Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 17:15, реферат
Целью данной работы является:
- узнать предмет, задачи и критерии периодизации историй экономических учений;
- познакомиться с основными школами и направлениями в истории экономических учений;
- выяснить особенности экономических воззрений в традиционных обществах;
- узнать экономические мысли Древнего Востока, Греции и Рима;
-ознакомиться с особенностями экономических идей западного средневековья и средневековой Руси;
Введение…………………………………………………………………….3
1.Понятие науки история экономических учений………………………..4
2.Основные школы и направления в истории экономических учений..5
3.Экономические воззрения в традиционных обществах……………15
4.Понятие экономическая мысль……………………………………….19
4.1 Экономическая мысль Древнего Востока…………………………20
4.2 Экономическая мысль Древней Греции и Рима…………………..23
4.3Экономическая мысль Средневековой Руси………………………27
5.Особенности экономических идей западного средневековья……..29
Заключение………………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………34
Конец XV — начало XVI в. — один из важных этапов в истории русского народа. В этот период завершается процесс ликвидации раздробленности страны и образования Русского централизованного государства. Это способствовало экономическому прогрессу, развитию товарно-денежных отношений. Наряду с наследственной собственностью бояр начало расширяться поместье, дворянское землевладение как вознаграждение за службу. С образованием централизованного государства роль поместного дворянства значительно возросла.
Экономические интересы поместного дворянства выражал в XVI в. Ермолай — священник Московской дворцовой церкви. Позднее он постригся в монахи под именем Еразма. Большая часть его произведений посвящена богословской и нравоучительной тематике, но и в них он освещал актуальные социальные вопросы. По своим политическим воззрениям Ермолай-Еразм — противник боярского своевластия.
Значительное для своего времени произведение Ермолая-Еразма под названием «Благохотящим царем правительница и землемерие», или короче «Правительница» представляет собой первый в России специальный экономико-политический трактат, написанный в 40-х или начале 50-х годов XVI в. В нем изложена система мер, направленная на решение актуальных задач того времени.
Размер обеспечения землей и крестьянами Эразм ставил в зависимость от служебных достоинств и выполнения служебного долга. Нетрудовое богатство вельмож отвергалось им как несправедливое.
В "Правительнице" рассматривался вопрос о создании экономической основы Русского централизованного государства. Такую основу Эразм видел в поместном землевладении служилых людей. Предложенная им реформа в области землевладения — раздача земли крестьянам и служилым людям — отражала прежде всего интересы новой, прогрессивной для того времени части общества — служилого дворянства, и была направлена на укрепление государства. В этом смысле она имела прогрессивное значение.
5.Особенности экономических идей западного средневековья
Экономическая мысль западного средневековья. Католицизм как господствующая форма идеологии в странах Западной Европы. Определение условий приобретения богатства и способов его использования. Труды Августина Блаженного. "Металлистическая" теория денег.
Экономическая мысль средневековья
тесно связана с экономической
политикой государств, рассчитанной
на поддержание феодального
Господствующей формой идеологии
в странах Западной Европы в эпоху
феодализма был католицизм. Поэтому
все рассуждения средневековых
авторов по экономическим вопросам
были облегчены в религиозно-
В связи с тем, что церковь в средние века играла исключительную роль, экономическая мысль в ряде случаев облекалась в религиозную оболочку, принимала богословское оформление.
Изучая экономические учения средневековья, следует прежде всего обратить внимание на экономические идеи, содержащиеся в документах и использовавшиеся для обоснования юридических норм. Сюда относятся записи обычного права и так называемые «Правды» отдельных племен, хозяйственные регламенты феодальных имений, цеховые уставы, экономическое законодательство городов и т.д. Представление об экономических идеях раннего средневековья (VI-X вв.) дает старинная запись судебных обычаев франков «Салическая правда», составленная в начале VI в. н.э. Приводя перечень штрафов за всевозможные преступления, она характеризует экономические воззрения франков: общинного крестьянства с одной стороны, и служилых людей или дружинников - с другой. В ее предписаниях сельское хозяйство выступает как естественное занятие франка. Городам и промышленности не уделялось особого внимания. Проблемы торговли полностью отсутствуют.
«Салическая правда» отстаивала позиции общины, устойчивость общинного землевладения, приоритет общинной собственности над частной. Вместе с тем общинные принципы экономической жизни совмещались в ней с признанием рабства, колоната крупного землевладения и королевской власти как правомерных явлений. «Салическая правда» отразила разложение родового строя, начавшийся процесс феодализации дифференциации франкского общества и интересы служилой аристократии, группировавшейся вокруг короля.
