Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 12:42, реферат
Воссоединение Белоруссии с Россией (1772—1795) имело огромное прогрессивное значение.
Наступивший экономический подъем стимулировал широкий размах строительной деятельности, развиваются передовые для того времени капиталистические отношения, оживляется и расширяется торговля. Города начинают расти и благоустраиваться; увеличивается приток населения в них.
В дворцовых сооружениях конца XVIII в. лестницы потеряли свою былую торжественность и большие резмеры. Если раньше они располагались по главной оси здания, то теперь сдвигаются в стороны,
уступая
центральное место залу. Небольшие
по размерам лестницы занимали скромное
место в интерьере дворца. Это
объясняется тем, что все парадные
помещения планировались в
Основным элементом декора зала являлся классический коринфский ордер. Колонны с каннелюрами были выполнены в искусственном мраморе белого цвета. Использование полой керамики в виде коротких гофрированных труб в куполе и сводах обеспечивало легкость конструкции. В интерьере было много живописи и лепного орнамента тонкого рисунка.
Фасад дворца, обращенный к городу, имеет трехчастное деление, где четырехколонный портик коринфского ордера контрастирует с плоскостью стены и ризалитами. Парковый фасад дворца, обращенный к Сожу, выглядит иначе. В нем средняя часть в виде развитого шестиколонного портика является главной темой всей композиции. Обширная полуциркульная терраса служит удачным переходом от дворца к парку.
Особенностью гомельского дворцового комплекса является наличие замечательного прибрежного паркового массива. По своей художественной законченности, выражающейся в гармонической увязке в едином ансамбле рельефа, водоемов, зелени, архитектуры, в разрешении сложных композиционно-пространственных задач, парк стоит в ряду лучших образоцов паркостроения конца XVIII — первой половины XIX в.
Парк площадью около 25 га расположен на обрывистом берегу полноводного Сожа и оврага с ручьем Гомий. Большая часть парка — пейзажная и лишь перед главным фасадом дворца имеет регулярный характер. В парке растут могучие дубы, граб, клен, ясень, лиственница, каштан, акация, а также редкие породы пирамидального дуба, веймутовой сосны, плакучего ясеня, маньчжурского ореха и др. Различные породы деревьев искусно скомпонованы в живописные группы, усиливающие эффект восприятия пейзажа.
Композиционным центром всего парка является дворец. Он оказал влияние на планировку аллей, партерной зелени, а также расположение малых архитектурных форм. В парке находятся пруд «Лебединое озеро», Верхний и Нижний мосты, большой и малый гроты, часовая, усыпальница, монументальные керамические вазы, оранжерея, и другие постройки. Многочисленные скульптуры, мерам Дворцовый комплекс в Снове (Минска область) для польского маршала Рдуптовского был воздвигнут в 1827г. Б. Тишецким. Здание претерпело многие изменения во внутренней планировке, однако наружная архитектура сохранилась без существенных изменений.
В
генеральном плане усадьбы
Дворец расположен на открытом месте у извилистой речки Сновенки. На территории усадьбы, за дворцом, был создан пруд. Система коналов обоазовывала остров причудливой формы.
Замечательным
образом малой архитектуры
Трехъярусная башня-беседка замечательна совершенством пропорций, стройностью форм. Это оригинальный памятник архитектуры классицизма в Белоруссии.
Большой дворцовый ансамбль с парком и подсобными сооружениями был создан в 30-х годах XIX в. в Жиличах (Добосна) близ Бобруйска (Могилевская область). Его осуществил архитектор К. Подчашинскис.
Дворцовый комплекс строился в два приема: вначале был возведен главный корпус, а позже к нему пристроили протяженное крыло с придворной церковью и дополнительными жилыми помещениями. Главный двухэтажный корпус решен спокойным объемом, подчеркнутым в центре большим шестиколонным портиком коринфского ордера с фронтоном и бельведером над лестничной клеткой. Архитектурный образ дворца прост, зато внутреннее убранство его поражает своим великолепием. Роскошные интерьеры, в особенности зал, богато обработаны лепкой, росписью, позолотой, зеркалами, декоративными тканями и т. п.
Дворец является центром композиции обширного дворцово-паркового комплекса, замкнутого в прямоугольник регулярными аллеями. Площадь парка около 18 га, а всего комплекса с водоемами, плодовыми садами и подсобными сооружениями — 100 га. Равнинную территорию парка пересекает река Добосна с ожерельем из живописных прудов с островами. Сохранились руины павильона-купальни, беседки. Перед главным фасадом дворца, обращенным к водоему, парк имел регулярный характер и партерное озеленение. Отсюда открывалась перспектива на пруды и главную подъездную аллею. Остальная часть парка имеет пейзажный характер и впечатляет разнообразием посадок, в том числе экзотов. Удачно использованы невысокие холмы: от них трассированы аллеи и дорожки, открываются живописные виды.
Дворец в Жиличах имеет усадебный характер: его корпуса, расположенные в гуще парка, мало связаны с поселением. Аналогично построены дворцы в Коссово (Гродненская область), Высоком (Брестская область), которые также относятся к усадебному типу. Близок к такому типу дворца и комплекс в Волошине (Минская область), построенный в первой половине XIX в.
Архитектура каждого из этих дворцов выдержана в традициях классической архитектуры начала XIX в. Для плановых построений характерны простота и рациональность разработки. В качестве основных средств архитектурно-художественной композиции использованы свободно переработанные формы античных, преимущественно римских, ордеров. Протяженность плоскостно-разработанного фасада противопоставлена пластически богатым портикам. При этом в последних наблюдается большое разнообразие пропорций, форм и приемов, трактовки составных частей.
