Магдебургское право в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:59, реферат

Описание

История белорусских городов свидетельствует о существовании в XIV-XVII столетиях высокоорганизованной системы самоуправления и глубоких демократических традиций в Беларуси. Привилеи на магдебургское право представляли собой своеобразные уставы, которые определяли основные моменты в организации и деятельности органов самоуправления в городах, а также закрепляли положения, реализация которых должна была благоприятствовать улучшению благосостояния горожан.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Предпосылки распространения Магдебургского права в Беларуси……….6
1.1.Экономические, политические ……………………………………………..6
1.2.Правовые ……………………………………………………………………13
2.Органы управления и суда в городах с магдебургским правом……...........16
2.1. Органы управления и суда в великокняжеских городах………………..16
2.2. Особенности структуры и деятельности органов управления и суда в частновладельческих городах…………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………......30
Список используемой литературы……………………………………………31

Работа состоит из  1 файл

Магдебургское право 2.doc

— 229.50 Кб (Скачать документ)

Первоначальное название органа городского самоуправления в  частновладельческих  городах Беларуси,  как и в королевских, «городская рада» постепенно было вытеснено в XVII    в.     названием    «магистрат»,     которое    закрепилось    и просуществовало до конца XVIII в.

Не было однообразия в количественном составе членов магистрата в белорусских  городах. Общее количество членов магистрата приближалось к 12. По сохранившимся немногочисленным документам можно установить приблизительный состав магистрата Несвижа: от 1 бурмистра, 3 советников и 3 лавников в 1620г. до 4 бурмистров, 4 советников и 4 лавников, кроме войта и писаря, во второй половине XVIII в. (ежегодно заседали войт, бурмистр, советник, 2 лавника и писарь)[8, c.90].

В отдельных случаях в решении  городских, наиболее важных дел принимало  участие все мещанское население  Несвижа («поспольство»). «Поспольство»  Несвижа участвовало в выборах  войта и членов магистрата, как это записано в привилее князя Радивила от 18 июня 1586г. и как это видно из акта об избрании войта в 1712 г. Оно вместе с магистратом принимало решения по вопросам городского хозяйства. Это решение так и называлось «плебисцитом» (27 сентября 1592г.). В 1646г. простой народ («люд посполитый») Несвижа на собрании избрал контролеров за деятельностью магистрата поровну от трех частей города .

Более полное представление по сохранившимся  документам можно составить о  численности магистрата в принадлежавшей Сапегам Друе, где, кроме войта и писаря, было по 3 бурмистра, радца (советника) и лавника, а ежегодно заседали по одному от каждой группы. Им сопутствовало 9 «общинных мужей» (по 3 заседало ежегодно). Избранные в магистрат Друи лица проходили своеобразный «табель о рангах», поочередно занимая посты от «общинного мужа» до бурмистра. В данном случае в самой неприкрытой форме действовал порядок, применявшийся и в других частновладельческих городах, - создание городской элиты.

Магдебургское право в городах Беларуси, как говорится в текстах привилеев на право самоуправления, трансформировалось по мере заимствования от одних городов к другим с внесением установившихся местных обычаев и норм, установленных магнатами. Нормы магдебургского права на территории Беларуси в XVI-XVIII вв. значительно отличались от своего первоначального образца - городского права в Магдебурге XIII в. В частновладельческих городах, где не было введено магдебургское право, мещане не имели своего особого городского магистратского суда. Действовал либо войтовский суд, либо в весьма редких случаях войтовско-лавничий.

До середины XVII в. в Слуцке мещане не имели городского бурмистровско-радецкого суда. Традиционная форма копного суда сохранялась здесь долго, уступив затем место городскому суду, созданному на основании самоуправления по магдебургскому праву из всех членов магистрата. Характерно, что копные суды, в которых участвовали мещане, находились в ведении замкового суда и войта города (т. е. подчинялись как княжеской администрации, так и городской, причем войт собирал копу в целом по городу или по его частям), тогда как в сельских местностях Беларуси  они подчинялись гродским судам, а в сельских местностях Слуцкого княжества - замковому. В других частновладельческих городах копного суда, подобного слуцкому, в сохранившихся документах не отмечено. С середины XVII до конца XVIII в. магистрат в Слуцке, как и в других частновладельческих городах, осуществлял функции городского суда. «Сессионалисты» были не только членами органа городского самоуправления, но и городского суда, как и в Несвиже, Друе, Ружаиах и других частновладельческих городах.

Во второй половине 30-х — в  первой половине 40-х годов XVIII в. по приказанию владельца города и губернатора княжества магистратский суд рассматривал дела, относившиеся раньше к компетенции замкового суда. В этот период в магистратском суде рассматривались не только дела мещан, но и крестьян Слуцкого княжества.

