Политические и правовые взгляды Жана Бодена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:50, доклад

Описание

Многие знаменитые люди имеют очень непростую биографию. Жан Боден , очевидно , принадлежит к их числу. Он родился в 1530 году во французском городе Анжере. Происхождение его утонуло во мраке средневековья : о его отце нам не известно ничего; мать , кажется , была еврейкой , эмигрировавшей во Францию из Испании из-за религиозных преследований.

Содержание

1. Обоснование темы
2. Из биографии Жана Бодена.
3. Книга “Метод облегченного изучения истории”
4.”Шесть книг о государстве” - главное произведение Жана Бодена.
5. О мировоззрении Жана Бодена.
6. Выводы.

Работа состоит из  1 файл

Политические и правовые взгляды Жана Бодена.doc

— 297.50 Кб (Скачать документ)

     План. 

     1. Обоснование темы

     2. Из биографии Жана Бодена.

     3. Книга “Метод облегченного изучения истории”

     4.”Шесть книг о государстве” - главное произведение Жана Бодена.

     5. О мировоззрении Жана Бодена.

     6. Выводы.  
 
 
   
 

     1. Обоснование темы.

     Философия Ренессанса традиционно ассоциируется  у нас с именами Мишеля Монтеня , Никколо Макиавелли , Эразма Роттердамского , утопистов. А имя Жана Бодена в России известно сравнительно мало. Может быть его труды оказались менее блестящими , чем , например , “Опыты” Монтеня или скандальной славы недоставало , которую в избытке имел Макиавелли , но так или иначе , можно констатировать поразительный факт : к 1990 году в России не было выпущено ни одного труда этого философа. Все , кто писал что-либо о нем , использовали , например , еще прижизненное издание его труда “Шесть книг о государстве” !

     Можно предположить , что философское значение работ Бодена невелико , но это заблуждение. В отличие от “Опытов” Монтеня , которые являются комментарием к отрывкам из античных классиков , или “Государя” Макиавелли - циничных и авантюрных советов итальянскому герцогу , “Шесть книг о государстве” стали произведением-родоначальником концепции государственного суверенитета. Исследователи высоко оценивают роль Жана Бодена в политологии и праве. Разумеется , он имел предшественников , к которым причисляли в частности М. Кано и Франсуа Бодуэна (1520-1573) - также юристов. Эта тройка французских ученых впервые начала использовать исторический метод в науке о публичном праве , на основе которого Боден доказал , что Юстиниановское Римское право , ранее считавшееся идеальным и незыблемым явилось лишь исторически частным и потому неполным. Это произвело революцию в области права , так как была показана возможность и необходимость коренной реформы Римского права , вызванная перехродом к капиталистическим отношениям. Боден также открыл сравнительное публичное право , на примерах показал сходства и различия прав в разных регионах. При этом он использовал Римское право , право некоторых европейских стран , несколько видоизменивших это право в силу своей специфики , а также и неевропейские права. В конечном итоге все лавры в этой области достались все же Бодену так как “критические суждения Бодена теоретически явно превосходят общие банальности Кано и Бодуэна”.

     В других странах философия Жана Бодена имеет большее значение. За рубежом  проводятся конференции , посвященные наследию этого философа , пишутся работы. Конечно , особенно преуспели в этой работе историки и философы Родины Жана Бодена - Франции. В Польше также ведется активное изучение трудов Бодена.Одним из наиболее важных исследователей его творчества - З. Издебски. Уделяется внимание Бодену также в США и Великобритании. Однако , как заметил один из французских ученых Р. Жизи “боденовская <<Республика>> является такой работой , о которой много написано , но она мало кем прочитана”. Кроме того , добавляет Жизи , среди тех , кто ее все-таки прочитал , немного тех , кто изучил и многочисленные примечания к основному тексту , которые по объему , пожалуй , соразмерны с основным текстом , но с точки зрения историка , философа , правоведа представляют значительно больший интерес.

     Таким образом , я считаю , что в России философское наследие Жана Бодена изучено  мало , труды его не опубликованы. Между тем , это весьма крупная  фигура среди многочисленных философов  нового времени. Поэтому необходимо обратить внимание на этого ученого и , в первую очередь , перевести на русский язык его “Les six livres de la Respublic” , чтобы сделать этот главный труд Бодена доступным для специалистов и интересующихся философией , правом , историей , культурой.

     2. Из биографии Жана Бодена.

