Памятники архитектуры 19 – начала 20вв. Белоруссии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 12:42, реферат

Описание

Воссоединение Белоруссии с Россией (1772—1795) имело огромное прогрессивное значение.

Наступивший экономический подъем стимулировал широкий размах строительной деятельности, развиваются передовые для того времени капиталистические отношения, оживляется и расширяется торговля. Города начинают расти и благоустраиваться; увеличивается приток населения в них.

Работа состоит из  1 файл

памятники архитектуры 19ого века.docx

— 67.51 Кб (Скачать документ)
 
 

Министерство  образования Республики Беларусь

Белорусский национальный технический университет

Кафедра истории, мировой и отечественной  культуры 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по истории  Беларуси

на тему: «Памятники архитектуры 19 – начала 20вв. Белоруссии» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент группы 112129

строительного факультета БНТУ

Воробей Юрий Сергеевич

Руководитель: канд. ист. Наук,

 доц.  Беляев А.В. 

Минск, 2009

    ВВЕДЕНИЕ 

    Воссоединение Белоруссии с Россией (1772—1795) имело  огромное прогрессивное значение.

    Наступивший экономический подъем стимулировал широкий размах строительной деятельности, развиваются передовые для того времени капиталистические отношения, оживляется и расширяется торговля. Города начинают расти и благоустраиваться; увеличивается приток населения в них.

    Строительство каменных зданий приобретает значительный размах. Из кирпича строятся не только административные, но и общественные здания и многие жилые дома. В связи с этим появляются новые кирпичные заводы, объем продукции которых был для тех времен значительным

    В городах увеличивается число  каменщиков. Многие из них, как и  резчики по дереву, славились высоким  профессиональным мастерством. Известны случаи, когда белорусских мастеров — каменщиков и плотников — направляли в русские города «в науку» (например, при расширении мануфактур в Шклове в 1801 г.).

    С конца XVIII в. в городах Белоруссии наряду с дальнейшим развитием традиционных типов построек появляются, как результат становления капиталистических отношений, новые сооружения. Строятся присутственные места, банки, учебные заведения, госпитали, больницы, новые типы производственных, торговых и жилых зданий. Наблюдается расширение и обогащение состава городской застройки. Постепенно складывается новый по масштабу и характеру тип городских поселений. Формируется и новый архитектурный стиль — классицизм.

    Массовые  градостроительные работы велись при  активном участии русских специалистов. Для белорусских городов разрабатывали проекты многие известные зодчие, которые внесли большой вклад в развитие архитектуры и градостроительства Белоруссии. Среди них Н. Львов, А. Мельников, И. Старов, В. Стасов, А. Штауберт и другие, а также известные мастера Виленской архитектурной школы — Стуока-Гуцявичус, К. Подчашинскис, М. Шульц.

    Русская классическая архитектура по своему богатству и художественной выразительности форм занимала ведущее место в мировом зодчестве того времени. Деятельность мастеров русского классицизма способствовала подъему белорусской архитектуры, обогатила ее, приобщила к великим системам классического зодчества. Монументальная архитектура Белоруссии и России отображает единство архитектурно-строительной деятельности двух братских народов.

    Значение  архитектурно-планировочных работ  конца XVIII — начала XIX в. для Белоруссии трудно переоценить: они знаменовали собой проникновение передовых градостроительных идей в большие и малые города страны. Приведение в известный геометрический порядок уличной сети, спрямление и расширение основных магистралей, укрупнение кварталов, создание площадей, увеличение городской территории — вот некоторые задачи, решавшиеся в проектных планах того времени. Строительство осуществлялось с учетом исторически сложившегося ядра города, с сохранением его наиболее самобытной части, насыщенной монументальными памятниками архитектуры. При формировании центральных ансамблей городов нередко органично сливались в единое целое постройки конца XVIII — первой половины XIX в. и существующая застройка. Например, на главных площадях Минска и Полоцка нашли удачное соединение монументальные памятники барокко и новые постройки в формах классицизма. Таким образом, архитектурно-художественное своеобразие древних белорусских городов не исчезло, хотя в них была изжита путаная средневековая планировка.

    Несмотря  на недостаточный учет рельефа местности  и перспектив развития городов, регулярная планировка была прогрессивным явлением: впервые за свою историю город проектировался как одно целое. Новым явлением в белорусской градостроительной практике была также массовость планировочных работ.

