Культура Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 17:01, реферат

Описание

В данной работе речь пойдет о становлении и развитии древнерусской культуры X – XII вв. и о социокультурной ситуации на Руси в ту далекую для нас эпоху.

Содержание

I. Введение

II. Культура Руси до монголо-татарского нашествия

Письменность, грамотность
Древнерусская литература
2.1. Особенности развития русской средневековой культуры

2.2. Письменность, грамотность и литература Киевской Руси

2.3. Эпические произведения Древней Руси

2.3.1. Сущность былинного эпоса

2.3.2. Герои русских былин и их классификация

2.3.3. Анализ эпических произведений русского народа и их оценка в исследованиях историков и литературоведов

Архитектура и живопись
Русское прикладное искусство X – XIII в.: истоки и своеобразие развития
III. Заключение. Выводы

Работа состоит из  1 файл

Культура Киевской Руси.doc

— 156.50 Кб (Скачать документ)

     Среди произведений периода феодальной раздробленности – бессмертное «Слово о полку Игореве». Жанр этого произведения необычен, т.к. здесь соединяются жанровые признаки ораторского произведения и фольклорных слов и плачей. Это произведение древнерусской литературы посвящено неудачному походу новгородского князя Игоря Святославовича в половецкую степь в 1185 году. В отличии от авторов Ипатьевской и Лаврентьевской летописей, неизвестный повествователь «Слова» не столько рассказывает о событиях похода, сколько размышляет о случившемся, выражает свое отношение к нему, размышления переплетаются с думами о прошлом и будущем своей страны. К.Маркс так определил основной идейный смысл «Слова»: «Суть поэмы – призыв русских князей к единению как раз перед нашествием ….монгольских полчищ»4. Это произведение было открыто в конце XVIII века известным знатоком и ценителем древностей А.И. Мусиным – Пушкиным. К сожалению, подлинник не сохранился до наших дней, как и многие бесценные произведения древней культуры, оно погибло в огне пожара 1812 года.

     Наряду  с письменной литературой широкое  развитие имело устное народное творчество, и прежде всего знаменитые былины.

     «Былины (старины), русские народные эпические  песни – сказания. Возникли как  выражение исторического сознания русского народа в IX-XIII вв. В процессе бытования  впитали события позднейшего времени. Повествуют преимущественно о богатырях – защитниках Родины; отразили нравственные  и социальные идеалы народа».5 Такое определение дает былинам энциклопедия. Видный историк, академик Б.А.Рыбаков  отмечал, что: «былины и летописи – замечательные памятники русской общественной мысли».6

     Действительно, оба эти жанра словесности  повествуют о важных делах своего времени, оба они рассчитаны как  на своих современников, так и  на потомков, иногда на очень далеких. И мы, отдаленные потомки, благодарны древним сказителям и летописцам за те драгоценные сведения о судьбах Руси, о борьбе с кочевниками, о разных городских и княжеских делах, которые дошли до нас в устной передаче былин – «старин» и на пергаментных страницах летописных книг.

     Каждый  из нас фактически с детских лет  знает былинную «троицу»: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Но  далеко не каждый сможет продолжить этот счет, расширить круг действующих  лиц еще на пять – десять имен? Ценность богатырского эпоса заключается в том, что он по своему происхождению неразрывно связан с народом, с теми смердами- воинами, которые и землю пахали и воевали под киевскими знаменами с печенегами и половцами.

     Своими  корнями героический эпос уходит, вероятно, в тысячелетние глубины родоплеменного, первобытнообщинного строя. До нас дошла лишь незначительная часть древних былин, сложенных в первые века русской государственности и сохранившихся благодаря определенным историческим условиям русского Севера.

     Былины создавались и обновлялись вплоть до татаро-монгольского нашествия на Русь. Тяжелые поражения в битвах с кочевниками и установление иноземного ига не могли способствовать возникновению большого количества новых героических былин но, несомненно, поддерживали стремление русского народа сохранить свой старый эпический фонд как память о величии Киевской Руси, о создании своей государственности и общенародной защите родной земли. Былины содействовали поднятию духа и подготавливали к борьбе с татарами; недаром имена печенегов и половцев, реальных врагов Руси эпохи создания былин, почти полностью вытеснены в них именем татар.

     На  протяжении целого тысячелетия народ  разрабатывал и бережно хранил эпическую  поэзию, служившую своего рода «устным  учебником родной истории», передаваемым из поколения в поколение.

     Следы эпической поэзии в письменности Киевской Руси можно обнаружить уже  в летописном своде 997 г., восхваляющем княжение Владимира Святого. Летописец  действовал параллельно создателям былин, в центре которых был этот же князь, именуемый как «Владимир – Красное Солнышко».

