Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:09, реферат
«Культурная революция в СССР — совокупность изменений в духовной жизни общества, осуществленных в СССР в 20-30-е гг. XX в., «составная часть социалистического строительства, создание социалистической культуры» [Бухарин Н. И. Ленинизм и проблема культурной революции. — в кн.: Бухарин Н. И. Избранные произведения. — М.: Политиздат, 1988.- С.368-390]«Что же касается официально зафиксированных суждений партийных инстанций, то впервые понятие «культурная революция» встречается в резолюции ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы», принятой 18 июня 1925 г.
Введение
1. Живопись…………………………………………………………………………………5
2. Литература……………………………………………………………………………… 8
3. Архитектура…………………………………………………………………………… 22
4. Наука и образование………………………………………………………………...….24
5. Музыка……………………………………………………………………….………….26
Заключение
Приложение
Библиография
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
ФГОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ»
Кафедра истории и экономической теории
РЕФЕРАТ
по Истории Отечества на тему:
«Культурная революция в СССР (1922-1941 гг.)»
5 группы Фирсова В. Е.
к.ф.н. Шахворостов Н. М.
Санкт-Петербург
2010
Содержание
Введение
Заключение
Приложение
Библиография
Введение
«Культурная революция в СССР — совокупность изменений в духовной жизни общества, осуществленных в СССР в 20-30-е гг. XX в., «составная часть социалистического строительства, создание социалистической культуры» [Бухарин Н. И. Ленинизм и проблема культурной революции. — в кн.: Бухарин Н. И. Избранные произведения. — М.: Политиздат, 1988.- С.368-390]«Что же касается официально зафиксированных суждений партийных инстанций, то впервые понятие «культурная революция» встречается в резолюции ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы», принятой 18 июня 1925 г. Отмечая достижения в сфере экономики, рост благосостояния населения, усиление массовой активности и «переворот в умах», вызванный резолюцией, ЦК констатировал: «Мы вступили, таким образом, в полосу культурной революции…» [Соскин В. Л., Российская советская культура (1917-1927 гг.) :очерки социальной истории / В.Л. Соскин.- Отв.ред.: д.ист.н. И.С. Кузнецов ; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т истории, М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Новосиб. гос. ун-т. - Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2004.-с.106]
«Как ставил вопрос Владимир Ильич, когда он подходил к расшифровке понятия культурной революции?
Он говорил:
"Перед нами являются две главные задачи, составляющие эпоху. Это - задача переделки нашего аппарата, который ровно никуда не годится и который перенят нами целиком от прежней эпохи; переделать тут серьезно мы ничего за пять лет борьбы не успели и не могли успеть. Вторая наша задача состоит в культурной работе для крестьянства. А эта культурная работа в крестьянстве, как экономическая цель, преследует именно кооперирование. При условии полного кооперирования мы бы уже стояли обеими ногами на социалистической почве. Но это условие полного кооперирования включает в себя такую культурность крестьянства (именно крестьянства, как громадной массы), что это полное кооперирование невозможно без целой культурной революции"».
[Мартынов И., Д. Шостакович,
М.— Л., 1946.-с.25-27] «Сущность культурной революции
раскрывается Лениным в работах «Странички
из дневника», «О нашей революции», «Лучше
меньше, да лучше» и др». [ Иван Пазий,
Культурная революция в СССР: была ли она?
[Электронный ресурс]. URL: http://shkolazhizni.ru/
«Культурная революция была направлена на «перевоспитание» масс — на «коммунизацию» и «советизацию» массового сознания, на разрыв с традициями исторического (дореволюционного) культурного наследия через большевистскую идеологизацию культуры. На передний план выдвигалась задача создания так называемой «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры, ориентированной на низшие слои общества.
Культурная революция
обусловлена такими преобразованиями
в экономике и политике как
установление диктатуры пролетариата,
обобществление средств производства,
социалистическая индустриализация и
коллективизация сельского
Культурная революция
с одной стороны
Живопись
«Программа партии в области искусства встречала сопротивление художников, тесно связанных с буржуазией, настроенной против Советской власти.
Реакционные художники и теоретики искусства прибегали к клевете на большевиков, обвиняя их в том, что они якобы хотят уничтожить русскую культуру и подавить "свободную" личность художника.
Для 1920-х годов характерна острая борьба творческих групп различных направлений. Многие из них были в плену формализма. Эти группировки тормозили поступательный ход развития советского искусства, ослабляли его роль в борьбе за новую, социалистическую идеологию.
Появилась насущная потребность
в объединении художников-
В АХРР вошли мастера
старшего поколения и молодые
художники, преимущественно
Ассоциацией были организованы
большие тематические передвижные
выставки: "Жизнь и быт рабочих"
(1922), "Жизнь и быт Красной
Армии" (1923), "Революция, быт и
труд" (1924), "Жизнь и быт народов
СССР" (1926) - и ряд других.»[
«Владимир Ильич Ленин». [Электронный
ресурс]. URL: http://ussr.km.ru/rulers/
«До 30-х гг. сохранялись еще некоторые различия между направлениями и эстетическими системами. После 1932 в СССР разделение искусства на “официальное” и “неофициальное” окончательно закрепилось после разгона всех художественных группировок и началом образования единого Союза художников, поставленного под строгий идеологический контроль. В “подполье” оказались все направления, не отвечающие канонам социалистического реализма: как авангардистские, так и более традиционные, но неприемлемые в “идейно-тематическом” отношении.
“Тихое искусство”, тенденции
в искусстве 20 в., подверженных строгой
цензуре и идеологическому
С момента запрета группировок
социалистический реализм был объявлен
обязательным методом отражения
реальности, хотя во всех его описаниях
невозможно было обнаружить признаков
структуры художественного
Все художники были обязаны состоять в Союзе художников. Отдельные художники отказались вступить в Союз. Их творчество осталось за бортом выставочной, музейной и какой-либо иной официальной жизни. Некоторые состояли в Союзе лишь формально, зарабатывая на хлеб копированием или оформительской работой. Некоторые из них получили международное признание.
Яркий пример - Родченко, в 1925
участвовал в Международной выставке
декоративного искусства и
Существует мнение, что: "Высшее достижение русского искусства ХХ века - это не революционный авангард, как считалось на протяжении многих лет, а искусство социалистического реализма". Таково мнение британского ученого Мэтью Куллерна Боуна, который является общепризнанным авторитетом в области русского и советского искусства.
Приведем несколько цитат
из статей зарубежных искусствоведов,
посвященных этому периоду. "Искусство
эпохи социалистического
"В политическом государстве,
которое требует единообразия, схожесть
картин показалась бы
Дмитрий Налбандян известный
в 30-гг художник. В 1933 году художник получает
приглашение поехать в
Информация о работе Культурная революция в СССР (1922-1941 гг.)