Таким образом, в течение этого  периода магистратский суд не только выполнял функции обычного суда мещан в городах с самоуправлением, но по прямым приказам магната приобретал права замкового, гродского суда с весьма обширными полномочиями, вплоть до права судить земян, впрочем под контролем магната. Усиление роли суда свидетельствовало о возросшей роли городской общины во внутренней жизни латифундии и о политической силе города, с которой в известной мере считался магнат. Во второй половине XVIII в. магистратский суд по-прежнему рассматривал дела в основном мещан.

Первостепенной фигурой в системе  городского самоуправления и городской администрации был войт. Он пользовался первоначально большой властью, осуществлял войтовский или, как это было в Слуцке в первой половине XVII в., войтовско-лавничий суд. В значительной части частновладельческих городов войтами были мещане, а не феодалы, как это чаще было в королевских городах Беларуси.

По мере постепенного расширения прав органов самоуправления роль администрации  владельца города, которая ранее  осуществляла ряд функций рады или  магистрата в непосредственном решении повседневных вопросов городской жизни, отодвигалась на второй план. Тем не менее в течение всего рассматриваемого периода магистрат осуществлял свою деятельность под строгим надзором магната и его администрации. Право на самоуправление и его осуществление не освобождало мещан частновладельческих городов от зависимости и власти магнатов, владельцев городов, но эта зависимость мещан от феодала, в отличие от феодальной зависимости крестьян, не была крепостной.

С расширением сферы деятельности магистрата (в разных городах по разным причинам) распространилось его влияние на многие стороны внутригородской жизни, а его юрисдикция — на разные группы горожан, а не только мещан. Иногда магистрат фактически выступал в роли феодального владельца (был залогодержателем магнатских имений) и ему было подчинено в известной степени сельское население, включая и военно-служилых людей. Магнат порою передавал магистрату судебную власть не только над мещанами, но и вообще над всем населением своего владения (вплоть до земян), т. е. доверял ему функции замкового суда, оставляя за собой право контроля. Городской магистрат представлял интересы всей массы мещан, но фактически находился в руках патрициата - панов-мещан, которых поддерживал магнат, наделяя их льготами и привилегиями. В целом магистраты частновладельческих городов Беларуси пользовались большими правами, чем органы городского самоуправления королевских городов (особенно это видно на примерах   «шляхетных»   маристратов,   как   их   называли   сами магнаты, городов Несвижа и Слуцка), но находились в то же время под строгим контролем владельца города и его администрации. Усиление роли органов городского самоуправления в частновладельческих городах во второй половине XVII и в XVIII в.в. было вызвано рядом причин (ростом экономического значения городов, антифеодальной борьбой народных масс, политикой магнатов, стремившихся опереться на города в своей постоянной борьбе за власть).

Находясь под строгим контролем  владельца города, магистраты частновладельческих  городов контролировали ремесленную и торговую деятельность мещан и других жителей города (евреев, солдат). Их функции по сбору налогов и выполнению повинностей распространялись даже на помещенское население городов, а судебная власть - на жителей юрисдик. Это объясняется незначительностью юрисдик в частновладельческих городах и большим подчинением магистратам еврейского населения в этих городах, поскольку и мещане, и евреи были в феодальном подданстве магнатов. Таким образом, самоуправление частновладельческих городов в известном смысле было шире, чем королевских.

Итак, самоуправление в белорусских  частновладельческих городах в  течение XVI-XVIII вв. вводилось и осуществлялось на основе форм магдебургского права с различными его модификациями и заимствованиями. Вначале самоуправление это было неполным и вводилось постепенно.

 

Заключение

 

Магдебургское право - это совокупность норм права, которые регулировали жизнедеятельность граждан городов, что получили привилеи на самоуправление. Его появление на Беларуси было обусловлено возрастающей ролью городов. В Европе уже была известна такая система норм, что закрепила так называемое «городское право», она была проверена на эффективность. Белорусские города не стали придумывать что то особенное, новое, а взяли его за основу.

Хотя магдебургское право пришло на белорусские земли из Польши, это  было не «польское» право, а немецкое право, приспособленное к особенностям общества и политического строя ВКЛ. Предписаная городам в привилеях на магдебургское право отмена ранее существовавших прав и обычаев происходила, но вместе с тем везде, где это было необходимо и полезно, нормы магдебургского права дополнялись и корректировались в соответствии с местными традициями.

Таким образом, магдебургское право стало одной из составляющих частей правовой системы Великого княжества Литовского, которое сформировалось путем дополнения и укоренения иностранных норм в национальную систему права через их адаптацию и приживление в действующую правовую систему.