     Возвращаясь к именам былинных героев, необходимо отметить, что многие из них –  реальные исторические личности. Они  с разной степенью вероятия могут  быть сопоставлены с историческими  деятелями. «Владимир – Красное Солнышко» - в этом образе былинного героя, как полагают исследователи, слились Владимир I Святославович (980 – 1015гг.) и Владимир Мономах (1133 – 1125 гг.); «Вольга» вероятно вместил в себя образы Олега Святославича (975 – 977гг.), Добрыни (980-е г.), Глеба (ум.1078г.); «Волхв Всеславич» - Всеслав Полоцкий (ум.1101г.); «Апракса Королевшина» - Евпраксия, сестра Мономаха; Козарин (1106г.), боярин Ставр (1118г.), богатырь-паломник Даниил (1107г.), боярин Путята (1113г.), Садко (1167г.), князь Роман (ум.1205г.). В былинах упоминаются и половецкие ханы: «Шарх – Великан», «Кудреван» - хан Шарукан; его сын Отрак и внук Кончак – «Коньшак»; «Тугарин Змеевич» - Тугоркан (1096г.); «Камен – царь» - татарские ханы Батый и возможно  Менгу – Каан (1239г.).

     В былинах обозначена и реальная местность: место действия – Киев, Чернигов, Новгород, Муром; названия рек, преимущественно южнорусских – Днепр, Пучай – река (Почайна в Киеве), река «Смородина» (Снепрод, левый приток Днепра) и другие.

     Сколько всего былинных героев? Хотя бы самых главных? На этот вопрос мы не найдем точного ответа, т.к. на сегодняшний день сколько-нибудь полного поименного списка героев русских былин, как считает знаток мира былинного эпоса – В.И. Калугин, нет, хотя когда-то он по всей видимости существовал, причем в самих же  былинах.7

     Вспомним  традиционный былинный зачин: «…в стольном Киеве – граде, у ласкова князя  Владимира, на его пированье –  почестен пир соезжаются и собираются все сильные, могучие богатыри и  полянцы удалые». В 2-х случаях: при описании таких почестных пиров и богатырской заставы у сказителя была возможность собрать вместе всех богатырей, развернуть полную экспозицию былинных героев. А при описании богатырской заставы он мог при этом не только назвать их по именам, но и представить. У каждого из богатырей на заставе свои занятия и обязанности: один – в атаманах, второй – в податаманьях, третий – писарь, четвертый – конюх, пятый – чашник.

     Вот как описывает заставу и представляет богатырей сказитель Еремей Чупров, записанный А.М.Астаховой в 1929г.:

     «Не далеко от Киева за двенадцать верст,

     Там и жили на заставе богатыре…

     Э да их было двенадцеть всех богатырей.

     Да  за старшего был Илья Муромец,

     Под им был Самсон да Колыбановичь,

     Ай  Добрыня да был у его во писарях,

     А Олеша жил в конюхах.

     Кабы  Мишка Торопанишка чашки-ложки  мыл,

     Чашки-ложки  мыл да повареночки…»8

     Из 12-ти всех богатырей сказитель называет лишь пять. Подобных перечислений в  былинах можно встретить немало. В 1901 г. сказительница Федосья Емельяновна  Чуркина взялась «собрать на заставе» всех богатырей, числом – 30-ть. Полного, поименного списка былинных героев нет, но его вполне можно составить, выстроив в ряд самых главных лиц, действовавших в русском былинном эпосе.

     Калугин В.И. попытался классифицировать героев былин по следующему принципу:

  1. Древнейшие былинные образы: Святогор, Волх Всеславьевич, Михайло Потык с женой Марьей, белой лебедью, Вольга, Микула Селянович.
  2. Главные герои русского эпоса: «троица» богатырей.
  3. Герои героического цикла: Суровень Суздалец, Сухматий, братья Дородовичи и др. (всего 15 имен).
  4. Герои Киевского цикла: Дунай, Соловей Будимирович, князь Владимир, Забава Путятична и др. (14 имен).
  5. Герои Новгородского цикла: Садко, царь морской, Василий Буслаев.
  6. Герои былин-сказок, апокрифов, баллад, легенд: князь Роман, Ванька Удовкин сын, Аника-воин и др. (всего 8 героев).
  7. Главные герои былин – скоморошин: Щелкан Дудентьевич, Кострюк, Терентий-муж, Агафонушко, Вавило.

     Однако, Калугин В.И. подчеркивает, что таковы «главные герои», а персонажей былинных намного больше. Только женских персонажей можно насчитать несколько десятков.

     Отдельно  в классификации стоят и далеко не второстепенные действующие лица – извечные враги Руси (их можно  насчитать у Калугина свыше 17-ти).

     Русским богатырям приходится сражаться  и с «нечистью» - Змеем Горынычем, Соловьем Разбойником, Идолищем Поганым, Чудищем, Кащеем..9

     Говоря  о проблеме классификации былинных героев Древнерусского эпоса следует учитывать, что в настоящее время в печати выходит множество сборников, словарей – справочников (например «Словарь славянской мифологии» - Н.Новгород, 1996г.; «Мифы и предания»: словарь-справочник античной мифологии и библейских сказаний. – М.,1998г. и др.), однако автор данной работы подобного «словаря» относительно русского былинного эпоса не встретил, но и утверждать, что на сегодняшний день его не существует – не может.

