Мировая Экономическая мысль от зарождения до первых теоретических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 17:15, реферат

Описание

Целью данной работы является:
- узнать предмет, задачи и критерии периодизации историй экономических учений;
- познакомиться с основными школами и направлениями в истории экономических учений;
- выяснить особенности экономических воззрений в традиционных обществах;
- узнать экономические мысли Древнего Востока, Греции и Рима;
-ознакомиться с особенностями экономических идей западного средневековья и средневековой Руси;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Понятие науки история экономических учений………………………..4
2.Основные школы и направления в истории экономических учений..5
3.Экономические воззрения в традиционных обществах……………15
4.Понятие экономическая мысль……………………………………….19
4.1 Экономическая мысль Древнего Востока…………………………20
4.2 Экономическая мысль Древней Греции и Рима…………………..23
4.3Экономическая мысль Средневековой Руси………………………27
5.Особенности экономических идей западного средневековья……..29
Заключение………………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………34

Работа состоит из  1 файл

История экономических учений.docx

— 71.00 Кб (Скачать документ)

Марксизм, или политическая экономия труда, представляет собой  всестороннее исследование законов  развития капиталистического общества с позиции пролетариата и концепцию  социализма (коммунизма) как новой  экономической системы. Последняя  представлена совокупностью социалистических принципов: общественная собственность  на средства производства, отсутствие эксплуатации наемного труда, равная плата  за равный труд, всеобщая и полная занятость, ведение хозяйства по единому  плану.

Традиционно считается, что  большое значение в теории Маркса имеют 3 следующих положения:

  • учение о прибавочной стоимости (политическая экономия капитализма),
  • материалистическое понимание истории (исторический материализм),
  • учение о диктатуре пролетариата .

Марксизм стал важной вехой  в развитии социальной мысли 19 в. В  то же время в нем абсолютизируется роль социальных антагонизмов, классовой борьбы и насилия, отрицается возможность прогрессивной эволюции буржуазного общества, романтизируется историческая роль пролетариата, утверждается необходимость ликвидации частной собственности, парламентских институтов и разделения властей. Марксизм стал идеологической основой социал-демократического движения, с начала 20 в. разделившегося на революционное течение (В.И. Ленин и другие), в котором возобладало крайне левое истолкование марксизма, и реформистское течение (Э. Бернштейн и другие), подвергшее критике теоретические положения марксизма и отказавшееся от его основных положений. После Октябрьской революции в России марксизм стал государственной идеологией, подвергся догматизации и вульгаризации и был поставлен на службу коммунистическому тоталитаризму.

5)Маржинализм

Во второй половине ХIХ  века была сформулирована теория маржинализма. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы К.Менгер (1840-1921), Ф. фон Визер (1851-1926), Е. фон Бём-Баверк (1851 - 1914), а также английский экономист У.С. Джевонс (1835-1882).

Маржинализм (от англ. marginal – предельный) – это теория, представляющая экономику как систему взаимосвязанных хозяйствующих субъектов и объясняющая экономические процессы и явления, исходя из новой идеи – использования предельных (max или mini), крайних величин или состояний, характеризующих не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Например теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребности при добавлении единицы оцениваемого продукта (в отличии от затратной концепции). Главные категории маржинализма: предельная полезность, предельная производительность, предельные издержки и др. на базе субъективных оценок теория объясняет издержки производства, спрос, предложение, цены. Маржинализм опирается на количественный анализ и использует экономико-математические методы и модели. 

6)Неоклассическая школа 

Неоклассическое направление  возникло как реакция на экономическую  теорию К.Маркса, как её критическое  осмысление. Оно господствовало дл 30-х годов ХХ в. и воспевало  свободную конкуренцию. Кризис и  Великая депрессия показали невозможность  путем свободной конкуренции  преодолеть противоречия, решить все  социально-экономические проблемы общества, в связи с чем появляется новое экономическое учение –  кейнсианство, требующее серьёзное  вмешательство государства в  экономику.

Неоклассическое направление  экономической теории в основном сформулировано в работах английского  экономиста Альфреда Маршалла.

А.Маршалл (1842-1924) широко известен как основоположник ценовой теории. Его ученик Дж.М.Кейнс назвал Маршалла величайшим экономистом ХIХ века.  

Неоклассическое направление  экономической науки представлено современными теориями монетаризма и неолиберализма.

Монетаризм – теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета и установлению высокого кредитного банковского процента.

Неолиберализм – это теория, согласно которой необходимо сокращать (свести к минимуму) вмешательство  государства в экономику (принцип  классической политэкономии А.Смита), ибо только частное предпринимательство  способно вывести экономику из кризиса  и обеспечить её подъём и благосостояние населения. Отсюда важно предоставление максимально возможной свободы  предпринимателям и торговцам в  хозяйственной деятельности.