Для распространения магдебургского права на белорусских землях сложились необходимые предпосылки:

-экономические: -уровень развития торговли, ремесла, а также расширение торговых отношений с иностранными купцами требовали такой системы норм, которая могла бы создать благоприятные условия для расцвета городов и плодотворного сотрудничества между ними;

-правовые: -нормы местного права уже не могли удовлетворить возрастающие потребности горожан в регулировании экономических отношений и поэтому требовалось какое то дополнение к уже существующей системе права, которое смогло бы ликвидировать этот пробел;

-политические: -появление на политической арене такой группы населения, как мещане, требовало юридического оформления их прав. Магдебургское право было еще и одним из средств усиления великокняжеской власти.

Нормы магдебургского права в Беларуси действовали в том объеме, в котором они не нарушали общегосударственных норм и норм местного права или заполняли пробелы в общегосударственном и местном праве. Местное право, вероятно, на новом этапе развития уже мало учитывало новое положение самого города как центра ремесла и торговли. Достигнутый уровень городской жизни оказался в противоречии с традиционными правовыми нормами. Для дальнейшего экономического развития нужны были качественно новые положения, которыми и стали уже проверенные практикой нормы магдебургского права.

При выборе путей и средств усовершенствования современной правовой системы и белорусского общества может быть использован опыт функционирования магдебургского права, в частности, при реформировании правовой основы деятельности местных органов самоуправления и управления.

Например, верховная власть принимает нормативные правовые акты, которые в общих чертах регулируют компетенцию органов местного самоуправления (необходимый минимум обязательных, универсальных полномочий - в сфере образования, охраны здоровья, культуры и т.д.). А органы местного самоуправления, с учетом определенных условий(географических, экономических, социальных и финансовых возможностей) уже более конкретно в уставах объясняли свои полномочия, решали задачи не только местного значения, но и на их взгляд, первоочередные, требующие срочного решения.     Таким образом, такая узкая централизация и расширение самостоятельности органов местной власти и самоуправления, на мой взгляд пошла только на пользу общества, которое стало на путь совершенствования правового государства.

 

 

Список используемой литературы

 

1.  Арэпук Л.Л. Самакіраванне ў гарадах Беларусі ХУ-ХУІ ст. // Весці Нацыянальнай Акадэміі навук Беларусі. Сер, гуманіт. навук. – 2001. - № 2. – С. 28-32.

2. Беларуская Савецкая Энцыклапедыя /Пад рэд. П.У.Броўкі. – Мн.:АН БССР, 1972.-Т. 6. – 624 с.

3. Грыцкевіч А.П. Кіраванне прыватнаўладальніцкіх гарадоў Беларусі без магдэбургскага права (ХУІ-ХУІІІ ст.) // Весці Акадэміі навук БССР. - 1974. - № 4. – С. 49 - 58.

4.  Жалованная грамота о предоставлении Полоцку Магдебургского права, 4.10.1498 г. // Белоруссия в эпоху феодализма: Сборник документов и материалов: В 3 т. Т. I, - Мн.; АН БССР, 1959. – С. 263-266.

5.  Жалованная грамота Минску на Магдебургское право. 14.03.1499 г. //Дакументы і матэрыялы па гісторыі Беларусі ў сярэднія вякі (VI-ХV ст.). - Мн.: Народная асвета, 1998. – С. 185-188.

6.  Капыскі З.Ю. Структура i колькасць гарадоу Беларусі у XVI - першай палове XVII ст. // Весці Акадэміі навук БССР. -1965. – № I. – C. 85-94

7. Копысский З.Ю. Социально-политическое развитие городов Белоруссии в XVI - XVII в. - Мн.: Наука и техника, 1975. – 192 с.

8.  Місарэвіч Н.В. Магдэбургскае права на Беларусі.-Гродна: ГрДУ, 2003. – 107 с.

9. Статут Вялікага княства Лігоускага 1588. Тэксты. Даведнік. Каментарыі. - Мн.: БСЭ імя П.Броукі 1989. – 576 с.

10.  Устав города Минска: решение Минского городского Совета депутатов от 26.06,2001 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2001. – № 78. – 9/1130.

11.  Цітоў А. Вольныя беларускія месты (самакіраванне у нашых гарадах XVI - XVIII ст.). - Мн.:  1996. – 36 с.

12.  Юхо I.A. Крыніцы беларуска-літоўскага права, - Мн.: Беларусь. 1991. – 238 с.

13.  Юхо И.А. Правовое положение населения Белоруссии в XVI в. - Мн.: БГУ, 1978, – 142 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Магдебургское право в Беларуси