Памятники архитектуры 19 – начала 20вв. Белоруссии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 12:42, реферат

Описание

Воссоединение Белоруссии с Россией (1772—1795) имело огромное прогрессивное значение.

Наступивший экономический подъем стимулировал широкий размах строительной деятельности, развиваются передовые для того времени капиталистические отношения, оживляется и расширяется торговля. Города начинают расти и благоустраиваться; увеличивается приток населения в них.

Работа состоит из  1 файл

памятники архитектуры 19ого века.docx

— 67.51 Кб (Скачать документ)

    ГРАЖДАНСКАЯ И ЖИЛАЯ АРХИТЕКТУРА ГОРОДОВ 

    Осуществление проектов регулярной планировки городов, особенно их центров, начиналось обычно с массового строительства гражданских зданий.

    Местные органы управления в белорусских  городах устраивались по российскому образцу. Высшей исполнительной властью в губернии был губернатор и при нем губернское правление, в городах учреждались думы и магистраты; судопроизводство велось губернскими, уездными, земскими судами и т. д. Весь этот многочисленный аппарат требовал размещения. Первоначально многие присутственные места располагались в случайных помещениях, приспособленных для этой цели. В дальнейшем в губернских и уездных городах широко развернулось строительство специальных казенных зданий.

    Строились городские ансамбли, основанные на принципе повторности. Число зданий с одинаковой архитектурной обработкой было значительным. Этим достигалось художественное единство ансамбля площади, улицы или района городского центра. Часто за одинаковыми фасадами находились помещения различной плановой структуры и назначения. Показательна в этом отношении застройка центра Полоцка в конце XVIII в. Здесь наружная архитектура жилья и административно-общественных зданий имеет одинаковый характер, используются те же приемы и детали.

    Здания  присутственных мест в Орше, Рогачеве и других уездных городах представляли собой компактные двухэтажные дома с четкими планами. Фасады этих зданий не отличались высокими художественными достоинствами: им была присуща чрезмерная простота, переходившая в сухую архитектурную схему. В этом отношении дом вице-губернатора в Витебске в комплексе с присутственными местами имеет значительные преимущества. В нем удачно соединились два корпуса, объединенные переходом. Сочетание разновысотных объемов, высокие щипцы крыш, введение скульптурных картушей и разделка фасадов рустом обогатили общую композицию здания. По характеру архитектуры это административное здание родственно домам в центре Полоцка.

    Благодаря удачному применению типовых и повторных  проектов в Полоцке, Витебске, Могилеве и других белорусских городах  за короткий срок были созданы ансамбли городских центров. Архитектура почтовых станций или контор, таможен и многих других построек иллюстрирует проникновение идей типизации в различные области государственного строительства.

    С начала XIX в. возрастает количество мануфактур, увеличивается их производительность, расширяется торговля, укрепляется рынок. Появляется необходимость в сооружении новых, более обширных торговых рядов, гостиных дворов и крупных магазинов.

    Торговые  ряды, которые строились в первой половине XIX в., имеют и отличия. Они  образуются многократно повторяющимися одинаковыми по размеру ячейками, каждая из которых представляет собой отдельную лавку. Лавка состояла из прямоугольного в плане помещения (собственно лавки) и галереи со стороны входа в нее. В результате повторяемости ячеек образовывался простой и весьма четкий план рядов, а фасад его получал метрическое построение. Часто лавки стыковались друг с другом задними стенами, образуя композицию с равноценными фасадами. Каждой ячейке-лавке соответствовал по фасаду пролет. Создавалась колоннада, которая являлась основной темой архитектурного решения фасадов. Иногда колоннада сменялась арочными пролетами (Полоцк, Пружаны), но основные принципы организации рядов оставались незыблемыми.

    Наиболее  типичными из торговых рядов, построенных  в белорусских городах в первой половине XIX в., являются ряды в Годутишках, Новогрудке, Клецке, Давид-Городке. Эти каменные и деревянные комплексы роднятся своей композицией и архитектурой фасадов. Как правило, они построены в формах классической архитектуры, при этом излюбленным ордером был тосканский, который часто импровизировался в дереве.

    В строительстве торговых рядов принимали  участие местные архитекторы. Известны также примеры проектирования и строительства торговых комплексов военным департаментом (например, гостиный двор и торговые лавки на кобринском форштадте в Бресте были задуманы в виде большого прямоугольного комплекса с обширным внутренним двором). В этих случаях привлекает внимание более профессиональное исполнение отдельных деталей классической архитектуры и более парадное оформление въездов во двор.

