Мировая Экономическая мысль от зарождения до первых теоретических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 17:15, реферат

Описание

Целью данной работы является:
- узнать предмет, задачи и критерии периодизации историй экономических учений;
- познакомиться с основными школами и направлениями в истории экономических учений;
- выяснить особенности экономических воззрений в традиционных обществах;
- узнать экономические мысли Древнего Востока, Греции и Рима;
-ознакомиться с особенностями экономических идей западного средневековья и средневековой Руси;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Понятие науки история экономических учений………………………..4
2.Основные школы и направления в истории экономических учений..5
3.Экономические воззрения в традиционных обществах……………15
4.Понятие экономическая мысль……………………………………….19
4.1 Экономическая мысль Древнего Востока…………………………20
4.2 Экономическая мысль Древней Греции и Рима…………………..23
4.3Экономическая мысль Средневековой Руси………………………27
5.Особенности экономических идей западного средневековья……..29
Заключение………………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………34

Работа состоит из  1 файл

История экономических учений.docx

— 71.00 Кб (Скачать документ)

Конец XV — начало XVI в. —  один из важных этапов в истории  русского народа. В этот период завершается  процесс ликвидации раздробленности  страны и образования Русского централизованного государства. Это способствовало экономическому прогрессу, развитию товарно-денежных отношений. Наряду с наследственной собственностью бояр начало расширяться поместье, дворянское землевладение как вознаграждение за службу. С образованием централизованного государства роль поместного дворянства значительно возросла. 

Экономические интересы поместного дворянства выражал в XVI в. Ермолай — священник Московской дворцовой церкви. Позднее он постригся в монахи под именем Еразма. Большая часть его произведений посвящена богословской и нравоучительной тематике, но и в них он освещал актуальные социальные вопросы. По своим политическим воззрениям Ермолай-Еразм — противник боярского своевластия.

Значительное для своего времени произведение Ермолая-Еразма под названием «Благохотящим царем правительница и землемерие», или короче «Правительница»  представляет собой первый в России специальный экономико-политический трактат, написанный в 40-х или начале 50-х годов XVI в. В нем изложена система мер, направленная на решение актуальных задач того времени.

Размер обеспечения землей и крестьянами Эразм ставил в  зависимость от служебных достоинств и выполнения служебного долга. Нетрудовое богатство вельмож отвергалось им как несправедливое.

В "Правительнице" рассматривался вопрос о создании экономической основы Русского централизованного государства. Такую основу Эразм видел в поместном землевладении служилых людей. Предложенная им реформа в области землевладения — раздача земли крестьянам и служилым людям — отражала прежде всего интересы новой, прогрессивной для того времени части общества — служилого дворянства, и была направлена на укрепление государства. В этом смысле она имела прогрессивное значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Особенности экономических  идей западного средневековья

Экономическая мысль западного  средневековья. Католицизм как господствующая форма идеологии в странах  Западной Европы. Определение условий  приобретения богатства и способов его использования. Труды Августина  Блаженного. "Металлистическая" теория денег.

Экономическая мысль средневековья  тесно связана с экономической  политикой государств, рассчитанной на поддержание феодального порядка, его стабилизацию Защитники интересов  феодалов отрицательно относились к  торговле и ростовщичеству. Натурально-хозяйственная  ограниченность производства считалась  преимуществом и выдавалась за социальную добродетель.

Господствующей формой идеологии  в странах Западной Европы в эпоху  феодализма был католицизм. Поэтому  все рассуждения средневековых  авторов по экономическим вопросам были облегчены в религиозно-этическую  форму.

В связи с тем, что церковь  в средние века играла исключительную роль, экономическая мысль в ряде случаев облекалась в религиозную  оболочку, принимала богословское оформление.

Изучая экономические  учения средневековья, следует прежде всего обратить внимание на экономические идеи, содержащиеся в документах и использовавшиеся для обоснования юридических норм. Сюда относятся записи обычного права и так называемые «Правды» отдельных племен, хозяйственные регламенты феодальных имений, цеховые уставы, экономическое законодательство городов и т.д. Представление об экономических идеях раннего средневековья (VI-X вв.) дает старинная запись судебных обычаев франков «Салическая правда», составленная в начале VI в. н.э. Приводя перечень штрафов за всевозможные преступления, она характеризует экономические воззрения франков: общинного крестьянства с одной стороны, и служилых людей или дружинников - с другой. В ее предписаниях сельское хозяйство выступает как естественное занятие франка. Городам и промышленности не уделялось особого внимания. Проблемы торговли полностью отсутствуют.

«Салическая правда» отстаивала позиции общины, устойчивость общинного  землевладения, приоритет общинной собственности над частной. Вместе с тем общинные принципы экономической  жизни совмещались в ней с  признанием рабства, колоната крупного землевладения и королевской  власти как правомерных явлений. «Салическая правда» отразила разложение родового строя, начавшийся процесс феодализации дифференциации франкского общества и интересы служилой аристократии, группировавшейся вокруг короля.

Представителем взглядов канонистов был итальянский богослов Фома Аквинский (1225-1275), создавший обширное сочинение «Сумма богословий». Он выделялся как крупный представитель экономической мысли средневековья. Сочинение Аквинского стало своего рода энциклопедией католицизма. И поныне его учение широко используется Ватиканом. Аквинский рассматривал такие экономические проблемы, как собственность торговля, «справедливая цена», процент.

