Происхождение человека (антропогенез).

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 23:03, реферат

Описание

Эпоха древности (первобытнообщинный строй) – первая стадия исторического развития человеческого общества, охватывающая период от времени и появления человека до начало возникновения государств на территории Казахстана.
Эпоху древности археологи делят на эпохи: камня, бронзы и железа. В основу археологической периодизации положен основной материал, из которого изготовлялись орудия труда и предметы быта.

Работа состоит из  1 файл

ВСЯ ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА.doc

— 1.30 Мб (Скачать документ)


Происхождение человека (антропогенез).

Эпоха древности (первобытнообщинный строй) – первая стадия исторического развития человеческого общества, охватывающая период от времени и появления человека до начало возникновения государств на территории Казахстана.

Эпоху древности археологи делят на эпохи: камня, бронзы и железа. В основу археологической периодизации положен основной материал, из которого изготовлялись орудия труда и предметы быта.

Становление человека (антропогенез). Человек, высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Отличительная особенность человека в способности производит орудия труда, использовать их для воздействия на окружающий мир. Человек возник на Земле в итоге сложного и длительного историко-эволюционного процесса.

Три с половиной миллиона лет назад усиливавшиеся холод ледникового периода сковал огромное пространство воды в виде льда. Количество осадков резко уменьшилось, и тропические леса стали уступать место степям и саваннам. Часть обитавших в лесах обезьян – дриопитеков, не вполне приспособленных к жизни на деревьях, стала приспосабливаться к существованию на открытой местности. Хождение на двух ногах не только освободило руки, но и позволило перейти к производству и регулярному использованию орудий труда. Изготовление орудий и прямохождение стимулировали развитие головного мозга. Охота на крупную дичь саванн, дающую много мяса, привела к тому, что целые группы пралюдей стали делиться запасами пищи на стоянках, их совместная деятельность способствовала взаимному общению, горизонтальному – между индивидами и вертикальному – между поколениями.

Впервые в истории эволюции преимущество получил интеллект: теперь выживаемость зависела от мозга, а не от мускульной силы или ног.

Прямохождение – основная черта, отличающая человеческое подсемейство (триба) от обезьян. В это подсемейство входит два рода: австралопитек и человек. На протяжении веков людей интересовала история возникновения и формирования физического типа человека, его трудовая деятельность, речь, а также общество. Четыре миллиона лет назад в Южной Африке появилась южная обезьяна. Их было четыре вида. Около двух миллионов лет назад от одного из них появился вид рода Хомо (человек).

Первый известный вид человека – Хомо хабилис – человек умелый. Он произошел от одной из групп австралопитеков 2-1,5 млн. лет назад. В отличие от австралопитеков человек умелый обладал более развитым мозгом, в котором уже выделяется речевой центр. Человек умелый занимался изготовлением несложных орудий, строил укрытия, охотился на крупную и мелкую дичь.

Следующей ступенью развития был Хомо эректус – человек прямоходящий, живший от 1,6 млн. до 200 тыс. лет назад. Появившись в Африке, отдельные группы распространились по всему Старому свету – в Европе, Восточной Азии (Синантроп), Юго-Восточной Азии (явантроп).

Человек прямоходящий имел более крупный мозг и тело по сравнению со своим вероятным предком, человеком умелым. Человек прямоходящий уже знал и применял огонь, занимался охотой и собирательством, изготовлял каменные орудия – рубил и чопперов.

Следующей ступенью развития человека был Хомо Сапиенс – человек развитый (современного физического типа). Первыми орудиями были осколки костей, острые палки и грубо обработанные камни.

Человек является особым природным существом, которое не просто приспосабливается к данным условиям, а объединяясь, в совместном труде преобразует их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры.

Итак, становлением человека является каменный век. Он начался около 2,5 млн. лет назад и закончился в ІІІ тысячелетии до нашей эры, то есть охватил более 2 млн. лет.

Периодизация. Эпоха камня – самый длительный период в истории человечества. Каменный век делится на древний – палеолит, среднекаменный – мезолит, новокаменный - неолит. В свою очередь палеолит делится на нижний, средний, поздний. Последний этап каменного, когда уже появляются первые орудия труда из металла, называется энеолитом – меднокаменным веком.

Древний палеолит (от греч.-древний камень), древний каменный век, первая из двух основных эпох каменного века. Палеолит – эпоха становления человека, его мышления, производственной деятельности и культуры. Он охватил время приблизительно от 2 млн. до 12 тыс. лет назад.
Следы человека на территории Казахстана относятся к древнему палеолиту (примерно 2 – 2,5 млн. – 140 тыс. лет до н.э.), о чем свидетельствуют орудия труда шель-ашельского времени – кремневые отщепы, рубящие орудия, рубила, чоппер, нуклеусы, обнаруженные в ракопках в урочищах Шабакты, Танирказган, Борыказган, Акколь, Казангап (Южный Казахстан – хребет Каратау). Памятники древнего палеолита имеются и в других частях Казахстана. В Центральном Казахстане это стоянка Кудайколь, расположенная на северо-восточной окраине Сары-Арки, стоянки Жаман-Айбат под Жезказганом, Обалысай в Жездинском районе Карагандинской области. В Восточном Казахстане это стоянка на берегу Колгутты, недалеко от села Каратогай Курчумского района.

Древние люди жили стадами. Сообща легче было охотиться, легче противостоять опасности и силам природы. Основным занятием их было собирательство, занимались охотой, они были знакомы с огнем. Древние люди селились под каменными навесами, в гротах, пещерах. Древнейшие люди на территории Казахстана эпохи раннего палеолита были современниками питекантропов и синантропов.

