2.2.
Административные
преобразования
Ключевский В.О. писал: "Преобразование
управления - едва ли не самая
показная, фасадная сторона преобразовательной
деятельности Петра; по ней
особенно охотно ценили и всю эту деятельность".
Ключевский, вообще относившийся к деятельности
Петра весьма критически, считал, что реформы
управления проводились наспех, беспрограммно.
Те или иные изменения в государственном
управлении, административно-территориальном
делении России диктовались военной необходимостью,
а их главной задачей было как можно более
эффективное выколачивание средств из
народа для покрытия все растущих военных
расходов (сам Петр называл деньги "артериею
войны").
Первой административной реформой
стало создание в 1699 г. особого
ведомства городов. Указами вводилось
самоуправление для городского купечества,
а также для населения поморских городов.
Отменялась власть воевод, отныне судом
и сбором налогов ведали выборные бурмистры.
Во главе новых органов была поставлена
Московская ратуша, выбираемая купцами
Москвы. В ведении Ратуши находились главные
поступления государственных доходов
с городов, а также общий надзор за действиями
органов самоуправления. Во главе Ратуши
стоял обер-инспектор ратушного правления.
Первым человеком, занявшим эту должность,
был бывший дворецкий Шереметева Алексей
Курбатов.
Но с ростом государственных
расходов Петр постепенно утрачивает
доверие к финансовым возможностям Ратуши.
Царь приходит к решению перенести основную
массу управления на места, так как "человеку
трудно за очи все разуметь и править".
В конце 1707 г. начинается осуществление
новой реформы, а в 1708 г. провозглашается
создание восьми губерний, которые в свою
очередь подразделялись на провинции:
Московской, Ингерманландской (впоследствии
Санкт-Петербургской) , Киевской, Смоленской,
Архангелогородской, Казанской, Азовской
и Сибирской. Во главе пограничных губерний
стояли генерал-губернаторы, остальных
- губернаторы. Провинции управлялись
воеводами, при губернаторах и воеводах
находилась земская канцелярия как орган,
приводящий в исполнения распоряжения
и приказы; с 1710г. воеводы стали называться
уездными комендантами. В подчинении у
губернатора были вице-губернатор (заместитель),
ландрихтер, ведавший судом, провиантмейстер
и другие чиновники. Таким образом, губернская
реформа фактически упразднила преобразования
1699 г., а Московская ратуша превратилась
из общегосударственного в губернское
учреждение.
В 1710 г. была проведена подворная
перепись населения и была
установлена особая платежная единица
в 5536 дворов, которая должна была обеспечивать
одну "долю" средств, необходимых
для покрытия военных расходов. Однако
и эта реформа не дала желаемого эффекта,
Северная война затянулась, и разместить
в губерниях приписанные к ним полки не
удалось. Денег по-прежнему не хватало,
что создало благодатную почву для различных
махинаций. Так, губернатор Казанской
губернии Апраксин придумывал суммы "доходов"
и предоставлял царю фальшивые ведомости
по ним, демонстрируя радение о казенной
прибыли.
Эти две реформы вызвали полное
расстройство государственного
управления. В результате губернской реформы
была уничтожена система приказов, в начале
XVIII в. Россия фактически осталась без
столицы, так как Москва перестала ею быть,
а Санкт-Петербург еще не стал.
Сенат и коллегии. Знаменитый
Сенат был «рожден» Петром
I как бы экспромтом. Отправляясь в Прутский
поход в феврале 1711 г., Петр обнародовал
указ: «Определили быть для отлучек наших
правительствующий Сенат, для управления…».
Состав его был невелик (9 сенаторов), да
и создан он был как бы временно. Вскоре
Сенат стал высшим судебным и управленческим
органом.
Постепенно пробивала себе дорогу
и такая реформа государственного
управления, как коллегия. Еще в
1711 г. был подан проект организации
особой коллегии для руководства
горной промышленностью. Три наиболее
важные коллегии (Военная, Адмиралтейская
и Иностранная) стали работать уже
в 1718 г. Всего было учреждено 11 коллегий.
Так была заложена основа унификации и
бюрократизации государственного управления.
