Программа Столыпина по реформированию ор-ганов государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:30, курсовая работа

Описание

Тема данной работы актуальна в связи с тем, что в период трансформаций и перестроек с логической неизбежностью возникает потребность в осуществлении реформ в области управления. В этом плане немалый интерес представляет реформа местного управления, предложенная выдающимся государственным деятелем России П.А. Столыпиным. Учитывая различия и несходство между Россией начала XX века и Россией начала XXI века, следует обратить внимание на идеи и принципы столыпинской реформы, которые, разумеется, с определенной коррекцией, могли бы быть учтены при разработке и реализации административной реформы в настоящее время.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
ГЛАВА 1. ЭРА РЕФОРМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4
1.1 Управление в России накануне реформ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4
1.2 Реформатор П.А. Столыпин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6
ГЛАВА 2. СТОЛЫПИНСКАЯ РЕФОРМА МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
11
2.1 Реформа местного самоуправления в системе стратегических задач
11
2.2 Схема реформы управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
13
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
24
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
25

Работа состоит из  1 файл

Столыпин.doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)

     Закон о «Военно-полевых судах», которому предшествовал длинный перечень террористических актов последнего времени, вводил в качестве временной меры особые суды из офицеров, ведавшие только делами, где преступление было очевидным. Предание суду происходило в пределах суток после акта убийства или вооруженного грабежа. Разбор дела мог длиться не более двух суток, приговор пригодился в исполнение в 24 часа.

     Левая пресса главное внимание обратила на военно-полевые суды и не находила достаточно резких слов для их осуждения. Правая пресса высказывала недовольство программой намеченных других реформ.

     П. А. Столыпину удалось разорвать заколдованный круг. До этого времени проведение реформ неизменно сопровождалось общим ослаблением власти, а принятие суровых мер знаменовало собою отказ от преобразований. Теперь нашлось правительство, которое совмещало обе задачи власти, и нашлись широкие общественные круги, которые эту необходимость поняли.

     Правительство решило приступить к законодательной  деятельности. Продолжавшийся политический конфликт не должен был долее задержать  проведения насущных реформ» В нормальное время такое законодательство, по 87-й статье Основных Законов, разрешающей только проведение неотложных мер в промежутках между сессиями Государственной думы, было бы спорным с правовой стороны, но в переходный период, когда законность еще не вылилась в окончательные формы, такой образ действий был наиболее правильным.

     9 ноября 1906 года был издан указа  о раскрепощении общины. Этим  актом русская власть окончательно  порывала с земельной политикой  царствования императора Александра III, с народническими тенденциями охраны общины и становилась на путь развития и укрепления частной земельной собственности в деревне.

     Главная заслуга в проведении этой реформы  принадлежит, бесспорно, П. А. Столыпину. В разработке указа участвовали  А. В. Кривошеий, В. И. Гурко, А. И. Лыкашин, А. А. Ритгах и другие знатоки сельского хозяйства, но ответственность за решение спорного вопроса взял на себя П. А Столыпин, встретивший в этом полную поддержку государя.

     Таким образом, земельная реформа осуществлялась. Но она проводилась не в виде разрушения жизнеспособной части крупного землевладения и «благотворительной» прирезки земель крестьянам без разбора, а в виде поощрения хозяйственных, энергичных элементов крестьянства. Интересам лучших, крепких элементов, этой опоре государственного хозяйства, отдавалось предпочтение перед уравнительными и благотворительными соображениями.

     Наряду  с крестьянской реформой кабинет  П. А. Столыпина провел по 87-й статье еще несколько важных мер: указ 14 октября о свободе старообрядческих общин, указ 15 ноября об ограничении рабочего дня и о воскресном отдыхе приказчиков и другие.

     3 июня 1907 г. был издан новый избирательный  закон, он преследовал одну  цель: создать, при минимальной  ломке действующих законов, такое  народное представительство, которое бы стало добросовестно работать в рамках существующих законов. Новый закон - это было его оригинальной чертой - никого не лишал избирательного права (только в Средней Азии было признано, что, эта область еще «не созрела» для выборов). По новому закону крестьяне избирали 22,5%, землевладельцы - 50,5%, горожане и рабочие - те же 27%. Но горожане при этом разделились на две «курии», голосовавшие отдельно, причем первая курия («цензовая») имела больше выборщиков. Кроме того, было сокращено представительство окраин: Польши - с 36 до 12 (и 2 депутатов от русского населения), Кавказа - с 29 до 10, что было отступлением от того начала имперского равенства, которое было положено в основу прежнего закона.

