Культура Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 17:01, реферат

Описание

В данной работе речь пойдет о становлении и развитии древнерусской культуры X – XII вв. и о социокультурной ситуации на Руси в ту далекую для нас эпоху.

Содержание

I. Введение

II. Культура Руси до монголо-татарского нашествия

Письменность, грамотность
Древнерусская литература
2.1. Особенности развития русской средневековой культуры

2.2. Письменность, грамотность и литература Киевской Руси

2.3. Эпические произведения Древней Руси

2.3.1. Сущность былинного эпоса

2.3.2. Герои русских былин и их классификация

2.3.3. Анализ эпических произведений русского народа и их оценка в исследованиях историков и литературоведов

Архитектура и живопись
Русское прикладное искусство X – XIII в.: истоки и своеобразие развития
III. Заключение. Выводы

Работа состоит из  1 файл

Культура Киевской Руси.doc

— 156.50 Кб (Скачать документ)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА  И БИЗНЕСА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по курсу: «Отечественная история» 
 

ТЕМА: КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ  
 
 
 
 
 
 

        Выполнил:                                      студент I курса ФЗОД 34У ФММ                          Дворников А.А.                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                

         Проверила:                                старший преподаватель Голубенкова Е.Б.                              
 
 
 
 

       

г.Гороховец 2007 г. 
 
 
 
 
 
 
 

План 
 
 

I. Введение

II. Культура Руси до монголо-татарского нашествия

  1. Письменность, грамотность
  2. Древнерусская литература

    2.1.  Особенности  развития русской средневековой  культуры

    2.2.  Письменность, грамотность и литература Киевской  Руси

    2.3.  Эпические  произведения Древней Руси

      2.3.1. Сущность  былинного эпоса

      2.3.2. Герои  русских былин и их классификация

      2.3.3. Анализ  эпических произведений русского  народа и их оценка в исследованиях  историков и литературоведов

  1. Архитектура и живопись
  2. Русское прикладное искусство X – XIII в.: истоки и своеобразие развития

III. Заключение. Выводы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Введение
 

      Под культурой человеческого общества мы, как правило, понимаем совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых человечеством в процессе его общественно-трудовой практики.

      Говоря  о материальной культуре, мы имеем  в виду развитие техники, орудий труда, жилье, типы и виды одежды, предметы быта и т.п. В отличии от материальной, духовная литература включает в себя идеологические представления, систему  образования, науку, литературу, искусство, той или иной эпохи. Периодизация истории русской культуры в основном совпадает с общеисторической периодизацией. В истории русской культуры эпохи феодализма  выделяют  два больших этапа: русская средневековая культура

 IX – XVII в. и культура нового времени – XVIII – первая половина XIX в. В свою очередь в рамках первого этапа обычно выделяют в качестве отдельных периодов культуры: 

  • Киевской Руси и периода феодальной раздробленности (домонгольское время)
  • времени образования и формирования единого Русского централизованного государства XIII – XV вв.
  • культуру XVI в.
  • культуру XVII в.

     В данной работе речь пойдет о становлении  и развитии древнерусской культуры X – XII вв. и о социокультурной ситуации на Руси в ту далекую для нас эпоху.

     Прежде  чем перейти непосредственно  к этому вопросу, необходимо подчеркнуть  особенности развития русской средневековой  культуры в целом. Во-первых, для культуры этого этапа характерна общая замедленность в развитии. В этот период господства натурального хозяйства, консервировались и общественные отношения. Отсюда, традиционность культуры средневековья. Во-вторых, в идеологии и мировоззрении людей ведущее место занимала церковь, определявшая характер, направление, формы и темпы культурного развития, стремившаяся всячески подчинить и регламентировать жизнь всех социальных групп и слоев населения. В-третьих, для этого периода характерно накопление знаний и практически научного объяснения многим фактам и явлениям еще не существовало. В-четвертых, культурное развитие тормозилось начавшей складываться системой зависимости ряда слоев населения, однако, процесс оформления крепостного права был прерван вторжением орд Батыя и установившимся с 1240 г. игом.