Наряду
с дворцами-усадьбами в это
же время развивается
Количество дворцов городского типа невелико: они обычно строились владельцами городов (Потемкиным — в Кричеве), губернаторами (Чернышевым — в Витебске), вице-губернаторами (Максимовичем — в Гродно) и крупными вельможами.
Дворцы в Гродно, Витебске, как и в Кричеве и некоторых других городах, отличаются друг от друга своей планировкой и архитектурой, хотя последняя имеет единый классический характер. Каждый из них построен по индивидуальному проекту и расположен в сложившейся городской застройке. В практике дворцового строительства это было новым событием.
В
первой половине XIX в. в белорусской
архитектуре, как и в архитектуре
русской, появляется тенденция к
строительству зданий в духе готической
старины. Для Белоруссии это было
явлением частным и редким. Из сооружений
такого типа можно назвать монументальный
дворец в Коссово (Брестская область).
Имея симметричную и широко развернутую
композицию, свойственную классицизму,
этот дворец сохранил крепостные башни.
В архитектуре видны признаки эклектики
и подражательства художественным стилям
прошлых эпох. Зубчатые завершения высоких
многогранных башен, окна стрельчатого
очертания, карнизы наподобие крепостных
машикулей были искусственным возвращением
к архитектурным формам средневековья.
Это направление, не оправданное исторически,
не привилось в белорусском зодчестве.
КУЛЬТОВАЯ
АРХИТЕКТУРА
Развитие
архитектуры классицизма в
Отдельные
формы и детали барокко еще
встречаются в культовых
В Никольской церкви центральный купол окружают четыре башни с куполками, форма которых напоминает венец культовых сооружений середины XVIII в. Связь в более ранним зодчеством проявилась в рисунках фриза, оконных наличников, криволинейных и сложных карнизов. Уместно сказать, что в процессе строительства Никольской церкви многие сложные декоративные детали, имеющиеся в проекте, были заменены более простыми из арсенала классической архитектуры. Это можно проследить, сравнив сохранившийся проект с воздвигнутой церковью.
Наиболее ранним из значительных памятников культовой архитектуры классицизма в Белоруссии была церковь Иосифа в Могилеве, построенная Н. Львовым в 1781 — 1798 гг. Церковь заложена по указанию Екатерины II в честь встречи с австрийским императором Иосифом (в 1802 г. указом Синода она переименована в собор).
Основным фасадом собор ориентирован на главную улицу. Некоторый отступ в глубину квартала и введение циркульных оград, замыкающихся небольшими флигелями, создали перед собором открытое пространство, чем усилили восприятие его объема.
План сооружения отличается простотой. В его основе лежит квадрат, к которому по оси восток — запад примыкают апсида и притвор. Барабан со сферическим куполом был поставлен на четыре мощных столба-пилона, образующих второй квадрат который вписан в основной объем здания. Отношение высоты к длине собора 1:2. Такое соотношение отличало новое архитектурное направление в культовом строительстве от прежнего стиля барокко с его тенденциями к высотным композициям. Некоторую приземистость сооружению придавало и пологое очертание купола, поставленного на невысокий барабан с округлыми окнами. Необычайно строго решены фасады собора: гладкую поверхность стен оживляют только портики и большие окна без наличников. Четырехколонные портики боковых фасадов представлены дорическим ордером. Колонны, слегка отступающие от стен, поставлены попарно у дверных порталов. Портик главного фасада из шести колонн того же ордера имеет значительный выступ и тем самым сообщает фасаду большую пластичность. Последняя усиливается и благодаря двум нишам со скульптурами.
В
противоположность строгой
Прием
построения купола из нескольких оболочек
встречается позже в
Собор Петра и Павла в Гомеле сооружен в 1809—1819 гг. архитектором Кларком вблизи дворца Румянцева — Паскевича на высоком холме, ограниченном Сожем и глубоким оврагом. Поставленный у центральной площади собор, так же как и дворец, связан системой лучевых улиц с различными частями Гомеля. В плане собор имеет форму вытянутого креста с развитыми трансептами и укороченным средним нефом. Над его центральным пространством возвышается купол на высоком прорезанном окнами барабане. Центричность композиции роднит его с могилевским собором.
В Петропавловском соборе дальнейшее развитие получил излюбленный прием целого поколения зодчих — сочетание классического портика и купольного объема. Четыре шестиколонных портика и множество полуколонн дорического ордера придают фасадам сооружения большую пластику и вместе с тем суровую простоту. В четком членении объемов, в равновесии и соразмерности масс, в строгости и благородной простоте архитектурного оформления фасадов собора сказались характерные черты классического зодчества начала XIX в.
Церкви-ротонды получили широкое распространение в Белоруссии с конца XVIII в. Такой тип храма можно считать образцом классицизма в культовом строительстве того времени.
Ротонда (итал. rotonda, от лат. rotundus — круглый) — круглая в плане постройка, обычно увенчанная куполом. По периметру ротонды часто расположены колонны.
Форму ротонды имеют древнегреческие толосы, некоторые древнеримские храмы (например, Пантеон) и мавзолеи, баптистерии, отдельные христианские церкви (в основном, романского стиля, эпохи Возрождения и в стиле классицизма), залы, с XVIII в. — парковые павильоны и беседки.
Информация о работе Памятники архитектуры 19 – начала 20вв. Белоруссии