    В Белоруссии с конца XVIII в., так же как и в России, получили распространение  типовые проекты жилых и общественных зданий. Здания по типовым проектам дополняли регулярную планировку городов, способствовали ее быстрому осуществлению на ансамблевых началах. В своих основных чертах проекты регулярной планировки были воплощены в жизнь к середине XIX в. Их осуществление, особенно в центральных районах, сказывается до сегодняшнего времени в Минске, Витебске, Гомеле и других городах. С помощью типовых проектов пропагандировалось все лучшее и передовое, что было в архитектуре. Кроме того, в условиях нехватки квалифицированных архитекторов быстрое и качественное строительство по регулярным планам с соблюдением противопожарных требований и приемов стилевого единства архитектуры можно было осуществить только при типовом проектировании.

    Конструктивные  приемы и декоративные формы классической архитектуры получили значительное распространение не только в каменной, но и в деревянной застройке белорусских городов. Особые успехи в этом направлении наблюдаются в гражданском строительстве, в частности в постройке торговых урядов, возводившихся под контролем специалистов-архитекторов.

    Исторически сложившиеся экономические и  культурные связи белорусов, украинцев, литовцев и поляков и обусловили взаимовлияние архитектуры их жилых построек. При этом на востоке страны с большей полнотой выступает влияние русского народного зодчества, хотя план, форма и конструкции сельской хаты остаются в целом одинаковыми для всей Белоруссии. Хата и ряд хозяйственных построек при ней скомпонованы по одной оси, перпендикулярно к улице. Земельные участки узкие и длинные. Дома располагаются на близком расстоянии друг от друга, часто почти вплотную. Эта особенность, ставшая традиционной, в большей или меньшей степени наблюдается во всех районах Белоруссии. Сельское жилье без принципиальных изменений встречается в рядовой застройке белорусских городов, что определило проникновение в них устойчивых народных традиций строительства.

    Архитектура дворцов отличается законченностью и ясностью композиции. Главным элементом фасадов были портики коринфского или ионического ордеров, завершенные фронтонами. Интерьеры парадных помещений обладали цельностью замысла и изяществом. Широкое применение нашли лепные карнизы, скульптурные фризы, барельефы, роспись, высокохудожественные кафельные печи.

    Великолепный  парк был обязательным элементом  каждого дворцового или усадебного комплекса. В парках, как правило, пейзажного типа наряду с многочисленными малыми формами (беседки, брамы, павильоны, гроты, мостики, античная скульптура) имелись естественные или искусственные водоемы.

    Замечательная по подбору и разнообразию растительность удачно сочеталась с планировочной организацией и постройками парка, образуя гармоничный архитектурно-ландшафтный ансамбль. Дендрологический состав белорусских парков богат: наряду с местными породами в них много экзотов. Мастерами паркового искусства обычно были местные крепостные садоводы-декораторы.

    В культовом строительстве с конца XVIII в. убранство интерьеров становится скромнее. Исчезает обилие и пышность форм, свойственных искусству барокко. Роль декора ограничивается главным образом выявлением структурных элементов внутреннего пространства храмов. Отмечается развитие центрических объемных композиций (Стрешин, Славгород, Лида). Строительство небольших церквей в городах и селах обычно велось по проектам епархиальных архитекторов, что способствовало разнообразию построек. Однако уже в начале XIX в. прослеживаются черты типизации в культовом зодчестве, а с 30-х годов строительство каменных церквей ведется обычно по типовым образцам (проекты К. Тона и др.). Следствием этого явилось распространение в Белоруссии, как и в других частях России, храмов со сплавом «византийских» и древнерусских форм.

    Параллельно с большим каменным строительством под влиянием нового стиля возникло много небольших оригинальных каменных и деревянных домов-усадеб. Их традиционное подковообразное построение с павильонами по бокам, известное из архитектуры барокко (Новощицы под Пинском, Дудичи под Минском и др.), все больше уступало место построению здания по одной линии, что более свойственно классицизму (Радзивиллимонты под Клецком, Чомбров под Новогрудком и др.). Портик становится частью композиции каждой усадьбы, однако еще долго продолжает существовать высокая крыша с характерным барочным очертанием (Воронча под Новогрудком, Маньковичи около Постав и др.)-

    Архитектура классицизма оказала сильное  влияние на развитие художественных форм деревянного зодчества. Ордер  был приспособлен к дереву — наиболее распространенному в Белоруссии материалу. В связи с этим изменились пропорции ордера, и допускалась импровизация его отдельных элементов. Белорусские мастера — плотники и резчики по дереву, освоив тектоническую систему и декоративные приемы классицизма, вносили в постройки и народные художественные традиции. Свободная интерпретация канонов классицизма в деревянных постройках придавала своеобразие их архитектуре.

