало распространению однокупольных храмов.

  Последней значительной постройкой эпохи Киевской Руси является Церковь Спаса в Берестове, построенная при Владимире Мономахе или чуть позже.

  Древнерусское искусство – живопись, скульптура, отреагировали на принятие христианства. Языческая Русь знала все эти виды искусства в чисто языческом варианте, но христианская церковь внесла в них совершенно иное содержание. С принятием христианства на Русь пришли новые виды монументальной живописи (мозаика, фрески), и станковая живопись (иконопись).

  Византия  не только познакомила русских художников с новой для них техникой живописи, но и дала им иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью. Это сковывало художников и предопределило более длительное византийское влияние в живописи, чем в архитектуре.

  Самые ранние из сохранившихся произведений древней русской живописи были созданы в Киеве. Согласно летописям, первые храмы украшали приезжие мастера-греки, которые принесли с собой сложившуюся систему иконографии, систему расположения сюжетов в интерьере храмов, а также манеру плоскостного изображения. Самые известные – фрески и мозаики Софийского собора в Киеве. Их исполнители мастерски использовали разнообразие оттенков смальты (цветного стекла), искусно объединяли мозаику и фрески. Особенно значительны мозаичные изображения Богоматери-Оранты в алтарной апсиде, и погрудное изображение Христа Вседержателя (Пантократора). В мозаичной палитре мастеров киевской Софии представлено около 130 оттенков (25 – зеленого, 23 – коричневого, 19 – синего и золотого и т.д.).  Уникальными памятниками светской живописи являются росписи стен двух башен Софийского собора Киева. Здесь изображены сцены княжеской охоты, цирковые состязания, музыканты, скоморохи, акробаты, фантастические звери и птицы. Среди фресок есть два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого.

  Мозаики Михайловского Златоверхого монастыря  отличаются свободной композицией, живостью движений и индивидуальными характерами персонажей, например, изображение Дмитрия Солунского.

  К началу 12 века дорогая и трудоемкая мозаика целиком была вытеснена фреской. Искусство мозаики в 18 веке возрождает М.В. Ломоносов.

Информация о работе Культура киевской руси