Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 23:03, реферат
Эпоха древности (первобытнообщинный строй) – первая стадия исторического развития человеческого общества, охватывающая период от времени и появления человека до начало возникновения государств на территории Казахстана.
Эпоху древности археологи делят на эпохи: камня, бронзы и железа. В основу археологической периодизации положен основной материал, из которого изготовлялись орудия труда и предметы быта.
авоевание территории Казахстана монголами.
Начало походов Чингисхана. Наступила пора великих завоеваний. Свой первый поход Чингисхан совершил в 1207-1208 гг. против тангутского царства Ся. В 1211 году началась война с империей чжурчжэней Цзинь. Монголы стремительно прорвались за Великую стену, разгромили войска чжурчжэней, а затем в течении четырех месяцев безнаказанно грабили их страну. С началом зимы они ушли за Великую стену.
В 1212 году монголы опять появились в педелах Цзынь и нанесли несколько поражений имперской армии. Но, легко одерживая победы над кочевыми войсками, монголы постоянно терпели неудачи под стенами городов. Брать крепости они не умели.
Готовясь к кампании 1213 г. Чингисхан постарался привлечь на свою сторону опытных китайских инженеров, которые помогли монголам изготовить необходимые для осады орудия. Вскоре были взяты Ичжоу и Чжочжоу, мощная северная крепость Губэйкоу и еще 90 городов Северного Китая. Опустошительные рейды монгольской конницы доходили до берегов Хуанхэ.
В августе 1214 года монголы осадили старую столицу чжурчжэней Яньцзин (Пекин). Пока главные силы Чингисхана вели бои под его стенами, другой монгольский отряд под командованием Мукали овладел всей Маньчжурией. В июне 1215 г. Яньцзин пал и подвергся страшному разгрому. Хорезмийский посол, посетивший вскоре дымящиеся руины знаменитого города писал: «Кости убитых образовали горы, почва стала жирной от человеческой плоти... шестьдесят тысяч девушек бросились с его стен, чтобы избегнуть рук монголов». Падение Яньцзина передало в руки Чингис хана весь Китай севернее Хуанхэ.
Зимой 1215 года монголы в первый раз подступили к стенам новой цзиньской столицы Кайфына. В 1216 году набег повторился. Монголы жгли и грабили деревни вокруг столицы. Цзиньский двор и император Сю-ань-цзун находились в великом трепете, но к счастью для них, внимание Чингис хана было вскоре отвлечено от Китая в другую сторону.
Завоевание территории Казахстана и Средней Азии монголами. Захватнические войны Чингисхана были обширными, включая завоевание Западной Азии и Восточной Европы. Поход на земли Казахстана и Средней Азии был лишь звеном в общей цепи военной политики Чингисхана. Тем не менее, он придавал походу в мусульманские страны большое значение и готовился к нему с особой тщательностью!
Весть о победах, одержанных Чингисханом в Китае (1215 г.) поразила массу толков в Средней Азии. Хорезмшах для того чтобы проверить слухи и получить достоверные сведения об этом завоевании отправил в Монголию посольство. По рассказу ин-Насави, во главе посольства стояли три мусульманина: Махмуд из Хорезма, Али-Ходжа из Бухары и Юсуф Конка из Отрара. Весной 1218 года посольство Чингисхана прибыло в Бухару. Послы передали подарки и письмо Чингисхана, в котором хан предлагал заключить мирный договор с гарантиями безопасности торговых отношений между обоими государствами. Хорезмшах поддержал мирный договор.
После возвращения послов Чингисхан отправил в среднюю Азию торговый караван во главе с Омар Ходжой Отрари, Джамалом Марачи, Фахрад-дином Дизаки Бухари, Амин ад-Дином Харави. Всего в караване, состоявшем из 500 верблюдов, нагруженных золотом, серебром, шелком, мехами и другими предметами, было 450 человек. Многолюдный караван прибыл в середине 1218 года в город Отрар.
Наместник Хорезмшаха в Отраре Каир-хан Иналчик караван предал разграблению, купцов, а также ханских послов приказал перебить. Чингисхан пришел в ярость и снарядил к Мухаммеду II второе посольство с требованием выдачи ему Каир-хана Иналчика. Хорезмшах не только не исполнил требования Чингисхана, но велел убить его послов. Война стала неизбежной.
К началу войны Чингисхан собрал большое войско. Точная численность его неизвестна, насчитывалось 120-150 тысяч человек.
Поход начался в сентябре 1219 году с берегов Иртыша.
При подходе к Отрару Чингисхан оставил для его осады войска под началом сыновей Чагатая и Угэдэя, Джучи хана отправил к низовьям Сырдарьи – на города Дженд и Янгикент, третий отряд покорял города в верховьях Сырдарьи, а сам Чингисхан с основными силами пошел на Бухару.
