Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 17:15, реферат
Целью данной работы является:
- узнать предмет, задачи и критерии периодизации историй экономических учений;
- познакомиться с основными школами и направлениями в истории экономических учений;
- выяснить особенности экономических воззрений в традиционных обществах;
- узнать экономические мысли Древнего Востока, Греции и Рима;
-ознакомиться с особенностями экономических идей западного средневековья и средневековой Руси;
Введение…………………………………………………………………….3
1.Понятие науки история экономических учений………………………..4
2.Основные школы и направления в истории экономических учений..5
3.Экономические воззрения в традиционных обществах……………15
4.Понятие экономическая мысль……………………………………….19
4.1 Экономическая мысль Древнего Востока…………………………20
4.2 Экономическая мысль Древней Греции и Рима…………………..23
4.3Экономическая мысль Средневековой Руси………………………27
5.Особенности экономических идей западного средневековья……..29
Заключение………………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………34
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
1.Понятие науки история
экономических учений……………………….
2.Основные школы и
3.Экономические воззрения
в традиционных обществах……………
4.Понятие экономическая мысль……………………………………….19
4.1 Экономическая мысль Древнего Востока…………………………20
4.2 Экономическая мысль
Древней Греции и Рима…………………..
4.3Экономическая мысль Средневековой Руси………………………27
5.Особенности экономических
идей западного средневековья……
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
История экономических учений — наука, изучающая экономическую жизнь людей во всем ее многообразии с древнейших времен до наших дней. Объектом анализа являются экономические модели (типы), в которые организуется хозяйственная деятельность человека, механизм функционирования, взаимодействия и взаимовлияния этих систем.
Каждая историческая эпоха
выдвигала свои проблемы, искала способы
их решения. Свое начало экономическая
мысль берет со времен древнего мира,
т.е. появления первых государств. С
тех пор и по настоящее время
осуществляются постоянные попытки
систематизировать
Изучение истории
Целью данной работы является:
- узнать предмет, задачи
и критерии периодизации
- познакомиться с основными школами и направлениями в истории экономических учений;
- выяснить особенности
экономических воззрений в
- узнать экономические
мысли Древнего Востока,
-ознакомиться с особенностями
1.Понятие науки истории экономических учений
История экономических учений — экономическая наука, изучающая зарождение, становление, развитие и смену экономических концепций на всём протяжении истории общественного производства.
Предмет истории экономических учений – процесс возникновения, развития и смены теоретических идей и взглядов отдельных экономистов, школ и направлений экономической мысли в различные эпохи и в различных странах в тесной связи с историей экономики, основными направлениями философской мысли и конкретными экономическими дисциплинами.
Экономические воззрения обнаруживаются в самых ранних письменных свидетельствах истории. Источниками изучения истории экономической мысли служат не только трактаты (работы) ученых экономистов. Об экономических представлениях, царивших в ту или иную эпоху, о свойственных этой эпохе хозяйственных отношениях позволяют судить законы, регулировавшие экономические процессы и отношения.
С тех пор, как люди начали изучать общество, появились первые философские и экономические работы, которые положили начало формированию экономической науки.
Экономическая наука прошла длительный путь формирования и развития.
2.Основные школы и направления в историй экономических учений
Основными школами экономических мыслей являются:
1)Меркантилизм
Термин "меркантилизм" был введен Адамом Смитом для характеристики системы идей, которая господствовала с начала 16 века до публикации его книги «Исследование о природе и причинах богатства народов». Это понятие описывает идеи группы авторов многих стран (испанских, фламандских, скандинавских, английских, русских в том числе), которые разделяли некоторые общие точки зрения, но имели и свои аналитические подходы к характеристике экономических процессов. Однако, не существовало какой-либо единой, среди этих авторов, системы взглядов, на которую могли бы опереться поколения студентов для изучения и развития теории меркантилизма.
XVI век – время возникновения
меркантилизма, для стран
Немаловажную роль в процессе
первоначального накопления капитала
сыграла система
Капитализм в странах Западной Европы развивался двумя путями:
- выделение из среды
ремесленников и крестьян
- подчинение производства торговле.
Появляются крупные мастерские под контролем капиталистов. Рост разделения труда привел к превращению их в мануфактуры. Мануфактурный период развития в странах Западной Европы длился с начала XVI до последней трети XVIII века.
