Культурная революция в СССР (1922-1941 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:09, реферат

Описание

«Культурная революция в СССР — совокупность изменений в духовной жизни общества, осуществленных в СССР в 20-30-е гг. XX в., «составная часть социалистического строительства, создание социалистической культуры» [Бухарин Н. И. Ленинизм и проблема культурной революции. — в кн.: Бухарин Н. И. Избранные произведения. — М.: Политиздат, 1988.- С.368-390]«Что же касается официально зафиксированных суждений партийных инстанций, то впервые понятие «культурная революция» встречается в резолюции ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы», принятой 18 июня 1925 г.

Содержание

Введение
1. Живопись…………………………………………………………………………………5
2. Литература……………………………………………………………………………… 8
3. Архитектура…………………………………………………………………………… 22
4. Наука и образование………………………………………………………………...….24
5. Музыка……………………………………………………………………….………….26
Заключение
Приложение
Библиография

Работа состоит из  1 файл

Фирсова виктория, реферат по истории КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИ В СССР.docx

— 1.96 Мб (Скачать документ)

 «Многие композиторы и исполнители были отправлены в нацистские концентрационные лагеря из-за своих убеждений, было много ограничений и запретов на музыку, которая была создана. Многие, спасаясь от сложившихся обстоятельств, вынуждены были иммигрировать».[ [Электронный ресурс]. URL: http://belhist.narod.ru/hist/obhist/a13/11.txt (дата обращения: 4.10.2010)]

«В то же время, в СССР сложилась система общедоступного музыкального образования, вырастившая многих талантливых композиторов и исполнителей. Были открыты десятки музыкальных учебных заведений, среди них Московская, Калининградская, Ленинградская и другие филармонии. Советская опера и советский балет высоко ценились в мире, как оркестры и военные ансамбли (Ансамбль песни и пляски Российской армии, Виртуозы Москвы, Государственная симфоническая капелла)».[ «Классическая музыка 20-го века». [Электронный ресурс]. URL: http://www.olofmp3.ru/index.php/Klassicheskaya-muzyka-20-go-veka.html (дата обращения: 4.10.2010)]

Следует рассказать о некоторых  композиторах.

«Многие из них не смогли показать весь свой потенциал, например Дмитрий Дмитриевич Шостакович - русский советский композитор, пианист, педагог и общественный деятель, крупнейший композитор XX века, оказавший огромное влияние на развитие мировой музыкальной культуры, который несмотря на все свои заслуги, имел очень сложные отношения с властью и вынужден был писать в двух стилях - симфонии для власти, и более мелкие работы, такие, как струнные квартеты, в которых проявлял собственные взгляды и стиль».[ [Электронный ресурс]. URL: http://belhist.narod.ru/hist/obhist/a13/11.txt (дата обращения: 4.10.2010)]

 «Первое опубликованное сочинение Шостаковича было написано в 1922 году, в возрасте 16-и лет. Это известные в наше время "Три фантастических танца". В то время Шостакович вынужден был подрабатывать игрой на сеансах немого кино, несмотря на то, что получал стипендию в консерватории. Его дипломная работа - Первая симфония - сразу привлекла к себе внимание зрителей. С неё началась широкая известность Шостаковича. В последующие годы созданы симфонии, оперы "Нос" и "Леди Макбет Мценского уезда", балеты "Золотой век", "Болт", "Светлый ручей", написана музыка к спектаклям и кинофильмам.

Живая мысль композитора  упрямо пробивалась сквозь наносное, чуждое духу русского искусства. Молодой  Шостакович с успехом выступает  и как пианист: исполняет не только свою музыку, но и классику.

В 1937 году Шостаковичем создана Пятая симфония - это итог длительных поисков своего выразительного языка, своей темы в музыке. Открывается  период зрелости композитора.

Успех приносят Шостаковичу  и произведения последних лет: Шестая симфония, квинтет, музыка к фильмам "Выборгская сторона", "Великий  гражданин", "Человек с ружьём"».[«Музыка СССР». [Электронный ресурс]. URL:  http://ru.wikipedia.org/wiki/Музыка_СССР (дата обращения: 4.10.2010)]

Еще один русский композитор Сергей Прокофьев. «В 1935 году им создан балет "Ромео и Джульетта" (по трагедии Шекспира). Нужно отметить, что до Прокофьева крупные музыканты, писавшие балетную музыку, не решались обращаться к шекспировским трагедиям, считая, что они слишком сложны для балета. Прокофьев пишет музыку не только для театра, но и для кино. Например, "Александр Невский"(1938г), "Иван Грозный"(1945г). В произведениях советского периода композитор особенно стремился к ясности, доступности, простоте. В эти годы написана опера "Семён Котко" (по повести В. Катаева "Я сын трудового народа"), а также симфоническая сказка "Петя и Волк"».[«Сергей Прокофьев». [Электронный ресурс]. URL:   http://www.maestroes.com/sergey-prokofiev.html (дата обращения: 4.10.2010)]

Так же стоит упомянуть  Арама Хачатуряна. «Первая симфония Хачатуряна - дипломная работа после окончания консерватории - признана выдающимся произведением. Она состоит из трёх частей, лирические темы в ней противопоставлены танцевальным. Очень быстрая третья часть походит на национальный грузинский танец "лезгинку".