     Многие  знаменитые люди имеют очень непростую  биографию. Жан Боден , очевидно , принадлежит  к их числу. Он родился в 1530 году во французском городе Анжере. Происхождение  его утонуло во мраке средневековья : о его отце нам не известно ничего; мать , кажется , была еврейкой , эмигрировавшей во Францию из Испании из-за религиозных преследований. Этот факт , видимо , сыграл большую роль в формировании мировоззрения философа. Боден получил юридическое образование в Тулузе заслужил ученую степень , некоторое время преподавал в университете , и хотя лекции его заканчивались под аплодисменты , должность профессора он так и не получил. Вероятно , именно неудача в карьере профессора привела его в 1561 году в Париж , где он попытал свои силы на адвокатском поприще. Биограф Бодена Бодрияр , живший в Париже в XIX веке, пишет :”Более предрасположенный к кабинетным размышлениям , чем к адвокатской импровизации , он почти полностью отдается углубленному философскому изучению истории и права , собирая обширный материал , который помог ему в дальнейшем воздвигнуть себе свой главный памятник.” “Таким образом , он стал выдающимся публицистом , вероятно из-за того , что не был хорошим адвокатом”- делает вывод Бодрияр.

     1566 год ознаменовался выходом в  свет его первой знаменитой книги “Метод облегченного изучения истории”. (“Methodus ad facilem historarum cognitionem”) Эта книга стала популярна во всей Европе , выдержав несколько иданий. Правда следует заметить , что ее содержание не вполне соответствовало интригующему названию. Впрочем , об этой работе Бодена будет сказано ниже.

     В том же году Боден сделал доклад королю Карлу IX о причинах инфляции во Франции. По мнению Бодена инфляцию вызвало наводнившее страну золото и особенно серебро , ввозимые из Америки. Жан Боден был сторонником количественной теории денег , которая в измененном виде сохранилась и до наших дней. Через два года этот доклад был опубликован под другим названием.

     В 1572 году Жан Боден едва не пострадал  во время Варфоломеевской ночи. Неизвестно , что его спасло. Возможно , не удалось определить , к какой вере Боден принадлежит. Этот вопрос мучает ученых по сей день. Так , историки с родины Бодена , из Анжера - это течение получило название анжевизм - считает , что Боден всю свою жизнь был католиком. Однако , известна его связь с Орденом кармелитов , который хоть и был одобрен папой, но все же стоял несколько особняком. Кроме этого в ранний период своей жизни он был очень привязан к иудаизму. Боден считался большим специалистом в области толкования священных еврейских книг. Вероятно , своей привязанностью к этой религии он обязан матери-еврейке. Позже Боден стал все более склоняться к кальвинизму , а в конце жизни он перешел на сторону Священной Лиги - организации французских католиков , созданной в 1576 году (союз заключен в замке Жуанвиль) и направленной против гугенотов. Этот темный период биографии Жана Бодена исследователи толкуют весьма различным образом. Одни говорят , что произошла “измена принципам терпимости”. Другие , как З.Издебски говорят , что “все происходило во время террора , и многие крупные чиновники переходили к Лиге под давлением”. Третьи же уверены , что на самом деле Боден все время был истинным католиком.

     1576 год стал одним из наиболее  важных в жизни Бодена. Во-первых , в этом году он стал королевским адвокатом в Лионе. Тогда же вышло и главное произведение Бодена - “Шесть книг о государстве” на французском языке. В 1576 году Боден кроме этого представлял третье сословие на Генеральных штатах в королевской резиденции в Блуа. Требования полного и немедленного запрещения реформистских течений он считал равнозначными объявлению недопустимой войны. А следует напомнить , что XVI век во Франции был веком религиозных войн. Боден предлжил вместо этого напротив выпустить королевский эдикт о веротерпимости. Принятие положительного решения по этому пункту явилось очень важным , так как не позволило королю принимать крайние и опасные меры. Чего удалось избежать Франции мы можем видеть хотя бы по событиям Варфоломеевской ночи . Следует добавить , что в 1576 году обстановка в стране в целом была даже более напряженной , чем в 1572. Смелое выступление Жана Бодена привело к резкому охлаждения между ним и королем. Еще недавно приглашавшийся на торжественные пиршества ( в качестве человек , с которым король беседовал о политических вопросах) , он подвергся гонениям со стороны королевской власти и был вынужден перейти в католическую веру.

     С 1580 по 1583 годы Бодену довелось служить  у герцога Алансонского (позже - Анжуйского) Франциска , брата короля Карла. В качестве посла он находился при дворе Елизаветы Английской. Королева Елизавета также высоко оценила его ум и остроумие. Здесь его всегда были рады видеть несмотря на сложные отношения двух держав.

     В 1587 году Жан Боден наследовал от своего тестя должность королевского прокурора.

     Скончался Боден в очень преклонном возрасте , но не от старости , а от чумы. Это  произошло в 1596 году в Лионе. Как  замечал позже один из многочисленных врагов Бодена Жак Жийо , Боден умер “не сказав ни слова об Иисусе Христе”.

