Политические и правовые взгляды Жана Бодена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:50, доклад

Описание

Многие знаменитые люди имеют очень непростую биографию. Жан Боден , очевидно , принадлежит к их числу. Он родился в 1530 году во французском городе Анжере. Происхождение его утонуло во мраке средневековья : о его отце нам не известно ничего; мать , кажется , была еврейкой , эмигрировавшей во Францию из Испании из-за религиозных преследований.

Содержание

1. Обоснование темы
2. Из биографии Жана Бодена.
3. Книга “Метод облегченного изучения истории”
4.”Шесть книг о государстве” - главное произведение Жана Бодена.
5. О мировоззрении Жана Бодена.
6. Выводы.

Работа состоит из  1 файл

Политические и правовые взгляды Жана Бодена.doc

— 297.50 Кб (Скачать документ)

     Далее полосу от Тридцатого до Шестидесятого  градусов Боден делит еще на три части - северную, среднюю и южную. Оперируя историческими данными (главным образом, отсылая читателя к античной истории), Боден делает определенные выводы относительно закономерностей исторического развития цивилизаций.

     “Сила внутреннего тепла делает таким образом более сильными и крепкими тех , кто находится на севере , чем тех , кто пребывает на юге. Поэтому величайшие империи всегда распространялись на юг и почти никогда не расширялись с юга на север.”

     Обратимся же к истории и мы.

     Как до сих пор считается, древнейшей цивилизацией в мире была Египетская. Она возникла около пяти тысяч  лет назад. Следует отметить, что  появление единого Египта и начало эпохи Раннего царства было вызвано  завоеванием Нижнего царства  Верхним. То есть первая в мире империя как раз распространялась с юга на север. Во времена Древнего царства (XXVIII - XXIII века до нашей эры) экспансия египетских фараонов была направлена, главным образом, на юг - в Эфиопию. Но совершались военные походы и в Ливию и Палестину. Период Среднего царства (XX - XVIII века до нашей эры) с одной стороны ознаменовался победой юга (победа Фив над Гераклеополем), с другой же закончился крахом Египта в результате вторжения гиксосов - азиатских орд, стоявших на более низкой ступени развития, однако, имевших в своем распоряжении более современное вооружение, в частности, боевые колесницы. В эпоху нового царства (ХVI - VI века до н. э.) произошли следующие события. Во первых, восстание на юге привело к освобождению страны. Затем происходило расширение царства как на юг, так и на север, и наконец крушение Нового царства в результате вторжения сравнительно отсталых персов.

     Можно сделать вывод о том, что с  севера на юг была направлена военная  экспансия, с юга же на север - культурно-политическая. Сходная картина выявляется также в борьбе государств Междуречья, Персии и Армении. В Индии объединение происходило обычно в направлении с севера на юг, а в Китае - с северо-востока на юго-запад.

     В последнее тысячелетие Древнего мира существовала глобальная тенденция передвижения более отсталых народов с востока на запад и захват ими территорий цивилизованных стран. Эта тенденция получила название Великого переселения народов.

     На  ее фоне, однако, проявлялись и другие направления экспансии. Во-первых, это, конечно, поход Александра Македонского, направленный в противоположную сторону (336-325 годы до н. э.). Затем, движение галлов в Северную Италию, этрусков, пришедших, кажется, из Малой Азии, на Рим, римлян в Южную Италию. Движение это увенчалось наконец Пуническими войнами и завоеванием Северной Африки.

     И все же основная тенденция победила, разрушив весь Древний мир. Произошло  это опять же в результате наступления  с северо-востока.

     Во  период средневековья продолжалась военная экспансия с севера и востока (нашествие арабов на восток, монгол на арабскую Среднюю Азию и Русь, турок (как сельджуков, так и османов) на Южную Европу, варягов на Русь, в Англию и Нормандию, немцев в Италию).

     “ Так как тело и дух наделены противоположными свойствами , то чем сильнее первое , тем слабее второй,”- продолжает он.