7)Кейнсианство

Кейнсианское направление  экономической теории, основателем  которого является лорд Дж.М.Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса через изменение наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы.

Дж.Кейнс исследовал количественные функциональные аспекты закономерностей воспроизводства в условиях кризиса и гигантского уровня обобществления производства, чтобы с помощью государственного регулирования обеспечить бесперебойное функционирование экономики. Он сформулировал макроэкономический анализ (в отличии от микроэкономического подхода) взаимообусловленных совокупных показателей национального дохода, инвестиций, потребления, сбережений и др. Дж.Кейнса объявили «спасителем капитализма», а его теорию – «кейнсианской революцией в политической экономии».

Неокейнсианцы (Р.Харрод, Е.Домар, Э.Хансен и др.), разрабатывая проблемы экономического роста, стремятся найти оптимальное соотношение между инфляцией и занятостью. На это же направлена и концепция «неоклассического синтеза», методов рыночного и государственного регулирования П.Самуэльсон.

Посткейнсианцы (Дж.Робинсон, П.Сраффа, Н. Калдор др.) дополнили кейнсианство идеями Д.Рикардо. они выступают за более уравнительное распределение доходов, ограничение рыночной конкуренции, эффективную борьбу с инфляцией.

8) Институционализм

Институционализм - направление социально-экономических исследований, в частности рассматривающих политическую организацию общества, как комплекс различных объединений граждан — институций (семья, партия, профсоюз). 

Представителей институционализма интересуют проблемы экономической власти и контроля над ней. В основе эволюции человеческого общества лежат изменения в технике производства. В соответствии с этим институционалистами разработаны различные концепции исторической трансформации общества: индустриальное — постиндустриальное — информационное — технотронное.

В целом тематика институциональных  исследований достаточно обширна. Она  включает теорию потребительского спроса, социально-экономическую теорию благосостояния, анализ крупных корпораций как социально-экономического института и ряд других. Экономическая  социология разрабатывалась одним  из предшественников современного институционализма — Максом Вебером (1864-1920). Он обосновал методологические принципы социологии, подготовил фундаментальный труд «Хозяйство и общество», в котором подведены итоги его социологических исследований. В дальнейшем экономическая социология получила наибольшее развитие в трудах американских институционалистов, в частности, исследовались социальные аспекты международных отношений, международного разделения труда, межгосударственных связей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Экономические воззрения  в традиционных обществах

Изучение экономики ведется  с древнейших времен. Ее зачатки  появились в Риме, Индии, Китае. Мыслители  того времени по-разному относились к собственности, труду, деньгам, устройству общества. 
   В их взглядах на экономику красной нитью проходит мысль о необходимости накопления богатства. Однако учение о богатстве зародилось не в этих государствах, которые находились на достаточно высоком уровне хозяйственного развития и были центрами хорошо развитых торговых отношений, а в Греции около V в. до н.э. К тому времени греки достигли высокой ступени развития знаний. Наряду с философией они развивали теорию полезных искусств, в которую входили искусство земледелия, медицины, военное искусство, а также искусство управления своим домом. 
   Греческие мыслители Ксенофонт, Платон, Аристотель внесли крупный вклад в развитие и накопление сведений о производственной деятельности людей. Именно им принадлежит описание хозяйственного быта греческих полисов через образы идеализированных правителей и общественных порядков. Считается, что первым стал употреблять термин «экономия» ученик Сократа, греческий мыслитель Ксенофонт. Ксенофонт (430 - 355 гг. до н.э.) изложил свои взгляды в работе «Домострой», подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Ксенофонт писал, что экономия (от греческого «ойкос» - дом, «номос» - закон) - это наука, при помощи которой можно обогащать свое хозяйство. Источник богатства он видел в домоводстве и сельском хозяйстве, а ремесло, торговлю и ростовщичество отвергал как недостойные виды деятельности. Основную цель он видел в обеспечении производства полезных вещей. 
   Другой греческий мыслитель Платон (427 - 347 гг. до н.э.) создал теорию идеального общественного устройства и изложил ее в своем труде «Политика или государство». Основой такого устройства является идея справедливости. В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия: 
           1) философов, призванных управлять государством;  
          2) воинов;  
    3) землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев. 