Средний палеолит (140-40 тыс. лет до н.э). Средний палеолит был более высоким этапом развития человека и его культуры. В среднем палеолите (позднеашельское и мустьерское время) древним человеком на территории Казахстана было освоено (расселено) большинство территорий от хребта Каратау на Юге до верховьев реки Ишим на Севере и от среднего течения реки Сарысу на Западе до верховьев Иртыша на Востоке. Появились новые формы каменных орудий – остроконечник и скребло. Остроконечник выполнял функции ножа и наконечника древнего копья; скребло употреблялось для выделки шкур добытых животных, обработки дерева.

Стоянки среднего палеолита найдены в Южном Казахстане Кызылжибек, Арыстанды, в Центаральном Казахстане Обылысай, Кзыл-Жар, Канай и др.

В среднем палеолите люди жили большими общинами. Появляется начальная форма матриархальной родовой общины. Основные занятия людей этой эпохи были охота и собирательство. Применение загонной охоты на крупных животных – мамонтов, бизонов, козлов, пещерных медведей требовало участия в ней большего количества охотников.

Крупнейшим достижением мустьерского человека было открытие способа добывания огня трением. Люди в среднем палеолите наряду с пещерами, уже строили себе жилища из костей крупных животных.
Древние люди эпохи среднего палеолита были современниками неандертальцев.

В эпоху среднего палеолита появились зачатки культа умерших как первых религиозных верований, произошли сдвиги в мышлении и мировоззрении человека возникли представления о различиях между жизнью и смертью.

Поздний (верхний) палеолит (40-12 тыс. лет до н.э.). В эпоху позднего палеолита появляется человек современного физического типа – «человека – разумного» (Номо Sapiens). С появлением разумного человека палеолит вступил в новую стадию развития, т.е. верхний палеолит.

Поздний палеолит проходит две фазы развития. Первая из них характеризуется тем, что продукты добывались не больше, чем это было необходимо для обеспечения физического существовании людей. В таких условиях, кончено, распределения продуктов было уравнительное, т.е. всем поровну (уравниловка). В чем суть уравниловки? Суть уравнительных отношений заключалась в том, что весь продукт независимо от того, кем и как он добыт, являлся полной и безраздельной собственностью коллектива общины. Таким образом, на самом раннем этапе первобытно-общинного строя никакой другой собственности, кроме коллективной, не могло быть.

Вторая фаза позднего палеолита характеризуется таким уровнем развития производительных сил, при котором стало возможным появление сравнительно большего количества избыточного продукта. Это подготовило и обусловило существенную перестройку всей системы социально-экономических отношений. Во время позднего палеолита происходит разделение труда, которое вызвано усовершенствованием орудий труда. Орудия труда становились все разнообразнее и совершеннее: скобели, концевые и округлые скребки, пластины, резцы, наконечники копий и дротиков, проколы, сверла, крючки, иголки с ушками и др. В связи с этим все больше увеличивается количество продуктов. Избыточный продукт начал в своей массе сосредотачиваться в руках немногих лиц, что создавало условия для появления зародышевых форм эксплуатации. Ведущую роль в хозяйстве играли охота, рыбная ловля, собирание растительной пищи. Начал формироваться род как первая форма общественной организации – человеческого коллектива.

Во время позднего палеолита человек расселялся по всем климатическим зонам Земли. Там происходило формирование рас и расовых групп. Общественные отношения ознаменовались образованием родовой общины. Родовая община была матрилинейной (матриархат). Женщина занимала главенствующее положение в общине, что определялось спецификой домашнего хозяйства, ролью женщины как продолжательницы рода. Это было время формирования человека современного физического типа Номо Sapiens.

С появлением разумного человека чисто животные инстинкты и принципы вытесняются новыми. «Первобытное человеческое стадо» начинает превращаться в человеческое общество – родовую общину. Важнейшая отличительная черта родовой общины от первобытного человеческого стада, это экзогамия, т.е. запрет на брачные отношения внутри общины. Таким образом, мы видим появление новых «небиологических»1) регуляторов отношении между людьми.

В позднем палеолите представления человека в духовной сфере; широкое распространение получили ранние формы религии и искусства, а также культ охотничьей магии, в основе которого лежала вера в получение власти над животными через овладение его образом – символом2).

Главной темой первобытного искусства было изображение животных, резьба, скульптура. Олицетворением плодородия земли являлись женские фигуры, вырезанные из кости, камня, глины. В Казахстане найдено более 130 крупных скоплений наскальных изображений3).

Казахстан в среднем и новокаменном веках.

Мезолит (12-5 тыс. лет до н.э). Мезолит (от греч. – средний и камень), эпоха каменного века, переходная между палеолитом и неолитом. В мезолите природная среда приняла современный облик, произошло завершение ледникового периода. Первобытный человек населял уже многие районы Казахстана. Древние люди Казахстана в основном расселялись в сверенном и центральном Казахстане – в долинах рек Иртыш, Ишима, Тобола, Тургая и Урала.

В период мезолита появилось оружие дальнего действия – лук и стрелы. Объектом охоты стали лошади, зайцы, сурки, туры и т.п. В этот период вымерли мамонты и шерстистые носороги. В мезолите, вероятно, была приручена собака, кости которой найдены на многочисленных мезолитических стоянках человека в Европе и Азии).

