Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 17:15, реферат
Целью данной работы является:
- узнать предмет, задачи и критерии периодизации историй экономических учений;
- познакомиться с основными школами и направлениями в истории экономических учений;
- выяснить особенности экономических воззрений в традиционных обществах;
- узнать экономические мысли Древнего Востока, Греции и Рима;
-ознакомиться с особенностями экономических идей западного средневековья и средневековой Руси;
Введение…………………………………………………………………….3
1.Понятие науки история экономических учений………………………..4
2.Основные школы и направления в истории экономических учений..5
3.Экономические воззрения в традиционных обществах……………15
4.Понятие экономическая мысль……………………………………….19
4.1 Экономическая мысль Древнего Востока…………………………20
4.2 Экономическая мысль Древней Греции и Рима…………………..23
4.3Экономическая мысль Средневековой Руси………………………27
5.Особенности экономических идей западного средневековья……..29
Заключение………………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………34
Марксизм, или политическая экономия труда, представляет собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества с позиции пролетариата и концепцию социализма (коммунизма) как новой экономической системы. Последняя представлена совокупностью социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации наемного труда, равная плата за равный труд, всеобщая и полная занятость, ведение хозяйства по единому плану.
Традиционно считается, что большое значение в теории Маркса имеют 3 следующих положения:
Марксизм стал важной вехой в развитии социальной мысли 19 в. В то же время в нем абсолютизируется роль социальных антагонизмов, классовой борьбы и насилия, отрицается возможность прогрессивной эволюции буржуазного общества, романтизируется историческая роль пролетариата, утверждается необходимость ликвидации частной собственности, парламентских институтов и разделения властей. Марксизм стал идеологической основой социал-демократического движения, с начала 20 в. разделившегося на революционное течение (В.И. Ленин и другие), в котором возобладало крайне левое истолкование марксизма, и реформистское течение (Э. Бернштейн и другие), подвергшее критике теоретические положения марксизма и отказавшееся от его основных положений. После Октябрьской революции в России марксизм стал государственной идеологией, подвергся догматизации и вульгаризации и был поставлен на службу коммунистическому тоталитаризму.
5)Маржинализм
Во второй половине ХIХ века была сформулирована теория маржинализма. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы К.Менгер (1840-1921), Ф. фон Визер (1851-1926), Е. фон Бём-Баверк (1851 - 1914), а также английский экономист У.С. Джевонс (1835-1882).
Маржинализм (от англ. marginal – предельный) – это теория, представляющая экономику как систему взаимосвязанных хозяйствующих субъектов и объясняющая экономические процессы и явления, исходя из новой идеи – использования предельных (max или mini), крайних величин или состояний, характеризующих не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Например теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребности при добавлении единицы оцениваемого продукта (в отличии от затратной концепции). Главные категории маржинализма: предельная полезность, предельная производительность, предельные издержки и др. на базе субъективных оценок теория объясняет издержки производства, спрос, предложение, цены. Маржинализм опирается на количественный анализ и использует экономико-математические методы и модели.
6)Неоклассическая школа
Неоклассическое направление
возникло как реакция на экономическую
теорию К.Маркса, как её критическое
осмысление. Оно господствовало дл
30-х годов ХХ в. и воспевало
свободную конкуренцию. Кризис и
Великая депрессия показали невозможность
путем свободной конкуренции
преодолеть противоречия, решить все
социально-экономические
Неоклассическое направление экономической теории в основном сформулировано в работах английского экономиста Альфреда Маршалла.
А.Маршалл (1842-1924) широко известен как основоположник ценовой теории. Его ученик Дж.М.Кейнс назвал Маршалла величайшим экономистом ХIХ века.
Неоклассическое направление
экономической науки
Монетаризм – теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета и установлению высокого кредитного банковского процента.
Неолиберализм – это теория, согласно которой необходимо сокращать (свести к минимуму) вмешательство государства в экономику (принцип классической политэкономии А.Смита), ибо только частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить её подъём и благосостояние населения. Отсюда важно предоставление максимально возможной свободы предпринимателям и торговцам в хозяйственной деятельности.
