Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:59, реферат
История белорусских городов свидетельствует о существовании в XIV-XVII столетиях высокоорганизованной системы самоуправления и глубоких демократических традиций в Беларуси. Привилеи на магдебургское право представляли собой своеобразные уставы, которые определяли основные моменты в организации и деятельности органов самоуправления в городах, а также закрепляли положения, реализация которых должна была благоприятствовать улучшению благосостояния горожан.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Предпосылки распространения Магдебургского права в Беларуси……….6
1.1.Экономические, политические ……………………………………………..6
1.2.Правовые ……………………………………………………………………13
2.Органы управления и суда в городах с магдебургским правом……...........16
2.1. Органы управления и суда в великокняжеских городах………………..16
2.2. Особенности структуры и деятельности органов управления и суда в частновладельческих городах…………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………......30
Список используемой литературы……………………………………………31
Введение…………………………………………………………
1. Предпосылки распространения Магдебургского права в Беларуси……….6
1.1.Экономические, политически
1.2.Правовые ……………………………………………………………………13
2.Органы управления и суда в городах с магдебургским правом……...........16
2.1. Органы управления и суда в великокняжеских городах………………..16
2.2. Особенности структуры и деятельности органов управления и суда в частновладельческих городах…………………………………………………23
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………31
Введение
Белорусский народ имеет славную историю, которой можно гордиться. Главной основой разработки многочисленных проблем истории государства и права Беларуси является признание факта многовекового существования белорусского этноса и белорусской государственности как субъектов всемирной истории.
Феодальная эпоха оставила в истории Беларуси большое количество нерешенных загадок. Одна из них – магдебургское право, его место в правовой системе Великого княжества Литовского.
Формирование современного белорусского государства, создание эффективной системы органов местного самоуправления и управления просто невозможно без использования богатого опыта организации и функционирования органов местной власти и самоуправления на территории Беларуси в предыдущие века, без опоры на нацнональные традиции в этой сфере, без изучения исторических памятников и правовых источников прошлого.
Магдебургское право представляет собой этап, причем значительный, как в развитии городского самоуправления, так и в формировании института самоуправления на территории Европы.
Местное самоуправление является одной из составных частей менталитета славян. Самоуправление как политическая категория присутствовала в государственной жизни наших предков издавна. По мере развития общества каждая группа славян выбирала свой путь развития, вместе с тем менялись отношения и к самоуправлению. После вечевого новым этапом в развитии самоуправления стал «магдебургский», в котором идеи самоуправления получили новое развитие и новую законодательную базу для деятельности.
Институт местного самоуправления – это адно из условий достижения экономического росцвета нашего государства. Задача построения прававого государства, образование эффективной системы органов местного самоуправления и управления должны решаться с учетом особенностей правосознания, традиций. Республике Беларусь необходимо решать это в условиях построения суверенного государства. И изучение исторического опыта в этой сфере даст возможность избежать многочисленных ошибок при реформировании системы органов местного самоуправления и управления, при создании законодательной базы для деятельности этих органов.
История феодальных городов Беларуси притягивала внимание многих исследователей. М.Ф.Владимирский-Буданов был первым исследователем истории магдебургского права в ВКЛ. Его труд «Немецкое право в Польше и Литве» является попыткой изучить воздействие магдебургского права на систему городского самоуправления.
Исследователями в области истории магдебурского права были также Ф.В.Тарановский, Б.Гроицкий, П.Щербич, М.К.Любавский, В.Б.Антонович, З.Ю.Копысский, Н.В.Мисаревич и другие.
Так, Ф.В.Тарановский – автор очень ценного исследования «Обзор памятников магдебургского права западно-русских городов литовской эпохи», которое является необходимым справочным материалом при изучении магдебургского права как в его динамике, так и в статистике. Исследование Ф.В.Тарановского в контексте анализа трудов Б.Гроицкого и П.Щербича является примером того, как юридическая наука была источником магдебургского права.
М.К.Любавский анализирует
В.Б.Антонович в предисловии к первому тому сборника документов «Акты аб гарадах» рассмотрел вопросы правового положения жителей в частновладельческих городах.