Вслед за Первой симфонией  появляется блестящий по виртуозности фортепьянный концерт с оркестром. Яркий по национальному характеру  музыки и в то же время близкий  классическим фортепьянным концертам  Чайковского, концерт Хачатуряна широко известен. Кроме камерных и симфонических  произведений, композитор ещё в 30-х  годах пишет музыку к кинофильмам. В сочной по краскам оркестровке  Хачатуряна слышимы звучания, близкие  национальным народным инструментам. Своеобразность танцевальных ритмов придаёт  музыке стремительность, напряжённость. 

Концерт для скрипки с  оркестром (1940) по характеру музыки близок к фортепьянному концерту композитору. Он посвящён одному из лучших скрипачей того времени - Д. Ф. Ойстраху. В последствии Хачатуряном были созданы балеты "Гаяна" и "Спартак", "Ода памяти Ленина" и другие произведения» "». [Арам Ильич Хачатурян». [Электронный ресурс]. URL:   http://www.classic-music.ru/hachaturian.html (дата обращения: 4.10.2010)]

Еще один русский композитор Дмитрий Борисович Кабалевский. «В основе большинства произведения Кабалевского — советская тематика. Музыке Кабалевского, связанной с  академическими традициями отечественной  музыки, свойственно оптимистическое  настроение: она идеально вписывалась  в каноны «социалистического реализма». Он внёс также вклад в область  музыки для детей и юношества, развиваемые им эстетические и идеологические установки в этой области служили  в СССР непререкаемой официальной  основой детского и школьного музыкального воспитания».[ Большая Советская энциклопедия.Значение слова "Культурная революция" в Большой Советской Энциклопедии.  [Электронный ресурс]. URL:  http://bse.sci-lib.com/article067332.html (дата обращения: 4.10.2010)]

 «Сочинения Кабалевского: оперы "Кола Брюньон" или "Мастер из Кламси" (1938 год и новая редакция в 1968 году), "В огне" ("Под Москвой", 1943 год), "Семья Тараса" (1950 год), "Никита Вершинин" (1955 год), "Сестры" (1969 год). Кабалевский написал балет "Золотые колосья" (1940 год) и оперетту "Весна поет" (1957 год).»[ Большая Советская энциклопедия.Значение слова "Культурная революция" в Большой Советской Энциклопедии.  [Электронный ресурс]. URL:  http://bse.sci-lib.com/article067332.html (дата обращения: 4.10.2010)]

«В СССР в 20-е годы зарождается джаз-сцена одновременно с её расцветом в США. Первый джаз-оркестр России был создан в Москве в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем В. Парнахом и носил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». Первым профессиональным джазовым составом, выступившим в радиоэфире и записавшим пластинку считается оркестр пианиста и композитора Александра Цфасмана (Москва). Ранние советские джаз-банды специализировались на исполнении модных танцев (фокстрот, чарльстон)

Джаз приобрел широкую  популярность в 30-е, во многом благодаря  ленинградскому ансамблю под руководством актёра и певца Леонида Утёсова  и трубача Я. Б. Скоморовского. Кинокомедия  с его участием Весёлые Ребята (1934) была посвящена истории джазового  музыканта и имела соответствующий  саундтрек (написанный Исааком Дунаевским). Утёсов и Скоморовский сформировали оригинальный стиль «теа-джаз» (театральный  джаз), основанный на смеси музыки с  театром, опереттой, большую роль в  нём играли вокальные номера и элемент представления.

Заметный вклад в развитие советского джаза внёс Эдди Рознер — композитор, музыкант и руководитель оркестров. Начав свою карьеру в  Германии, Польше и других европейских  странах, Рознер переехал в СССР и  стал одним из пионеров свинга в  СССР и зачинателем белорусского джаза. Среди других известных биг-бэндов тех лет — оркестры Александра Цфасмана и Александра Варламова, оркестр  Олега Лундстрема, ансамбль «Мелодия»  Георгия Гараняна.