Правитель Отрара Каир-хан защищался отчаянно, до последней возможности, крепость была взята в феврале 1220 г. Каир-хан был жестоко казнен. Героически защищались и жители других присырдарьинских городов. Крупнейшие города: Отрар, Бухара, Ходжент, Самарканд, Нишапур - были взяты монголами и обращены в руины.
Хорезмшах Мухаммед II уплыл на остров Ашур-Ада и скончался здесь от горя и лишений в декабре 1220 году.
Война продолжалась и после его смерти. Гургандж - древняя столица хорезмшахов, защищался более семи месяцев. В конце концов, он был взят штурмом и разрушен до основания. По словам арабского путешествиника Джувейни, бывшая столица огромной империи «превратилась в место прибывание шакалов». В течение лета и осени 1221 г. монголы захватили Балх, Термез, Андхуд, Мерв, Тус, Герат и другие города и крепости Хорасана.
Все население этих крупнейших городов мусульманского Востока было вырезано или продано в рабство (при этом только в одном Мерве было перебито около 500 тыс. человек). Очевидец крушения державы хорезмшахов историк Ан-Насави писал: « Люди стали свидетелями таких бедствий, о которых не было слышно в минувшие века, во времена исчезнувших государств. Кровопролития, грабежи и разрушения были таковы, что селения были покинуты, а земледельцы уходили голые. Было извлечено открытое и закрытое, выжато явное и спрятанное, и стало так, что не было слышно ни блеяния, ни рева: лишь кричали совы и отдавалось эхо».
В ноябре 1221 года Чингисхан двинулся в Афганистан, взял Бамиан и на берегах Инда в чрезвычайно кровопролитном сражении разгромил армию нового хорезмшаха Джалалад-Дина. Большенство хорезмийцев было перебито. Однако сам хорезмшах с небольшим числом сподвижников сумел переплыть Инд и бежал от погони. Опустошив весь Афганистан и Северный Пенджаб, Чингисхан в феврале 1225 г. возвратился в Монголию.
Таким образом, вследствие первого похода монголов в 1219 – 1224 г. Казахстан и Средняя Азия вошли в состав империи Чингисхана.
Дав своим войскам годичный отдых, грозный завоеватель в феврале 1226 г. вновь обрушился на тангутскую империю Ся. Монголы взяли Ганьчжоу, Ляньчжоу, пересекли пустыню Алашань, вышли к Хуанхэ и захватили множество городов на ее берегах. В начале 1227 г. Чингисхан приступил к осаде тангутской столицы Нинея. До конца войны он не дожил и скончался 18 (25) августа 1227 года. Через несколько дней Нинея сдалась на милость победителей. Император Ся был выслан в Монголию, его государство прекратило свое существование.
Образование улусов. Оставленное Чингисханом Громадное государство еще последние годы жизни было разделено им на четыре улуса (удела). В исследовательской литературе, розданные Чингисханом земли принято именовать уделами или улусами. Степень отдаленности уделов соответствовала при этом возрасту сыновей. От того младший сын Тулуй (Толуй) получил коренной улус Чингисхана – собственно Монголию, а так же 101 тысячу из 129 тысяч человек регулярной монгольской армии. Обширные территории, завоеванные к западу от Монголии, были поделены между старшими сыновьями, причем каждому из них было пожаловано только по 4 тысячи человек из регулярной армии. Улус третьего сына Чингисхана, Угедея, находился в пределах Эмиля и Кобаха. Владения Чагатая, вторового сына Чингисхана, простирались от Южного Алтая до Аму-Дарьи и «от области уйгур до Самарканда и Бухары», т.е. включали Восточный Туркестан, большую часть Семиречья и Маверанарх. По Джамалю Карши, область, составлявшая основную часть владении Чагатая, называлась Иль-Аларгу; главным городом ее был Алмалык. Удел старшего сына Чингисхана, Джучи, по словам Джувайни, занимал обширные земли к западу от Иртыша и от границ Каялыка (в Семиречье) и Хорезма до мест Саксин и Булгар, вплоть до тех пределов, куда доходили копыта монгольских коней.
Таким образом, территория Казахстана вошла в состав трех монгольских улусов: большая часть - степные просторы севера страны и вся местность от верховьев Иртыша к озеру Ала-Куль и дальше на запад к Или и Сырдарье входила в состав улуса Джучи, Южный и Юго-Восточный Казахстан - в улус Чагатая, а северо-восточные земли - в улус Угедея. Для нашей темы, наибольший интерес представляет улус Джучи, поскольку именно на этой территории складывалась и развивалась казахская государственность.
Все три царевича, в качестве наместников отца, осуществляли свою власть в местности, составлявшей их удел, строя дороги, возводя мосты и подавляя то и дело вспыхивающие мятежи. Уделы должны были служить для них только источником дохода и оставаться подчиненными главе империи.
