Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:09, реферат
«Культурная революция в СССР — совокупность изменений в духовной жизни общества, осуществленных в СССР в 20-30-е гг. XX в., «составная часть социалистического строительства, создание социалистической культуры» [Бухарин Н. И. Ленинизм и проблема культурной революции. — в кн.: Бухарин Н. И. Избранные произведения. — М.: Политиздат, 1988.- С.368-390]«Что же касается официально зафиксированных суждений партийных инстанций, то впервые понятие «культурная революция» встречается в резолюции ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы», принятой 18 июня 1925 г.
Введение
1. Живопись…………………………………………………………………………………5
2. Литература……………………………………………………………………………… 8
3. Архитектура…………………………………………………………………………… 22
4. Наука и образование………………………………………………………………...….24
5. Музыка……………………………………………………………………….………….26
Заключение
Приложение
Библиография
«Многие композиторы и исполнители
были отправлены в нацистские концентрационные
лагеря из-за своих убеждений, было много
ограничений и запретов на музыку, которая
была создана. Многие, спасаясь от сложившихся
обстоятельств, вынуждены были иммигрировать».[
[Электронный ресурс]. URL: http://belhist.narod.ru/hist/
«В то же время, в СССР сложилась
система общедоступного музыкального
образования, вырастившая многих талантливых
композиторов и исполнителей. Были открыты
десятки музыкальных учебных заведений,
среди них Московская, Калининградская,
Ленинградская и другие филармонии. Советская
опера и советский балет высоко ценились
в мире, как оркестры и военные ансамбли
(Ансамбль песни и пляски Российской армии,
Виртуозы Москвы, Государственная симфоническая
капелла)».[ «Классическая музыка 20-го
века». [Электронный ресурс]. URL: http://www.olofmp3.ru/index.
Следует рассказать о некоторых композиторах.
«Многие из них не смогли показать
весь свой потенциал, например Дмитрий
Дмитриевич Шостакович - русский советский
композитор, пианист, педагог и общественный
деятель, крупнейший композитор XX века,
оказавший огромное влияние на развитие
мировой музыкальной культуры, который
несмотря на все свои заслуги, имел очень
сложные отношения с властью и вынужден
был писать в двух стилях - симфонии для
власти, и более мелкие работы, такие, как
струнные квартеты, в которых проявлял
собственные взгляды и стиль».[ [Электронный
ресурс]. URL: http://belhist.narod.ru/hist/
«Первое опубликованное сочинение Шостаковича было написано в 1922 году, в возрасте 16-и лет. Это известные в наше время "Три фантастических танца". В то время Шостакович вынужден был подрабатывать игрой на сеансах немого кино, несмотря на то, что получал стипендию в консерватории. Его дипломная работа - Первая симфония - сразу привлекла к себе внимание зрителей. С неё началась широкая известность Шостаковича. В последующие годы созданы симфонии, оперы "Нос" и "Леди Макбет Мценского уезда", балеты "Золотой век", "Болт", "Светлый ручей", написана музыка к спектаклям и кинофильмам.
Живая мысль композитора упрямо пробивалась сквозь наносное, чуждое духу русского искусства. Молодой Шостакович с успехом выступает и как пианист: исполняет не только свою музыку, но и классику.
В 1937 году Шостаковичем создана Пятая симфония - это итог длительных поисков своего выразительного языка, своей темы в музыке. Открывается период зрелости композитора.
Успех приносят Шостаковичу
и произведения последних лет: Шестая
симфония, квинтет, музыка к фильмам
"Выборгская сторона", "Великий
гражданин", "Человек с ружьём"».[«Музыка
СССР». [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/
Еще один русский композитор
Сергей Прокофьев. «В 1935 году им создан
балет "Ромео и Джульетта" (по трагедии
Шекспира). Нужно отметить, что до Прокофьева
крупные музыканты, писавшие балетную
музыку, не решались обращаться к шекспировским
трагедиям, считая, что они слишком сложны
для балета. Прокофьев пишет музыку не
только для театра, но и для кино. Например,
"Александр Невский"(1938г), "Иван
Грозный"(1945г). В произведениях советского
периода композитор особенно стремился
к ясности, доступности, простоте. В эти
годы написана опера "Семён Котко"
(по повести В. Катаева "Я сын трудового
народа"), а также симфоническая сказка
"Петя и Волк"».[«Сергей Прокофьев».
