Портрет в историческом интерьере: Алексей Михайлович Романов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 08:46, реферат

Описание

Переходные периоды в истории любого государства очень важны для понимания закономерностей его развития, осознания исторической судьбы. Чрезвычайно интересным в этом плане для нашего Отечества является XVII столетие, породившее немало сложных и дискуссионных проблем в историографии и общественном мнении. Был ли это последний век русского Средневековья, времени косного, неповоротливого консерватизма, разрушенного мощной рукой Петра I, или это переходный период истории, когда объективно вызревали условия жизни новой России? Одной из ярких личностей позднего русского Средневековья, безусловно, является царь Алексей Михайлович.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОРТРЕТ В ИСТОРИЧЕСКОМ ИнТЕРЬЕРЕ:
Алексей Михайлович Романов 5
1. Личность царя Алексея Михайловича
2. Внутренняя деятельность правительства Алексея Михайловича
3. Церковные дела при Алексее Михайловиче
4. Культурный перелом при Алексее Михайловиче
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Алексей Михайлович Тишайший.doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

Пермский  государственный институт искусства  и культуры

Факультет культурологии

Кафедра общественных наук 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа на тему:

«Портрет  в историческом интерьере:

Алексей Михайлович Романов» 

по курсу  «Отечественная история» 
 
 
 
 
 
 

                                                                 Исполнитель: Малыхина Елена Николаевна

                               студентка гр. 3МТ-11А

                                                         Проверил: Аликина Ольга Васильевна, 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пермь

2007

     ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ                                                                                                         3

     ПОРТРЕТ В ИСТОРИЧЕСКОМ ИнТЕРЬЕРЕ:

     Алексей Михайлович Романов                                                        5

     1. Личность царя Алексея Михайловича

  1. Внутренняя деятельность правительства Алексея Михайловича
  2. Церковные дела при Алексее Михайловиче
  3. Культурный перелом при Алексее Михайловиче

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 
 

     Переходные  периоды в истории любого государства очень важны для понимания закономерностей его развития, осознания исторической судьбы. Чрезвычайно интересным в этом плане для нашего Отечества является XVII столетие, породившее немало сложных и дискуссионных проблем в историографии и общественном мнении. Был ли это последний век русского Средневековья, времени косного, неповоротливого консерватизма, разрушенного мощной рукой Петра I, или это переходный период истории, когда объективно вызревали условия жизни новой России? Одной из ярких личностей позднего русского Средневековья, безусловно, является царь Алексей Михайлович.

     Царевич Алексей родился 10 марта 1629 г. В семье  царя Михаила Федоровича это был  долгожданный наследник престола. У  зрелых к тому времени родителей  одна за другой рождались девочки. 22 марта 1629 г. царевич Алексей был крещен в Чудовом монастыре. В 1645 г. скончался  царь Михаил Фёдорович, а через месяц умерла и жена его, так что Алексей Михайлович остался сиротой. Ему было всего 16 лет, и, конечно, он не самостоятельно начал своё замечательное царствование.

     На  бедную, еще слабую средствами Русь при Алексее Михайловиче обстоятельства наложили столько государственных  задач, поставили столько вопросов, требовавших немедленно ответа, что  невольно удивляешься исторической содержательности царствования Алексея Михайловича.

     Прежде всего, внутреннее неудовлетворительное положение государства ставило правительству много задач юридических и экономических. Рядом с крупными вопросами юридическими и экономическими поднялись вопросы религиозно-нравственные; рядом с ними встал вопрос об отношении церкви к государству.

     Кроме внутренних вопросов назрел и внешний  политический вопрос, исторически очень  важный, – вопрос о Малороссии. С ее присоединением начался процесс присоединения к Руси отпавших от нее волостей, и присоединение Малороссии было первым шагом со стороны Москвы в деле ее исторической миссии. До сих пор Литва и Польша играли в отношении Руси наступательную роль; с этих пор она переходит к Москве.

     Со  всеми этими задачами Москва, еще слабая, еще не готовая к их решению, однако, справлялась: государство не падало, а росло и крепло, и в 1676 г. оно было совсем иным, чем в 1645 г.: оно стало гораздо крепче как в отношении политического строя, так и в отношении благосостояния.

