Памятники архитектуры 19 – начала 20вв. Белоруссии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 12:42, реферат

Описание

Воссоединение Белоруссии с Россией (1772—1795) имело огромное прогрессивное значение.

Наступивший экономический подъем стимулировал широкий размах строительной деятельности, развиваются передовые для того времени капиталистические отношения, оживляется и расширяется торговля. Города начинают расти и благоустраиваться; увеличивается приток населения в них.

Работа состоит из  1 файл

памятники архитектуры 19ого века.docx

— 67.51 Кб (Скачать документ)

    В дворцовых сооружениях конца XVIII в. лестницы потеряли свою былую торжественность  и большие резмеры. Если раньше они  располагались по главной оси  здания, то теперь сдвигаются в стороны,

    уступая центральное место залу. Небольшие  по размерам лестницы занимали скромное место в интерьере дворца. Это  объясняется тем, что все парадные помещения планировались в первом этаже, в верхний этаж отводился под жилье. Аналогичное явление наблюдается и в плане дворца в Гомеле: две лестницы главного корпуса размещены поодаль от зала и по возможности скрыты от глаз посетителей.

    Основным  элементом декора зала являлся классический коринфский ордер. Колонны с каннелюрами были выполнены в искусственном мраморе белого цвета. Использование полой керамики в виде коротких гофрированных труб в куполе и сводах обеспечивало легкость конструкции. В интерьере было много живописи и лепного орнамента тонкого рисунка.

    Фасад дворца, обращенный к городу, имеет  трехчастное деление, где четырехколонный  портик коринфского ордера контрастирует  с плоскостью стены и ризалитами. Парковый фасад дворца, обращенный к Сожу, выглядит иначе. В нем средняя часть в виде развитого шестиколонного портика является главной темой всей композиции. Обширная полуциркульная терраса служит удачным переходом от дворца к парку.

    Особенностью  гомельского дворцового комплекса  является наличие замечательного прибрежного паркового массива. По своей художественной законченности, выражающейся в гармонической увязке в едином ансамбле рельефа, водоемов, зелени, архитектуры, в разрешении сложных композиционно-пространственных задач, парк стоит в ряду лучших образоцов паркостроения конца XVIII — первой половины XIX в.

    Парк  площадью около 25 га расположен на обрывистом берегу полноводного Сожа и оврага с ручьем Гомий. Большая часть  парка — пейзажная и лишь перед  главным фасадом дворца имеет  регулярный характер. В парке растут могучие дубы, граб, клен, ясень, лиственница, каштан, акация, а также редкие породы пирамидального дуба, веймутовой сосны, плакучего ясеня, маньчжурского ореха и др. Различные породы деревьев искусно скомпонованы в живописные группы, усиливающие эффект восприятия пейзажа.

    Композиционным  центром всего парка является дворец. Он оказал влияние на планировку аллей, партерной зелени, а также  расположение малых архитектурных форм. В парке находятся пруд «Лебединое озеро», Верхний и Нижний мосты, большой и малый гроты, часовая, усыпальница, монументальные керамические вазы, оранжерея, и другие постройки. Многочисленные скульптуры, мерам Дворцовый комплекс в Снове (Минска область) для польского маршала Рдуптовского был воздвигнут в 1827г. Б. Тишецким. Здание претерпело многие изменения во внутренней планировке, однако наружная архитектура сохранилась без существенных изменений.

    В генеральном плане усадьбы использована система симметричной композиции, в  которой главное место отведено дворцу. Его протяженность около 140 м. в натуре мало ощущается. Последнее  достигается тем, что массив сооружения разбит на отдельные разновысотные  объемы, имеющие различную архитектурную  характеристику; центральная часть дворца и фланкирующие  ризалиты – в два этажа, крылья одноэтажные. Все объемы здания при строгом их соподчинении и гармоническом сочетании друг с другом четко выявлены.

    Дворец  расположен на открытом месте у извилистой речки Сновенки. На территории усадьбы, за дворцом, был создан пруд. Система  коналов обоазовывала остров причудливой  формы.

    Замечательным образом малой архитектуры является парковая беседка в Наровле (Гомельская обл.) В первой половине 19в. Она входила  в ансамбль дворцово-усадебного комплекса, расположенного на правом высоком берегу Припяти. Поставленная на холме у  излучины реки, она является маяком-ориентиром.

    Трехъярусная  башня-беседка замечательна совершенством  пропорций, стройностью форм. Это оригинальный памятник архитектуры классицизма в Белоруссии.

    Большой дворцовый ансамбль с парком и подсобными сооружениями был создан в 30-х годах XIX в. в Жиличах (Добосна) близ Бобруйска (Могилевская область). Его осуществил архитектор К. Подчашинскис.