[Электронный ресурс]. URL: http://www.maestroes.com/
Так же стоит упомянуть Арама Хачатуряна. «Первая симфония Хачатуряна - дипломная работа после окончания консерватории - признана выдающимся произведением. Она состоит из трёх частей, лирические темы в ней противопоставлены танцевальным. Очень быстрая третья часть походит на национальный грузинский танец "лезгинку".
Вслед за Первой симфонией появляется блестящий по виртуозности фортепьянный концерт с оркестром. Яркий по национальному характеру музыки и в то же время близкий классическим фортепьянным концертам Чайковского, концерт Хачатуряна широко известен. Кроме камерных и симфонических произведений, композитор ещё в 30-х годах пишет музыку к кинофильмам. В сочной по краскам оркестровке Хачатуряна слышимы звучания, близкие национальным народным инструментам. Своеобразность танцевальных ритмов придаёт музыке стремительность, напряжённость.
Концерт для скрипки с
оркестром (1940) по характеру музыки
близок к фортепьянному концерту
композитору. Он посвящён одному из лучших
скрипачей того времени - Д. Ф. Ойстраху.
В последствии Хачатуряном были
созданы балеты "Гаяна" и "Спартак",
"Ода памяти Ленина" и другие
произведения» "». [Арам Ильич Хачатурян».
[Электронный ресурс]. URL: http://www.classic-music.ru/
Еще один русский композитор
Дмитрий Борисович Кабалевский.
«В основе большинства произведения
Кабалевского — советская тематика.
Музыке Кабалевского, связанной с
академическими традициями отечественной
музыки, свойственно оптимистическое
настроение: она идеально вписывалась
в каноны «социалистического реализма».
Он внёс также вклад в область
музыки для детей и юношества,
развиваемые им эстетические и идеологические
установки в этой области служили
в СССР непререкаемой официальной
основой детского и школьного музыкального
воспитания».[ Большая Советская энциклопедия.Значение
слова "Культурная революция" в Большой
Советской Энциклопедии. [Электронный
ресурс]. URL: http://bse.sci-lib.com/
«Сочинения Кабалевского:
оперы "Кола Брюньон" или "Мастер
из Кламси" (1938 год и новая редакция
в 1968 году), "В огне" ("Под Москвой",
1943 год), "Семья Тараса" (1950 год), "Никита
Вершинин" (1955 год), "Сестры" (1969
год). Кабалевский написал балет "Золотые
колосья" (1940 год) и оперетту "Весна
поет" (1957 год).»[ Большая Советская
энциклопедия.Значение слова "Культурная
революция" в Большой Советской Энциклопедии.
[Электронный ресурс]. URL: http://bse.sci-lib.com/
«В СССР в 20-е годы зарождается джаз-сцена одновременно с её расцветом в США. Первый джаз-оркестр России был создан в Москве в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем В. Парнахом и носил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». Первым профессиональным джазовым составом, выступившим в радиоэфире и записавшим пластинку считается оркестр пианиста и композитора Александра Цфасмана (Москва). Ранние советские джаз-банды специализировались на исполнении модных танцев (фокстрот, чарльстон)
Джаз приобрел широкую
популярность в 30-е, во многом благодаря
ленинградскому ансамблю под руководством
актёра и певца Леонида Утёсова
и трубача Я. Б. Скоморовского. Кинокомедия
с его участием Весёлые Ребята
(1934) была посвящена истории джазового
музыканта и имела
Заметный вклад в развитие советского джаза внёс Эдди Рознер — композитор, музыкант и руководитель оркестров. Начав свою карьеру в Германии, Польше и других европейских странах, Рознер переехал в СССР и стал одним из пионеров свинга в СССР и зачинателем белорусского джаза. Среди других известных биг-бэндов тех лет — оркестры Александра Цфасмана и Александра Варламова, оркестр Олега Лундстрема, ансамбль «Мелодия» Георгия Гараняна.