     Только признанием за Московским государством способности к исторической жизни и развитию можно объяснить общие причины этого явления. Это был здоровый организм, имевший свои исторические традиции и упорно преследовавший сотнями лет свои цели. 
 

     ПОРТРЕТ В ИСТОРИЧЕСКОМ ИНТЕРЬЕРЕ:

     АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ РОМАНОВ 
 

  1. Личность  царя Алексея Михайловича
 
 

     Важнейшим событием в биографии юного Алексея  и всей страны, недавно пережившей ужасы Смуты, стало представление  его в «новолетие», 1 сентября 1642 г., народа Тринадцатилетний царевич тогда, наверное, и не мог предположить, что совсем скоро вступит на арену официальной большой политики, а «объявление» воспринималось только как акт укрепления царской власти. Но судьба распорядилась иначе. Царевич Алексей почти одновременно потерял обоих родителей. 12 июля 1645 г. умер Михаил Федорович, а 18 августа этого же года - Евдокия Лукьяновна.

     28 сентября 1645 г. официальная Россия  ликовала по случаю коронации  в Успенском соборе нового  государя, царя Алексея Михайловича.  Но для многих россиян происходившее в Московском Кремле оказалось, по меньшей мере, спорным действом. Одни сомневались в «подлинности» нового царя, другие – в законности передачи власти от выборного царя Михаила к его невыборному «всей землей» сыну по наследству. Корни этих сомнений кроются в Смутном времени, когда «выкрикивание» царя на площади стало нормой. Другой отголосок Смуты – многочисленные самозванцы, наводнявшие стран. Все это определило стиль мышления, поведения и творчества царя Алексея. 

     Среди западников и старозаветных людей, не принадлежа всецело ни к тем, ни к другим, стоит личность самого царя Алексея Михайловича. Известна мысль, что если бы в период культурного брожения в Московском государстве середины XVII в. московское общество имело такого вождя, каким был Петр Великий, то культурная реформа могла бы совершиться раньше, чем это произошло на самом деле. Но таким вождем Алексей быть не мог. Это был прекрасный и благородный, слишком мягкий и нерешительный человек. Не такова натура была у царя Алексея Михайловича, чтобы, проникнувшись одной какой-нибудь идеей, он мог энергично осуществлять эту идею, страстно бороться, преодолевать неудачи, всего себя отдать практической деятельности, как отдал себя ей Петр. Сын и отец совсем несходны по характеру; в царе Алексее не было той инициативы, какая отличала характер Петра. Стремление Петра всякую мысль претворить в дело совсем чуждо личности Алексея Михайловича, мирной и созерцательной. Боевая, железная натура Петра вполне противоположна живой, но мягкой натуре его отца.

     «Тишайший царь» – таково прозвание Алексея Михайловича, но относилось оно больше к личным качествам царя, а не к годам его царствования. Всё его долгое правление, 31 год, страну сотрясали войны, народные бунты (Соляной и Медный), восстание Степана Разина. Почти полтора десятка лет шла борьба царя с патриархом Никоном, затеявшим реформу богослужения.

     Царь  Алексей рос тихо в тереме московского  дворца, до пятилетнего возраста окруженный многочисленным штатом мам, а затем, с пятилетнего возраста, переданный на попечение дядьки, известного Бориса Ивановича Морозова. С пяти лет стали его учить грамоте по букварю, перевели затем на Часослов, Псалтирь и Апостольские Деяния; семи лет научили писать, а девяти лет стали учить церковному пению. Этим собственно и закончилось образование. С ним рядом шли забавы: царевичу покупали игрушки, музыкальные инструменты и санки потешные, словом, все обычные предметы детского развлечения.

     Дальнейшие  годы жизни царя Алексея дали ему  много впечатлений и значительный житейский опыт. Первое знакомство с делом государственного управления, необычные волнения в Москве в 1648 г, путешествия в Литву и Ливонию в 1654— 1655 гг., на театр военных действий, где царь видел у ног своих Смоленск и Вильну и был свидетелем военной неудачи под Ригой,— все это развивающим образом подействовало на личность Алексея Михайловича, определило эту личность, сложило характер. Царь возмужал, из неопытного юноши стал очень определенным человеком, с оригинальной умственной и нравственной физиономией.