Представителем взглядов канонистов был итальянский богослов Фома Аквинский (1225-1275), создавший обширное сочинение «Сумма богословий». Он выделялся как крупный представитель экономической мысли средневековья. Сочинение Аквинского стало своего рода энциклопедией католицизма. И поныне его учение широко используется Ватиканом. Аквинский рассматривал такие экономические проблемы, как собственность торговля, «справедливая цена», процент.
Общественное разделение труда он характеризовал как естественное природное явление и считал, что оно лежит в основе разделения общества на сословия. Аквинский утверждал, что люди рождаются разными по своей природе и, исходя из естественных различий, делал вывод, что крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия должны посвящать себя духовной деятельности «во имя спасения остальных». Подобно античным мыслителям он ставил интеллектуальный труд выше физического и трактовал последний как рабское занятие.
Много внимания Ф. Аквинский уделял частной собственности. В ней он видел основу хозяйства и полагал, что человек от природы имеет право на присвоение богатства. Отсюда собственность, приобретаемая для удовлетворения необходимых нужд является естественным и необходимым институтом человеческой жизни. Важное место в учении Аквинского занимает теория «справедливой цены». Идею справедливой цены каноническая теория унаследовала от античности. В средние века как крестьянин, так и ремесленник имели более или менее точное представление о затратах труда на производство своих товаров и при обмене определяли их цены в зависимости от труда, затраченного на производство. Закон стоимости действовал задолго до возникновения капиталистического способа производства. Цена, которая основывалась на трудовых затратах, т.е. на обмене эквивалентов, считалась справедливой ценой. С одной стороны Аквинский считает «справедливой ценой» правильные цены, соответствующие трудовым затратам, а с другой - доказывает правомерность отступления от этой цены, если она не гарантирует каждому участнику обмена приличное его рангу существование.
Следовательно, с точки зрения Аквинского, справедливой считалась не одинаковая, а разная для различных сословий цена на один и тот же товар.
С теорией «справедливой
цены» тесно связаны
Прибыль получаемая купцами, не противоречит, по его мнению христианской добродетели и ее следует рассматривать как плату за труд. Уровень прибыли является нормальным, если он обеспечивает семье купца возможность жить соответственно его месту в сословной иерархии общества.
Отдавая дань времени, Аквинский делает попытки найти компромиссное решение вопроса о взимании процента, которое в середине XIII в. было запрещено и осуждалось церковью. Он трактует его как вознаграждение кредитору за риск неуплаты, за предоставление отсрочки должнику в платеже его долга или как получение от должника бескорыстных подарков, а также в случае использования должником ссуженных денег с целью извлечения прибыли.
Заключение
Изучая историю появление
В экономических учениях
Развитие экономической мысли в эпоху капитализма приводит к формированию политической экономии как науки, разработке ее основных принципов и категорий. Одним из фундаментальных экономических учений 19 века является марксизм. Одновременно с марксизмом в европейской экономической мысли развивались следующие направления: новая историческая школа, “социальное направление”, “неоклассицизм”. В этот же период разрабатывали свои идеи представители русского народничества.
Таким образом, в развитии экономической
мысли можно выделить множество
различных концепций и
Список литературы:
1. В.Н. Черковец Всемирная история экономической мысли. В 6 т. Т.1./МГУ им. М.В. Ломоносова. Гл. редкол.: (гл. ред.) и др. М.: Мысль.1987.606 с.
2.История экономических учений: Учеб. пособие/ Под общ. ред. Г.А. Шмарловской. Мн.: ООО "Новое знание". 2000. 340 с.
3.Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М.: Дело,. Вита-Пресс. 1996. 544 с.
4.Павлова И.П., Владимирский Е.А., Оводенко А.А., ИльинскаяЕ.М. История экономических учений: Учеб. пособие. 5-е изд. СПб.: Издательство "Лань". 2001. 224 с.
5. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики. - М.: Акад. проект, 2000. - 403с.
6. Золоева Л. А., Порьяз А. Г. Мировая культура: Древняя Греция. Древний Рим. - М.: Олма-пресс, 2001. - 324с
7. Камерон Р. Краткая экономическая история мира от палеолита до наших дней. - М.: Россмэн, 2001. - 298с.
8. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. - М.: Высшая школа, 2005. - 356с.
9. Фишер С. Экономика. - М.: Дело, 1998. - 278с.
10. Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой История мировой экономики- М.: Юнити, 2000. - 386с.
Информация о работе Мировая Экономическая мысль от зарождения до первых теоретических систем