Отношение советских властей
к джазу было неоднозначным: отечественных
джаз-исполнителей, как правило, не
запрещали, но была распространена жёсткая
критика джаза как такового, в
контексте критики западной культуры
в целом».[ «Классическая музыка
20-го века». [Электронный ресурс]. URL: http://www.olofmp3.ru/index.
Приложение
Таблица, отражающая рост численности учебных заведений и учащихся. [Веселов А. Н., Профессионально-техническое образование в СССР/ Веселов А. Н.- С. 346],[Высшее образование в СССР: стат. сб. - М.: Госстатиздат, 1961.-с. 79],[ Культурное строительство в СССР. Статистический сборник. М.,1956.-c. 201-202],[ Народное хозяйство РСФСР в 1961 г.: Стат. ежегодник. М., 1962.-с. 806-807]
Учебный год |
ФЗУ, профшколы, училища трудрезервов |
Техникумы и другие средние специальные учебные заведения |
ВУЗы | |||
Учебные заведения |
Учащиеся, тыс. |
Учебные заведения |
Учащиеся, тыс. |
Учебные заведения |
Студенты, тыс. | |
1914/15 |
1419 |
93,2 |
295 |
35,8 |
105 |
127,4 |
1926/27 |
2522 |
244,6 |
1016 |
180,6 |
148 |
168 |
1927/28 |
2428 |
243,4 |
1037 |
189,4 |
148 |
168,5 |
1928/29 |
2519 |
272,6 |
1051 |
206,3 |
152 |
176,6 |
1929/30 |
2711 |
323,1 |
1115 |
237,5 |
190 |
204,2 |
1930/31 |
3265 |
584,7 |
2955 |
586,8 |
579 |
287,9 |
1931/32 |
3970 |
975 |
3151 |
707,3 |
701 |
405,9 |
1932/33 |
3900 |
958,9 |
3509 |
723,7 |
832 |
504,4 |
1933/34 |
2357 |
400 |
2861 |
588,9 |
714 |
458,3 |
1934/35 |
1712 |
261,3 |
2657 |
671,5 |
688 |
527,3 |
1935/36 |
1797 |
251 |
2597 |
712,9 |
718 |
563,5 |
1936/37 |
1642 |
265,2 |
2861 |
768,9 |
700 |
542 |
1937/38 |
1513 |
224,3 |
3496 |
862,5 |
683 |
547,2 |
1938/39 |
1535 |
242,2 |
3732 |
951,9 |
708 |
602,9 |
1939/40 |
Н. св. |
Н. св. |
3733 |
945 |
750 |
619,9 |
1940/41 |
1550 |
717 |
3773 |
974,8 |
817 |
811,7 |
И. И. Бродский. Летний сад
осенью. 1928 [Русская Советская живопись http://painting.artyx.ru/
М. Б. Греков. Тачанка. 1925 [Русская
Советская живопись http://painting.artyx.ru/
А. И. Хачатурян. Портрет работы
П. П. Кончаловского. 1953. [Детская энциклопедия,
А. И. Хачатурян http://www.
"Портрет композитора
С.С.Прокофьева - Серебрякова Зинаида
Евгеньевна",1926 г. [http://www.artscroll.ru/page.
Дмитрий [Кабалевскийhttp://images.
Заключение
« В культурном развитии, согласно официальной государственной информации, СССР вышел на передовые рубежи в мире».
[Бухарин Н. И. Ленинизм
и проблема культурной
«Культурная революция способствовала преодолению противоположности между городом и деревней, между людьми физического и умственного труда, росту политической активности масс, приобщению трудящихся к управлению обществом, громадному подъёму производительности общественного труда.
В результате Культурной
революции в СССР обновилась
духовная жизнь рабочего
Информация о работе Культурная революция в СССР (1922-1941 гг.)