     Несмотря  на некоторые отличия в развитии Руси по сравнению с западноевропейскими странами, русская культура формировалась и развивалась в общем русле европейской культуры. Это можно объяснить однотипностью социально-экономического развития Руси и западноевропейских стран и социальной структурой феодального общества.

     К сожалению, многие памятники, относящиеся  к древнерусской культуре домонгольского периода, не дошли до нас. Значительная их часть погибла в огне пожаров, нашествий и войн. Гибли целые города, а вместе с ними исчезали и бесценные творения иконописцев, летописцев, зодчих.

     Культура  всякого народа складывается из суммы  ценностей, унаследованных от прошлых  эпох, собственного вклада современников, заимствований у других народов. Так и культура Киевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племен, составивших ядро древнерусского государства. Она испытала несомненное влияние кочевых народов и Византии, из которой на Русь пришло христианство, оказавшее несомненное влияние на развитие Древней Руси, однако именно с ним нельзя связывать исключительные успехи русской культуры, как это делают многие представители буржуазной историографии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Культура  Руси до монголо-татарского нашествия
 
 
    1. Письменность, грамотность
 
 

     Буржуазные  ученые утверждали, что письменность на Руси распространилась с принятием христианства. Однако, на сегодняшний день отечественная наука располагает фактами, говорящими нам о существовании письменности на Руси еще в дохристианскую эпоху. О надписях по-русски на камне и дереве упоминают арабские авторы, жившие в X веке. Текст договора Олега с греками 911г. был составлен как на греческом, так и на русском языке. В 1949г. под Смоленском у местечка Гнездово археологами был обнаружен сосуд, на стенке которого присутствует надпись «гороухча». Существуют различные предположения по поводу значения данного слова (горчица, пряность, «Горух» писал и т.п.), важнее все же сама надпись, датируемая первой четвертью-серединой X в., т.е. сделанная задолго до принятия христианства. И подобных примеров достаточно много.

     К моменту принятия христианства, Русь уже имела собственный алфавит. Точной даты возникновения славянской письменности мы не знаем. Ученые полагают, что она существовала уже в IX в. В 60-е года IX в. Кирилл и Мефодий, два брата из Византийского города Салоники придумали для славян новую азбуку (известен алфавит южных славян из 24 греческих и 14 «своих» букв), которую назвали – кириллицей. Ею пользовались балканские славяне. Кириллица и глаголица (алфавит изобретенный Кириллом, и не имевший ничего общего ни с греческими, ни с латинскими), проникли к восточным славянам в конце IX – начале X века. По мнению ученых, на Руси существовал алфавит на основе греческого, имевший 23 греческих и 4 «славянских» букв ( Б, Ж, Ш, Щ).

     До  принятия христианства умеющих читать и писать на Руси было мало, но с 988 г. грамотность стала быстро распространяться практически во всех социальных слоях. Грамотой владело духовенство, князья, бояре и горожане. О широком распространении грамотности говорят многочисленные берестяные грамоты, в большом количестве обнаруженные в Новгороде, где практически все население умело писать и читать. О грамотности свидетельствуют многочисленные изделия ремесленников, подписанные авторами. В частности, в фотоальбоме по русскому прикладному искусству X – XIII вв. приводится фотография новгородского серебряного кратира с надписью следующего содержания: «Господи, помоги рабу своему Флорови. Братило делал»1.

     Огромное количество надписей (граффити) обнаружено на стенах древних соборов. Надпись на стене Софийского собора в Киеве, сделанная над саркофагом Ярослава Мудрого, позволила историкам сделать вывод, что киевских князей величали царским титулом.

     Распространению грамотности среди городского населения  способствовали школы, где обучались  дети из семей различного уровня достатка, наряду с боярскими отроками и детьми духовенства, доступ к грамоте имели и дети ремесленников. При Ярославе Мудром в Киеве была открыта школа, где обучались более трехсот детей. В княжеских теремах Киева получила образование дочь Ярослава Мудрого – Анна, одна из первых  грамотных женщин, ставшая королевой Франции.

