Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 12:42, реферат
Воссоединение Белоруссии с Россией (1772—1795) имело огромное прогрессивное значение.
Наступивший экономический подъем стимулировал широкий размах строительной деятельности, развиваются передовые для того времени капиталистические отношения, оживляется и расширяется торговля. Города начинают расти и благоустраиваться; увеличивается приток населения в них.
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский национальный технический университет
Кафедра
истории, мировой и отечественной
культуры
Реферат
по истории Беларуси
на тему:
«Памятники архитектуры 19
– начала 20вв. Белоруссии»
Выполнил: студент группы 112129
строительного факультета БНТУ
Воробей Юрий Сергеевич
Руководитель: канд. ист. Наук,
доц.
Беляев А.В.
Минск, 2009
ВВЕДЕНИЕ
Воссоединение Белоруссии с Россией (1772—1795) имело огромное прогрессивное значение.
Наступивший экономический подъем стимулировал широкий размах строительной деятельности, развиваются передовые для того времени капиталистические отношения, оживляется и расширяется торговля. Города начинают расти и благоустраиваться; увеличивается приток населения в них.
Строительство каменных зданий приобретает значительный размах. Из кирпича строятся не только административные, но и общественные здания и многие жилые дома. В связи с этим появляются новые кирпичные заводы, объем продукции которых был для тех времен значительным
В городах увеличивается число каменщиков. Многие из них, как и резчики по дереву, славились высоким профессиональным мастерством. Известны случаи, когда белорусских мастеров — каменщиков и плотников — направляли в русские города «в науку» (например, при расширении мануфактур в Шклове в 1801 г.).
С конца XVIII в. в городах Белоруссии наряду с дальнейшим развитием традиционных типов построек появляются, как результат становления капиталистических отношений, новые сооружения. Строятся присутственные места, банки, учебные заведения, госпитали, больницы, новые типы производственных, торговых и жилых зданий. Наблюдается расширение и обогащение состава городской застройки. Постепенно складывается новый по масштабу и характеру тип городских поселений. Формируется и новый архитектурный стиль — классицизм.
Массовые градостроительные работы велись при активном участии русских специалистов. Для белорусских городов разрабатывали проекты многие известные зодчие, которые внесли большой вклад в развитие архитектуры и градостроительства Белоруссии. Среди них Н. Львов, А. Мельников, И. Старов, В. Стасов, А. Штауберт и другие, а также известные мастера Виленской архитектурной школы — Стуока-Гуцявичус, К. Подчашинскис, М. Шульц.
Русская классическая архитектура по своему богатству и художественной выразительности форм занимала ведущее место в мировом зодчестве того времени. Деятельность мастеров русского классицизма способствовала подъему белорусской архитектуры, обогатила ее, приобщила к великим системам классического зодчества. Монументальная архитектура Белоруссии и России отображает единство архитектурно-строительной деятельности двух братских народов.
Значение
архитектурно-планировочных
Несмотря на недостаточный учет рельефа местности и перспектив развития городов, регулярная планировка была прогрессивным явлением: впервые за свою историю город проектировался как одно целое. Новым явлением в белорусской градостроительной практике была также массовость планировочных работ.
В
Белоруссии с конца XVIII в., так же
как и в России, получили распространение
типовые проекты жилых и
Конструктивные приемы и декоративные формы классической архитектуры получили значительное распространение не только в каменной, но и в деревянной застройке белорусских городов. Особые успехи в этом направлении наблюдаются в гражданском строительстве, в частности в постройке торговых урядов, возводившихся под контролем специалистов-архитекторов.
Исторически сложившиеся экономические и культурные связи белорусов, украинцев, литовцев и поляков и обусловили взаимовлияние архитектуры их жилых построек. При этом на востоке страны с большей полнотой выступает влияние русского народного зодчества, хотя план, форма и конструкции сельской хаты остаются в целом одинаковыми для всей Белоруссии. Хата и ряд хозяйственных построек при ней скомпонованы по одной оси, перпендикулярно к улице. Земельные участки узкие и длинные. Дома располагаются на близком расстоянии друг от друга, часто почти вплотную. Эта особенность, ставшая традиционной, в большей или меньшей степени наблюдается во всех районах Белоруссии. Сельское жилье без принципиальных изменений встречается в рядовой застройке белорусских городов, что определило проникновение в них устойчивых народных традиций строительства.
Архитектура дворцов отличается законченностью и ясностью композиции. Главным элементом фасадов были портики коринфского или ионического ордеров, завершенные фронтонами. Интерьеры парадных помещений обладали цельностью замысла и изяществом. Широкое применение нашли лепные карнизы, скульптурные фризы, барельефы, роспись, высокохудожественные кафельные печи.
Великолепный парк был обязательным элементом каждого дворцового или усадебного комплекса. В парках, как правило, пейзажного типа наряду с многочисленными малыми формами (беседки, брамы, павильоны, гроты, мостики, античная скульптура) имелись естественные или искусственные водоемы.