Неолит (5-3 тыс. лет до н.э.). Неолит (от греч. – новый и камень), новый каменный век, переход от присевающего хозяйства (собирательство и охота) к производящему (земледелие и скотоводство), хотя присвоение играло большую роль. Эпоха неолита позднейшего каменного века характеризуется использованием кремневых, костяных и каменных орудий, изготовленных с помощью техники сверлений, пиления и шлифования и широким распространением глиняной посуды. По культурно- хозяйственным признакам культуры неолита распадаются на 2 группы: 1) земледельцев и скотоводов и 2) охотников и рыболовов. Появились зачатки горного дела и ткачества.

Возникновение гончарного производства давало возможность улучшить способ хранения и приготовления пищи.
В период неолита господствующим становился коллективный труд и общая собственность на средства производства и продукты труда. Происшедшие в результате перехода к производящей экономике кардинальные изменения в жизни общества (развитие оседлости, резкое увеличение населения) позволяют говорить о первом экономическом перевороте в истории человечества – « неолитической» революции.

В неолите усложнялась общественная организация. Несколько материнско-родовых общин, связанных кровнородственными (по линии матери) узами и единой формой хозяйства, объединялись в племена, формировались племенные объединения (союзы). Соблюдалось равенство всех членов рода. Дела в общине решал родовой совет.

Стоянки эпохи неолита обнаружены повсюду на территории Казахстана. Выявлено около 600 исторических памятников того времени. Неолитические стоянки подразделялись по месту расположения на родниковые, речные, озерные и пещерные. Стоянки найдены в Прикарпатском районе (пещера Кунгур), в Приаралье (стоянки в урочищах Жалпак, Космола), в Центральном и Западном Казахстане (стоянки в бассейне р.Каратургай, у с.Долинское, на берегу оз. Сары-Айдын), в Верхнем Прииртышье (стоянка у с. Усть-Нарым), на Севере Казахстана в Павлодарском Прииртышье (стоянки у с. Пеньки, погребение у с.Железника и др).

В период неолита принято выделять несколько археологических культур, не имеющих кардинальных различий и представляющих собой своеобразные места концентраций древних стоянок. В Западном Казахстане Кельтеминарская культура (названная по каналу Кельтеминар в Каракалпакии), в Акмолинской области – Атбасарская культура, получившем свое название по месту наибольшей концентрации стоянок в Атбасарском районе, а также Маханджарская культура, большинство памятников которой находится в Торгайской ложбине (стоянки Маханджар, Дузбай и др).

Энеолит (3-2 тыс. лет до н.э). Энеолит (от лат. энсос – медный и от греч. литос – камень), иначе называется халколитом (от греч. халкос – медь и метос – камень), переходный период от каменного к бронзовому веку. При неолите преобладают каменные орудия, но заметно появление медных и бронзовых.

Основные занятия населения - мотыжное земледелие, скотоводство, охота, развивались домашние промыслы. Орудия труда: кремневая индустрия отщеповая. Ведущие типы – наконечники копий, дротиков, стрел, крупные ножи, скобели, скрепки и т.д. В домостроительстве преобладали капитальные полуземляночные многоугольные или округлые помещения с коническим деревянным шатровым перекрытием. Общественная организация - родовой строй.

На территории Казахстана в Северном Казахстане в энеолите появляются памятники Ботайской культуры -Ботай, Красный Яр, Бестамак, Соленое озеро, Иман-Бурлук и Саксаульская и др. Первые памятники Ботайской культуры были обнаружены археологической экспедицией В.В.Зайберта.

Итак, закончился век камня, начинается век металла. Совершенно очевидно, что каменный век Казахстана является неотъемлемой частью общемировой культуры. Здесь выделяются все этапы, присущие палеолиту Старого Света.

Самую раннюю стадию становления и развития можно назвать Первобытнообщинным строем. Первобытным, потому что человек в полном смысле становиться человеком: возникла его культура, он занимался охотой и собирательством, пользуясь примитивными орудиями труда. Затем, он стал выращивать растения, разводить животных. Общинный, потому что организация людей была простой, они не были дифференцированы социально, имущественно, не было эксплуатации, классов, слоев, государства.


 

Эпоха бронзы на территории Казахстана.

Особенности эпохи бронзы. В бронзовом веке (нач. ІІ тыс. до н.э.) возникает и развивается металлургия меди и бронзы, т.е. была изобретена технология получения бронзы – сплава меди и олова. Поэтому эта эпоха получила название – бронзовый век

Эпоха бронзы делится на три периода:
1. Рання бронза – ХVІІІ – ХVІ вв. до н.э.
2. Средняя бронза – ХV – ХІІІ вв. до н.э.
3. Поздняя бронза – ХІІ – VІІІ вв. до н.э

В бронзовом веке архаические формы хозяйства и быта эпохи неолита сменяются скотоводством и земледелием; временные стойбища бродячих охотников – постоянными, с элементами благоустройства. В начале 2-го тыс. до н.э. у степных племен Казахстана формируется комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство. Эпоха бронзы является временем развития скотоводчества как формы хозяйства, развивается и мотыжное земледелие, применяются новые орудия труда в земледелии. В середине 2-го тыс. до н.э. в степной зоне Евразии выделяются пастушеские племена.

В конце 2-го - нач. 1-го тыс. до н.э. (период поздней бронзы) большинство населения степных районов Казахстана , переходит к новой форме хозяйства – кочевому скотоводству. Выделение скотоводов из остальной массы племен явилось первым крупным общественным разделением труда.