В 1718 – 1722 гг. Сенат был реформирован.
В частности, его членами стали
все президенты коллегий. Была введена
должность генерал-прокурора. С появлением
его стала действовать целая армия прокуроров
во всех центральных и губернских учреждениях.
В 1720 г. в Петербурге был
воссоздан на правах центрального
учреждения Главный Магистрат,
а на местах вновь образованы
городские магистраты, в какой-то
мере отражавшие сословные интересы купечества.
Наконец, в дополнение к Преображенскому
приказу для решения дел политического
сыска в Петербурге была учреждена Тайная
Канцелярия.
Важнейшим звеном административных
реформ было создание системы
судебных органов. На верху
этой системы были Сенат и
Юстиц-коллегия. В провинциях – хофгерихты,
или надворные апелляционные суды в крупных
городах России, и так называемые провинциальные
коллегиальные нижние суды, которые тоже
функционировали в крупных городах. В
ведении провинциальных судов были гражданские
и уголовные дела всех сельских жителей,
а также горожан, не входящих в посад. Во
всех остальных случаях действовал городовой
судья. Это был так называемый единоличный
суд.
Таким образом, реформаторы стремились
создать суд, не зависимый от
исполнительной власти. Но на
практике из этого ничего не
вышло. Очень скоро воевода
обрел право контроля за судебными
инстанциями провинции. В 1722 г.
нижние суды были уничтожены.
2.3.
Церковная реформа
Пётр I, став у кормила государственного
правления, видел глухое, а порою
и явное, недовольство духовенства
теми преобразованиями, которые были начаты
для модернизации России, ибо они разрушали
старый общественный строй и обычаи, которым
те были так привержены по своему невежеству.
Как носитель государственной идеи, Пётр
не допускал самостоятельности Церкви
в государстве, а как реформатор, отдавший
жизнь делу обновления отечества, он не
любил духовенство, в массе которого находил
наибольшее число противников того, что
ему было самому более всего ближе.
Когда в представлении Петра
всё противодействовавшее и враждебное
его реформам и замыслам воплотилось
в лице духовенства, он решил обезвредить
это противодействие, и к этому были направлены
все его реформы, относящиеся к устройству
церкви. Все они имели в виду:
1. Устранение возможности вырасти
русскому папе — «второму государю,
самодержцу равносильному или большему»,
каким мог стать, а в лице патриархов Филарета
и Никона до известной степени становился,
московский патриарх;
2. Подчинение церкви державному
монарху. На духовенство Пётр
смотрел так, что оно «не
есть иное государство» и должно,
«наравне с другими сословиями»,
подчиняться общим государственным законам.
В 1701 вышла серия указов для
реформирования управления церковно-монастырскими
владениями и устройства монашеского
быта. Наиболее важными были указы
24 и 31 января 1701 г.
В 1721 году Пётр утвердил Духовный
регламент, составление которого
было поручено псковскому епископу,
приближённому царя малороссу Феофану
Прокоповичу. В результате произошла коренная
реформа церкви, ликвидировавшая автономию
духовенства и полностью подчинившая
его государству.
В России было упразднено патриаршество
и учреждена Духовная коллегия,
вскоре переименованная в Святейший Синод,
который был признан восточными патриархами
равночестным патриарху. Все члены Синода
назначались Императором и приносили
ему верноподданическую присягу при вступлении
в должность.
Церковная реформа, главным образом,
заключалась в отмене патриаршества
(с таким трудом приобретенного русскими
царями!) и учреждении "Святейшего правительствующего
Синода", которому стала подчиняться
церковь. Сделал это Пётр для того, чтобы,
наподобие западным королям, избавиться
от морального контроля над собой церкви.
Отмена патриарха и последующее ослабление
участия церкви в жизни страны привело,
в конце концов, к крушению русской православной
монархии.
2.4.
Экономические преобразования
Развитие промышленности. Уже в
XVII в. в России стало складываться
мелкотоварное ремесло, появились
первые мануфактуры. Однако экономическое
развитие страны сдерживалось оторванностью
от мировых рынков из-за отсутствия морских
торговых путей.