     Вместе  с распространением грамотности  и письма на Руси появляется и литература. По словам Д.С.Лихачева: «Литература возникла внезапно. Русской литературе без малого тысяча лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Она древнее, чем литературы французская, английская, немецкая. Ее начало восходит ко второй половине X в.»2. Но скачок в царство литературы был подготовлен всем предшествующим культурным развитием русского (тогда еще единого) народа. Высокий уровень развития фольклора сделал возможным восприятие новых эстетических ценностей, с которыми знакомила письменность. Созданные в Болгарии ранее сочинения с их литературным языком, способным выразить сложнейшие политические, нравственные и философские идеи уже с конца X века начинают проникать на Русь. В это же время создается и первое произведение русской литературы, так называемая «Речь философа», в которой кратко рассказывалась история мира от его «сотворения» и до возникновения вселенской церковной организации. В Киевской Руси был создан целый ряд выдающихся литературных произведений, среди которых «Поучение Владимира Мономаха», «Моление Даниила Заточника», «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона и другие. Все они донесли до нас важнейшие проблемы, которые волновали писателей того времени: призыв к волнению против общих врагов, прославление веры и сильной княжеской власти, гордость за свой народ и за отчизну.

     Своего  освещения требовали и события, происходящие на Руси. Русские святые вызывают необходимость в новых житиях. Возникает необходимость в проповедях и публицистических сочинениях, посвященных насущным проблемам и явлениям местной действительности. Развивающееся национальное самосознание потребовало исторического самоопределения русского народа, и нужно было найти свое место в той грандиозной картине всемирной истории, которую дали переводные хроники и возникшие на их основе компилятивные сочинения. И вот рождается новый жанр, которого не знала византийская литература-летописание. «Повесть временных лет», одно из самых значительных произведений русской литературы, которое определяет место славян и, в частности русского нарда, среди народов мира, рисует происхождение славянской письменности, образования русского государства, события русской истории и т.п. Составитель «Повести...» имел в своем распоряжении древнейшие летописные записи, которые в свою очередь, опирались на устные предания, переходившие из поколения в поколение, от отца к сыну. Историки предполагают, что первый летописный свод был создан в 966-997гг. Знаток летописания Л.В.Черепнин называет «точную» дату - 996 г., место написания - Киев.

     В оригинале «Повесть временных лет» до нас не дошла. Она известна нам  по многочисленным копиям-спискам последующих столетий. «Повесть...» открывала все летописные своды XII-XIV вв. Наиболее полно она сохранилась в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях. Об авторе «Повести…» между учеными ведутся споры. Историки А.А.Шахматов, Д.С.Лихачев, Б.А.Рыбаков и ряд других называют автором чернеца Федосьего монастыря Печерского-Нестора. Но у них есть противники, указывающие на множество стилистических  и фактических несоответствий между «Повестью» и произведениями, бесспорно принадлежавшими Нестору. Однако для истории русской культуры важнее не это. Трудно не согласиться с мнением Д.С.Лихачева, назвавшего «Повесть временных лет», монументальным произведением, наиболее полным и законченным историческим трудом Киевской Руси: «Рассмотренная вблизи, в упор, она производит впечатление случайного набора кусков драгоценной смальты, но окинутая взором в ее целом, она поражает нас строгою продуманностью всей композиции, последовательностью повествования, единством и грандиозностью идеи, всепроникающим патриотизмом содержания»3.

     Летописание продолжалось в русских землях и после распада единого государства. Летописцы удельных земель начинали свое повествование с «Повести…» и продолжали до момента отделения своих земель от Киева. Затем шел рассказ о местных событиях. Летописи каждой из земель отличаются друг от друга. Как греческая военная хроника звучит «Псковская летопись». Описанием княжеских усобиц наполнена летопись Галицко-Волынской земли («Ипатьевская летопись»). Новгородская летопись – это своеобразная городская хроника. Идея единой и сильной великокняжеской власти характерна для летописи Владимиро-Суздальской земли («Лаврентьевская летопись»). Различные летописные сочинения обычно называют по месту их хранения, или по имени автора, или ученого, их обнаружившего.

Информация о работе Культура Киевской Руси