Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:50, доклад
Многие знаменитые люди имеют очень непростую биографию. Жан Боден , очевидно , принадлежит к их числу. Он родился в 1530 году во французском городе Анжере. Происхождение его утонуло во мраке средневековья : о его отце нам не известно ничего; мать , кажется , была еврейкой , эмигрировавшей во Францию из Испании из-за религиозных преследований.
1. Обоснование темы
2. Из биографии Жана Бодена.
3. Книга “Метод облегченного изучения истории”
4.”Шесть книг о государстве” - главное произведение Жана Бодена.
5. О мировоззрении Жана Бодена.
6. Выводы.
Далее полосу от Тридцатого до Шестидесятого градусов Боден делит еще на три части - северную, среднюю и южную. Оперируя историческими данными (главным образом, отсылая читателя к античной истории), Боден делает определенные выводы относительно закономерностей исторического развития цивилизаций.
“Сила внутреннего тепла делает таким образом более сильными и крепкими тех , кто находится на севере , чем тех , кто пребывает на юге. Поэтому величайшие империи всегда распространялись на юг и почти никогда не расширялись с юга на север.”
Обратимся же к истории и мы.
Как до сих пор считается, древнейшей цивилизацией в мире была Египетская. Она возникла около пяти тысяч лет назад. Следует отметить, что появление единого Египта и начало эпохи Раннего царства было вызвано завоеванием Нижнего царства Верхним. То есть первая в мире империя как раз распространялась с юга на север. Во времена Древнего царства (XXVIII - XXIII века до нашей эры) экспансия египетских фараонов была направлена, главным образом, на юг - в Эфиопию. Но совершались военные походы и в Ливию и Палестину. Период Среднего царства (XX - XVIII века до нашей эры) с одной стороны ознаменовался победой юга (победа Фив над Гераклеополем), с другой же закончился крахом Египта в результате вторжения гиксосов - азиатских орд, стоявших на более низкой ступени развития, однако, имевших в своем распоряжении более современное вооружение, в частности, боевые колесницы. В эпоху нового царства (ХVI - VI века до н. э.) произошли следующие события. Во первых, восстание на юге привело к освобождению страны. Затем происходило расширение царства как на юг, так и на север, и наконец крушение Нового царства в результате вторжения сравнительно отсталых персов.
Можно сделать вывод о том, что с севера на юг была направлена военная экспансия, с юга же на север - культурно-политическая. Сходная картина выявляется также в борьбе государств Междуречья, Персии и Армении. В Индии объединение происходило обычно в направлении с севера на юг, а в Китае - с северо-востока на юго-запад.
В последнее тысячелетие Древнего мира существовала глобальная тенденция передвижения более отсталых народов с востока на запад и захват ими территорий цивилизованных стран. Эта тенденция получила название Великого переселения народов.
На ее фоне, однако, проявлялись и другие направления экспансии. Во-первых, это, конечно, поход Александра Македонского, направленный в противоположную сторону (336-325 годы до н. э.). Затем, движение галлов в Северную Италию, этрусков, пришедших, кажется, из Малой Азии, на Рим, римлян в Южную Италию. Движение это увенчалось наконец Пуническими войнами и завоеванием Северной Африки.
И все же основная тенденция победила, разрушив весь Древний мир. Произошло это опять же в результате наступления с северо-востока.
Во период средневековья продолжалась военная экспансия с севера и востока (нашествие арабов на восток, монгол на арабскую Среднюю Азию и Русь, турок (как сельджуков, так и османов) на Южную Европу, варягов на Русь, в Англию и Нормандию, немцев в Италию).
“ Так как тело и дух наделены противоположными свойствами , то чем сильнее первое , тем слабее второй,”- продолжает он.
“ Очевидно , что насколько дух владеет южанами , настолько тело владеет скифами (скифами Боден называет северян , хотя собственно скифы находились к югу от нас).Но существует третья раса людей , обладающих благороднейшей способностью , умением подчиняться и приказывать , людей , обладающих достаточной силой , чтобы не поддаться хитрости южан , и надлежащей мудростью , чтобы справиться с грубой силой готов.”
“Об этом в конце концов выносит свой приговор история , показывая , как гунны , готы , вандалы сумели быть достаточно храбрыми , чтобы завладеть Европой , Азией и Африкой , но не обладали мудростью чтобы удержать завоеванное. Напротив , те , которые знали , как обзавестись рассудительными людьми , встретившись с народами , способными к политической жизни , умели в течение очень длительного времени хранить свои империи.”
Далее Жан Боден несколько наивно объясняет почему северяне отличаются от южан или жителей средней зоны.
“Людей севера стремительно влечет к жестокости. Что касается южан , то они скупы или , скорее , бережливы и скаредны.”
“Народы юга благодаря длительной привычке к созерцанию , которая подобает черной желчи , оказались творцами самых достопримечательных наук - физики , математики , религии , и астрономии.”
Черная желчь , которая по Гиппократу является жидкостью меланхолии , по Бодену приводит к развитию абстрактных наук.
“Северяне по причине обилия крови и жидкости , коими ум их был настолько подавлен , что мог обнаруживаться лишь с трудом, самопроизвольно стремились ко всему , что очевидно - механике , металлургии , ремеслу , книгопечатанию.”
Кровь - символ сангвиника. Конечно , нас , северян , может оскорбить такой пассаж , но , поразмыслив , можно прийти к выводу , что Боден хотел сказать лишь , что северяне более склонны к прикладным наукам. И действительно , большинство открытий в области техники принадлежит северным странам : Англии , Германии , Скандинавии , России.
