Мировая Экономическая мысль от зарождения до первых теоретических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 17:15, реферат

Описание

Целью данной работы является:
- узнать предмет, задачи и критерии периодизации историй экономических учений;
- познакомиться с основными школами и направлениями в истории экономических учений;
- выяснить особенности экономических воззрений в традиционных обществах;
- узнать экономические мысли Древнего Востока, Греции и Рима;
-ознакомиться с особенностями экономических идей западного средневековья и средневековой Руси;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Понятие науки история экономических учений………………………..4
2.Основные школы и направления в истории экономических учений..5
3.Экономические воззрения в традиционных обществах……………15
4.Понятие экономическая мысль……………………………………….19
4.1 Экономическая мысль Древнего Востока…………………………20
4.2 Экономическая мысль Древней Греции и Рима…………………..23
4.3Экономическая мысль Средневековой Руси………………………27
5.Особенности экономических идей западного средневековья……..29
Заключение………………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………34

Работа состоит из  1 файл

История экономических учений.docx

— 71.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

4.Понятие экономическая  мысль

Экономическая мысль –  понятие чрезвычайно широкое. Это  и представления, бытующие в массовом сознании, и религиозные оценки и  предписания, касающиеся хозяйственных  отношений, и теоретические конструкции  ученых, и экономические программы  политических партий… Многообразна сфера экономической мысли, поле приложения размышлений, выводов и  практических решений: здесь и общие  закономерности экономики, и особенности  экономики отдельных отраслей, и  проблемы размещения производства, и  денежное обращение, и эффективность  капиталовложений, и налоговая система, и методы ведения учета доходов  и расходов, и история экономики, и хозяйственное законодательство – всего не перечислить. 
Во всей этой сложной совокупности с многочисленными переплетениями ее отдельных элементов можно с определенной условностью выделить экономические учения – теоретические концепции, отражающие основные закономерности экономической жизни, описывающие отношения между ее субъектами, выявляющие движущие силы и значимые факторы создания, распределения и обмена благ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.1Экономическая мысль  Древнего Востока

С появлением первых государственных  образований и зарождением различных  форм участия государства в хозяйственной  жизни, т.е. со времен первых цивилизаций  перед образованием возникло множество  насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор  и едва ли когда-нибудь будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и будет проблема толкования идеальной  модели социально экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизацией логических и экономических  идей и концепций экономической  теории в результате всеобщего одобрения  в качестве руководства при осуществлении  хозяйственной политики.

Выразители экономической  мысли древнего мира (крупные мыслители-философы и отдельные правители рабовладельческих  обществ) стремились идеализировать и  сохранить навсегда рабовладения и  натуральное хозяйство, как главное  условие открытого разумом и  охраняемого гражданскими законами непреходящего “собственного” порядка.

Доказательство идеологов  Древнего Мира базировались преимущественно  на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных  торгово-рабовладельческих операций, т.е. против свободного функционирования денег и торгового капиталов.

Главная особенность экономической мысли Древнего Востока (восточного рабства) заключается в масштабных хозяйственных функциях государства. Так создание ирригационных систем и контроль над ними требовал безусловного участия государственных органов в этой деятельности, в том числе в создании части правовых мер. Однако присутствовала чрезмерная государственная опека.

В странах Древнего Востока, являвшихся обществами азиатского способа производства, экономическая жизнь имела натурально-хозяйственную  основу и регулировалась как первобытнообщинной традицией, так и государственной  регламентацией. Поэтому в письменных источниках той эпохи важное место  отводилось вопросам укрепления натурального хозяйства, организации и управления государственным хозяйством, защите имущественных интересов частных  рабовладельческих хозяйств и регламентации  нарождавшихся товарно-денежных отношении.

Одним из древнейших центров человеческой цивилизации был регион Месопотамии, где во II тысячелетии до нашей  эры возникло могущественное Вавилонское  царство, достигшее своего расцвета в период правления царя Хаммурапи /ХУIII в.до н.э./При нем был разработан сборник законов, известный под  названием "Кодекса Хаммурапи", являющийся ценным источником дающим представление об экономической  мысли той эпохи. В этом своде  законов была изложена система правовых норм, направленных на укрепление натурально-хозяйственных  отношений, а также на всестороннее укрепление экономической власти государства. В частности, он содержал статьи защищавшие собственность граждан Вавилона, а также регламентирующие отношения  аренды, найма рабочей силы, ростовщичества и долгового рабства.