    Дворцовый комплекс строился в два приема: вначале был возведен главный корпус, а позже к нему пристроили протяженное крыло с придворной церковью и дополнительными жилыми помещениями. Главный двухэтажный корпус решен спокойным объемом, подчеркнутым в центре большим шестиколонным портиком коринфского ордера с фронтоном и бельведером над лестничной клеткой. Архитектурный образ дворца прост, зато внутреннее убранство его поражает своим великолепием. Роскошные интерьеры, в особенности зал, богато обработаны лепкой, росписью, позолотой, зеркалами, декоративными тканями и т. п.

    Дворец  является центром композиции обширного дворцово-паркового комплекса, замкнутого в прямоугольник регулярными аллеями. Площадь парка около 18 га, а всего комплекса с водоемами, плодовыми садами и подсобными сооружениями — 100 га. Равнинную территорию парка пересекает река Добосна с ожерельем из живописных прудов с островами. Сохранились руины павильона-купальни, беседки. Перед главным фасадом дворца, обращенным к водоему, парк имел регулярный характер и партерное озеленение. Отсюда открывалась перспектива на пруды и главную подъездную аллею. Остальная часть парка имеет пейзажный характер и впечатляет разнообразием посадок, в том числе экзотов. Удачно использованы невысокие холмы: от них трассированы аллеи и дорожки, открываются живописные виды.

    Дворец  в Жиличах имеет усадебный характер: его корпуса, расположенные в гуще парка, мало связаны с поселением. Аналогично построены дворцы в Коссово (Гродненская область), Высоком (Брестская область), которые также относятся к усадебному типу. Близок к такому типу дворца и комплекс в Волошине (Минская область), построенный в первой половине XIX в.

    Архитектура каждого из этих дворцов выдержана  в традициях классической архитектуры  начала XIX в. Для плановых построений характерны простота и рациональность разработки. В качестве основных средств архитектурно-художественной композиции использованы свободно переработанные формы античных, преимущественно римских, ордеров. Протяженность плоскостно-разработанного фасада противопоставлена пластически богатым портикам. При этом в последних наблюдается большое разнообразие пропорций, форм и приемов, трактовки составных частей.

    Наряду  с дворцами-усадьбами в это  же время развивается строительство дворцов городского типа. Расположенные на главных улицах или площадях, они включались в общий ансамбль городской застройки. Принцип организации планов подобных сооружений, как и построение их объемов, был иной, чем в усадебных дворцах. Своим главным фасадом они, как правило, развертывались непосредственно на улицу или площадь. Озелененные участки при дворцах или вовсе отсутствовали, или были незначительными. Хотя они выделялись своими размерами и архитектурой среди городской застройки, тем не менее, не шли в сравнение с дворцами-усадьбами, всегда более торжественными и парадными.

    Количество  дворцов городского типа невелико: они  обычно строились владельцами городов (Потемкиным — в Кричеве), губернаторами (Чернышевым — в Витебске), вице-губернаторами (Максимовичем — в Гродно) и крупными вельможами.

    Дворцы  в Гродно, Витебске, как и в Кричеве и некоторых других городах, отличаются друг от друга своей планировкой и архитектурой, хотя последняя имеет единый классический характер. Каждый из них построен по индивидуальному проекту и расположен в сложившейся городской застройке. В практике дворцового строительства это было новым событием.

    В первой половине XIX в. в белорусской  архитектуре, как и в архитектуре  русской, появляется тенденция к  строительству зданий в духе готической старины. Для Белоруссии это было явлением частным и редким. Из сооружений такого типа можно назвать монументальный дворец в Коссово (Брестская область). Имея симметричную и широко развернутую композицию, свойственную классицизму, этот дворец сохранил крепостные башни. В архитектуре видны признаки эклектики и подражательства художественным стилям прошлых эпох. Зубчатые завершения высоких многогранных башен, окна стрельчатого очертания, карнизы наподобие крепостных машикулей были искусственным возвращением к архитектурным формам средневековья. Это направление, не оправданное исторически, не привилось в белорусском зодчестве. 

    КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА 

    Развитие  архитектуры классицизма в культовом  зодчестве Белоруссии начинается с конца XVIII в. Переходный этап от барокко к классицизму нашел выражение в ряде построек (например, Петропавловская и Семеновская церкви в Витебске). Признаки нового в архитектуре, вначале чисто внешние, вскоре переходят в законченное направление, со своими архитектурно-планировочными, конструктивными и художественными особенностями.

    Отдельные формы и детали барокко еще  встречаются в культовых сооружениях, построенных в самом конце XVIII и даже вначале XIX в., когда классицизм стал основным направлением в белорусском зодчестве. К таким постройкам относятся Спасская церковь в Витебске и Никольская в Орше. Четкое и симметричное построение их планов, центрическое решение объемов, завершенных куполами, и общий характер архитектуры отвечают установившимся принципам классицизма в культовом зодчестве того времени. Вместе с тем, например, в Спасской церкви наблюдается некоторое несоответствие внешнего и внутреннего убранства здания. Фасадам, решенным в духе классицизма, противопоставлен интерьер, свойственный позднему барокко, с обильными профилировками и вертикальными членениями.

