Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 09:59, курс лекций
Почти два столетия Киевская Русь была языческой державой, которой требовалось религиозно-идеологическое подкрепление государственности и власти киевских князей. Действительность требовала какого-то упорядочения первобытной языческой религии с ее локальными племенными культами и приведения ее в соответствие с новым уровнем государственной жизни. При правлении князя Владимира в 980 году язычество было реформировано и противопоставлено проникавшему на Русь христианству. Язычество укреплялось и возрождало старинные, начавшие отмирать обряды. Приверженность молодого государства прадедовскому язычеству была формой и средством сохранения государственной политической самостоятельности. Языческая реформа князя Владимира была также формой противопоставления русской языческой теологии греческой христианской. Это особенно четко выступает при анализе пантеона Владимира, реальным воплощением которого были тщательно оформленные идолы на центральной площади Киева у самых стен великокняжеского дворца.
1.Религия
2.Устное народное творчество.
3.Письменность и образование.
4.Литература.
5.Изобразительное искусство, архитектура.
6. Музыка.
Светлое
языческое искусство
Икона
«Владимирская Богоматерь»
В
это время прославился
Георгиевскому собору Юрьевского монастыря Новгорода принадлежала монументальная по размеру и оригинальная по иконографии икона «Устюжское Благовещение» (написана в первой трети 12 века).
Распространение письменности и появление книг привело к возникновению еще одного вида живописи – книжной миниатюры. В Древней Руси под миниатюрой понимали красочную иллюстрацию и называли ее «рукопись лицевая».
Древнейшие русские миниатюры находятся в «Остромировом Евангелии», где помещены изображения трех евангелистов (Луки, Иоанна и Марка). В «Изборнике» Святослава 1073 года помещена миниатюра, изображающая семью князя Святослава, а также рисунки на полях, имеющие сходства с живописью Киевской Софии.
Древнерусские книги украшались орнаментом в виде заставок (узор в начале главы), концовок (узор в конце главы), инициалов (разрисованных заглавных букв). В орнаменте использовались геометрические и растительные мотивы.
Введение христианства заставило русский народ забыть о круглой скульптуре, как создании языческих идолов. Но продолжает развиваться рельеф.
Самыми ранними из известных исследователям являются 4 монументальных рельефа из красного шифера, созданные русскими мастерами в Киево-Печерском монастыре (нач. 11 века).
Первая пара рельефа – Геракл, побеждающий льва; Дионис, везомый на колеснице львом и львицей. Вторая пара рельефов изображает христианских святых: святые воины-всадники Георгий и Федор Стратилат, святые Нестор и Дмитрий. В это время над русскими мастерами еще не довлел запрет на пластическое изображение человека.
К концу 11 – началу 12 века на смену большим резным плитам с фигурными композициями приходят небольшие рельефы, так называемого «звериного стиля» с признаками тетралогии (сложное переплетение звериных элементов с ремнями или лентами – «чудовищный стиль»).
7. Музыка.
Песни сопровождали работу, военные походы, входили в обряды и были составной частью праздников. Церковь негативно относилась ко всем этим развлечениям, связывая их с язычеством.
На Руси использовали различные музыкальные инструменты: ударные (бубен, накры, арган), духовые (рог, рожок, труба, дудка, жалейка), струнные (гусли, гудок или смык).
Выделяются профессиональные группы исполнителей: сказители, певцы былин и преданий; скоморохи, затейники, потешники, увеселители (которые были и музыкантами и плясунами, жонглерами, акробатами, фокусниками и дрессировщиками).
Уже
с 12 века начинают различать 2 вида нотной
записи, так как богослужение сопровождалось
пением по специальным певческим книгам:
кондакарная (заимствованная из Византии
сложная двухступенчатая система многочисленных
специальных знаков, располагавшихся
над основной строкой текста); знаменная
или крюковая (знаки или крюки – древнерусские
нотные знаки). С 14 века кондакарная нотная
запись вышла из употребления и до сих
пор не расшифрована.