Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 08:46, реферат
Переходные периоды в истории любого государства очень важны для понимания закономерностей его развития, осознания исторической судьбы. Чрезвычайно интересным в этом плане для нашего Отечества является XVII столетие, породившее немало сложных и дискуссионных проблем в историографии и общественном мнении. Был ли это последний век русского Средневековья, времени косного, неповоротливого консерватизма, разрушенного мощной рукой Петра I, или это переходный период истории, когда объективно вызревали условия жизни новой России? Одной из ярких личностей позднего русского Средневековья, безусловно, является царь Алексей Михайлович.
ВВЕДЕНИЕ 3
ПОРТРЕТ В ИСТОРИЧЕСКОМ ИнТЕРЬЕРЕ:
Алексей Михайлович Романов 5
1. Личность царя Алексея Михайловича
2. Внутренняя деятельность правительства Алексея Михайловича
3. Церковные дела при Алексее Михайловиче
4. Культурный перелом при Алексее Михайловиче
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Умственная работа приводила его к образованию собственных взглядов на мир и людей, а равно и общих нравственных понятий, которые составляли его собственное философско-нравственное достояние. Конечно, это не была система мировоззрения в современном смысле; тем не менее, в сознании Алексея Михайловича был такой отчетливый моральный строй и порядок, что всякий частный случай ему легко было подвести под его общие понятия и дать ему категорическую оценку. Знаменательным кажется и отношение царя к вопросу о внешнем принуждении в делах веры. Алексей Михайлович видимо разделяет мысли несогласных с Никоном и терпевших от него подневольных постников и молитвенников. Нельзя силой заставить Богу веровать — это, по всей видимости, убеждение самого Алексея Михайловича.
При религиозном настроении и напряженной моральной вдумчивости царь Алексей был весьма эстетичен — в том смысле, что любил и понимал красоту. Его эстетическое чувство сказывалось ярче всего в страсти к соколиной охоте, а позже — к сельскому хозяйству.
То же чувство красоты заставляло царя увлекаться внешним благочестием церковного служения и строго следить за ним, иногда даже нарушая его внутреннюю чинность для внешней красоты. Не только церковные церемонии, но и парады придворные и военные необыкновенно занимали Алексея Михайловича с точки зрения «чина» и «урядства», т. е. внешнего порядка, красоты и великолепия. Он, например, с чрезвычайным усердием устраивал смотры и проводы своим войскам перед первым литовским походом, обставлял их торжественным и красивым церемониалом. Большой эстетический вкус царя сказывался в выборе любимых мест: Саввина-Сторожевского монастыря в Звенигороде, излюбленного царем Алексеем Михайловичем, – это одно из красивейших мест всей Московской губернии; в селе Коломенском, – прекрасные виды с высокого берега Москвы-реки.
Соединение глубокой религиозности и аскетизма с охотничьими наслаждениями и светлым взглядом на жизнь не было противоречием в натуре и философии Алексея Михайловича. В нем религия и молитва не исключали удовольствий и потех. По мнению царя, жизнь не есть печаль, и от печали нужно лечиться, нужно гнать ее — так и Бог велел.
Но если жизнь — не тяжелое, мрачное испытание, то она для царя Алексея и не сплошное наслаждение. Цель жизни — спасение души и достигается эта цель хорошей благочестивой жизнью; а хорошая жизнь, по мнению царя, должна проходить в строгом порядке: в ней все должно иметь свое место и время. Он убежден, что во все, что бы ни делал человек, нужно вносить порядок, «чин». Чин и благоустройство для Алексея Михайловича — залог успеха во всем. Поэтому царь Алексей Михайлович очень заботится о порядке во всяком большом и малом деле.