Развитие капитализма было тесно связано с созданием и расширением рынков. Деятельность торгового капитала усилилась. Скопились огромные богатства у отдельных лиц. Торговый капитал создал необходимые условия для развития капиталистического производства. Однако, сам по себе торговый капитал, в тот период не участвовал в производстве. Он лишь содействовал разложению феодализма и, подчиняя себе мелких производителей, сам проникал в сферу производства. Эта важная роль торгового капитала привела к тому, что экономисты того периода стремились исследовать, прежде всего, сферу обращения.
Эти экономисты объединились в школу, которая называется меркантилизмом. Меркантилизм – это экономическое учение периода позднего феодализма.
Наиболее общие экономические принципы меркантилизма определил Ф. Хорвик, который в 1864 году издал «Манифест меркантилизма», состоящий из 9 правил:
1)Каждый дюйм земли
в стране следовало
2)Все добытое в стране
сырье предполагалось
3)Трудовое население должно поощряться.
4)Экспорт золота и серебра должен быть запрещен, а деньги в обращении внутри страны должны поддерживаться.
5)Импорт всех иностранных
товаров должен
6)Вместо золота и серебра,
импорт особых товаров
7)Импорт должен
8)Должны создаваться
9)Импорт должен быть запрещен в случае, если эффективно и удобно производить такую же продукцию в своей стране.
Меркантилисты поддерживали
сильную государственную власть
для регуляции бизнеса. Правительство
предоставляло монопольные
Меркантилисты поощряли национальную независимость.
Меркантилизм защищал интересы капиталистов, короля и их ближайших сторонников. Особенно это учение служило интересам тех, кто пользовался самыми обширными привилегиями.
Наиболее известными представителями меркантилизма были Т.Ман (1571 - 1641), А.М. де Ваттевиль (1575 - 1622), Г.Скаруффи (1519 - 1584), Д.Норе (1641 - 1691), Д.Юм (1711 - 1776).
2)Физиократия
Впервые «экономистами» стала называть себя группа французских философов XVIII в., которые, как это ни странно, истории экономической мысли известны под названием «физиократов» (франц.physiocrates, от греч.physis – природа и kratos - сила, власть, господство). Для большинства физиократов свойственно главную роль в формировании богатства приписывать природным факторам (прежде всего земельным ресурсам), а также группам населения, помогающим земле освободиться от отягчающих ее сокровищ. Также общей их идеей была либерализация экономических отношений.
Признанным лидером
Физиократы противопоставили то
Термин «физиократия» употребляется в двояком смысле, а именно чаще всего в более узком значении известной экономической доктрины, реже — в более широком смысле целой теории общества, с социальными и политическими выводами. Первый взгляд на физиократов господствует у иностранцев, второй свойственен французам. Нет сомнения, что главное значение физиократы имеют в истории политической экономии, но из-за этого не следует забывать их политические взгляды, делающие их наиболее видными представителями просвещённого абсолютизма во Франции.
3) Английская классическая политэкономия
Английская классическая
политэкономия одно из крупнейших направлений
экономической мысли. В его рамках был
разработан ряд экономических теорий
и выведен ряд экономических законов.
Сформулирована важнейшая парадигма экономичес
Основателем направления является А. Смит, его ближайшими последователями («смитианцами») — доктор Дж. Андерсон, граф Лодердейл (1759—1838), Т. Мальтус, Т. Тук, полковник Роберт Торренс (1780—1864), сэр Э. Уэст и Дж. Х. Марсет. Смит изложил логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления.
Новый этап в развитии классической
школы знаменует собой фигура Д
Трудовая теория стоимости привела к появлению группы экономистов, выступавших в защиту класса, зарабатывавшего деньги при помощи труда. Эти учёные известны в истории под названием «социалисты-рикардианцы». Среди них можно выделить Т. Годскина, Уильяма Томпсона (ок.1785 — 1833), Чарльза Холла (1745—1825), Джона Грэя (1799—1850), Джона Фрэнсиса Брэя (1809—1895).
Экономистами, поддерживавшими классическую школу в континентальной Европе (Continental Classicals) являлись француз Ж. Б. Сэй, швейцарец Ж.Симон де Сисмондии немецкий экономист Ф. фон Германн.
Завершающий этап эволюции
школы представлен творчеством
В классической экономической теории экономика обладает способностью к саморегулированию и полному использованию своих ресурсов, а любое производствоорганизуется для того, чтобы увеличить потребление.
4)Марксизм
Опираясь на высшие достижения
классической школы политической экономии,
Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс
(1820-1895) создали теоретическую
Информация о работе Мировая Экономическая мысль от зарождения до первых теоретических систем