     Но  самый манифест 3 июня 1907 года имел еще  большее принципиальное значение, чем избирательный закон. Он окончательно определил новый русский государственный строй, завершил ту перестройку, которая была начата рескриптом 18 февраля 1905 года, и создал ясность, которой так не хватало в переломные годы.

     Манифест  провозглашал, что историческая власть русского царя остается основой государства. Все законы исходят от нее. Манифестом 17 октября и Основными Законами 23 апреля установлен новый законодательный путь, ограничивающий царскую власть в области издания новых законов. Но в случае, если спасение государства не может быть достигнуто на обычном законодательном пути, за царской властью остаются обязанность и право изыскать иной путь.

     Государь  как был, так и остался Верховным  вождем страны. Он вывел ее из войны  и смуты и манифестом 3 июня 1907 года довел до конца дело преобразования: в России утвердился новый строй - думская монархия.

 

ГЛАВА 2.

СТОЛЫПИНСКАЯ  РЕФОРМА МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ

2.1 Реформа местного  самоуправления в  системе стратегических  задач

     Приступая к разработке реформы местного управления, П.А.Столыпин считал, что она не должна быть самоцелью исполнительной власти, а функциональным средством и механизмом, способствующим результативному проведению системных преобразований. Недаром и разработка, и реализация реформы местного управления самым непосредственным образом увязывалась П.А. Столыпиным с решением следующих стратегических задач:

  • сохранение единства и неделимости страны;
  • реальное обеспечение прав и свобод граждан;
  • раскрепощение личности и пробуждение ее творческих стимулов;
  • формирование гражданского общества и правового государства;
  • создание среднего класса и эффективной экономики;
  • утверждение частной собственности и свободного труда;
  • введение социальных гарантий населения;
  • упрочение внешнеполитического авторитета Великой России.
 

  П.А.Столыпин прекрасно  сознавал, что в условиях качественно  новых преобразований старый административно-бюрократический  аппарат, сформированный преимущественно по сословному принципу, пронизанный коррупцией, не только оторванный, но и противостоящий местному управлению, явно не способен находить адекватные ответы вызовам времени. В представлении П.А.Столыпина речь, по сути, должна была идти о формировании новой генерации административно-управленческой элиты, для которой характерными чертами должны были стать: социальная мобильность, высокий профессионализм и компетентность, желание и умение работать одной «командой», открытость инновациям, идущим, в том числе, и со стороны общества. Не случайно девизом столыпинской концепции реформы местного управления стало: «Единое понимание замысла реформ и единая воля при их реализации».

     Замышляя  реформу местного управления, П.А.Столыпин считал важным наладить четкую прямую и обратную связь между центральными и местными исполнительными структурами и институтами, достичь синхронность их действий в деле реализации реформ. Учитывая слабую структурированность российского общества, которое еще находилось в начальной стадии трансформации в гражданское общество, он настаивал на том, что реформированные управленческие структуры должны, образно говоря, выполнить роль «оперативной разведки», не только чутко улавливая импульсы, идущие со стороны общества, но и сами инициируя новые задачи. Таким образом, реформа местного управления, по замыслу Столыпина, должна была сыграть роль мобилизационного фактора в деле дальнейшего динамичного развития России.

     Свое  теоретическое обоснование и  конкретное законодательное оформление столыпинская реформа местного управления получила в серии взаимосвязанных  основополагающих документов, впервые опубликованных Фондом изучения наследия П.А.Столыпина: «Главные начала устройства местного управления» (1906), «Об установлении главных начал устройства губернских учреждений» (1907), «Главные начала преобразования земских и городских общественных управлений» (1907), «Положение о поселковом управлении» (1907), «Положение о волостном управлении» (1907), «Проект заключения об изменении и дополнении действующих узаконений об уездных установлениях в губерниях, управляемых по общему учреждению губернскому» (1907), «Положение о правительственных участковых комиссарах» (1907), «Положение о губернском управлении» (1907).