     “ Очевидно , что насколько дух владеет  южанами , настолько тело владеет  скифами (скифами Боден называет северян , хотя собственно скифы находились к югу от нас).Но существует третья раса людей , обладающих благороднейшей способностью , умением подчиняться и приказывать , людей , обладающих достаточной силой , чтобы не поддаться хитрости южан , и надлежащей мудростью , чтобы справиться с грубой силой готов.”

     “Об этом в конце концов выносит свой приговор история , показывая , как гунны , готы , вандалы сумели быть достаточно храбрыми , чтобы завладеть Европой , Азией и Африкой , но не обладали мудростью чтобы удержать завоеванное. Напротив , те , которые знали , как обзавестись рассудительными людьми , встретившись с народами , способными к политической жизни , умели в течение очень длительного времени хранить свои империи.”

     Далее Жан Боден несколько наивно объясняет  почему северяне отличаются от южан или  жителей средней зоны.

     “Людей  севера стремительно влечет к жестокости. Что касается южан , то они скупы или , скорее , бережливы и скаредны.”

     “Народы юга благодаря длительной привычке к созерцанию , которая подобает черной желчи , оказались творцами самых  достопримечательных наук - физики , математики , религии , и астрономии.”

     Черная  желчь , которая по Гиппократу является жидкостью меланхолии , по Бодену приводит к развитию абстрактных наук.

     “Северяне по причине обилия крови и жидкости , коими ум их был настолько подавлен , что мог обнаруживаться лишь с трудом, самопроизвольно стремились ко всему , что очевидно - механике , металлургии , ремеслу , книгопечатанию.”

     Кровь - символ сангвиника. Конечно , нас , северян , может оскорбить такой пассаж , но , поразмыслив , можно прийти к  выводу , что Боден хотел сказать лишь , что северяне более склонны к прикладным наукам. И действительно , большинство открытий в области техники принадлежит северным странам : Англии , Германии , Скандинавии , России.

     “От жителей же средней зоны происходят установления , законы , обычаи , право , торговля , хозяйство , красноречие , диалектика , политика. Эти районы дали величайших полководцев , лучших законодателей , справедливейших судей , проницательных юристов , прославленных ораторов, способных купцов , знаменитых актеров и писателей.”

     К странам средней зоны Боден причисляет Грецию , Рим , Италию , Францию.

     Боден определяет и моральные устои  представителей различных стран. Так  добродетелью северян он считает  военную доблесть , южан - благочестие  и религиозность , а жителей средней зоны - благоразумие.

     Уже в этом произведении более всего  Бодена занимают способы организации  государства. Он считал, что самое  сильное государство образуют жители севера. Но , тем не менее , оно менее  устойчиво , чем государство средней  зоны , ибо государство средней зоны - есть государство разума , а его граждане более склонны к труду. В южном же государстве церковь угнетает здравый смысл , и люди ленивы , пассивны.

     Географический  детерминизм Жана Бодена отразился  на философских воззрениях многих европейских мыслителей , и особенно на взгляде Шарля Монтескье. В конце XIX - начале XX веков географический детерминизм уступил свои позиции марксизму и немецкой классической философии , но сейчас , когда роль психологии человека в поведении общества стала играть не последнюю роль , идея географического детерминизма вновь приобретает вес.

     Географический  детерминизм Жана Бодена - очень  тонкая теория. Одно неосторожное движение может привести к опасным философским  выводам. На основе географического  детерминизма родились шовинистические теории XIX - XX веков. Но с другой стороны географический детерминизм может помочь вернее строить дипломатические и личные отношения с представителями иностранного государства. С помощью концепции географического детерминизма мы можем точнее предсказать влияние определенных факторов на политическое и социальное состояние государства. Не зря же говорят “Что русскому хорошо, то немцу-смерть”. Можно сказать, что Жан Боден создал с одной стороны первую геополитическую модель нового времени, а с другой - впервые вывел зависимость духовной жизни человека и целой нации и условий их существования.

     4.”Шесть книг  о государстве” - главное произведение  Жана Бодена.