До сих пор царь Алексей Михайлович был обращен к нам своими светлыми сторонами, и мы ими любовались. Но были же и тени. Злых и мерзких дел за Царем Алексеем современники не знают; однако иногда они бывали им недовольны. В годы его молодости, в эпоху законодательных работ над Уложением (1649 г.), настроение народных масс было настолько неспокойно, что многие давали волю языку. Один из озлобленных реформами уличных озорников Савинка Корепин болтал на Москве про юного государя, что царь «глядит все изо рта у бояр Морозова и Милославскаго: они всем владеют, и сам государь все это знает да молчит». Мысль, что Царь «глядит изо рта» у других, мелькает и позднее. «Гораздо тихий» царь был ведь тих добротой, а не смыслом; это ясно для всех, знакомых с историческим материалом.
При всей своей живости, при всем своем уме царь Алексей Михайлович был безвольный и временами малодушный человек. Он не мог взять в свои руки настроение окружающих, не мог круто разделаться с виновными, прогнать самоуправца. Он мог вспыхнуть, выбранить, даже ударить, но затем быстро сдавался и искал примирения. Он терпел князя Львова у дел, держал около себя своего плохого тестя Милославского, давал волю безмерному властолюбию Никона — потому, что не имел в себе силы бороться ни с служебными злоупотреблениями, ни с придворными влияниями, ни с сильными характерами. Хуже всего он чувствовал себя тогда, когда видел неизбежность вступить открыто в какое-либо неприятное дело. Душевным малодушием доброго государя следует объяснить его вкус к письменным выговорам: за глаза можно было написать много и сильно, грозно и красиво; а в глаза бранить трудно и жалко. В глаза бранить кого-либо царю Алексею было можно только в минуты кратковременных вспышек горячего гнева, когда у него вместе с языком развязывались и руки.
Итак,
слабость характера была одним из
теневых свойств царя Алексея
Михайловича. Другое его отрицательное
свойство легче описать, чем назвать.
Царь Алексей не умел и не думал
работать. Он не знал поэзии и радостей
труда и в этом отношении был совершенной
противоположностью своему сыну Петру.
Вся его энергия уходила в отправление
того «чина», который он видел в вековом
церковном и дворцовом обиходе. Управление
же государством не было таким делом, которое
царь Алексей желал бы принять непосредственно
на себя. Для того существовали бояре и
приказные люди. Сначала за царя Алексея
правил Борис Иванович Морозов, потом
настала пора князя Никиты Ивановича Одоевского,
за ним стал временщиком патриарх Никон,
правивший не только святительские дела,
но и царские; за Никоном следовали Ордин-Нащокин
и Матвеев. Но ни работать с ними, ни увлекать
их властной волей боевого вождя он не
может.
С середины XVII века Россию сотрясали мощные восстания, происходившие в ответ на меры правительства по усилению эксплуатации и дальнейшему закрепощению крестьян – разрастания дворянского землевладения, введения новых сборов и повинностей.
В 1648 г. вспыхнуло в Москве движение, получившее название “соляного бунта”. Начавшись 1 июня, восстание продолжалось несколько дней. Народ громил дворы московских бояр и дворян, дьяков и богатых купцов, требуя выдать ненавистных чиновников Плещеева, ведавшего управлением столицы и главу правительства боярина Морозова. Для стабилизации положения властями был созван Земский собор, принявший решение подготовить новое “Уложение”. Волнения в столице не прекращались до конца года.
Летом 1648 г. народ во время бунта расправился с ненавистными боярами, близкими к Морозову. Тогда 19–летний царь стал править самостоятельно. Он понял, что нужны законы, которые бы не допустили возмущений народа. (Однако это так и не удалось). Но Уложение – свод законов – было составлено в кратчайшие сроки. В июле были разосланы по стране грамоты, предписывающие прислать с мест свои предложения, а уже с 3 октября царь и собравшийся Земский собор слушали проект. Это был огромный свиток длиной 343 аршина – почти четверть километра. Его хранили в специальном футляре.
Соборное Уложение прикрепляло всех людей к сословиям, в которых они родились. Каждое сословие обязано было заниматься своим делом: дворяне отбывали военную службу, посадские (горожане) обязаны были заниматься только торговлей и промыслами, превращаясь в замкнутый класс, прикрепленный к посаду. Духовенству Соборное Уложение запрещало приобретать вотчины. В самом худшем положении оказались крестьяне: они прикреплялись к землям бояр и дворян. Срок сыска беглых крестьян отменялся: искать можно было бессрочно. Так состоялось окончательное закрепощение крестьян.
