Партии и организации консервативно-охранительного направления в России в начале XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 23:57, реферат

Описание

В истории России первой четверти XX века важное место принадле¬жало политическим партиям, в деятельности и противоборстве которых находили наиболее концентрированное выражение социально-классовые интересы, потребности общественного развития. Без понимания сущно¬сти тех или иных политических партий, содержания их программ, организационного устройства невозможно разобраться в сложных пери¬петиях российского прошлого, в особенностях современного политиче¬ского процесса, имеющего глубокие исторические корни.

Содержание

1. Введение. Спектр политических партий в России в начале XX века.

2. Партии и организации консервативно-охранительного направления в России в начале XX века.

3. «СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА».
1. Историческая справка
2. Основные положения программы
3. Организационные принципы
4. Лидеры

4. «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ СОЮЗ имени МИХАИЛА АРХАНГЕЛА».
1. Историческая справка
2. Лидеры

5. «РУССКАЯ МОНАРХИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ».
1. Историческая справка
2. Основные положения программы
3. Организационные принципы
4. Лидеры

6. «СОВЕТ ОБЪЕДИНЁННОГО ДВОРЯНСТВА».
1. Историческая справка
2. Основные положения программы
3. Организационные принципы
4. Лидеры

7. «СОЮЗ ЗЕМЕЛЬНЫХ СОБСТВЕННИКОВ».

8. «СОЮЗ ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ».

9. Заключение.

10. Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 259.00 Кб (Скачать документ)

     Российский  либерализм объединил мощную политическую элиту с богатым интеллектуальным потенциалом. Однако социальная база его была узкой. Слой мелких собственников (или средние слои), который в западных странах многочислен и составляет основу массовой базы либерализма, в России был очень тонок и слаб. В деревне он начал формироваться лишь с реализацией реформы Столыпина, но времени на это история отпустила очень мало. Что касается крупной буржуазии, то она была в основном, настроена консервативно в силу зависимости от мощного самодержавного государства и не разделяла либеральных политических и социальных увлечений интеллигенции. Не имея массовой поддержки снизу,  особенно в глубинке, либеральная альтернатива, ориентированная на консенсус в обществе, на постепенное реформирование мирным, конституционным путем, оказалась нереализованной. Однако идеи российского либерализма актуально звучат и сегодня.

     Неонародническое направление в политическом спектре России имело глубокие исторические корни. Народничество на протяжении долгих десятилетий представляло собой широкое общественно-политическое движение и важнейшее направление социальной мысли. На рубеже XIX - XX вв. оно претерпело изменения, связанные со значительным продвижением страны по пути капиталистического развития. Основное содержание народнической идеологии осталось прежним: проповедь особого, некапиталистического, незападного пути развития России, а так же общинного (аграрного) социализма как идеала общественного устройства. В изменившихся условиях, не отрицая самого факта развития капитализма в России, неонародники утверждали, что это не касается деревни, которая остается некапиталистической и служит основой для перехода к социализму после свержения самодержавия. Почва для подобных взглядов объективно существовала. Реформа 1861 г. при всем ее колоссальном значении для прогресса общества поставила непреодолимые препятствия на пути разрушения общины, законсервировала этот уклад. Крестьянин, будучи лично свободен, не мог уйти из общины, не мог вести самостоятельно хозяйство. Сохранение общины в условиях бурной капитализации страны приводило к накоплению противоречий, превратило аграрный вопрос в ключевой для будущего России.

     Политическая  партия, предложившая переход к общинному  социализму как путь решения противоречий, образовалась в начале XX в. Партия эсеров стала самой массовой и одной из влиятельнейших на политической арене России. От нее, как от праматери, шло отпочкование других партий неонароднического направления: партия народных социалистов, союз эсеров-максималистов, партия левых эсеров. Свержение самодержавия в феврале 1917 г., уничтожение деспотического государства открывали путь для реализации идей общественного прогресса, выработанных неонародниками. Однако опыт имел трагические последствия и для партий этого направления, и для народа.

     Раздел, посвященный социал-демократическим  партиям, представлял особую сложность. На протяжении многих десятилетий советские историки анализировали только этот сектор политических партий, вернее, сосредоточивали внимание на истории партии большевиков. Существует огромная литература, однако она крайне идеологизирована, односторонне конъюнктурна. В справочнике сделана попытка отойти от традиционной схемы изложения истории российской социал-демократии. Необходимо также отрешиться от априорного, не имеющего конкретно-исторического обоснования положения, что в 1917 г. идеи марксистского социализма, мировой пролетарской революции увлекали большинство народа России. Главное - обращение к историческим реалиям.