     Произведение  “Les six livres de la Respublic” мы перевели бы с современного французского языка как “Шесть книг о Республике”. Но было бы неверно сказать , что Боден говорил здесь только о республиканском способе управления государством. На самом деле , хотя книга была издана в первые и на французском языке , как говорил Боден , “для того , чтобы настоящие французы могли ее прочитать” , слово “Respublic” было калькой с латинского выражения “Res public” , что означает буквально “дела общественные” , поэтому в русской литературе принят перевод названия как “Шесть книг о государстве”. Это самый главный труд Бодена , и говоря о его философии , очень часто подразумевают лишь один этот многотомник. Он произвел по истине революцию в обществе. После перевода в 1580 году на латынь , он стал чрезвычайно популярен во всей Европе. Даже королева Елизавета Английская в бытность Бодена послом Франции в Англии много обсуждала с ним проблемы , затронутые в этой книге. “Сочинения Бодена и по-французски и по-латыни выходили неоднократно, заняв видное место в истории общественной мысли. В конце XVI - начале XVII в. оно появилось на итальянском, испанском, немецком и английском языках.”

     “Жан  Боден - хороший автор нашего времени , наделенный гораздо большим рассудком , чем толпа писак его века , и он заслуживает , чтобы его ценили и уважали”- писал Мишель Монтень.

     В труде “Шесть книг о государстве” Жан Боден рассматривал происхождение  государства, его связь с правовыми  нормами, классифицировал эти нормы  по происхождению. Важную часть работы составляли исследования по устройству управления как центрального, так и на местах. При этом он ссылался не только на исторические источники, но и работы Платона(“Государство”), Ксенофонта (“Киропедия”), Цицерона, Макиавелли, Мора(“Утопия...”). В огромном количестве использовались античные и особенно средневековые работы по толкованию римского права.

     Итак, что же,по мнению Бодена есть госудаоство  и какими признаками оно обладает.

     “Государство  есть осуществление суверенной властью  справедливого управления многими  семьями и тем , что находится  в их общем владении”- писал Боден. “Как судно - лишь бесформенный кусок дерева , если лишить его всех форм , таких , как борт , нос корабля , корма , штурвал , так и Государство - ничто без той суверенной власти , которая скрепляет всех их членов и позволяет всем семействам и позволяет всем семействам и коллегиям стать единым телом. Если продолжить уподобление судну , то как оно может быть частично покалечено или полностью уничтожено , так и народ , хотя и со своей территорией может быть разметан по всему миру , и даже полностью истреблен; в действительности не население формирует государство , но союз народа под одной единственной суверенной властью. В общем , суверенитет - истинный фундамент , основа , на которую опирается вся структура Государства , и от нее зависят все судебные ведомства , законы и распоряжения; оно является единственным обязательством , которое связывает семейства , тела , коллегии , частные лица в единственное совершенное тело, именно которое и называется Государство.”

     Неотъемлимым  свойством государства является суверенитет. Суверенитет - это право суверена управлять делами государства независимо от каких-либо прочих субъектов. Суверен - носитель суверенитета. Сувереном может быть и один человек, и коллегия, и целая нация, или совокупность граждан государства.

     Суверенитет обладает по Бодену пятью свойствами :

     1) Суверенитет един и неделим  - он не может быть разделен  между королем и народом , несколькими  различными организациями, и не  может поочередно осуществляться  ими.

     2) Суверенная власть постоянна  - ее нельзя передать на время или на других условиях какому-либо лицу.

     3) Суверенная власть неограниченна  и надзаконна - ни один человеческий  закон не может ограничивать  суверенитет.

     4) Суверенная власть подчиняется  только божественным и естественным  законам , но не религиозным догмам.

     5) Суверенитет может принадлежать  либо одному человеку , либо меньшенству  населения страны , либо всем дееспособным  людям. Но ни в коем случае  не допустимо посягательство  на суверенитет со стороны  папского престола.

     Попробуем понять, что хотел сказать Жан Боден.