В середине 2-го тыс. до н.э. племена, населявшие современный Казахстан, овладели производством бронзовых изделий. Развивалось горное дело. Известно множество древних разработок руды в районах Джезказгана и Зырьяновска (медь), в горах Атасу, реке Калбы и Нарыма (олово), в Казангункуре, Степняке и Акджале (золото). Обнаружено более 100 поселений и 150 могильноков эпохи бронзы. Найдены литейные мастерские, совершенствовалось изготовление изделий из сплавов различных металлов: орудий труда (ножи, серпы, косы, топоры), оружия (кинжалы, наконечники копий и стрел), украшений (бляхи, браслеты, бусы, гривны).

Древние мастера эпохи бронзы хорошо владели техникой литья, чеканки, тиснения, шлифования, пиления и полировки. Для растирания зерна продолжали применяться каменные орудия (зернотерки, ступки, песты). Развивалось производство изделий из других материалов (рога, кости, кремния), изготовлялись керамика, ткани, изделия из кожи и шерсти.

Происходит изменение в общественном отношении. Быстрое развитие скотоводства и металлургии требовало главным образом мужского труда, что привело к усилению роли мужчины в обществе, к смене материнского рода отцовским. Складывается патриархально-родовой строй. Происходило накопление продуктов труда, развивался обмен, что влекло за собой зарождение имущественного неравенства, обособление отдельных патриархальных семей, семейной собственности, вело к разложению первобытнообщинного строя.

В религиозных верованиях существовал культ огня, культ предков, зарождались космогонические культы.

Андроновская культура эпохи бронзы.
В раннем (ХVІІІ-ХVІ вв. до н.э.) и среднем (ХV-ХІІ вв. до н.э.) периодах бронзового века Казахстан населяли племена андроновской культуры, охватывающие, помимо Казахстана, Сибирь, Приуарлье и Среднюю Азию. Андроновская культура – одна из самых крупных культур эпохи бронзы в Европе и Азии. Ее памятники распространены на обширной территории от Енисея на востоке и до Урала на западе, охватывая обширные пространства Южной Сибири, Казахстана, Урала, Среднюю Азию до Южного Таджикистана, Афганистана, Северного Пакистана. Андроновская культура – условное название для целого ряда культур, носители которых родственны по историческим судьбам, развитию.

В 1914 году экспедиция Б.Г.Андрианова раскопала первый памятник Андроновской культуры у села Андронова, под г.Ачинском в Южной Сибири, поэтому эта культура получила название Андроновской (установил А.Я.Тугаринов). Археологические памятники Андроновской культуры свидетельствуют о том, что племена, принадлежавшие к ней, вели оседлый образ жизни, жилища строили в поймах рек. Патриархальные семьи селились в больших землянках,полуземлянках, к которым примыкали различного рода хозяйственной постройки, занимались разведением скота, обработкой посевов.

Для Андроновской культуры характерно наличие металлических (чаще бронзовых) орудий труда, оружия, предметов украшения (из золота, бронзы, меди), керамических изделий, украшенных геометрическим орнаментом.

Основное этнографическое отличие Андроновской культуры в особенностях захоронения: усопшие – на боку, в скорченном положении в «ящиках» из каменных плит или прямоугольных грунтовых ямах, стены которых выложены камнем, сверху – каменная крышка. Иногда труп сжигали.

Одни из центров Андроновской культуры обнаружены в Центральном Казахстане (Атасу, Бугулы, Нуртай, Беласар), Восточном Казахстане (Трушниково, Канай, Малокрасноярка), Северном Казахстане (Степняк, Боровое, Алексеевское, Садчиковское, Петровка и Боголюбово в Прииртышье). Одно из них г. Аркаим (на границе Кустанайской и Челябинской областей), в Семиречье и Южном Казахстане обнаружены крупнейшие скопления рисунков – Тамгалы, Каратау.

В низовьях Сырдарьи, в Приаралье – мавзолей Тегискен, Таутары. В Западном Казахстане открыты десятки памятников – поселения Тасты-бутак, Ахмет-ауыл, Бесбай, Киргелды, Уралысай и т.д. Исследователи Андроновской культуры – А.Я.Тугаринов, С.А.Теплоухов, М.П.Грязнов, К.В.Сольников, казахстанские ученые – А.Х.Маргулан, К.А.Акишев, А.Г.Максимова, С.С.Черников, А.М.Оразбаев.

Андроновская культура ранней бронзы (ХVІІІ-ХVІ вв.) носит для Северного Казахстана название федоровского, а для Центрального-нуринского.

Средняя бронза в Северном Казахстане носит название алакульского, в Центральном – атасуского периода (ХV – ХІІІ вв. до н.э.). Начиная с ХІІ в.до н.э. (третий период ХІІ – ХІІІ вв.) андроновская культура сменяется кочевыми культурными общностями поздней бронзы: срубной – в Западном Казахстане и Бегазы – Дандыбаевской – в Центральном Казахстане, названной по находкам у аула Дандыбай близ Караганды и в урочище Бегазы в Северном Прибалхашье. В Северном Казахстане известны памятники ранней бронзы в районе Петропавловска.

Особенности Бегазы-Дандыбаевской культуры.
1) Хозяйственная жизнь была основана на кочевом скотоводстве.
2) Строительство особого типа надгробных сооружений.
3) Своеобразный погребальный обряд.
4) Появление новых форм глиняной посуды.
5) Наличие большого количества шахт по добыче меди.

Хозяйство. Изобретение бронзы произвело мощный толчок в развитии экономических и социальных отношений в обществе.

Преобладающим видом занятий андроновцев было пастушеское скотоводство. В основном разводили коров, овец, коз, лошадей, двугорбых верблюдов.