Общественное разделение труда он характеризовал как естественное природное явление и считал, что оно лежит в основе разделения общества на сословия. Аквинский утверждал, что люди рождаются разными по своей природе и, исходя из естественных различий, делал вывод, что крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия должны посвящать себя духовной деятельности «во имя спасения остальных». Подобно античным мыслителям он ставил интеллектуальный труд выше физического и трактовал последний как рабское занятие.

Много внимания Ф. Аквинский уделял частной собственности. В ней он видел основу хозяйства и полагал, что человек от природы имеет право на присвоение богатства. Отсюда собственность, приобретаемая для удовлетворения необходимых нужд является естественным и необходимым институтом человеческой жизни. Важное место в учении Аквинского занимает теория «справедливой цены». Идею справедливой цены каноническая теория унаследовала от античности. В средние века как крестьянин, так и ремесленник имели более или менее точное представление о затратах труда на производство своих товаров и при обмене определяли их цены в зависимости от труда, затраченного на производство. Закон стоимости действовал задолго до возникновения капиталистического способа производства. Цена, которая основывалась на трудовых затратах, т.е. на обмене эквивалентов, считалась справедливой ценой. С одной стороны Аквинский считает «справедливой ценой» правильные цены, соответствующие трудовым затратам, а с другой - доказывает правомерность отступления от этой цены, если она не гарантирует каждому участнику обмена приличное его рангу существование.

Следовательно, с точки  зрения Аквинского, справедливой считалась  не одинаковая, а разная для различных  сословий цена на один и тот же товар.

С теорией «справедливой  цены» тесно связаны рассуждения  Аквинского о прибыли и проценте. Безоговорочно оправдывая получение  земельной ренты, он по отношению  к прибыли и проценту занимал  двойственную позицию. Аквинский был  сторонником натурализации хозяйственной  жизни и подобно своим предшественникам, враждебно относился к крупной  торговле, ростовщичеству. Один из вопросов своего основного сочинения он посвятил проблеме греховности взимания процента.

Прибыль получаемая купцами, не противоречит, по его мнению христианской добродетели и ее следует рассматривать  как плату за труд. Уровень прибыли  является нормальным, если он обеспечивает семье купца возможность жить соответственно его месту в сословной  иерархии общества.

Отдавая дань времени, Аквинский  делает попытки найти компромиссное  решение вопроса о взимании процента, которое в середине XIII в. было запрещено и осуждалось церковью. Он трактует его как вознаграждение кредитору за риск неуплаты, за предоставление отсрочки должнику в платеже его долга или как получение от должника бескорыстных подарков, а также в случае использования должником ссуженных денег с целью извлечения прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Изучая историю появление мировой  экономической мысли видно, что  зарождение экономических идей происходит в древности. В основном, экономические учения этого периода находили отражение в рукописях мыслителей и законах правителей крупных государств. Учения древнего мира рассматривают проблемы натурального рабовладельческого хозяйства, товарно-денежные отношения. Основным достижением экономической мысли данного периода современные исследователи считают идею эквивалентного обмена вещей по их стоимости.

В экономических учениях феодального  общества рассматривается присущий ему способ производства и усиливается  интерес к проблемам товарно-денежных отношений. В работе рассмотрено  отражение экономических идей эпохи  феодализма в религиозной философии, государственных законах, а также  работах Фомы Аквинского, произведениях  социалистов-утопистов. Одним из значительных экономических учений данного периода  является меркантилизм.

Развитие экономической мысли в эпоху капитализма приводит к формированию политической экономии как науки, разработке ее основных принципов и категорий. Одним из фундаментальных экономических учений 19 века является марксизм. Одновременно с марксизмом в европейской экономической мысли развивались следующие направления: новая историческая школа, “социальное направление”, “неоклассицизм”. В этот же период разрабатывали свои идеи представители русского народничества.

Таким образом, в развитии экономической  мысли можно выделить множество  различных концепций и направлений. Все они пытаются разрешить проблемы, которые вставали перед обществом, и найти пути урегулирования общественно-экономических  кризисов.

 

 

Список литературы:

1. В.Н. Черковец Всемирная история экономической мысли. В 6 т. Т.1./МГУ им. М.В. Ломоносова. Гл. редкол.: (гл. ред.) и др. М.: Мысль.1987.606 с.

2.История экономических учений: Учеб. пособие/ Под общ. ред. Г.А. Шмарловской. Мн.: ООО "Новое знание". 2000. 340 с.

3.Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М.: Дело,. Вита-Пресс. 1996. 544 с.

4.Павлова И.П., Владимирский Е.А., Оводенко А.А., ИльинскаяЕ.М. История экономических учений: Учеб. пособие. 5-е изд. СПб.: Издательство "Лань". 2001. 224 с.

5. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики. - М.: Акад. проект, 2000. - 403с.

6. Золоева Л. А., Порьяз А. Г. Мировая культура: Древняя Греция. Древний Рим. - М.: Олма-пресс, 2001. - 324с

7. Камерон Р. Краткая экономическая история мира от палеолита до наших дней. - М.: Россмэн, 2001. - 298с.

8. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. - М.: Высшая школа, 2005. - 356с.

9. Фишер С. Экономика. - М.: Дело, 1998. - 278с.

10. Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой История мировой  экономики- М.: Юнити, 2000. - 386с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Мировая Экономическая мысль от зарождения до первых теоретических систем