     Само  открытие русского эпоса состоялось лишь в XIX в., когда появились «Сборник Кириши Данилова» (1804-1818г.) и первые публикации былин из собраний П.В.Киреевского (1848) и П.Н.Рыбникова (1861). До середины XIX в. вообще никто, даже специалисты по народной словесности не подозревали, что былины из «Сборника Кириши Данилова» - не далекое и невозвратное прошлое, а настоящее, что их еще можно услышать в живом исполнении в Заонежье, на Киж-острове, на берегах Печеры и Белого моря. Народ бережно хранил и изустно от поколения к поколению, из рода в род передавал героические сказания. Академик Рыбаков указывает, что «этнографами XIX в. были зафиксированы случаи обязательного исполнения былин в деревнях во время новогодних празднеств, когда не только производились обряды, заклинания будущего, но и подводились итоги прошедшего».10 Калугин В.И. указывает, что за 100 лет (с 1861 по 1961гг.) стало известно более трех тысяч текстов и былин, и это еще не весь выявленный «золотой фонд» русского народного эпоса.

     А кто может сказать, сколько было былин во времена легендарного Бояна  или летописца Нестора? Сколько их было тысячу лет назад, в то время когда князь Владимир Святославович поклонялся еще сам языческим идолам и в 980г. в Киеве «постави кумиры на холму вне двора Теремного Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат».11

     Уже тогда Владимир со своей дружиной наверняка слушал песни вещих  боянов. Об этом мы можем судить по памятнику  литературы Древней Руси – «Слово о полку Игореве». Неизвестный автор «Слова» называет Бояна вещим, «велесовым внуком». Под Бояном здесь следует понимать, вероятно, собирательный образ песнопевцев Древней Руси, сказителей былинного эпоса.

     Былины  в том виде, в каком они дошли до XVIII – XIX столетий, когда пришло наконец время их записи, представляли собой уже несколько иной вид поэзии, не те «истинные рассказы о делах давно минувших дней». Они соединили в себе сказку и быль, реальность и фантастику, времена «Киевской Руси» и недавней «Руси Московской». Эти сочетания реальности и нереальности, правды и вымысла оказались настолько причудливыми, что исследователи до сих пор разгадывают эти «былинные ребусы» и по сегодняшний день разделяются на представителей 2-х школ: исторической и мифологической.

     Исследуя  былины,  Б.А.Рыбаков пришел к следующему выводу, в основу практически всех былин было положено реальное событие. В качестве примера приводится былина о новгородском боярине Ставре Годиновиче (Гордятиниче) и его жене Василисе. Само по себе редкое имя – Ставр, позволило исследователю сблизить его с летописным боярином Ставром, упоминаемом летописью под 1118г. Летописная ситуация полностью отражена в первой части былины: в 1118г. Владимир Мономах вызвал в Киев всех бояр из Новгорода, для принесения ему присяги на верность; несколько бояр, в т.ч. и сотского Ставра, великий князь приказал заточить. По былине Ставр - старый богатый новгородский боярин:

     «В  Новгороде живу да я хозяином,

     Я хозяином живу да управителем…»

     Былинный Ставр, как и его летописный тезка:

     «…Ставер  боярин во Киеве

     Посажен в погребы глубокие».

     В этой былине главное действие начинается с того, как молодая жена освобождает  Ставра, выигрывая его у Владимира  в шахматы; этого в лаконичной летописной записи нет, но все обстоятельства, связанные с арестом Ставра, полностью совпадают и в летописи и в былине.

     Ставр («Ставко») Гордятич впервые упоминается  в летописи в 1069 - 1070 гг.; к 1118 г. ему  должно быть около 70-ти лет, и былинный прототип правильно назван «старым боярином». Отчество «Годинович», «Гординович» образовалось от более простой формы «Гордятиничь» известной историкам по интереснейшей записи о Ставре Гордятиниче на стене Софийского собора в Киеве. Совпадение всех деталей, убедительное подтверждение «историзма» былины» о Ставре и Василисе, в основу которой было положено действительное событие 1118г.

     Как уже отмечалось выше, в Киевской Руси несомненно был распространен  древний эпос родоплеменной эпохи, о содержании которого нам очень  трудно судить. Вероятно, в нем был силен архаичный мифологический элемент и исконная опасность – наезды степных кочевников – уже тогда олицетворялась в виде гигантского змея, которого побеждают славянские богатыри. Отголоски такого сказания сохранились на Украине как легенды о братьях близнецах, победивших змея, запрягших его в огромный плуг и пахавших на побежденном змее огромную борозду, ставшую так называемыми «Змеевыми валами», пограничными укреплениями славян со стороны степи. Запряженный змей, очевидно символ тех плененных степняков, которых после победы заставили рыть  глубокие рвы и насыпать высокие валы, сохранившиеся до наших дней.

Информация о работе Культура Киевской Руси