В центре древнеегипетской литературы стояли вопросы управления. В «Поучениях» отражались вопросы управления на разных уровнях, в «Поучениях гераклиопольского царя своему сыну Мерикара» уделялось внимание укреплению чиновничьего аппарата, в «Поучениях Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи» прославлялась карьера писца. Из литературных источников можно сделать вывод о высоком уровне  централизации управления в Древнем Египте.  

Выдающимся письменным памятником, характеризующим состояние хозяйства  и экономическую жизнь Древней  Индии в IV- III вв., является знаменитый трактат "Артхашастра". В переводе с языка санскрит это название означает науку о материальной выгоде под которой понималось пополнение государственной казны. В этом, утверждается в трактате, состоит главная цель экономической политики государства. Основным источником государственных доходов в трактате называются прибыль от царских хозяйств и различные налоги и пошлины. Важным источником обогащения государственной казны признается также торговля, которая рассматривалась как объект государственной регламентации. В частности, фиксировалась норма торговой прибыли, устанавливалась "справедливая" рыночная цена. В целом, "артхашастра" характеризует довольно высокий уровень общественного развития Древней Индии и характерные черты экономической мысли в этой стране.

В Древнем Китае основные течения  общественной жизни оформились в IV- III вв. до н.э. Своеобразие экономической  мысли древнекитайского общества этого  периода наиболее полно отразилось в коллективном трактате "Гуань-цзы", написанном в IV в. до н.э. Авторы этого трактата, руководствуясь желанием умножения богатства государства и удовлетворения потребностей его населения, уделяют большое внимание экономической политики государства, высказываются за регулярное влияние ее на хозяйственную жизнь страны. С этой целью они разработали систему государственного регулирования экономики, которая включала такие меры как регламентация труда земледельцев, ремесленников и торговцев, "усиление земледелия" путем более равномерного распределения земельных участков, определения их плодородия, установления налогообложения с учетом качества земли, предоставления крестьянам кредитов и т.д. Большое значение авторы трактата придавали использованию государством товарно-денежных отношений в целях регулирования экономики. Они сформулировали принцип "уравновешивания хозяйства" путем создания государственных зерновых фондов в целях стабилизации цен на хлеб. Рассматривались в трактате и вопросы налогообложения и денежного обращения. В целом, трактат "Гуань-цзы" сыграл огромную роль в становлении экономической мысли Древнего Китая.

 

4.2 Экономическая мысль Древней  Греции и Рима

Рабство, которое имело  место в Древней Греции и Древнем  Риме в первом тысячелетии до нашей  эры, называют классическим или античным. Причем лучшими достижениями экономической  мысли античного рабства в  период конца V-IV в. до н.э. явились труды  древнегреческих философов Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Поэтому далее речь пойдет о видении "достоинств" характере рабовладения только на примере названных авторов.

Ксенофонт (430-354 до н.э.). Экономические воззрения этого философа нашли свое выражение в его трактате "Домострой", в котором приводятся следующие положения:

-разделение труда на умственный и физический виды, а людей - на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение;

-природному предначертанию отвечает преимущественное развитие земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей;

-производительно может выполняться "наиболее простая работа";

-степень разделения труда обусловлена, как правило, размерами рынка сбыта;

-всякому товару присущи полезные свойства (потребительная стоимость) и способность обмениваться на другой товар (меновая стоимость)

-деньги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью осуществлялось товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение.

Аристотель (3840322 до н.э.). Проект идеального государства  этого философа изложен в его  трудах "Никомахова этика", "Политика" и др. В них он, подобно Ксенофонту и Платону, настаивает на обусловленности деления общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический исключительно "законами природы" и указывает на более высокую роль в хозяйстве земледелия, а не ремесла и торговли. Но свою приверженность принципам натурального хозяйства ученый особенно ярко продемонстрировал в выдвинутой им оригинальной концепции об экономике и хрематистике.

Эта концепция носит  как бы классификационный характер, о чем свидетельствует то, что  все виды хозяйства и деятельности людей, от земледелия и скотоводства до ремесленного производства и торговли, он соотносит с одной из двух сфер - естественной (экономика) и неестественной (хрематистика). Первая из них представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна поддерживаться государством, так как ее звенья способствуют удовлетворению насущных жизненных потребностей населения. Вторая же зиждется на бесчестных крупных торговых, посреднических и ростовщических операциях, проводимых ради достижения беспредельной и корыстной цели, суть которой - искусство наживать состояние, т.е. все большее "обладание деньгами".