    В Никольской церкви центральный купол  окружают четыре башни с куполками, форма которых напоминает венец культовых сооружений середины XVIII в. Связь в более ранним зодчеством проявилась в рисунках фриза, оконных наличников, криволинейных и сложных карнизов. Уместно сказать, что в процессе строительства Никольской церкви многие сложные декоративные детали, имеющиеся в проекте, были заменены более простыми из арсенала классической архитектуры. Это можно проследить, сравнив сохранившийся проект с воздвигнутой церковью.

    Наиболее  ранним из значительных памятников культовой  архитектуры классицизма в Белоруссии была церковь Иосифа в Могилеве, построенная Н. Львовым в 1781 — 1798 гг. Церковь заложена по указанию Екатерины II в честь встречи с австрийским императором Иосифом (в 1802 г. указом Синода она переименована в собор).

    Основным  фасадом собор ориентирован на главную  улицу. Некоторый отступ в глубину квартала и введение циркульных оград, замыкающихся небольшими флигелями, создали перед собором открытое пространство, чем усилили восприятие его объема.

    План  сооружения отличается простотой. В  его основе лежит квадрат, к которому по оси восток — запад примыкают апсида и притвор. Барабан со сферическим куполом был поставлен на четыре мощных столба-пилона, образующих второй квадрат который вписан в основной объем здания. Отношение высоты к длине собора 1:2. Такое соотношение отличало новое архитектурное направление в культовом строительстве от прежнего стиля барокко с его тенденциями к высотным композициям. Некоторую приземистость сооружению придавало и пологое очертание купола, поставленного на невысокий барабан с округлыми окнами. Необычайно строго решены фасады собора: гладкую поверхность стен оживляют только портики и большие окна без наличников. Четырехколонные портики боковых фасадов представлены дорическим ордером. Колонны, слегка отступающие от стен, поставлены попарно у дверных порталов. Портик главного фасада из шести колонн того же ордера имеет значительный выступ и тем самым сообщает фасаду большую пластичность. Последняя усиливается и благодаря двум нишам со скульптурами.

    В противоположность строгой наружной архитектуре интерьер собора был  обильно насыщен лепкой и живописью. Его основным украшением были парные ионические колонны, ниши со статуями и скульптурные медальоны, а также  графические композиции, выполненные на медных щитах известным русским художником В. Боровиковским в 1797 г.

    Прием построения купола из нескольких оболочек встречается позже в Голицинской  больнице (1796—1801) архитектора М. Казакова в Москве и Казанском соборе (1801 —1811),  архитектора А. Воронихина в Петербурге. Собор Иосифа приобрел известность как один из лучших образцов классицизма XVIII в. Его архитектура оказала благотворное влияние на храмы-ротонды во многих белорусских городах и Петропавловский собор в Гомеле.

    Собор Петра и Павла  в Гомеле сооружен в 1809—1819 гг. архитектором Кларком вблизи дворца Румянцева — Паскевича на высоком холме, ограниченном Сожем и глубоким оврагом. Поставленный у центральной площади собор, так же как и дворец, связан системой лучевых улиц с различными частями Гомеля. В плане собор имеет форму вытянутого креста с развитыми трансептами и укороченным средним нефом. Над его центральным пространством возвышается купол на высоком прорезанном окнами барабане. Центричность композиции роднит его с могилевским собором.

    В Петропавловском соборе дальнейшее развитие получил излюбленный прием целого поколения зодчих — сочетание классического портика и купольного объема. Четыре шестиколонных портика и множество полуколонн дорического ордера придают фасадам сооружения большую пластику и вместе с тем суровую простоту. В четком членении объемов, в равновесии и соразмерности масс, в строгости и благородной простоте архитектурного оформления фасадов собора сказались характерные черты классического зодчества начала XIX в.

    Церкви-ротонды получили широкое распространение в Белоруссии с конца XVIII в. Такой тип храма можно считать образцом классицизма в культовом строительстве того времени.

    Ротонда (итал. rotonda, от лат. rotundus — круглый) — круглая в плане постройка, обычно увенчанная куполом. По периметру ротонды часто расположены колонны.

    Форму ротонды имеют древнегреческие  толосы, некоторые древнеримские  храмы (например, Пантеон) и мавзолеи, баптистерии, отдельные христианские церкви (в основном, романского стиля, эпохи Возрождения и в стиле классицизма), залы, с XVIII в. — парковые павильоны и беседки.

Информация о работе Памятники архитектуры 19 – начала 20вв. Белоруссии