“От жителей же средней зоны происходят установления , законы , обычаи , право , торговля , хозяйство , красноречие , диалектика , политика. Эти районы дали величайших полководцев , лучших законодателей , справедливейших судей , проницательных юристов , прославленных ораторов, способных купцов , знаменитых актеров и писателей.”
К странам средней зоны Боден причисляет Грецию , Рим , Италию , Францию.
Боден определяет и моральные устои представителей различных стран. Так добродетелью северян он считает военную доблесть , южан - благочестие и религиозность , а жителей средней зоны - благоразумие.
Уже в этом произведении более всего Бодена занимают способы организации государства. Он считал, что самое сильное государство образуют жители севера. Но , тем не менее , оно менее устойчиво , чем государство средней зоны , ибо государство средней зоны - есть государство разума , а его граждане более склонны к труду. В южном же государстве церковь угнетает здравый смысл , и люди ленивы , пассивны.
Географический детерминизм Жана Бодена отразился на философских воззрениях многих европейских мыслителей , и особенно на взгляде Шарля Монтескье. В конце XIX - начале XX веков географический детерминизм уступил свои позиции марксизму и немецкой классической философии , но сейчас , когда роль психологии человека в поведении общества стала играть не последнюю роль , идея географического детерминизма вновь приобретает вес.
Географический детерминизм Жана Бодена - очень тонкая теория. Одно неосторожное движение может привести к опасным философским выводам. На основе географического детерминизма родились шовинистические теории XIX - XX веков. Но с другой стороны географический детерминизм может помочь вернее строить дипломатические и личные отношения с представителями иностранного государства. С помощью концепции географического детерминизма мы можем точнее предсказать влияние определенных факторов на политическое и социальное состояние государства. Не зря же говорят “Что русскому хорошо, то немцу-смерть”. Можно сказать, что Жан Боден создал с одной стороны первую геополитическую модель нового времени, а с другой - впервые вывел зависимость духовной жизни человека и целой нации и условий их существования.
4.”Шесть книг о государстве” - главное произведение Жана Бодена.
Произведение “Les six livres de la Respublic” мы перевели бы с современного французского языка как “Шесть книг о Республике”. Но было бы неверно сказать , что Боден говорил здесь только о республиканском способе управления государством. На самом деле , хотя книга была издана в первые и на французском языке , как говорил Боден , “для того , чтобы настоящие французы могли ее прочитать” , слово “Respublic” было калькой с латинского выражения “Res public” , что означает буквально “дела общественные” , поэтому в русской литературе принят перевод названия как “Шесть книг о государстве”. Это самый главный труд Бодена , и говоря о его философии , очень часто подразумевают лишь один этот многотомник. Он произвел по истине революцию в обществе. После перевода в 1580 году на латынь , он стал чрезвычайно популярен во всей Европе. Даже королева Елизавета Английская в бытность Бодена послом Франции в Англии много обсуждала с ним проблемы , затронутые в этой книге. “Сочинения Бодена и по-французски и по-латыни выходили неоднократно, заняв видное место в истории общественной мысли. В конце XVI - начале XVII в. оно появилось на итальянском, испанском, немецком и английском языках.”
“Жан Боден - хороший автор нашего времени , наделенный гораздо большим рассудком , чем толпа писак его века , и он заслуживает , чтобы его ценили и уважали”- писал Мишель Монтень.
В труде “Шесть книг о государстве” Жан Боден рассматривал происхождение государства, его связь с правовыми нормами, классифицировал эти нормы по происхождению. Важную часть работы составляли исследования по устройству управления как центрального, так и на местах. При этом он ссылался не только на исторические источники, но и работы Платона(“Государство”), Ксенофонта (“Киропедия”), Цицерона, Макиавелли, Мора(“Утопия...”). В огромном количестве использовались античные и особенно средневековые работы по толкованию римского права.
Итак, что же,по мнению Бодена есть госудаоство и какими признаками оно обладает.
“Государство есть осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем , что находится в их общем владении”- писал Боден. “Как судно - лишь бесформенный кусок дерева , если лишить его всех форм , таких , как борт , нос корабля , корма , штурвал , так и Государство - ничто без той суверенной власти , которая скрепляет всех их членов и позволяет всем семействам и позволяет всем семействам и коллегиям стать единым телом. Если продолжить уподобление судну , то как оно может быть частично покалечено или полностью уничтожено , так и народ , хотя и со своей территорией может быть разметан по всему миру , и даже полностью истреблен; в действительности не население формирует государство , но союз народа под одной единственной суверенной властью. В общем , суверенитет - истинный фундамент , основа , на которую опирается вся структура Государства , и от нее зависят все судебные ведомства , законы и распоряжения; оно является единственным обязательством , которое связывает семейства , тела , коллегии , частные лица в единственное совершенное тело, именно которое и называется Государство.”
Неотъемлимым свойством государства является суверенитет. Суверенитет - это право суверена управлять делами государства независимо от каких-либо прочих субъектов. Суверен - носитель суверенитета. Сувереном может быть и один человек, и коллегия, и целая нация, или совокупность граждан государства.
Суверенитет обладает по Бодену пятью свойствами :
1)
Суверенитет един и неделим
- он не может быть разделен
между королем и народом , несколькими
различными организациями, и
2) Суверенная власть постоянна - ее нельзя передать на время или на других условиях какому-либо лицу.
3)
Суверенная власть
4)
Суверенная власть подчиняется
только божественным и
5)
Суверенитет может
Попробуем понять, что хотел сказать Жан Боден.
1.
В зависимости от того, кому
принадлежит суверенитет,
Информация о работе Политические и правовые взгляды Жана Бодена