     Появление социал-демократических партий, основанных на марксистской теории, связано с развитием массового рабочего движения в странах Европы. Развитие капитализма и появление массового рабочего движения в России также привело к появлению социал-демократических организаций. В 1898 г. была образована Российская социал-демократическая рабочая партия. Марксизм - это типичный продукт западной политической культуры, и он не мог получить широкого распространения в России, стране преимущественно незападной, самобытной. Фабрично-заводской пролетариат - естественная социальная   база   социал-демократии - в стране был малочислен  (даже в  1917 г. он насчитывал лишь 3 млн. человек). В силу особенностей страны в рамках российской социал-демократии развивалось в XX веке два течения: меньшевизм, объединявший сторонников ортодоксального марксизма и выступавший за организацию социал-демократической партии по западному образцу, и большевизм, который представлял собой соединение западного марксизма со специфическими условиями России и стремился к созданию централизованной, боевой организации. В 1912 г. РСДРП распадается и начинается формирование двух самостоятельных социал-демократических партий: меньшевиков и большевиков. Кроме того, вокруг Г. В. Плеханова сплачивается группа социал-демократов, стоявших на платформе II Интернационала, которая получила название "Единство".

     В 1917 г. меньшевики выступили за переход  России на парламентский, буржуазно-демократический путь развития, считая социализм далекой исторической перспективой. Хотя меньшевистская партия была правящей в 1917 г. (ее представители входили в три состава Временного правительства из четырёх), имела прочные позиции в самых массовых организациях - Советах, она не имела широкой поддержки снизу. Приведём некоторые данные по итогам выборов, которые проводились в 1917 г. на основе всеобщего избирательного права. На выборах в органы местного самоуправления в крупнейших промышленных центрах меньшевики получили: на выборах в городскую думу Петрограда (июнь 1917 г.) - 4% голосов, в районные думы Москвы (сентябрь 1917 г.) - 4% голосов. Выборы в Учредительное собрание дали этой партии также 4% голосов.                                                

     Партия  большевиков имела большую массовую базу, чем меньшевистская, хотя и не столь большую, как это принято было считать. Будучи страстным сторонником мировой пролетарской революции, твердо убежденный в ее скорой победе, лидер большевиков В. И. Ленин считал, что начать мировую революцию должна Россия, свергнувшая самодержавие и не имеющая устойчивой системы власти. Ленинский анализ ситуации в стране в 1917 г. имел свои особенности: его интересовала не сама по себе мозаичная действительность, стремления народов России, а те тенденции, развивая которые можно было рассчитывать на приход большевиков к власти, открывающие, казалось, прямой путь для перехода к социализму во всем мире. С большим искусством из пестрого потока жизни выбирались моменты, которые не имели никакого отношения к марксистской теории социализма, но, будучи включенными в программу большевиков, давали им массовую поддержку: земля - крестьянам, мир - народам, власть .- Советам, борьба с разрухой и т. п. Массы, поддержавшие эту партию осенью 1917 г., не разделяли в большинстве идей мировой пролетарской революции (вряд ли основная масса имела о них сколько-нибудь ясное представление, так как значительная часть населения была неграмотна). Однако программа, сформулированная РСДРП(б), в главных чертах соответствовала ожиданиям людей, уставших от войны и разрухи. Представление о том, какая часть общества поддержала большевиков, дают данные о выборах в Учредительное собрание, которые проходили в основном 12 ноября 1917 г., когда Советская власть уже была провозглашена и сформировано большевистское правительство. Большевики получили в целом по стране 22,5% голосов при значительно большем успехе в крупных промышленных центрах, на фронтах и в гарнизонах. Как видно, до большинства далеко, но все же - свыше 1/5.

     В октябре 1917 г. партия большевиков стала правящей, и началась ее трансформация во властную структуру, становой хребет административно-командной системы. Партия меньшевиков, распад которой начался уже осенью 1917 г.; и организация "Единство" после короткого периода надежд на изменение ситуации сходят с исторической арены.

     Как в древности, так и в новейшее время анархизм шел рядом с  социализмом. Это и понятно, так  как оба течения выступают  за переход к коммунистическому  строю, против частной собственности и эксплуатации. Нередко два этих течения переплетались, взаимодействовали, но чаще все же расходились и сталкивались. Отношение социалистических партий к организациям анархистов и их теории в основном отрицательное. Это объясняется внутренним антагонизмом тех начал, на которых они основаны. Если социализм строит общественный идеал по принципу приоритета общности, коллектива, признает организующую роль государства, то анархизм утверждает приоритет личности, отрицает полностью роль государства, какова бы ни была его форма.

     В российском анархизме существовала тьма оттенков, представленных своими организациями. Отрицая государственность и организацию как таковую, анархисты не смогли ни выработать общих взглядов, ни наладить совместные действия. Мелкие группы и группки в первой четверти XX в. соперничали между собой, каждая претендовала на истинную чистоту анархистских идей. В декабре 1904 г. при участии П. Кропоткина была предпринята попытка выработать общую программу. Было решено, что в России следует добиваться социалистической революции путем как массовых форм борьбы - всеобщая стачка, так и индивидуального террора. Идеей, объединявшей вес организации анархистов в единое политическое течение, можно считать слова М. Бакунина: "Дух разрушения есть в то же время созидающий дух» Хотя анархистские организации не сыграли большой роли в борьбе за общественное переустройство, без них политическая картина была бы неполной.  
 