Решающий рывок в экономическом
развитии был сделан в первой
четверти XVIII в., при Петре I. Если за весь
XVII в. в стране было основано около 30 мануфактур,
то в первой четверти XVIII в. - около 200.
Экономические преобразования, осуществленные
Петром Великим, проводились не по
заранее разработанному плану. Они диктовались
потребностями обеспечения армии в ходе
Северной войны. Армия и флот требовали
большого количества железа, леса, парусов,
канатов, обуви, сукна и т.д. Главным металлургическим
районом страны стал Урал, оттеснивший
на второй план старые Олонецкий и Тульско-Каширский
районы. В 1698 г. на Урале был построен Невьянский
металлургический завод. В 1702-1707 г. были
основаны еще 11 заводов. Это позволило
удовлетворить потребность страны в металле.
Уральское железо на долгое время оказалось
лучшим в мире.
Развивались и предприятия легкой
промышленности. Построены: Хамовный
(полотняный), Канатный, Портупейный, Кожевенный,
Шляпный, Суконный дворы, пуговичные, стекольные,
хлопчатобумажные, силикатные и другие
заводы.
Русская мануфактура принципиально
отличалась от западноевропейской
не только своей тесной связью
с государством, но и характером
используемой рабочей силы. Если
в допетровский период на мануфактурах
трудились как по вольному
найму, так и по принуждению,
то при Петре I рабочие на
мануфактурах стали почти полностью
подневольными. Поскольку потребности
армии в рекрутах и податная реформа
потребовали закрепления населения на
местах, сыск беглых значительно ужесточился.
В связи с этим в 1721 г. Петр I специальным
указом разрешил владельцам покупать
крепостных к заводам. В отличие от крепостных
такие крестьяне именовались посессионными.
Они считались собственностью не владельца,
а завода и не могли быть проданы отдельно
от предприятия.
Таким образом, российская мануфактура
петровской эпохи, будучи буржуазным
явлением по характеру организации производства
(разделение труда, частичная работа на
рынок) по способу эксплуатации рабочей
силы оставалась феодальной.
Развитие торговли. Стремясь пополнить
государственную казну, Петр I стремился
расширить торговлю. С этой целью были
созданы крупные купеческие компании,
был построен Вышневолоцкий канал, связавший
Петербург с бассейном Волги. Планировалось
и строительство Волго-Донского канала.
Производство и сбыт многих
товаров были объявлены казенной
монополией и отдавались на откуп крупным
купцам. Нередко монополистами становились
иностранные купцы. Однако в конце Северной
войны большинство монополий были отменены.
Государство жестко контролировало торговлю,
предписывая купечеству, в какие порты
везти товары, какие строить корабли.
Внешняя торговля развивалась
в соответствии с теорией меркантилизма.
Согласно ей основу государственного
богатства составляет накопление
денег в казне. Следовательно,
экспорт должен был превышать
импорт. Основным средством для обеспечения
этого становился протекционизм, т.е. высокие
таможенные пошлины на импорт производимых
в стране товаров и поощрительные низкие
пошлины на экспорт. В этом отношении политика
Петра I продолжала и развивала российские
традиции XVII в. Главным торговым портом
стал Петербург, оборот которого превысил
оборот Архангельска в 12 раз. Российский
экспорт составляли в основном продукты
сельского и лесного хозяйства: лен, пенька,
лес, кожа. К ним добавились железо и полотно.
Импортировались сукна, шелка, краски,
вина, сахар, предметы роскоши.
Русская буржуазия. Русская буржуазия,
по сравнению с западноевропейской, оказалась
в большей степени связана с режимом. Правительственные
субсидии, казенные заказы, покровительственная
таможенная политика - все это ставило
буржуазию в зависимость от правительства.
Будучи, по существу, феодальным сословием,
купечество стремилось к получению льгот,
привилегий, монополий, а наиболее богатые
купцы старались приобрести дворянское
звание. Если в Европе буржуазия боролась
против сословных барьеров, то в России
- за их укрепление. Все это при традиционной
слабости институтов самоуправления в
русском городе привело к тому, что русская
буржуазия так и не стала самостоятельной
политической силой, носителем идеи представительного
правления.