Замечательная по подбору и разнообразию растительность удачно сочеталась с планировочной организацией и постройками парка, образуя гармоничный архитектурно-ландшафтный ансамбль. Дендрологический состав белорусских парков богат: наряду с местными породами в них много экзотов. Мастерами паркового искусства обычно были местные крепостные садоводы-декораторы.
В
культовом строительстве с
Параллельно с большим каменным строительством под влиянием нового стиля возникло много небольших оригинальных каменных и деревянных домов-усадеб. Их традиционное подковообразное построение с павильонами по бокам, известное из архитектуры барокко (Новощицы под Пинском, Дудичи под Минском и др.), все больше уступало место построению здания по одной линии, что более свойственно классицизму (Радзивиллимонты под Клецком, Чомбров под Новогрудком и др.). Портик становится частью композиции каждой усадьбы, однако еще долго продолжает существовать высокая крыша с характерным барочным очертанием (Воронча под Новогрудком, Маньковичи около Постав и др.)-
Архитектура классицизма оказала сильное влияние на развитие художественных форм деревянного зодчества. Ордер был приспособлен к дереву — наиболее распространенному в Белоруссии материалу. В связи с этим изменились пропорции ордера, и допускалась импровизация его отдельных элементов. Белорусские мастера — плотники и резчики по дереву, освоив тектоническую систему и декоративные приемы классицизма, вносили в постройки и народные художественные традиции. Свободная интерпретация канонов классицизма в деревянных постройках придавала своеобразие их архитектуре.
К
середине XIXв. в белорусском зодчестве,
как и в архитектуре всей России, отмечается
упадок классической школы и распад стилевого
единства, связанный с общим кризисом
феодализма. Это время характеризуется
отходом от ансамблевых приемов застройки
городов, возникновением различных художественных
течений в архитектуре с тенденцией к
стилизаторству и эклектике.
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
После воссоединения Белоруссии с Россией Екатерина II щедро жаловала русским дворянам в потомственное владение земли королевских старост, монастырей и конфискованных имений. В Могилевской губернии город Кричев был отдан Потемкину, Дубровно и «староство» Заболоцкое — Меньшикову (позже — владения Потемкина), Чечерск и Жлобин — Чернышеву, Гомель — Румянцеву, Шклов — Зоричу, Пропойск — Голицыну, Новый Быхов и Жиличи — Булгаку, Тетерин — Салтыкову, Стрешин — Остерману, Буйничи — Пассеку и т. д.
Воссоединение Белоруссии с Россией оказало благотворное влияние и на архитектуру Белоруссии. Русская архитектура к XVIII в. прошла большой и сложный путь развития. Расцвет помещичье-дворянского государства, а затем зарождение капиталистических отношений и оживление экономической жизни страны, реформы государственного управления, расширение военного аппарата сопровождались укреплением власти на местах, что требовало переустройства городов и строительства новых типов зданий. Решались большие градостроительные и ансамблевые задачи. Все это явилось основой подъема архитектуры во второй половине XVIII — начале XIXв.
Мероприятия по переустройству белорусских городов решали задачи землеустройства, архитектурно-планировочного построения населенных мест и застройки их центральных районов. Землеустроительные работы сводились к определению земельной площади для города и установлению его границ. В натуре наносили планировочную сетку, разбивали в соответствии с утвержденным проектом кварталы и площади. Под городскую территорию выделялись земли, пригодные для застройки по естественным условиям и не принадлежащие частным владельцам. Это в значительной мере облегчило процесс городского переустройства.
Большое значение в землеустроении имела фиксация границ. Границы города обозначались земляными валами, рвами и т. д. Система валов отчетливо видна на планах Могилева, Орши, Минска, Бабиновичей, Рогачева. В планах Полоцка, Черикова и Климовичей, кроме земляных валов, были предусмотрены рвы или каналы. В натуре система рвов и валов, окружающих город, нашла лишь частичное осуществление. Въезды в города намечались через охраняемые ворота-заставы, число которых было различно.
В конце XVIII и первой половине XIX в. происходит коренная реконструкция белорусских городов. Капитальные сооружения, а также закрепившиеся улицы, проезды, площади учитывались проектировщиками и являлись опорными при перестройке города. Исторически сложившиеся интересные архитектурно-планировочные ансамбли сохранялись и почти всегда становились исходным началом композиции нового плана города.
Иногда ради строго симметричных регулярных плановых композиций рельеф местности почти не учитывался. Это обстоятельство затрудняло строительство, и в натуре такие планы теряли свое значение, осуществлялись частично и в дальнейшем подвергались коррективам (Чериков).
В конце XVIII и начале XIX в. наметилась новая композиция планов городов, основанная на принципах рационализма и классических идеалов. Им, как правило, придавалась форма прямоугольников или многоугольников.
В
каждой планировочной системе
Информация о работе Памятники архитектуры 19 – начала 20вв. Белоруссии