ПАРТИИ  И ОРГАНИЗАЦИИ  КОНСЕРВАТИВНО-ОХРАНИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ. 

"СОЮЗ  РУССКОГО НАРОДА" 

Историческая  справка. 

     "Союз  русского народа" (СРН) - крупнейшая всероссийская черносотенно-монархическая партия, принимавшая активное участие в политической жизни страны (ноябрь 1905 - 1917 г.). Центральный печатный орган партии - газета "Русское знамя".

     Первые  массовые организации консервативно-охранительного направления стали возникать в разгар революции - весной 1905 г., однако их резкий рост приходится на период после опубликования Манифеста 17 октября. На этом этапе организационного оформления движения роль координатора в борьбе за сохранение неограниченной власти самодержавия играли монархические съезды. Следующим шагом в формировании объединяющего центра стало создание в ноябре 1905 г. в Петербурге "Союза русского народа", партии, рассчитанной на привлечение широких слоев общества. Организационные корни "Союза" уходили в различные "патриотические общества", "боевые дружины", "союзы", которые стали опорой официальных властей в борьбе с революционным движением.

     С момента своего возникновения деятельность "Союза русского народа" была направлена на решение двух основных задач: привлечение и объединение представителей различных социальных слоев под знаменем монархизма и создание боевых дружин для защиты порядка и законности; ставших впоследствии организаторами погромов. Социальный состав "Союза русского народа" был достаточно пестрым. Если в руководстве СРН преобладали представители монархически настроенной  интеллигенции, дворян-землевладельцев, духовенства,  то среди рядовых членов было немало крестьян, мелкой городской буржуазии, рабочих. Это свидетельствовало об отсутствии связи СРН с какими-то Распределенными социальными слоями, что отвечало их программной цели: создание надклассовой, национальной организации, объединяющей своих членов идеей укрепления монархической самодержавной власти в России. Осенью 1906 г. под эгидой "Союза русского народа" создаются первые монархические организации, рассчитанные на привлечение конкретных социальных групп общества 2.

     Поражение на выборах в I Государственную думу заставило СРН пересмотреть некоторые программные положения, тактику борьбы. Уход от острых социальных вопросов не мог обеспечить успех в предвыборной борьбе, а нежелание идти на компромиссы даже в избирательной кампании обернулось потерей колеблющихся сторонников. И во время выборов во II Думу были созданы коалиционные комитеты правых партий. "Все русские, национальные партии, начиная от октябристов и кончая крайне правыми, несмотря на все различия в их программах, основу имеют общую... Кто за Россию и против революции - тот наш. А до частностей его программы в минуту борьбы с общим смертельным врагом нам нет дела", — такова была позиция этих комитетов 3. В итоге правые партии получили 24,6% голосов выборщиков - больше, чем какая-либо другая партия 4. Во II Думу было избрано 8 депутатов от монархических партий. Неутешительные в целом итоги выборов определили и содержание думской тактики правых - подталкивание правительства на скорейший" роспуск Думы и изменение избирательного закона. Что же касается политической ситуаций в стране, то, по мнению правых, восстановление порядка и законности требовало введения в России военного положения, военно-полевых судов и легализации погромной деятельности "боевых дружин". Последнее требование было для черносотенцев особенно важно, поскольку провокационно-погромная деятельность этих Организаций, вызвавшая осуждение в российском обществе, наносила ощутимый урон политическому престижу монархистов. В конце 1905 - начале 1906 г. деятельность "боевых дружин" приняла широкие масштабы. Были устроены погромы в 150 городах империи - Москве, Костроме, Туле, Воронеже, Одессе, Харькове и других. Московская городская дума специально рассматривала вопрос о мерах защиты населения от погромщиков. По неполным данным, в октябре - ноябре 1905 г. было убито 3,5 - 4 тыс. человек, ранено более 10 тысяч. Среди убитых - видные деятеля либерального движения, депутаты Государственной думы, члены ЦК кадетской партии М. Я. Герценштейн, Г. Б. Иоллос, трудовик А. Л. Караваев, активисты РСДРП Н. Э. Бауман, О. Генкина и многие другие.

     Как важный шаг на пути восстановления неограниченной монархии был воспринят правыми партиями третьеиюньский переворот и новый избирательный закон. В результате СРН имел в III Государственной думе 32 депутатских мандата. Однако единства фракций не было, а ее лидеры Н. Е. Марков, В. М. Пуришкевич, В. М. Волконский, Г. Г. Замысловский старались подчеркнуть свою независимость от Главного совета "Союза" и его председателя А. И. Дубровина, репутация которых была запятнана покровительством погромщикам. Однако главными причинами наметившегося раскола в руководстве СРН была борьба за власть в партии и неудавшиеся в конце концов попытки создать чисто дворянскую партию.

Информация о работе Партии и организации консервативно-охранительного направления в России в начале XX века