В период поздней бронзы зарождается яйлажный (полукочевой) тип скотоводства, для увеличения поголовья и продуктивности скотоводства. Придомное животноводство, когда скот пасется недалеко от поселения, стало невыгодным, так как постепенно вытаптывались и скудели пастбища. Яйлажное скотоводство предполагает постоянные летние и зимние кочевки, длина таких сезонных кочевок в разных природных зонах была различной. Например, в Семиречье расстояние от зимних до летних пастбищ достигало от 50 до 80 км. В Западном Казахстане кочевки тянулись на сотни километров, пересекая степи и пустыни.

Так постепенно из придомного выросло яйлажное или отгонное скотоводство, а затем и кочевое, при котором использовались и степные, и пустынные пастбища, что позволило резко увеличить численность стад, где в нем уменьшалось количество крупного рогатого скота, это увеличивалось число овец и лошадей. В Х-ІХ до н.э. у андроновцев преобладает коневодство.

Андроновцы вели оседлый образ жизни до 1 тыс. до н.э. Их хозяйство было смешанным: скотовдческо-земледельческим. Землю рыхлили и обрабатывали при помощи каменных мотыг, поэтому земледелие называлось мотыжным. В основном сеяли ячмень, просо и пшеницу. Урожай собирали бронзовыми и медными серпами, а зернотерки использовались для растирания зерна в муку.

Важную роль в жизни племен того времени играла металлургия. Сырьем для изготовления
орудий труда и оружия была бронза – сплав меди и олова. Она оличалась твердостью, низкой температурой плавления, красивым золотистым цветом.

Руду добывали простым «кайлованием». Пробиваясь к рудоносным жилам использовали также метод огневой проходки, если были плотные породы: на их поверхности разводили костер, а затем поливали водой. Древние горняки прорывали штольни, крепили кровлю. Плавили руду в печах типа горна. Для плавки применяли древесный уголь, в качестве флюса использовались кварц, охра. Медную и оловянную руду плавили отдельно, а уже при отливке того или иного предмета добавляли олово и медь.

В эпоху бронзы развивались ремесло, ткачество, изготавливались керамическая посуда ручной лепкой, ленточной техникой, формировалась на болванках; посуда лощилась, орнаметировалась, обжигалась. Изготавливалось оружие: стрелы с бронзовыми наконечниками в форме листа, наконечники копий, топоры, бронзовые кинжалы.

В эпоху бронзы развивалось ювелирное искусство. Украшения андроновской культуры свидетельствуют о зарождении ювелирного искусства на территории Казахстана во ІІ тыс. до н.э. (ХVІ-ХІV вв.). Они немногочислены и в основном найдены в относительно богатых захоронениях.

Среди андроновских украшений наиболее часто встречаются серьги в виде колец с сомкнутыми концами. Археологическим символом Андроновской культуры являются серьги и подвески в полтора оборота пласти, обтянутых листовым золотом. Зеркала, бусы, шпильки, бляшки, нашивки отличаются высоким совершенством.

Женщины эпохи бронзы носили в ушах бронзовые серьги. Шею украшали бронзовые гривни, а на руках – браслеты и перстни. Андроновцы изготовляли произведения искусства, необходимые в быту. К примеру, на реке Нура был найден каменный пест со скульптурным изображением мужской головы.

Общественный строй.

В эпоху бронзы произошли заметные изменения в организации общественной жизни. Материнский род сменился отцовским. Первобытнообщинные отношения постепенно разлагалась, усиливалась имущественная дифференциация. Об этом свидетельствуют погребения андроновцев, одни из которых были сооружены в виде больших курганов, где вместе с покойным находились богатое оружие, украшения. Но были и бедные погребения, в которые помещали глиняные горшки, скромные украшения, части жертвенных животных.

К началу 1 тыс. до н.э. родовая община андроновцев разложилась, в результате были выделены три сосоловные группы: военная аристократия, жрецы и родовые общинники.

Войны, как средство обогащения, становится обычным делом, поэтому из среды общинников выделяется военная аристократия-войны – колесничие. В особую группу выделяются жрецы. Жрецы были распорядителями культовых обрядов, хранителями древних традиций и знаний, их отличительным признаком были деревянная чаша и особая шапка. Таким образо, в обществе появились группы населения, не занятые в производстве непосредственно. Регулирование отношений в обществе происходило через народное собрание. Оно решало все дела- избирало и смешало старейшин рода, строго следило за соблюдением родовых обычаев и традиций. Племенная верхушка сосредотачивает в своих руках власть и контроль за избыточным продуктом, что приводит к возникновению имущественного неравенства в обществе. Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки, покрытой ветками, шкурами и дерном.

По своему антропологическому складу андроновцы были представителями европоидной расы – широколицые, с открытыми глазами, развитым надпереносьем, резко выступающим носом. Большинство ученых считает, что андроновская культура образовалась на основе естественного развития местных племен эпохи неолита и энеолита. Существуют различные версии относительно определения этнической принадлежности андроновцев. По одной из них, они принадлежали к финно – угорской этнической группе. В последние годы выдвигается гипотеза о тюркоязычности андроновских племен. Однако наиболее аргументированным и утвердившимся положением является их индоиранская, арийская принадлежность. Это подтверждается анализом древнейших письменных источников, данных антропологии, лингвистических исследований, топонимики, ономастики археологических материалов.

Андроновцы поклонялись небу, солнцу, священному огню, верили в загробную жизнь. У них существовал культ предков, появился обычай поминок, ритуал жертвоприношения. Главным жертвенником являлся конь. Возник обычай запрета – «табу». Были достаточно развиты религиозные представления.