     1. В зависимости от того, кому  принадлежит суверенитет, государство  может быть классифицировано  как монархия (абсолютная), аристократия  или демократия. Четвертый тип  государства - анархия - не является  на самом деле типом государства, так как в этом случие нарушается правило неделимости суверенитета. Монархия - государство, в котором суверенитетом владеет всего один человек - монарх. В этом случае воля одного человека является непреложным законом для всех подданых этого государства (суверенитета). Теперь предстваим себе, что часть обитателей страны или, вернее сказать, подданых государства, обладает исключительным правом принимать государственные решения, остальная же часть влиять на жизнь государства не может. Такая форма государства должна называться аристократией. Наконец, если все подданые могут участвовать в управлении государством, то это государство следует назвать аристократическим. Неделимость суверенитета предусматривает сохранение форму управления государством в любых условиях. Неделимость должна быть одновременно временной и пространственной. Пространственная неделимость означает, что если суверенитет принадлежит монарху, то, например, мэр любого городка должет подчиняться именно монарху, и никому другому, и уж во всяком услучае не учинять произвол. Понятно, что мэр не всегда может подчиняться монарху непосредственно. Тогда он должен подчиняться соответствующему органу, который в свою очередь прямым или косвенным путем будет подчиняться монарху. Особенно интересно взаимодействие монарха с какими-либо влиятельными структурами, существующими в государстве. Теоретически монарх ни коим образом не должен зависеть ни от двора, ни от финансовых воротил. Обеспечить эту независимость должен закон. Казалось бы, случай аристократии и, особенно, демократии более сложен. На самом деле это не верно. Вместо монарха можно подставить какой-либо коллегиальный орган. При этом можно себе представить как постоянно действующий, так и временно собирающийся орган. Представим себе маленькое государство, где провести общее собрание его поданых не слишком трудно. Допустим, что страной управляет группа старейшин. Эти люди могут все время быть вместе, готовить новые законы, писать предписания и указы и так далее. Но они могут и сходится время от времени, например, раз в неделю или в месяц, если дел для них не слишком много. Вместо себя или из своих рядов они могут составить комиссию или выбрать одного человека, которые бы замещали их в их отсутствие. При этом такая комиссия должна быть полностью подотчетна группе старейшин. Следует заметить, что сами старейшины при этом никем не избираются. Они должны приходить к власти строго законным путем. В условиях больших государств аристократическое управление чаще всего осуществляется в форме выборов упомянутой комиссии в определенные сроки. В свою очередь, комиссия часто образует свои “дочерние” выборные органы. Демократия - это дальнейшее развитие аристократии, в ходе которого к управлению привлекаются очень широкие слои. Демократическое правление совершается обычно с помощью референдума. Совершенной демократии быть не может, так как невозможно все население привлечь в управлению государством. Например, невозможно дать права управления младенцам, умалишенным и им подобным. Не следует путать аристократию и парламентскую республику. Аристократия, как и демократия может быть парламентской, а может быть президентской. Парламент и президент - это всего лишь комиссии, органы, сформированные лицами, причастными к управлению государством. Теоретически возможна ситуация, при которой монарх назначает комиссию, управляющую государством. Это кажется странным, но на самом деле это вполне нормальное явление. Один человек практически не может справится со всеми делами, и он лишь исполняет роль ограничителя и при этом не всегда удачно. Временная неделимость суверенитета означает, что суверен ни на миг не может терять бразды правления. Если это демократическое государство, то народ всегда должен контролировать деятельность президента или парламента, если это монархия, то монарх не должен всецело полагаться на временщиков, но, напротив, всегда мочь отменить неверное с его точки зрения решение и не только мочь, но и делать это. Истинной монархией может быть только абсолютная монархия. В самом деле, что такое конституционная монархия - это государство, в котором деятельность монарха контролируется еще кем-то, а значит, этот кто-то и есть истинный суверен. Монарх же в этом случае есть лишь дочерний орган. Например, настоящая система правления в Англии является по Бодену демократией, так как именно народ распоряжается верховной властью. Монарх же лишь выполняет решения народа, а чаще - и вовсе только представляет их. Парламентская же монархия, в которой парламент обладает только совещательным правом, действительно является монархией, так как парламент в данном случае - совет, а не управляющий орган. Интересен с позиции суверенитета феномен регентства. Но на нем лучше в следующем пункте.

Информация о работе Политические и правовые взгляды Жана Бодена