    Деревянные  торговые ряды до нашего времени не сохранились. Однако о некоторых  из них, как, например, в Клецке и  Давид-Городке, мы имеем представление по сохранившимся архивным делам и старым чертежам. По своей архитектуре они были схожи с каменными. Иногда ряды одновременно проектировались в камне и дереве (Пружаны).

    Деревянные  торговые ряды не только повторяли  известные каменные образцы, но и развивали традиционный тип лавок, располагавшихся на рынке или торговых улицах. Такие лавки или мастерские ремесленников, обычно совмещенные с жилой половиной дома, стояли впритык друг к другу. Каждая постройка имела фасад с галереей или навесом, а в общем создавался протяженный фронт галерей на деревянных столбах. Так выглядели лавки в Каменце (Брестская область), Деречине, Трабах (Гродненская область) и других городах и селах Белоруссии. Фронт подобных лавок с галереями ассоциируется с деревянными торговыми рядами (Давид-Городок). Несомненно, между ними имелась связь, вытекающая из социально-экономических условий быта торговцев и ремесленников. Эта связь отразилась на формировании стабильных типов торговых рядов.

    Новым типом торговых зданий можно считать  одно- и двухэтажные каменные магазины, которые стали появляться с конца XVIII в. Они компактны по построению, что, вероятно, было связано с возросшей ценой на землю в городских центрах. Торговые здания имели некоторое сходство с торговыми рядами: это многократно повторяющиеся ячейки-лавки, галереи, а также проезд в середине фасада. Однако внешний облик этих зданий имеет более «городской» характер: их архитектура крупномасштабна, в ней нашли прямое отражение приемы и формы из арсенала классицизма. Импровизация и вольность в трактовке деталей, имевшие место в торговых рядах, здесь отсутствуют. Подобное строительство велось на государственных началах по проекту губернского архитектора или его помощников. Для Минска, например, торговые здания исполнял архитектор Ф. Крамер в 1797 г., для Речицы, Дриссы, Суража и других уездных городов — архитектор И. Зигфриден в 1793 г. 

    СЕЛЬСКОЕ  И УСАДЕБНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО 

    Самые ранние из существующих ныне деревянных жилых домов относятся к первой половине XIX в., и лишь единичные образцы  — к концу XVIII в. Хотя для построек применялись устойчивые строительные материалы, такие как смолистые старые деревья — сосна и ель, деревянные строения не существовали более полутора-двух столетий. Однако благодаря мало изменявшемуся в прошлом укладу крестьянской усадьбы и определенному консерватизму в народном строительстве существует возможность представить более ранние примеры деревянного жилища.

    Процесс развития сельского жилья можно  восстановить, пополняя исследования сохранившихся памятников данными исторических источников, старыми рисунками, гравюрами и сопоставлениями с народным наследием соседних с Белоруссией районов России, Украины, Литвы и Польши. Соседство белорусов с русскими, украинцами, литовцами и поляками обусловило обоюдное влияние на развитие сельского жилья.

    Сельское  жилище представлено однокамерными, двухраздельны-ми, трехраздельными и сложными домами.

    Однокамерный  дом — простейший и редко встречаемый тип жилья, принадлежавший безземельным крестьянам. Состоял он из одного помещения, вход в которое располагался в тыльном торце. Такой дом послужил основой для других типов сельского жилья, развитие которых шло по длине и лишь отчасти по ширине постройки.

    В двухразделъном доме, кроме основного помещения, имеются сени, которые становятся характерным элементом жилья. Сени часто делятся на две части: переднюю — собственно сени и заднюю — кладовую (раньше хлев).

    Трехразделъный  дом состоит из жилой части, сеней и хлева (или каморы). Первоначально ход в хлев вел через сени, а позже — через двор. С этого момента произошло отделение жилья от хозяйственной постройки. В дальнейшем место хлева заняла основная кладовая — камора, к которой примыкали в виде отдельных срубов все хозяйственные постройки усадьбы. Объединенный комплекс жилой и хозяйственной застройки получил развитие в глубину участка. В других случаях камора отапливалась и превращалась в жилье. Создавался дом, состоящий из трех ячеек: сеней и двух жилых помещений (тип, распространенный у русских, украинцев, поляков и многих других народов).