Таким образом, в период первобытнообщинного строя человек ведя суровую и напряженную борьбу с природой, создавал новые, все более тщательно отделанные орудия труда из камня, а потом после открытия мателла стал изготовлять металлические орудия. От простого собирания готовых продуктов природы и примитивной охоты человек перешел к скотоводству и земледелию. От первоначального стадного состояния человечество прошло такие стадий: материнский род, отцовский род, образование племен и выделение отдельных семей. Усовершенствование орудий труда, а так же способы добывания огня и приручение животных, все это осуществлялось в процессее повседневного труда человека


 

Культура досторического человека. Зарождение культуры.

Появление духовной культуры как специфической области деятельности человека тесно связано с развитием мышления и сомосознания. Поэтому зарождение ее мы можем с уверенностью связывать только с человеком разумным.

Захоронения неандертальцев, зачатки искусства свидетельствуют о том, что уже неандерталец был способен к абстрактному мышлению, обладал самосознанием, индивидуальным и общественным. Погребение умерших сопровождались обрядом: тело хоронилось в специально вырытых ямах в позе спящего человека, в могилу опускались каменные орудия, мясо, полевые цветы. Все это свидетельство того, что неандерталец придавал особое значение жизни и смерти и, возможно, задумывался о загробном существовании.

Существовали у неандертальцев и другие ритуалы, в частности, охотничьи. Так, во многих пещерах найдены аккуратно сложенные черепа медведей и других животных, использовавшиеся в ритуальных целях. В это же время начинает зарождаться искусство в виде изготовления костяных амулетов, схематических рисунков.

Возникновение искусства и религии. Однако подлинного расцвета доисторическое искусство достигает с появлением современного человека. Круг произведений был широк: гравюры животных и людей, глиняные и костяные скульптуры и рельефы, рисунки охрой и древесным углем.

Усложнился и похоронный обряд людей верхнего палеолита. Мертвых часто посыпали красной охрой, символизирующей кровь и жизнь, отдельные погребения сопровождались богатыми украшениями в виде бус. В могилу помещались орудия труда, оружие, ритуальная еда.

Эпоха современного человека – время развития языка, рационального знания, религии. В языке человека начинают появляться абстрактные, обощенные понятия, что было очень важно для накопления и обмена информаций. Постепенно накапливались знания по географии, зоологии, медицине. Получают рапространение ранние формы религии – магия, анимизм, тотемизм, фетишизм.

С переходом к производящему хозяйству, накоплением положительных знаний расширяется круг духовной культуры человека. Земледелие стимулировало рост знаний по агротехнике и ботанике, скотоводство – по селекции и зоологии. Потребности производства ведут к появлению математических знаний и счетных систем. Получает распространение пиктография – рисуночное письмо.

В изобразительном искусстве продолжается переход к условности и символизации изображения, что ведет к появлению орнамента.


 

Саки. Общественно – политический строй.

Саки. Эпоху господства в казахстанских и уральских степях саков и сарматов принято обозначать «раннежелезный век», «эпоха ранних кочевников», «скифская эпоха». Скифами их назвали греки (скуда, сколоты и др). Они жили в Причерноморье.

Как же называли себя «скифские» племена, кочевавшие к востоку от «Волги»? Первый по времени ответ на этот вопрос содержится в скальной надписи Дария (522 – 486 гг. до н.э.), в Бехистунской надписи; там племена, жившие за Сыр-Дарьей названы саки. Геродот («История» была завершена между 430-424 гг. до н.э.) утверждает: «персы всех скифов называют саками». В этот термин сака входят: скуда, сколоты, дахи, массагеты, сарматы, иседоны, аримаспы, каспи и т.д.

Конец первого тысячелетия до н.э. и начало нашей эры являются переломным моментом в истории Казахстана. В хозяйственной жизни населения Центральной Азии и Казахстана произошли серьезные изменения, связанные с изобретением железа и переходом на кочевой способ производства. В обществе произошло имущественная дифференциация, а это привело в свою очередь появлению различных социальных групп. Социальное расслоение всего общества требовало появления силы, способной регулировать отношения между социальными группами. Такой силой стало государство. Первые государственные объединения на территории Казахстана образовались в І тысячелетии до н.э. В Семиречье складывается сакско-усуньское объединение. Приаралье-Кангюйское, Северо-восточной части Казахстана – гунское государственное объединение.

В VІІІ – ІV вв. до н.э. вся территория от Черного и Каспийского морей до гор Тянь-Шаня была населена племенами, которые получили название саков.

У ранних саков общественные отношения были патриархально-родовые отношения.

В основе физического типа саков лежит европеоидный облик, унаследованный от населения эпохи бронзы. Вместе с тем установлено, что с начало сакской эпохи у обитателей казахских степей появляются монголоидные черты азиатского происхождения.

В первом тыс. до н.э. племена, жившие на территории Казахстана, перешли к кочевому скотоводству и к этому времени окончательно сложились союзы родственных племен. Во главе племенного союза стоял избранный народом (Вече) вождь, он же царь, верховный жрец.

Сакские «цари» и «царицы» обладали большой властью, они решали вопросы войны и мира, посылали послов и заключали союзы, возглавляли войска, регулировали отношения между племенами. Царская власть сохранялась в одном роду.

Чтобы решать важные вопросы (внутренние и внешние) все полноправные члены общества периодически собирались – народное Вече. Такой политический строй можно назвать прямой демократией, т.к. общинники напрямую, без каких-либо посредников, участвовали в принятии решении. Политический строй саков можно также назвать военно-кочевой демократией, т.к. полноправными членами общины были только вооруженные мужчины, воины.