7)Кейнсианство
Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является лорд Дж.М.Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса через изменение наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы.
Дж.Кейнс исследовал количественные функциональные аспекты закономерностей воспроизводства в условиях кризиса и гигантского уровня обобществления производства, чтобы с помощью государственного регулирования обеспечить бесперебойное функционирование экономики. Он сформулировал макроэкономический анализ (в отличии от микроэкономического подхода) взаимообусловленных совокупных показателей национального дохода, инвестиций, потребления, сбережений и др. Дж.Кейнса объявили «спасителем капитализма», а его теорию – «кейнсианской революцией в политической экономии».
Неокейнсианцы (Р.Харрод, Е.Домар, Э.Хансен и др.), разрабатывая проблемы экономического роста, стремятся найти оптимальное соотношение между инфляцией и занятостью. На это же направлена и концепция «неоклассического синтеза», методов рыночного и государственного регулирования П.Самуэльсон.
Посткейнсианцы (Дж.Робинсон, П.Сраффа, Н. Калдор др.) дополнили кейнсианство идеями Д.Рикардо. они выступают за более уравнительное распределение доходов, ограничение рыночной конкуренции, эффективную борьбу с инфляцией.
8) Институционализм
Институционализм - направление социально-экономических исследований, в частности рассматривающих политическую организацию общества, как комплекс различных объединений граждан — институций (семья, партия, профсоюз).
Представителей
В целом тематика институциональных исследований достаточно обширна. Она включает теорию потребительского спроса, социально-экономическую теорию благосостояния, анализ крупных корпораций как социально-экономического института и ряд других. Экономическая социология разрабатывалась одним из предшественников современного институционализма — Максом Вебером (1864-1920). Он обосновал методологические принципы социологии, подготовил фундаментальный труд «Хозяйство и общество», в котором подведены итоги его социологических исследований. В дальнейшем экономическая социология получила наибольшее развитие в трудах американских институционалистов, в частности, исследовались социальные аспекты международных отношений, международного разделения труда, межгосударственных связей.
3.Экономические воззрения в традиционных обществах
Изучение экономики ведется
с древнейших времен. Ее зачатки
появились в Риме, Индии, Китае. Мыслители
того времени по-разному относились
к собственности, труду, деньгам, устройству
общества.
В их взглядах на экономику красной нитью
проходит мысль о необходимости накопления
богатства. Однако учение о богатстве
зародилось не в этих государствах, которые
находились на достаточно высоком уровне
хозяйственного развития и были центрами
хорошо развитых торговых отношений, а
в Греции около V в. до н.э. К тому времени
греки достигли высокой ступени развития
знаний. Наряду с философией они развивали
теорию полезных искусств, в которую входили
искусство земледелия, медицины, военное
искусство, а также искусство управления
своим домом.
Греческие мыслители Ксенофонт, Платон,
Аристотель внесли крупный вклад в развитие
и накопление сведений о производственной
деятельности людей. Именно им принадлежит
описание хозяйственного быта греческих
полисов через образы идеализированных
правителей и общественных порядков. Считается,
что первым стал употреблять термин «экономия»
ученик Сократа, греческий мыслитель Ксенофонт.
Ксенофонт (430 - 355 гг. до н.э.) изложил свои
взгляды в работе «Домострой», подготовленной
как руководство для ведения рабовладельческого
хозяйства. Ксенофонт писал, что экономия
(от греческого «ойкос» - дом, «номос» -
закон) - это наука, при помощи которой
можно обогащать свое хозяйство. Источник
богатства он видел в домоводстве и сельском
хозяйстве, а ремесло, торговлю и ростовщичество
отвергал как недостойные виды деятельности.
Основную цель он видел в обеспечении
производства полезных вещей.
Другой греческий мыслитель Платон (427
- 347 гг. до н.э.) создал теорию идеального
общественного устройства и изложил ее
в своем труде «Политика или государство».
Основой такого устройства является идея
справедливости. В идеальном государстве
Платона свободные люди делились на три
сословия:
1) философов, призванных
управлять государством;
2) воинов;
3) землевладельцев, ремесленников и мелких
торговцев.
