Программа Столыпина по реформированию ор-ганов государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:30, курсовая работа

Описание

Тема данной работы актуальна в связи с тем, что в период трансформаций и перестроек с логической неизбежностью возникает потребность в осуществлении реформ в области управления. В этом плане немалый интерес представляет реформа местного управления, предложенная выдающимся государственным деятелем России П.А. Столыпиным. Учитывая различия и несходство между Россией начала XX века и Россией начала XXI века, следует обратить внимание на идеи и принципы столыпинской реформы, которые, разумеется, с определенной коррекцией, могли бы быть учтены при разработке и реализации административной реформы в настоящее время.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
ГЛАВА 1. ЭРА РЕФОРМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4
1.1 Управление в России накануне реформ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4
1.2 Реформатор П.А. Столыпин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6
ГЛАВА 2. СТОЛЫПИНСКАЯ РЕФОРМА МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
11
2.1 Реформа местного самоуправления в системе стратегических задач
11
2.2 Схема реформы управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
13
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
24
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
25

Работа состоит из  1 файл

Столыпин.doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ  АКАДЕМИЯУПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

г. Санкт-Петербург

Факультет менеджмента

      КУРСОВАЯ  РАБОТА

      Тема  Программа  Столыпина по реформированию органов государственного управления

 

        Дисциплина  История государственного управления в России 
         

              Выполнил:
            Студент (ка) ____ курса

            Группа _____________

            отделения  ____________

            специальность_________

            срок обучения ________

            зачетная книжка ______

            ________________________

            Проверил:  

            (фамилия,  имя, отчество  преподавателя)

 

г. Фокино

2008 г.

 

      Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

ГЛАВА 1. ЭРА РЕФОРМ  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4

   1.1 Управление в России накануне реформ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4

   1.2 Реформатор  П.А. Столыпин  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6

ГЛАВА 2. СТОЛЫПИНСКАЯ РЕФОРМА МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ

11

2.1 Реформа местного самоуправления в системе стратегических задач 

11

   2.2 Схема реформы управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

13

Заключение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

24

Список  использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

25

 

      ВВЕДЕНИЕ

     Тема  данной работы актуальна в связи  с тем, что в период трансформаций и перестроек с логической неизбежностью возникает потребность в осуществлении реформ в области управления. В этом плане немалый интерес представляет реформа местного управления, предложенная выдающимся государственным деятелем России П.А. Столыпиным. Учитывая различия и несходство между Россией начала XX века и Россией начала XXI века, следует обратить внимание на идеи и принципы столыпинской реформы, которые, разумеется, с определенной коррекцией, могли бы быть учтены при разработке и реализации административной реформы в настоящее время.

     Столыпинскими реформы названы именно потому, что Россия признала главенство его заслуг в деле омоложения и укрепления государственной власти и переустройстве страны. Так, возле Петра I тоже было много деятельных, энергичных и умных людей, но честь создания российского флота принадлежит по праву ему.

     Столыпин  показал, что может сделать высокообразованный человек и патриот на государственном месте, если обладает главнейшим свойством настоящего государственного человека - бескорыстием, умением и стремлением ставить народные интересы выше всех личных расчетов. Многие его современники признавали, что стремление к личной выгоде совершенно чуждо его честной и неподкупной натуре. «Родина требует себе служения настолько жертвенно чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует работу», - эта фраза П.А.Столыпина - укор нашим культурным и образованным согражданам, обратившим свое образование и культуру исключительно на личную выгоду, пользу.

 

ГЛАВА 1.
  ЭРА РЕФОРМ
      1.1 Управление в России  накануне реформ
 

      По  форме правления Россия к началу XX столетия являлась самодержавной монархией. Статья 1-я Основных законов государства гласила: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Такой тип государственной власти подразумевал ее независимость от каких-либо иных государственных учреждений. Самодержавная монархия имела религиозно-православное освящение: монарх считался «помазанником Божиим». Но главное — самодержец являлся единственным источником законов. Право издавать законы принадлежало только ему.

      Монархия  в России считалась наследственной, по началу первородства, с предпочтением мужского пола женскому.

      Все члены императорской фамилии  обязаны были быть православными. Близость к монарху создавала для многих членов фамилии реальные возможности влияния на политическую и экономическую жизнь страны.

      Совещательным органом в России являлся Государственный совет, существовавший с 1810 г. Его задача формулировалась так: «Подавать императору мнения по вопросам законодательства». Если Государственный совет не приходил к единому мнению, монарху представлялись различные точки зрения. Решение по ним принимал он единолично, при этом мог встать на точку зрения меньшинства.

      Одним из высших органов государства оставался  с петровских времен Правительствующий  Сенат, исполнявший с 1802 г. функции  суда, надзора и толкования законов.

      Непосредственная  исполнительная власть принадлежала министерствам. Среди них важнейшими были: внутренних дел, иностранных дел, военное, морское, финансов, народного просвещения. Деятельность министерств объединялась Комитетом министров. Впрочем, этот Комитет не являлся правительством в привычном смысле слова. В России до октября 1905 г. не существовало должности премьер-министра, которому бы подчинялось правительство. Каждый министр докладывал о делах своего министерства непосредственно императору. Ему также напрямую подчинялись генерал-губернаторы и градоначальники Москвы и Петербурга. Громоздкая бюрократическая система служила опорой самодержавия. К началу XX века в стране насчитывалось более 430 тыс. чиновников, т. е. один на каждые 300 человек. Малые оклады чиновников, особенно на низших ступенях иерархической лестницы, способствовали взяточничеству и коррупции.