Такова была победа средних классов на соборе 1648 г. Созванный для примирения страны собор повел к разладу и неудовольствиям в московском обществе. Соборные представители провинциального общества восстановили против себя сильных людей и крепостную массу. Общественная вершина привела правительство к полному прекращению Земских соборов.
Земский собор 1648 г. был самым полным, самым деятельным и самым влиятельным из соборов при династии Романовых.
Со времени правления Алексея Михайловича уже отмечается резкими чертами начало преобразовательного периода в жизни Московского государства. Начиная с 1649 г. и вплоть до эпохи Петра Великого появляется множество так называемы новоуказных статей, вносивших в Уложение необходимые поправки и дополнения.
Мощное, хотя и скоротечное восстание вспыхнуло в Москве – “медный бунт” 25 июля 1662 г. Его участники – столичные посадские люди и часть стрельцов, солдат, рейтар московского гарнизона – предъявили царю Алексею Михайловичу свои требования: снижения налогов, сильно возросших в связи с войнами с Польшей и Швецией, отмены медных денег, выпущенных в огромных количествах и приравненных к серебряным.
Потратив огромные средства на войну с поляками и
шведами, русское
чеканить медные деньги, что привело к обесцениванию
серебряной монеты и появлению в обороте «воровских»
(фальшивых) денег. Эта мера вызвала новый народный бунт,
получивший название «медный бунт». Основную роль в нем
играли низы московского посада (ремесленники, мелкие
торговцы и пр.). Толпы возбужденного народа устремились
в село Коломенское, где в это время находился царь.
Здесь восставшие потребовали от царя уменьшить налоги и
выдать «на убиение» наиболее ненавистных бояр —
Милославского и Ртищева,
ответственными за денежную
Москве начался погром усадеб тех людей, имена которых
были связаны с выпуском
«тихим обычаем» рассмотреть жалобы восставших. Его
обещания были рассчитаны исключительно на выигрыш во
времени. Когда в Коломенское подошли значительные
военные силы, поведение царя резко изменилось: он
приказал стрельцам «побивать бунтовщиков без жалости».
Бунт был подавлен. Не менее 2 тыс. человек подвергли
жестоким пыткам и казням. Тем не менее, в 1663 г. выпуск
медных денег государство
К
тому же на рынке появилось много
фальшивых денег. Все это привело
к сильному обесцениванию медной
монеты, дороговизне, голоду. Властями
было жестоко подавлено это
Стремясь упорядочить систему приказов и ограничить влияние боярской аpистокpатии на государственные дела, царь создал специальный приказ «великого государя тайных дел». По словам современника, «устроен тот приказ при нынешнем царе для того, чтобы его царская мысль и дела исполнялись по его хотению, а бояре и думные люди ни о чем не ведали».
Правительство Алексея Михайловича поощряло промышленную деятельность, поддерживало отечественное купечество, защищая его от конкуренции иностранных торговцев. Были приняты Таможенный и Новоторговый уставы, способствовавшие развитию внутренней и внешней торговли. Самым значительным достижением внешней политики того времени явилось воссоединение Украины с Россией, провозглашенное 8 января 1654 года гетманом Украины Богданом Хмельницким на Переяславской Раде. Однако это событие стало причиной еще одной русско-польской войны, продолжавшейся 13 лет — до 1667 года и закончившейся Андрусовским перемирием.
В царствование Алексея Михайловича Московское государство расширило свои пределы не только на юго-запад (получив левобережную Украину и Белорусские земли), но и далеко на восток и на юг. Цари Кахетии и Имеретии, теснимые турками и персами, просили о московском подданстве. В западной Сибири казаки победили потомков хана Кучума. Русскими землепроходцами была открыта восточная Сибирь.
Информация о работе Портрет в историческом интерьере: Алексей Михайлович Романов