Отношение советских властей  к джазу было неоднозначным: отечественных  джаз-исполнителей, как правило, не запрещали, но была распространена жёсткая  критика джаза как такового, в  контексте критики западной культуры в целом».[ «Классическая музыка 20-го века». [Электронный ресурс]. URL: http://www.olofmp3.ru/index.php/Klassicheskaya-muzyka-20-go-veka.html (дата обращения: 4.10.2010)]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Таблица, отражающая рост численности  учебных заведений и учащихся. [Веселов А. Н., Профессионально-техническое образование в СССР/ Веселов А. Н.- С. 346],[Высшее образование в СССР: стат. сб. - М.: Госстатиздат, 1961.-с. 79],[ Культурное строительство в СССР. Статистический сборник. М.,1956.-c. 201-202],[ Народное хозяйство РСФСР в 1961 г.: Стат. ежегодник. М., 1962.-с. 806-807]

 

Учебный год

ФЗУ, профшколы, училища трудрезервов

Техникумы и другие средние специальные  учебные заведения

ВУЗы

Учебные заведения

Учащиеся, тыс.

Учебные заведения

Учащиеся, тыс.

Учебные заведения

Студенты, тыс.

1914/15

1419

93,2

295

35,8

105

127,4

1926/27

2522

244,6

1016

180,6

148

168

1927/28

2428

243,4

1037

189,4

148

168,5

1928/29

2519

272,6

1051

206,3

152

176,6

1929/30

2711

323,1

1115

237,5

190

204,2

1930/31

3265

584,7

2955

586,8

579

287,9

1931/32

3970

975

3151

707,3

701

405,9

1932/33

3900

958,9

3509

723,7

832

504,4

1933/34

2357

400

2861

588,9

714

458,3

1934/35

1712

261,3

2657

671,5

688

527,3

1935/36

1797

251

2597

712,9

718

563,5

1936/37

1642

265,2

2861

768,9

700

542

1937/38

1513

224,3

3496

862,5

683

547,2

1938/39

1535

242,2

3732

951,9

708

602,9

1939/40

Н. св.

Н. св.

3733

945

750

619,9

1940/41

1550

717

3773

974,8

817

811,7


 

И. И. Бродский. Летний сад  осенью. 1928 [Русская Советская живопись http://painting.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000010/st002.shtml]

М. Б. Греков. Тачанка. 1925 [Русская Советская живопись http://painting.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000010/st002.shtml]

А. И. Хачатурян. Портрет работы П. П. Кончаловского. 1953. [Детская энциклопедия, А. И. Хачатурян http://www.childrenpedia.org/12/page451.html]

 

"Портрет композитора  С.С.Прокофьева - Серебрякова Зинаида  Евгеньевна",1926 г. [http://www.artscroll.ru/page.php?al=Portret_kompozitora_S_S_Prokof_eva_49192_kartina]

Дмитрий [Кабалевскийhttp://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&text=%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%20%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE&img_url=img.encyc.yandex.net%2Fillustrations%2Fbse%2Fpictures%2F02312%2F660300.jpg&spsite=fake-019-5312642.ru&p=19 ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

« В культурном развитии, согласно официальной государственной информации, СССР вышел на передовые рубежи в мире».

[Бухарин Н. И. Ленинизм  и проблема культурной революции.  — в кн.: Бухарин Н. И. Избранные  произведения. — М.: Политиздат, 1988.- С.368-390] «Культурная революция охватила все социальные, национальные, этнические группы, способствуя развитию их сотрудничества и единства на основе марксистско-ленинского мировоззрения. Опирающаяся на принципы интернационализма, Культурная революция привела к всестороннему развитию всех национальных культур, ликвидации отсталости ряда народов и наций в области культуры. В СССР впервые создана письменность около 50 народностей, литература издаётся на 89 языках, радиовещание ведётся более чем на 60 языках народов СССР. В ходе интенсивного расцвета и взаимообогащения национальных культур усиливаются общие черты единой интернациональной культуры». [Большая Советская энциклопедия.Значение слова "Культурная революция" в Большой Советской Энциклопедии.  [Электронный ресурс]. URL:  http://bse.sci-lib.com/article067332.html (дата обращения: 4.10.2010)]

  «Культурная революция способствовала преодолению противоположности между городом и деревней, между людьми физического и умственного труда, росту политической активности масс, приобщению трудящихся к управлению обществом, громадному подъёму производительности общественного труда.

  В результате Культурной  революции  в СССР обновилась  духовная жизнь рабочего класса  и колхозного крестьянства, возрос  их культурно-технический уровень,  коренные изменения произошли  в их сознании и быту. Из  среды крестьянства выдвинулись  миллионы квалифицированных колхозников  и рабочих, специалистов, учёных, общественных деятелей. Успешно  развёртывается процесс постепенного  подтягивания культуры села до  уровня культуры социалистического  города». [Большая Советская энциклопедия.Значение слова "Культурная революция" в Большой Советской Энциклопедии.  [Электронный ресурс]. URL:  http://bse.sci-lib.com/article067332.html (дата обращения: 4.10.2010)]

Информация о работе Культурная революция в СССР (1922-1941 гг.)