После царя на первом месте в сакском государстве были сатрапы, т.е. поставленные царем управители местности или племени, после сатрапов шли «могущественные мужи» скифской знати, т.е. военно-племенная аристократия. В основном они и были опорой царя. Основное население страны – рядовые общинники.

Хозяйство и культура саков. Племена саков сочетали три вида скотоводства: кочевое, полукочевое и оседлое. Саки разводили, главным образом, овец, лошадей и в небольшом количестве рогатый скот. Они со своими стадами кочевали на широких степных просторах. Только саки Южного Казахстана и Ферганы жили оседло и занимались земледелием. Скот и продукты скотоводства быстро приобрели меновую функцию и создали все условия для торговли кочевого мира с оседлыми государствами.

На базе скотоводческого сырья развивалось ремесло. Изготовляли колесный транспорт, кожаную и деревянную посуду, колчаны, короткие мечи-ножы и другие вещи, необходимые для кочевой и полукочевой жизни.

Культура. В ходе объединения отдельных племен в племенные союзы складывались для всего союза племен культура и язык. Это было необходимым условием для существования людских коллективов.

Скифы – саки создали высокую культуру для того времени, влияние которой сказалось на огромных просторах Восточной Европы, Западной и Центральной Азии. Сакская культура общность, включавшая Северное Причерноморье и Крым, Евразийскую аридную зону, степь, служила звеном между Передней, Средней Азией и Европой. Культурные связи и торговые отношения возникли несколько раньше, в эпоху поздней бронзы и в киммерийское время, но культурное общения народов никогда не достигало тех высот, каких оно достигло при саках.

Среди наиболее ярких и запоминающихся проявлений художественного творчества племен сакского времени особое место занимает прикладное искусство.

Главным компонентом в искусстве саков был «звериный стиль»; сложившийся в VІІ –VІ вв. до н.э. Это образы различных животных, которыми оформлялись предметы быта: одежда, посуда, оружие.

Творчество древних художников находилось в живом и многообразном взаимодействии с конкретными образоми животного мира. Из казахстанской фауны чаще всего встречаются изображения архара, тигра и дикого кабана, марала и верблюда, степного орла и реже – сайги, волка и зайца. Разнообразным было и художественное воплащение звериных образов. Они исполнялись в круглой скульптуре, в силуэтном и линейном рисунках. Материалом для изготовления данных изделии служили не только золото, серебро, бронза и железо, но и широкое распространение получили резьба по кости и рогу, аппликации, мозаичное шитье из разноцветного войлока и кожи.

Раскопки сакских курганов больше знакомят нас с образцами «Звериного стиля» древних кочевников Казахстана. Известны пряжки с изображением голов горного барана и грифона из могильника Уйгаран (VII – VI вв. до н.э.) в низовьях Сырдарии, бронзовые пластины в виде сдвоенных головок лошадей, золотые обкладки ножен, меча с изображением головы барана и двух лежащих фантастических чудовищ из могильника Тагискен (VI в. до н.э.), а также другие выдающиеся находки: фигурки горных козлов, золотые бляшки из фольги в виде тигроподобных животных из курганов Тасмалы (VII – VI вв. до н.э.) в Павлодарской области, бронзовая пряжка со сценой нападения тигра на верблюда и ременная накладка в виде фантастического животного и двух орлов, бляха из рога в виде свернувшегося кабана из могильника Карамурун – погребения IV – III вв. до н.э.

Наиболее известный памятник эпохи саков – курган Иссык, расположенный в 50 км восточнее Алматы в предгорьях Заилийского Алатау. Он входит в Иссыкский могильник, состоящий из более 40 курганов. Его открытие произошло в 1969 году. В кургане диаметром 60 м и высотой 7 м было обнаружено погребение «Золотого человека», датированное концом IV – III веком до нашей эры.

Кочевники жили в войлочных юртах и жилищах из саманного кирпича. Кочевали саки в крытых повозках (кибитках), которые служили для них жилищем, повозки защищали их от дождя, снега и ветра (войлочная).

Во время перекочевок мужчины ехали на конях, а женщины и дети – в повозках. Носили они высокие остроконечные шапки, облегающие кафтаны до колен, опоясанные ремнем, узкие штаны и бескаблучную обувь.

Доминирующей формой религиозных верований у саков был культ предков, поэтому в могилу рядом с покойниками они клали часть его имущества. Для того, чтобы сохранить труп, саки применяли бальзамирование. Также приклонялись солнцу и огню, раннеиранские источники говорят, что тогда существовали религиозные представления, как анимизм, тотемизм и магия.

Таким образом, культура саков достигла высокой степени развития.

У насельников Казахстана в середине первого тысячелетия до н.э. начался процесс разложения первобытнообщинного строя и образование классов, но проходил этот процесс очень медленно.

В ІІІ в. до н.э. названия древнейших племен саков стали исчезать из исторических источников. Это случилось потому, что новые пришельцы – завоеватели давали другие названия племенным союзам.

Однако названия одного из древнейших сакских племен – каспиев – сохранилась в названии Каспийского моря.

Племена саков на территории Казахстана смешались с другими племенами- усунями, канглами, аланами. С этого времени (ІІІ в.до н.э.) мы уже можем говорить о ранних государствах кочевников Центральной Азии.


 

Усуни и канглы

Государство Усуни. В ІІІ в. до н.э. на территории Казахстана главную роль играли племенные союзы – усуни, канглы (или кангюй).