Рабы не включались ни в
одно из сословий. Они приравнивались
к инвентарю, рассматривались как
говорящие орудия производства. Философы
и воины составляли высшую часть
общества, о которой Платон проявлял
особую заботу. Наиболее глубокие суждения
об экономических проблемах
Заслугой Аристотеля является его попытка
проникнуть в сущность экономических
явлений, положив начало экономическому
анализу. Являясь сторонником натурального
хозяйства, основанного на эксплуатации
рабов, он рассматривал экономические
явления с точки зрения наибольшей пользы.
Все, что соответствовало интересам укрепления
хозяйства, принималось как естественное
и справедливое. То, что расшатывало хозяйство,
относилось к разряду явлений противоестественных.
Естественные явления способствуют поддержанию
умеренных размеров богатства, сторонником
которых был Аристотель, отвергавший накопление
денег, обогащение за счет сферы обращения,
спекулятивной торговли, ростовщичества.
Противоестественные явления Аристотель
связывал с чрезмерным развитием сферы
обращения и включал ее в хрематистику,
которая рассматривалась как искусство
«делать деньги». С точки зрения Аристотеля,
истинной задачей человека должна быть
не физическая жизнь, не накопление богатства,
а размышление и созерцание истины, стремление
к собственному совершенству.
После Аристотеля мало что
нового было внесено в развитие понимания
экономии. Одним из представителей
экономической мысли
В России конец XV - начало XVI
вв. ознаменованы как этап завершения
процесса ликвидации раздробленности
страны и образования Русского централизованного
государства. Наряду с наследственной
собственностью бояр расширились поместья
и дворянское землевладение как
вознаграждение за службу. Экономические
интересы поместного дворянства выражал
в XVI в. Ермолай - священник Московской
дворцовой церкви (позднее Еразм). В поместном
землевладении служилых людей Еразм видел
экономическую основу Русского централизованного
государства.
Экономические доктрины Средневековья
опирались в основном на христианское
толкование богатства. Христос, например,
осуждал богатство, считал его большим
препятствием к спасению души. «Богатому
трудно войти в Царство Небесное. Если
хочешь быть совершенным, продай свое
имущество и раздай нищим, и ты получишь
сокровище на небе; потом следуй за мной»,
- говорил Он. Труд признавался достойным
похвалы лишь как страдание, как умерщвление
плоти, как искупление греха. Но он не должен
сопровождаться даже мыслью о приобретении,
об обогащении. Вот почему в эпоху Средневековья
понятие экономии предается забвению.
Существовавшие экономические доктрины
были скорее сводом правил поведения индивидов
в соответствии с принципами раннехристианской
справедливости, а не результатом обобщения
реальных фактов экономической жизни.
Формирование экономики как науки относится к периоду зарождения капитализма. Именно в это время появляются и первые школы экономической теории.
В России капитализм
начал развиваться позднее,
Первые русские меркантилисты заботились
также об увеличении товарооборота внутри
страны, стремились устранить конкуренцию
иностранных купцов, вводя высокие таможенные
пошлины. Но в отличие от западных меркантилистов,
русские не ограничивали свои наблюдения
сферой обращения, не отождествляли богатство
только с деньгами. Внешнюю торговлю они
рассматривали как средство развития
промышленности и сельского хозяйства.
Своеобразной программой реформ Петра
I явилась «Книга о скудости и богатстве»
И.Т. Посошкова (1652 - 1726 гг.), которая принадлежит
к числу выдающихся произведений не только
русской, но и мировой экономической литературы.
Не сводя богатство к деньгам, Посошков
различал богатство вещественное и невещественное.
Под вещественным богатством он разумел
богатство государства (казны) и богатство
народа. Под невещественным - «истинную
правду», т.е. законности, правовые условия,
хорошее управление страной, - те ценности,
которые сегодня мы называем «институтами».
Источником богатства он называл производительный
труд, а причинами скудости - отсталость
сельского хозяйства, недостаточное развитие
промышленности, неудовлетворительное
состояние торговли.
Информация о работе Мировая Экономическая мысль от зарождения до первых теоретических систем