    Сложный дом включал в себя такие дополнительные помещения, как кухня и обособленная спальня. В остальном он имел прямое родство с трехраздельным жилым домом.

    В деревне Слонимцы недалеко от Пружан (Брестская область) на главной улице сохранился ряд трехраздельных домов, относящихся к середине и второй половине XIX в. Все дома имеют удлиненную форму, а хозяйственные постройки, примыкая одна к другой, вытягиваются за ними. Земельные участки узкие и длинные, что является результатом наследственного дробления. Каждый дом поставлен в голове участка торцом или иногда углом к улице. В последнем случае застройка улицы получается более выразительной (Шерешево Брестской области).

    Простейшим  фундаментом под сруб был нижний ряд бревен или брусьев — подруб. Затем под весь сруб или под его углы стали подкладывать большие валуны или деревянные стулья — колоды, которые вкапывались в землю. Если фундамент состоял весь из валунов и булыжника, завалинка у дома отсутствовала. В других случаях она выполнялась различными способами: на небольшом расстоянии от дома ставилась деревянная стенка, а пространство между нею и домом заполнялось землей; в некоторых случаях делалась насыпь, она удерживалась бревном или камнями, пересыпанными землей и пр. 

    ДВОРЦОВАЯ АРХИТЕКТУРА 

    После воссоединения с Россией строительство  монументальных дворцовых ансамблей  в Белоруссии продолжалось как местными магнатами, так и русскими вельможами, получившими здесь обширные земельные владения. Размеры, этажность, характер наружного и внутреннего убранства дворцов во многом зависели от материальных возможностей владельцев. Однако если для предшествующего времени было характерно создание главным образом значительных и часто обособленных от поселения дворцовых комплексов, то теперь дворцовое строительство стало значительно разнообразнее — от небольшого дворца-усадьбы до городского дворца, занимающего важное место в архитектурно-планировочной структуре города.

    Приемы  планировки территории дворцового комплекса  были многочисленными, но почти всегда в основе их лежала четкая схема генерального плана. Дворец занимал центральное место в композиции, а вспомогательные постройки размещались поодаль от него. Важное значение придавалось условиям, в которых строился дворец, при этом выбор формы организации природной среды зависел от того содержания, которое вкладывалось в комплекс. Наиболее распространенными были два приема: первый — когда здание подчинялось пейзажу, и второй — когда здание противопоставлялось природному окружению. Первый прием был характерен для небольших дворцов, а второй — в основном для крупных ансамблей с обширным парковым массивом.

    Если  для паркостроения второй половины XVIII в. были более показательны парки  регулярного типа с осевыми композициями и геометрическим членением плана, то в первой половине XIX в. на смену  им пришли парки пейзажного типа. При их создании максимально использовались рельеф местности и флора. Перед дворцом парк сохранял регулярную, партерную часть, позволяющую раскрыть здание со стороны подъезда, а дальше переходил в пейзажный массив зелени.

    Важнейшими  вопросами паркостроения являлись размещение зеленых насаждений, подбор различных пород и увязка их в декоративные группы, создание пейзажей с учетом их дальнейшего развития, а также трассировка аллей и размещение малых архитектурных форм и скульптуры.

    Новым этапом в развитии дворцовой архитектуры можно считать строительство дворца в Гомеле, заложенного в 1785 г. известным русским полководцем П. Румянцевым. Его местоположение определялось выгодными природными условиями и поддерживалось всей планировочной структурой населенного места.

    Строительство дворцового комплекса можно разделить  на несколько этапов. Первым этапом следует считать 1785—1793 гг. В это время был построен главный корпус дворца. Второй этап — 1794—1805 гг.— период строительства двух боковых павильонов, флигелей и колоннады. Третий этап — 1837—1848 гг. — связан с переходом владения к фельдмаршалу И. Паскевичу и достройкой башни дворца.

    Главный корпус дворца представляет собой компактный двухэтажный объем с повышенной центральной частью, завершенной куполом. Посреди него расположен квадратный зал с широкими нишами по сторонам, обрамленный рядами стройных колонн. Подобное построение плана наблюдается во многих русских дворцах эпохи классицизма. Положительной чертой плана гомельского дворца следует считать простоту и ясность в решении группы основных помещений, которые обходятся без коридоров и темных проходов. Раскрытые пространства придают интерьеру необычную парадность.

Информация о работе Памятники архитектуры 19 – начала 20вв. Белоруссии