В конце первого тысячелетия до н.э. на территории Семиречье, Тянь-Шаня и Тарбагатая складывается государство, известное из китайских источников как «Страна Усунь».

Усуни обитали первоначально в районе реки Денхэ, но в III веке до нашей эры под натиском племен юечжи вынуждены были откочевать в Монголию, а после ряда поражений, нанесенных им хуннами,– в Семиречье и Джунгарию. Здесь усуни, признав зависимость от хуннов, основали в 177 году до нашей эры собственное государство, объединившее потомков сакских племен Семиречья, Восточного Казахстана и Джунгарии.

Государство усуней было зависимо от хуннов, но уже в середине ІІ в до н.э. они фактически отделились от империи хунну и начали сближаться с Китаем.

В 53 г. до н.э. Усунь распалась на две части. Центром усуньских владений была Илийская долина в Семиречье, а ставка находилась в г.Чигучене (г.Красной долины) на берегу оз.Иссык – Куль. Усуни – этнокультурные преемники саков.

Политический строй. Во главе государства стоял правитель, носивший титул «Гуньмо» (великий бек), передававший престол по наследству. Ему подчинялись родоначальники и мелкие племенные вожди, называвшиеся беками (малый куньбек). Кроме Великий и малый гуньмо существовали еще восемь категорий чиновников. Помощник правителя носил титул дуглу и был фактически главой исполнительной власти. Ниже находились два великих полководства и три правителя уделов, их называли князьями. Помощники военачальников носили титул дарту. Кроме того, были чиновники, ведавшие делами ставки гуньмо (куньбека), сбором налогов, исполнением законов и т.д.

Китайцы, ища союзников в борьбе с хунну, обращаются к усуням и выдают за усуньского куньбека свою царевну. Хунну, обеспокоенные этим, начинают в 80 году до н.э. набеги на восточные границы государства, но после длительной борьбы терпят поражение от объединенных сил усуней и Китая. После этого связи Джетысу с Поднебесной империей еще более упрочились.

Дальнейшая история усуней полна междоусобных войн Великих и Малых гуньмо, причем первые опирались в этой борьбе на Китай, вторые – кангаров и хунну. Однако после распада империи Хунну отношения северных усуней с ней испортились. В 49 году до н.э. усуни потерпели поражение в нескольких пограничных сражениях. В 44 году хунну напали на южных усуней и разграбили столицу – город Чигучен. Эти события привели к сближению усуней с Китаем, в союзе с которым в 36 году до н.э. был совершен поход против северных хунну. В 30-х годов отношения между Великим и Малым Куньбеками вновь обострились. Вскоре оба владения практически потеряли самостоятельность и управлялись китайским наместником.

Во II веке нашей эры усуньские владение окончательно обособились от Китая. В начале V века Джетысу попадает под власть сяньби, монголоязычного народа. С конца IV - до VI века нашей эры гегемония в степях переходят к жужаням, центр империи которых был в Монголии. Постоянные набеги жужаней заставили усуньские племена переселиться из равнинной части Джетысу на Тянь – Шянь. В 425 году усуни направили в Китай посольство, а в 436 году принимают ответное посольство империи Вэй. После этого усуни ежегодно отправляли в Китай послов с дарами. В начале V века имя усуней окончательно сходит со страниц исторических хроник. Остоется добавить, что этноним «Усунь» сохранился и по сей день. Один радов Старшего жуза казахов называются «усунь».

Государство канглы. На запад от усуней, в долинах Таласа, Сырдарьи и Центральном Казахстане, обитали многочисленные племена кангюйцев (канглы). Китайцы называли эти земли «страной Канцзюй (кангюй)». Данный этноним известен с очень давних времен. Так, в священной книге зороастризма «Авесте» есть упоминания о расположении в степях Казахстана крепости Кангха, враждебной древним иранцам. Индийцы также говорят о народе «канка», живущем к северу от арийцев вместе с саками и тохарами. Это говорит о том, что, этноним «кангюй» существовал уже в VI веке до н.э.

Государство Кангюй возникло в III веке до н.э. в среднем течении Сырдарьи, в районе Кангхи. Во главе этого государства стоял род Усын, происходящий из восточно – сакского народа юечжи. Источники очень скудно освещают историю кангюев.

Государством управлял царь, носивший титул «би» и «ябгу». Кроме того, в государственный аппарат входили «заместитель» царя и три советника. Канглам подчинялись пять «малых владений»: Сусе, Фуму, Юени, Гии, Юетянь, во главе которых стояли поставленные царем наместники. Столица государства – город Битянь – находилось в среднем течении Сырдарьи.

Относительно этнической принадлежности кангюев существует две точки зрения. Часть исследователей считают их ираноязычными, другие относят их к тюркоязычным этносам.

Хозяйство усуней и канглы. Занятием усуней и канглов было кочевое скотоводство. Основной пищей было мясо и молоко. Главное их богатство было скот. Они разводили лошадей, овец, верблюдов. Также им было известно земледелие.

Усуни и канглы занимались ремеслом, они умели изготовлять глиняную посуду и различные предметы из бронзы и золота. Особенно большой интерес для истории культуры усуней представляют тщательно выполенные золотые пластинки с изображением домашних животных, зверей и птиц.

Государство усуней и кангюй имели связи с Китаем и Средней Азией. В 108 году до н.э. посольство Китая заключило военный союз с усунями и канглами для борьбы против гуннов.

Усуни и канглы не оставили после себя письменных источников. Их культура и быт изучаются только на основании археологических памятников и письменных китайских источников.

Информация о работе Происхождение человека (антропогенез).