В работе В.И.Пичеты «Аграрная реформа Сигизмунда-Августа в Литовско-Русском государстве» затрагивается вопрос об экономических и юридических изменениях в жизни городов в связи с аграрной реформой.
Труды З.Ю.Копысского и А.П.Грицкевича
очертили основные моменты в наделении
привилеями на магдебургское право
великокняжеских и частновладел
Анализ источников показывает, что по истории магдебургского права вообще и магдебургского права в Беларуси в частности имеются документы законодательстства, материалы делопроизводства и др. Эти источники позволяют широко исследовать магдебургское право на Беларуси, проанализировать содержание привилеев, а также дать общую характеристику состава и компетенции органов управления и суда в городах, которые имели такие привилеи.
Цель работы – рассмотреть распространение на белорусских землях Магдебургского права и очертить его место в правовой системе Великого княжества Литовского.
Задачи работы:
1).Рассмотреть предпосылки
2).Раскрыть органы правления и суда в городах с Магдебургским правом.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
В первой главе говорится о политических, экономических и правовых предпосылках распространения Магдебургского права в Беларуси. Во второй главе рассмотрены органы управления и суда в городах с магдебургским правом: органы управления и суда в великокняжеских городах, особенности структуры и деятельности органов управления и суда в частновладельческих городах.
1. Предпосылки распространения Магдебургского права в Беларуси
1.1. Экономические, политические
Свое название «магдебургское право» получило от города Магдебурга. Магдебург – это один из древних городов Германии. В 805 году он уже был в числе наиболее важных торговых пунктов. Магдебургское право развивалось под влиянием условий, которые содействовали выделению отдельной отрасли городского права, в основе которой лежала идея свободной городской общины.
Целью, которой добивались горожане во всех государствах феодальной эпохи, было право организации городской жизни на основе самоуправления. Самоуправление городских общин возникало и развивалось на основе привилей или собственнику города или горожанам. Права городов постепенно расширялись и за городом было признано право внутренней законодательной деятельности.
Вначале города представляли собой небольшие укрепленные поселения, которые служили и административными центрами для данной местности. В период развития феодальных отношений происходит процесс укрупнения городов, рост разделения труда как внутри города, так и между городом и деревней, отделение города от деревни, выделение городов в самостоятельные административно-хозяйственные объединения с обособленными правовыми актами. Развитие ремесла и торговли в городах преобразовала их в центры хозяйственной деятельности. В городах работали ремесленники, велась торговля – проводились ярмарки, на которые приезжали жители других местностей, а также купцы всего государства и из-за границы. Увеличение хозяйственного значения населения городов вызвало выделение купцов и ремесленников в отдельную социальную группу – мещан. В середине XV столетия такая социальная группа уже сложилась, шел быстрый процесс ее правового оформления, и в первую очередь, путем получения городами привилей на магдебургское право. Чем более заметнее становилась роль го-родов в экономической жизни государства, тем настойчивее горожане выступали с требованием политических гарантий в обществе.
Города Беларуси оставались звеном феодальной системы производства и общественных отношений. Это на определенном этапе развития общества явилось тормозом в дальнейшем экономическом развитии городской жизни в целом, оказало негативное влияние на экономический и социальный прогресс в частности. Но необходимо учитывать то, что «феодал не искал средств к тому, чтобы превратить города в придаток своего поместья, ибо очень скоро понял выгоду поддержания экономической деятельности города в качестве центра товарного производства и обмена» [7, с. 18].
Феодальное государство наделяло города и некоторыми административными функциями. Самые крупные города стали административными центрами воеводств и поветов, средние - выполняли роль административных центров поветов.
Согласно данных документов конца XV и начала XVI веков, по подсчетам М.К.Любавского было 380 населенных пунков, из которых 20 – важнейшие великокняжеские замки с городами; 17 – важнейшие великокняжеские города; 60 – второстепенные великокняжеские города или села; 15 – важнейшие княжеские и панские замки с городами [8, с.885].