     Таким образом, П.А.Столыпин последовательно  выступал за совершенствование вертикали исполнительной власти, за повышение ее качества, за максимальное задействование административного ресурса в процессе реализации реформ.

     2.2 Схема реформы управления

     Общая схема реформы управления выглядела  следующим образом:

     Низовое звено управления - поселковое управление - возлагалось на земельные, волостные и поселковые общества, а также на сельские союзы. 
           Земельные общества, созданные в результате упразднения особого сословного управления крестьян, получали право юридических лиц и право самообложения. В них входили домохозяева, владеющие участками полевой или усадебной земли, из состава принадлежащих обществу надельных земель. Учреждениями общественного управления земельного общества являлись:

      а) земельный сход (распорядительный орган), состоящий из всех членов данного общества, и

      б) земельный староста (исполнительный орган), избираемый сходом. Компетенция земельного схода ограничивалась исключительно хозяйственными функциями, а земельный староста, помимо выполнения решений схода, исполнял:

      а) поручения участкового комиссара  и земских учреждений по делам, касающимся исключительно благоустройства и благосостояния селения, и

      б) распоряжения по подаче помощи в чрезвычайных случаях (пожары, наводнения, эпидемии).

 

 Поселковое управление возлагалось на волостные общества лишь в тех волостях, в состав которых входило только одно сельское населенное место. 
          Собственно поселковое управление возлагалось на поселковые общества, состоящие из лиц и учреждений, владеющих недвижимыми имуществами, либо содержащих торговые, промышленные или ремесленные заведения в черте усадебной оседлости сельского населенного места. Обладая правом юридического лица, поселковое общество могло приобретать и отчуждать как движимое, так и недвижимое имущество, распоряжаться своими имуществами и капиталами, принимать пожертвования, вступать в договоры и обязательства, а также обращаться в судебные инстанции через своих поверенных.

     Учреждениями  управления поселкового общества являлись:

      а) поселковый сход (распорядительный орган) и

      б) поселковый староста (не моложе 25 лет), утверждаемый в должности участковым комиссаром: помощники старосты: поселковый писарь и вспомогательные должностные лица - составляли исполнительный орган.

 

 Поселковый сход состоял из всех членов общества, владеющих  лично не менее одного года, в  пределах поселкового общества:

      а) усадебными местами с жилыми постройками, либо

      б) иного рода недвижимым имуществом, а также торговыми, промышленными или ремесленными заведениями, обложенными земскими сборами в сумме не менее двух рублей в год. Лица женского пола участвовали в сходе через уполномоченных, а лица, не достигшие 21 года - через опекунов и попечителей.

     Не  имели права участия в сходе:

  • иностранные подданные;
  • монашествующие;
  • чины общей полиции;
  • осужденные и состоящие под следствием;
  • подвергавшиеся, по судебным приговорам за преступные деяния, лишению или ограничению прав состояния, либо исключению из службы;
  • объявленные несостоятельными должниками;
  • лишенные духовного сана или звания за пороки;
  • исключенные из среды обществ и дворянских собраний;
  • состоящие под гласным надзором полиции.

     Поселковые  гласные (в составе не более 60 человек) избирались на трехлетний срок путем  тайного голосования. В компетенцию  поселкового схода входил широкий  круг проблем, связанных с жизнедеятельностью и жизнеобеспечением поселкового общества:            

  • избрание исполнительных органов поселкового общества, членов сельского совета и общественных ссудно-сберегательных касс;
  • запрещение и разрешение открытия в пределах общества частных питейных заведений;
  • рассмотрение строительного плана селения;
  • устройство и содержание ночных караулов, пожарных обозов, дорог, улиц, площадей, сточных труб, прудов, колодцев, канав, мостов, гатей, переправ;
  • выдача пособий из общественных средств на устройство и содержание правительственных, церковных, земских и частных учебных заведений, больниц, богаделен, приютов;
  • назначение и раскладка между членами общества денежных сборов на общественные потребности;
  • установление и раскладка между членами общества натуральных повинностей;
  • распоряжение общественными имуществами и капиталами;
  • заключение займов на нужды общества в размере не свыше общей суммы годовой сметы общества;
  • подача жалоб по делам общества через уполномоченных и поверенных.

Информация о работе Программа Столыпина по реформированию ор-ганов государственного управления