Рабы не включались ни в  одно из сословий. Они приравнивались к инвентарю, рассматривались как  говорящие орудия производства. Философы и воины составляли высшую часть  общества, о которой Платон проявлял особую заботу. Наиболее глубокие суждения об экономических проблемах имелись  у Аристотеля. Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) различал два вида хозяйства: экономию - хозяйство для поддержания  и более полного удовлетворения семейных нужд, к которому он относил  главным образом земледелие, и  хрематистику - хозяйство для обогащения, в которое включал ремесло и торговлю. К хрематистике Аристотель относился отрицательно, считая, что она противоречит как законам этики, так и требованиям природы, поскольку направлена не на удовлетворение повседневных нужд, а на накопление богатства.  
   Заслугой Аристотеля является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, положив начало экономическому анализу. Являясь сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов, он рассматривал экономические явления с точки зрения наибольшей пользы. Все, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое. То, что расшатывало хозяйство, относилось к разряду явлений противоестественных. Естественные явления способствуют поддержанию умеренных размеров богатства, сторонником которых был Аристотель, отвергавший накопление денег, обогащение за счет сферы обращения, спекулятивной торговли, ростовщичества. Противоестественные явления Аристотель связывал с чрезмерным развитием сферы обращения и включал ее в хрематистику, которая рассматривалась как искусство «делать деньги». С точки зрения Аристотеля, истинной задачей человека должна быть не физическая жизнь, не накопление богатства, а размышление и созерцание истины, стремление к собственному совершенству.

После Аристотеля мало что  нового было внесено в развитие понимания  экономии. Одним из представителей экономической мысли Средневековья  стал Фома Аквинский (1221 - 1275 гг.). Общественное разделение труда он характеризовал как естественное явление и считал, что оно лежит в основе разделения общества на сословия. В частной  собственности он видел основу хозяйства  и полагал, что человек от природы  имеет право на присвоение богатства. Цену, которая основывалась на трудовых затратах, т.е. на обмене эквивалентов, считал «справедливой ценой». С одной  стороны, Аквинский считает «справедливой  ценой» правильную цену, соответствующую  трудовым затратам, а с другой - доказывает правомерность отступления от этой цены, если она не гарантирует каждому  участнику обмена приличное его  рангу существование.

В России конец XV - начало XVI вв. ознаменованы как этап завершения процесса ликвидации раздробленности  страны и образования Русского централизованного  государства. Наряду с наследственной собственностью бояр расширились поместья и дворянское землевладение как  вознаграждение за службу. Экономические  интересы поместного дворянства выражал  в XVI в. Ермолай - священник Московской дворцовой церкви (позднее Еразм). В поместном землевладении служилых людей Еразм видел экономическую основу Русского централизованного государства. 
   Экономические доктрины Средневековья опирались в основном на христианское толкование богатства. Христос, например, осуждал богатство, считал его большим препятствием к спасению души. «Богатому трудно войти в Царство Небесное. Если хочешь быть совершенным, продай свое имущество и раздай нищим, и ты получишь сокровище на небе; потом следуй за мной», - говорил Он. Труд признавался достойным похвалы лишь как страдание, как умерщвление плоти, как искупление греха. Но он не должен сопровождаться даже мыслью о приобретении, об обогащении. Вот почему в эпоху Средневековья понятие экономии предается забвению. Существовавшие экономические доктрины были скорее сводом правил поведения индивидов в соответствии с принципами раннехристианской справедливости, а не результатом обобщения реальных фактов экономической жизни.

Формирование экономики  как науки относится к периоду  зарождения капитализма. Именно в это  время появляются и первые школы  экономической теории. 

 В России капитализм  начал развиваться позднее, чем  в странах Западной Европы. Поэтому  русский меркантилизм возник  лишь во второй половине XVII в.  и не существовал в чистом  виде.  
   Первые русские меркантилисты заботились также об увеличении товарооборота внутри страны, стремились устранить конкуренцию иностранных купцов, вводя высокие таможенные пошлины. Но в отличие от западных меркантилистов, русские не ограничивали свои наблюдения сферой обращения, не отождествляли богатство только с деньгами. Внешнюю торговлю они рассматривали как средство развития промышленности и сельского хозяйства. Своеобразной программой реформ Петра I явилась «Книга о скудости и богатстве» И.Т. Посошкова (1652 - 1726 гг.), которая принадлежит к числу выдающихся произведений не только русской, но и мировой экономической литературы. Не сводя богатство к деньгам, Посошков различал богатство вещественное и невещественное. Под вещественным богатством он разумел богатство государства (казны) и богатство народа. Под невещественным - «истинную правду», т.е. законности, правовые условия, хорошее управление страной, - те ценности, которые сегодня мы называем «институтами». Источником богатства он называл производительный труд, а причинами скудости - отсталость сельского хозяйства, недостаточное развитие промышленности, неудовлетворительное состояние торговли.

Информация о работе Мировая Экономическая мысль от зарождения до первых теоретических систем