     Имя Жана Бодена официально не предавалось  анафеме , но после того как стало  известно о его произведении “Диалог  семерых о религии” (ненапечатанной , но имевшейся в значительном количестве в рукописях) , все заслуги этого  философа были надолго забыты.

     3. Книга “Метод  облегченного изучения истории”

     Как уже говорилось выше, книга “Метод облегченного изучения теории” (“Methodus ad facilem historiarum cognitionem”) стала первым знаменитым его произведением. Здесь  были высказаны основы того, что  впоследствии было высказано в главной его работе -”Шесть книг о государстве”. Однако, было бы неверным сказать, что “Шесть книг ...” явились развитием “Метода ...”. Основная идея “Метода ...” заключается в том, что качества человека во многом зависят от тех природных условий, в которых он проживает. Эта теория, называемая теорией географического детерминизма, пережила свой расцвет еще в эпоху античности. Поэтому не случайно , что Жан Боден так часто цитирует Платона.

     В своей работе Жан Боден не только обуславливает особенности народов климтическими и другими географическими условиями, но и делает выводы о роли этих факторов на социальное-политическое устройство государств, находящихся в различных точках Земного шара (и даже в сравнительно недавно открытой Америке!). Он пишет об особенностях развития науки на севере и на юге, на западе и востоке. Наконец, он приходит к определенным выводам о роли различных государств в жизни Европы в период рабовладельческого и феодального строя. При этом он не ограничивается государствами Европы, но переносит свой интерес и на государства Передней Азии и Ближнего Востока.

     Как уже говорилось, труды Бодена на русский язык до сих пор не переведены. Поэтому, на мой взгляд, большую ценность представляют отрывки, которые почерпнуты мною у разных авторов, в том числе и тех, которые самостоятельно занимались переводом отдельных фрагментов.

     “ Мы избегнем заблуждения древних , если разделим на три равные части всю  область , простирающюуся от экватора до полюса и содержащую 90 градусов. Тридцать градусов мы предоставим жаре, тридцать холоду и еще тридцать градусов оставим для района умеренного , где можно жить счастливо в свое удовольствие , за исключением нескольких местностей , какими являются суровые для жизни людей районы...” Точно так же и “под тропиками ... можно найти районы , где богатство почвы таково , что жители не ощущаю тяжкой суровости климата.” “Точно так же дело обстоит и в южном полушарии,”- продолжает он.

     Попытаемся  разобраться, что дало право Бодену так разделить Землю. Взглянем на карту. Тридцатый градус северной широты проходит как раз по линии главного хребта Атласских гор на западе Африки и Эль-Гизе (где стоят Великие Пирамиды) на востоке. Двигаясь по этой параллели в том же направлении, мы миновали бы крайний юг Палестины и Междуречья. Севернее Тридцатого градуса находятся Китай и Япония. Только одно великое государство - Индия - располагалось южнее. Проследив историю от Древнего мира до эпохи Бодена, мы заметим, что, за исключением Индии, ни одна цивилизация не переступала порога Тридцатого градуса. Справедливости ради надо заметить, что Боден не мог не знать о великом государстве ацтеков в Средней Америке, расположившемся значительно южнее Тридцатого градуса, так как он расспрашивал всех путешественников, побывавших в Новом Свете, а проблема ацтеков в те годы стояла весьма остро. Однако, не следует забывать об оговорке об исключениях. Показательно, что было сказано о возможности существования цивилизацию южнее Тридцатого градуса, но не севернее Шестидесятого.

     Теперь  рассмотрим, как проходит Шестидесятый градус. В Европе, если двигаться с Запада на Восток, он проходит чуть южнее Шетландских островов, затем - по южной части Норвегии и Швеции и далее уходит в северные районы Московии. В Северной Америке он касается южной оконечности Гренландии и пересекает архипелаги севернее Гудзонова пролива, которые лишь 10 лет спустя (в 1576 году) начали изучаться англичанином Мартином Фробишером. Таким образом, лишь одна страна - “дикая Исландия” - полностью находилась севернее Шестидесятого градуса. Да и то, ее существование обеспечивалось только мощным теплым течением Гольфстримом да большим количеством гейзеров, коими славится это островное государство. Норвегия, благодаря Гольфстриму, также частично перешагнула рубеж Шестидесятого градуса. Швеция севернее этой параллели представляла собой лишь безлюдные лесные просторы, а еще восточнее - в России - и вовсе не было ни одного города (Архангельск был основан 18 лет спустя, в 1584 году).

Информация о работе Политические и правовые взгляды Жана Бодена