Таким образом, по рассматриваемой  концепции Аристотеля, все, что могло  бы подорвать основы натурально-хозяйственных  отношений ( а это прежде всего  обусловленное разделением труда  движение торгового и денежного  капитала), относится к "издержкам" хрематистики. А последние, на его взгляд, обусловлены непониманием того, что "в действительности вещи столь различные не могут стать соизмеримыми", ибо возникшие в результате соглашения между людьми деньги, по мысли философа, представляют собой не более чем "удобный в обиходе" товар и "в нашей власти", чтобы они (деньги) стали "неупотребительными". Поэтому он решительно осуждает использование денег не по истинному назначению, т.е. с целью обеспечения удобств в обиходе "ради меновой торговли", и откровенно признается в том, что ростовщичество у него "вызывает ненависть".

В Древнем Риме рабовладельческие  производственные отношения были более  развиты, чем в Древней Греции. При этом противоречия рабовладельческого способа производства здесь достигли наибольшей остроты. На протяжении столетий здесь шла упорная борьба беднейших  слоев свободного населения за землю.

Все это наложило отпечаток на характер экономической  мысли, которая в основном решала аграрные проблемы. Теоретическая экономическая  мысль по существу не получила в  Древнем Риме более значительного  развития и глубины, чем в Древней  Греции.

Одной из серьезных  экономических проблем Древнего Рима была концентрация земельной собственности  в руках патрицианской знати  и обезземеливание значительной части италийского крестьянства. Защитниками интересов разорявшихся мелких землевладельцев выступили  народные трибуны братья Тиберий (162-133 гг. до н.э.) и Гай (153-121 гг. до н.э.) Гракхи.

Особое внимание экономическая мысль Древнего Рима уделяла формам давления на рабов, поиску методов наиболее эффективной, рациональной организации производства. В решении  данной проблемы выделяются работы Катона Старшего (234-149 гг. до н.э.), знаменитого политического деятеля Марка Туллия Цицерона (107-44 гг. до н.э.), агрономов Варрона (116-27 гг. до н.э.) и Колумеллы (I в. до н.э.).

Катон (234-149 гг. до н.э.) рассматривал сельское хозяйство как самое выгодное и благородное занятие. Его трактат "О земледелии" посвящен рыночным аспектам латифундии, среди которых: указания об условиях передачи дольщикам арендаторам пастбищ, продажа излишков продуктов, об организации труда рабов (методы рациональной эксплуатации, нищенские нормы снабжения, нормы выработки, планы работ, организация надзора.

Ибн-Хальдун (1332-1406 гг) считал, что переход к цивилизации и соответственно избыточному   производству материальных благ, позволит, многократно приумножить национальное богатство, и со временем каждый человек сможет обрести больший достаток вплоть до предметов роскоши, но при этом никогда не наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и не исчезнет деление общества на «слои» (сословия) по имущественному признаку и принципу «предводительства».

Развивая тезис о проблеме достатка и недостатка в обществе материальных благ, мыслитель указывает  на ее обусловленность, прежде всего  размерами городов, точнее, степенью их заселенности и делает следующие  выводы:

С ростом города растет достаток в «необходимом» и «лишенном  необходимости», приводя к снижению цен на первое и росту цен на второе и свидетельствуя одновременно о процветании города;

Малочисленность населения  города является причиной дефицита и  дороговизны всех необходимых его  населению материальных благ;

Расцвет города (как и  общества в целом) реален в условиях снижающихся размеров налогов, включая  пошлины и поборы правителей на городских  рынках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3 Экономическая мысль  Средневековой Руси

Экономическая мысль Русского государства, как и в других странах, развивалась вместе с развитием общества. Долгое время она существовала в тесной связи с религиозными воззрениями людей их нравственными понятиями. Поэтому при изучении экономической мысли Древней Руси следует обратить внимание на летописи, договоры грамоты князей, церковную литературу. Важное место среди них занимает "Русская правда" — первый в истории кодекс законов Русского государства. Содержание ее отражало существовавшие в Киевской Руси в XI-XIII вв. производственные отношения.

Информация о работе Мировая Экономическая мысль от зарождения до первых теоретических систем