    К середине XIXв. в белорусском зодчестве, как и в архитектуре всей России, отмечается упадок классической школы и распад стилевого единства, связанный с общим кризисом феодализма. Это время характеризуется отходом от ансамблевых приемов застройки городов, возникновением различных художественных течений в архитектуре с тенденцией к стилизаторству и эклектике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО 

    После воссоединения Белоруссии с Россией  Екатерина II щедро жаловала русским  дворянам в потомственное владение земли королевских старост, монастырей и конфискованных имений. В Могилевской губернии город Кричев был отдан Потемкину, Дубровно и «староство» Заболоцкое — Меньшикову (позже — владения Потемкина), Чечерск и Жлобин — Чернышеву, Гомель — Румянцеву, Шклов — Зоричу, Пропойск — Голицыну, Новый Быхов и Жиличи — Булгаку, Тетерин — Салтыкову, Стрешин — Остерману, Буйничи — Пассеку и т. д.

    Воссоединение Белоруссии с Россией оказало  благотворное влияние и на архитектуру Белоруссии. Русская архитектура к XVIII в. прошла большой и сложный путь развития. Расцвет помещичье-дворянского государства, а затем зарождение капиталистических отношений и оживление экономической жизни страны, реформы государственного управления, расширение военного аппарата сопровождались укреплением власти на местах, что требовало переустройства городов и строительства новых типов зданий. Решались большие градостроительные и ансамблевые задачи. Все это явилось основой подъема архитектуры во второй половине XVIII — начале XIXв.

    Мероприятия по переустройству белорусских городов  решали задачи землеустройства, архитектурно-планировочного построения населенных мест и застройки их центральных районов. Землеустроительные работы сводились к определению земельной площади для города и установлению его границ. В натуре наносили планировочную сетку, разбивали в соответствии с утвержденным проектом кварталы и площади. Под городскую территорию выделялись земли, пригодные для застройки по естественным условиям и не принадлежащие частным владельцам. Это в значительной мере облегчило процесс городского переустройства.

    Большое значение в землеустроении имела  фиксация границ. Границы города обозначались земляными валами, рвами и т. д. Система валов отчетливо видна на планах Могилева, Орши, Минска, Бабиновичей, Рогачева. В планах Полоцка, Черикова и Климовичей, кроме земляных валов, были предусмотрены рвы или каналы. В натуре система рвов и валов, окружающих город, нашла лишь частичное осуществление. Въезды в города намечались через охраняемые ворота-заставы, число которых было различно.

    В конце XVIII и первой половине XIX в. происходит коренная реконструкция белорусских  городов. Капитальные сооружения, а  также закрепившиеся улицы, проезды, площади учитывались проектировщиками и являлись опорными при перестройке города. Исторически сложившиеся интересные архитектурно-планировочные ансамбли сохранялись и почти всегда становились исходным началом композиции нового плана города.

    Иногда  ради строго симметричных регулярных плановых композиций рельеф местности почти не учитывался. Это обстоятельство затрудняло строительство, и в натуре такие планы теряли свое значение, осуществлялись частично и в дальнейшем подвергались коррективам (Чериков).

    В конце XVIII и начале XIX в. наметилась новая  композиция планов городов, основанная на принципах рационализма и классических идеалов. Им, как правило, придавалась  форма прямоугольников или многоугольников.

    В каждой планировочной системе выделялись композиционные оси в виде основных улиц. Городской центр — обычно площадь — размещался в месте пересечения или точке схода таких осей. Этим центр города не только подчеркивался особо, но и органически увязывался с отдельными его частями. Место для городского центра отводилось на возвышенностях вблизи реки. Известны примеры, когда центр города представлял собой систему двух-трех площадей, расположенных по одной оси — главной улице. В старых городах проектируемый центр обычно совмещался с исторически сложившимся главным ансамблем города. Архитектура центра определялась как новой застройкой, так и монументальным зодчеством XVII—XVIII вв., главным образом монастырями, костелами, коллегиумами. Это придавало центрам белорусских городов своеобразие. 

Информация о работе Памятники архитектуры 19 – начала 20вв. Белоруссии