     Современники искренно любили царя Алексея Михайловича. Самая наружность царя сразу говорила в его пользу и влекла к нему. В его живых голубых глазах светилась редкая доброта; взгляд этих глаз, по отзыву современника, никого не пугал, но ободрял и обнадеживал. Лицо государя, полное и румяное, с русой бородой, было благодушно-приветливо и в то же время серьезно и важно, а полная (потом даже чересчур полная) фигура его сохраняла величавую и чинную осанку. Однако царственный вид Алексея Михайловича ни в ком не будил страха: понимали, что не личная гордость царя создала эту осанку, а сознание важности и святости сана, который Бог на него возложил.

     Привлекательная внешность отражала в себе, по общему мнению, прекрасную душу. Алексей Михайлович всем, кто имел случай его узнать, казался светлой личностью и всех удивлял своими достоинствами и приятностью. Он очень любил писать и в этом отношении был редким явлением своего времени, очень небогатого мемуарами и памятниками частной корреспонденции. Его личные литературные попытки не ограничивались составлением пространных, литературно написанных писем и посланий. Он начинал писать записки о польской войне. Значительная часть его литературных попыток дошла до нас, и притом дошло по большей части то, что писал он во времена своей молодости, когда был свежее и откровеннее и когда жил полнее. Этот литературный материал замечательно ясно рисует нам личность государя и вполне позволяет понять, насколько симпатична и интересна была эта личность. Царь Алексей высказывался очень легко, говорил почти всегда без обычной в те времена риторики, любил, что называется, поговорить и пофилософствовать в своих произведениях.

     Его занимает и волнует все одинаково: и вопросы политики, и военные  реляции, и смерть патриарха, и садоводство, и вопрос о том, как петь и служить в церкви, и соколиная охота, и театральные представления, и убийство пьяного монаха в его любимом монастыре. В увлечении тем или иным предметом царь не делает видимого различия между важным и неважным.

     Такой живой и восприимчивый человек, как царь Алексей, мог быть очень вспыльчив и подвижен на гнев.

     Но  не только тем, что царь легко прощал и мирился, доказывается его душевная доброта. Общий голос современников называет его очень добрым человеком. Царь любил благотворить. В обычные для той эпохи рутинные формы «подачи» и «корма» нищим Алексей Михайлович умел внести сознательную стихию любви к добру и людям.

     Живая, впечатлительная, чуткая и добрая натура Алексея Михайловича делала его  очень способным к добродушному веселью и смеху. Склонностью к юмору он напоминает своего гениального сына Петра; оба они любили пошутить и словом и делом. Насколько «потеха» отца благороднее «шутовства» сына, и насколько острый цинизм последнего ниже целомудренной шутки Алексея Михайловича! Уменье соединять дело и потеху заметно у царя Алексея и в том отношении, что он охотно вводил шутку в деловую сферу. В его переписке не раз встречаем юмор там, где его не ждешь.

     Такова  была природа царя Алексея Михайловича, впечатлительная и чуткая, живая  и мягкая, общительная и веселая. Эти богатые свойства были в духе того времени обработаны воспитанием. Алексея Михайловича приучили к книге и разбудили в нем умственные запросы. Склонность к чтению и размышлению развила светлые стороны натуры Алексея Михайловича и создала из него чрезвычайно привлекательную личность. Он был один из самых образованных людей московского общества того времени: следы его разносторонней начитанности, библейской, церковной и светской, разбросаны во всех его произведениях. Поэтому его речь всегда искренна и полна содержания. Высказывался он чрезвычайно охотно, и потому его умственный облик вполне ясен.

     Чтение  образовало в Алексее Михайловиче  очень глубокую и сознательную религиозность. Религиозным чувством он был проникнут  весь. Он много молился, строго держал посты и прекрасно знал все церковные уставы. Его главным духовным интересом было спасение души. С этой точки зрения он судил и других. Но обряд и аскетическое воздержание, к которому стремились наши предки, не исчерпывали религиозного сознания Алексея Михайловича. Религия для него была не только обрядом, но и высокой нравственной дисциплиной: будучи глубоко религиозным, царь думал вместе с тем, что не грешит, смотря комедию и лаская немцев. Однако при этом он ревниво оберегал чистоту религии и, без сомнения, был одним из право-славнейших москвичей; только его ум и начитанность позволяли ему гораздо шире понимать православие, чем понимало его большинство его современников.

Информация о работе Портрет в историческом интерьере: Алексей Михайлович Романов