      Судопроизводство  и судебное устройство основывались на судебной реформе 60-х гг. XIX века. В стране функционировал суд присяжных. Для судебных процессов были характерны гласность и состязательность сторон. Однако не было отменено принятое вскоре после убийства террористами императора Александра II «Распоряжение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия и приведении определенных местностей империи в состояние усиленной охраны», по которому виновность того или иного лица, подозреваемого в политических преступлениях, определялась не судом, а субъективным мнением чиновников.

      Охраной государственной безопасности занимался Департамент полиции. Его сотрудники и агентура действовали достаточно эффективно и были неплохо осведомлены о многих явлениях в нарастающем антиправительственном движении.

      В жизни страны серьезную роль играло местное самоуправление, традиции которого уходят в России в глубь веков. Законодательно оно было закреплено в 60—70-е гг. XIX века в форме земств и городских дум. Они избирались представителями крестьян, землевладельцев и горожанами. В сферу их ведения входили медицина и дорожное строительство, статистика и агрономия, народное образование и страховое дело. Земства активно способствовали развитию народной инициативы, направленной на положительное переустройство местной жизни. К началу века правительство усилило роль дворянства в земствах, их бюрократическую опеку. Поэтому в земском движении нарастали оппозиционные настроения.

      Аналогом  земств в городах было городское  самоуправление. К выборам в городские думы допускались только домовладельцы.

      В сельской местности многое определялось «миром», то есть сельской общиной, которая считалась одной из опор как народной жизни вообще, так и самодержавного строя в особенности.

      Система законов, действовавшая в стране, была достаточно отрегулирована и затрагивала массу экономических, социальных и культурных проблем. Квалификация правоведов России оценивалась в мире очень высоко. Однако в правовом регулировании нуждались вопросы рынка, взаимоотношений работодателей и наемных работников, купли-продажи земли — словом, все то, что относится к развитию рыночных отношений. Не были отрегулированы и вопросы, определяющие права граждан на участие в выборах, которые, естественно, противоречили идее самодержавной монархии.

      Верховная власть и государственный аппарат  пытались совместить традиционные устои  в организации власти с намерением проведения реформ, конечная цель которых до конца не осознавалась. Так, 26 февраля 1903 г. в императорском Манифесте говорилось об убежденности «хранить вековые устои Российской державы», подавлять «смуту». Одновременно провозглашалось намерение расширять свободу вероисповедания и идти по пути ослабления «сословной неравноправности» крестьян, т. е. большинства населения страны.

     1.2 Реформатор  П.А.  Столыпин

     После роспуска первой Государственной думы перед государем стоял опрос: продолжать ли начатый опыт или признать его неудавшимся, как предлагали правые? Государь определенно высказался за первый путь, и в составе правительства он нашел именно того человека, который наиболее подходил для выполнения поставленной задачи - Петра Аркадьевича Столыпина.

     П.А. Столыпин был человек большого личного  мужества, способный решать и энергично действовать, выдающийся оратор, искренне преданный государю монархист, не пытавшийся «ультимативно» навязывать ему свои взгляды. Перед министерским постом он занимал должность саратовского губернатора и в то же время был хорошо знаком и с земством, и аграрным вопросом, и с механизмом аппарата власти.

     Назначенный премьером (с сохранением поста  министра внутренних дел) в день роспуска первой Государственной думы (9.7.1906 г.), Столыпин первым же своим циркуляром (от 11 июля) обратил на себя внимание и вызвал за границей сочувственные комментарии. «Открытые беспорядки должны встречать неослабленный отпор. Революционные замыслы должны пресекаться всеми законными средствами»,- говорилось в циркуляре и тут же добавлялось: «Борьба ведется не против общества, а против врагов общества. Поэтому огульные репрессии не могут быть одобрены... Намерения государя неизменны... Старый строй получит обновление. Порядок же должен быть «охранен в полной мере».

     П.А. Столыпин хотел подчеркнуть направление  своего кабинета, привлекши в его состав несколько общественных деятелей: так, в министры земледелия намечался Н.Н. Львов, в министры торговли А.И. Гучков, обер-прокурором синода предполагалось назначить Ф.Д. Самарина. Но из этих переговоров ничего не вышло. Общественные деятели ставили слишком большие требования (пять министров из «общества» и опубликование их программы от имени всего кабинета). «Говорил с каждым по часу. Не годятся в министры сейчас. Не люди дела»,- сообщил государь в записке Столыпину после бесед с Гучковым, Львовым и Самариным.

     25 августа 1906 года в газетах появились  одновременно два знаменательных документа: обширная программа намеченных правительством законодательных мер и закон о военно-полевых судах.

     В перечень намеченных реформ «входили: свобода вероисповеданий, неприкосновенность личности и гражданское равноправие, улучшение крестьянского землевладения, улучшение быта рабочих (государственное страхование), введение земства в Прибалтийском и в Западном крае, земское и городское самоуправление в Царстве Польском, реформа местного суда, реформа средней и высшей школы, введение подоходного налога, объединение полиции и жандармерии и издание нового закона об исключительном положении. Упоминалось также об ускорении подготовки созыва церковного собора и о том, что будет рассмотрен вопрос, какие ограничения для евреев, «вселяющие лишь раздражение и явно отжившие», могут быть немедленно отменены.

Информация о работе Программа Столыпина по реформированию ор-ганов государственного управления