В процессе развития сложились города, которые отличались один от одного, во-первых, масштабом своей экономической деятельности, а во-вторых, характером этой деятельности. С этого пункта видения все городские поселения Беларуси можно подразделить на две группы: города и местечки. Название «город» с начала XVI века в Беларуси закрепляются за центрами ремесла и торговли. В зависимости от масштаба экономичнеской деятельности необходимо отличать большие, средние и малые города. К первым относились города, в которых ремесленное производство было представлено 50-80 профессиями, объединенными в большое количество цехов, а ремесленная часть населения составляла до 50 и более процентов горожан. В этих городах была значительная группа иностранного купечества, тесно связанного иностранной торговлей с городами Польши, Украины [6, с. 86].
Самостоятельную группу составляли купцы, основным занятием которых была торговля в границах своей страны. Благодаря им эти города имели между собой постоянные торговые связи, которые влияли на экономическое развитие окружающей территории.
Средний город имел 30-50 ремесленных профессий, в которых было занято до 25 процентов всех жителей. В широких торговых операциях за границами страны здесь участвовало небольшое количество купцов. Основой их торговой деятельности была связь с большими городами, местечками и сельской округой [6, с. 86].
В число малых городов входили те, у которых ремесленное производство было представлено 15-25 профессиями [6, с. 87]. Здесь иностранная торговля была занятием единиц, но существовала довольно активная торговая связь с городами и местечками страны.
Районом наибольшего развития городской жизни являлась западная часть территории Беларуси. Внешняя торговля для феодального хозяйства особенно благоприятно сложилась на западе благодаря вывозу зерна и других продуктов поместья на заподноевропейские рынки. Таким образом здесь образовался дополнительный фактор для развития товарно-денежных отношений.
Предоставляя городам самоуправление, как отмечает В.И.Пичета, и выделяя их в отдельную административно-хозяйственную единицу, собственники желали поднять экономическое развитие государства «путем возбуждения хозяйственной производительности и деятельности городского населения» [9, с. 426].
Важно отметить, что вместе с процессами развития торговли и ремесла происходил и рост городского населения. Количество горожан увеличивалось за счет беглых крепостных крестьян, вольных людей, которые поселялись в городах, а также переселенных в города самими феодалами. Государство заинтересовывало переселение в города вольных людей, имея ввиду расширение доходов, которые в значительной степени складывались из различных налогов, что должны были платить города.
Крупные города раньше остальных стали большими экономическими центрами, расцвет которых зависел от полученного самоуправления. От этих городов шли торговые пути в разных направлениях. Собственники городов определялись в вопросах, какие же города должны в первую очередь получить магдебургское право[9,с.426]. Наделение привилеями на магдебургское право было особенно многочисленным во второй половине XVI века, когда экономический строй государства основательно менялся.
Для перехода на магдебургское право необходимо было учитывать и другие обстоятельства. Отказ от вечевых традиций и замена их институтом самоуправления на основании магдебургского права и судебными нормами «Саксонского зерцала» можно объяснить, как отмечает З.Ю.Копысский, только серьезными обстоятельствами [6,с.82]. Исключительную роль могли оказать в первую очередь обстоятельства в самом городе. В нем должны были получить большое влияние те слои населения, которым, во-первых вечевой строй мешал развитию товарно-денежных отношений в условиях расширения международного сотрудничества; во-вторых, традиции вечевой демократии не забыли, но они не могли уже в полной мере удовлетворить интересы жителей города. Магдебургское право в условиях консервативного местного права, с одной стороны, и при крупном развитии товарно-денежных отношений, с другой, было именно тем легальным средством адекватного реагирования на новые экономические условия развития городов.
Развитие государства на белорусских землях с XIII века шло в направлении укрупнения отдельных государств-земель и формирования единого централизованного государства. Процесс образования ВКЛ сопровождался становлением великокняжеской власти, которая по объему, характеру своих властных полномочий почти ничем не отличалась от власти князей в государствах-землях, но распространялась на большую территорию, что включала в себя территорию бывших государств-земель.
Вместе с формированием централизованного государства и становлением великокняжеской власти трансформируется и вече – представительный орган общности. В едином централизованном государстве вместо вече отдельных государств-земель формируется и единый представительный орган власти для всего государства – Сейм, к которому переходят все вечевые полномочия государственно-правовога характера.