Личность Чингисхана. Монголы побеждали противников не количеством, а качеством. В армии Чингисхана была высокая организованность и железная дисциплина. Плюс к этому высокий талант военоначальника. Об этом Эрежен Хаара-Даван в своей книге «Чингисхан как полководец и его наследие» (Белград, 1929г.) пишет: « Чингисхан без сомнения был величайшим военным гением и вождем в истории. Александр Македонский и Цезарь кажутся незначительными в сравнении с ним.» Здесь хочется отметить не талант завоевателя, а его вклад в мировою цивилизацию, как неординарной личности, как творца нового, неизведанного.
В европейской историографии долгое время господствовала традиция изображать Чингисхана, как кровожадного деспота и варвара. Действительно, он не получил образование и был неграмотным, но сам факт создания им и его наследниками империю, объединившей четыре пятых Старого Света от устьев Дуная, границ Венгрии, Польши, Великого Новгорода до Тихого Океана, и от Ледовитого Океана до Адриатического моря, Аравийской пустыни, Гималаев и гор Индии, свидетельствует, по крайней мере о нем, как о гениальном полководце и расчетливом администраторе. Просто завоеватель, террорист и разрушитель, каким представляли Чингисхана, вряд ли мог достигнуть такого. Ему как полководцу были присуще смелость стратегических замыслов, глубокая дальновидность политических и дипломатических расчетов.
Сила и выдержка были основными чертами характера Темучина. Есть много примеров того, как он сдерживал свой гнев под влиянием рассудочных соображений. Неумолимый к врагам, он всегда отличался щедростью и гостеприимством к своим друзьям и сторонникам. Для своих подданных Чингисхан никогда не был ни деспотом, ни тираном. Напротив, при всей своей жесткой требовательности, он оставался для монголов великодушным и мудрым правителем. В его владениях всегда царил строгий порядок. Убийства, грабежи, ложь и предательство в среде монголов были при нем крайне редким явлением. В людях он превыше всего ценил прямоту, верность, а также отвагу и ум.
Во все годы, даже после того, как его власти покорилась большая часть Азии, Чингисхан вел умеренный образ жизни. Любимым его развлечением до самой смерти оставалась охота. Не меньше чем женщин, он любил лошадей и вино.
Известно, что у Чингисхана было четыре старших жены и по их числу четыре главных ставки. Но кроме них, он имел еще много жен и наложниц. Отдыхая у себя, хан любил видеть красивые женские лица, поэтому при нем всегда находились девицы для разных услуг и оркестр из 17 или 18 красавиц, искусных в игре на разных инструментах. На пирах хана всегда присутствовало много женщин его двора. Но при всем этом женщины никогда не занимали в жизни великого завоевателя большого места, и ни одна из них не могла похвастаться тем, что имеет на него влияние.
Вот такое представление мы можем составить о сложной, но исключительно цельной натуре великого завоевателя, а также о его характере и привычках.
История Золотой Орды. Золотой Ордой в русских исторических сочинениях принято называть ту часть обширной Монгольской империи, которая отошла сыну Чингисхана - Джучи, и была закреплена за его потомками. Известно, что великий завоеватель еще при жизни выделил трех старших сыновей, назначив каждому из них особый удел (инджу), включавший в себя определенное количество кочевых орд (улусов), обязанных поставлять военные отряды, и достаточное для их содержания пространство земли (юрт). Границы юртов поначалу были определены только в самых общих чертах и в дальнейшем уточнялись. Так, Джучи около 1207 г. получил от своего отца так называемые лесные народы, проживавшие от низовьев Селенги до Иртыша. На берегах Иртыша, по свидетельству Рашид ад-Дина, находилась и главная орда Джучи. Передавая старшему сыну, вероятно по требованию обычая, самую отдаленную часть своих владений, Чингис хан заранее присоединил к его улусу все земли, которые еще предполагалось завоевать на западе. Наиболее крупное приобретение при жизни самого Джучи было сделано в 1223 году, когда были покарены половцы (кыпчаки) и в состав его улуса вошла большая часть Дешт-и-Кыпчака, половецкой степи. Исход войны тогда решился в известной битве на Калке, в которой кроме половцев принимали участие многие русские князья. Сам Джучи умер в 1227 году, чуть раньше своего отца. Перед смертью Чингисхан объявил ханом Дешт-и-Кыпчака сына Джучи, Бату. В состав улуса Бату тогда входили северная часть Семиречья, киргизские степи, Хорезм и Мазандаран.
Курултай 1229 года установил западные границы его владений по реке Яик (Урал), а по решению курултая 1235 года, в состав улуса Бату были включены поволжские степи и Волжская Булгария. На последнем курултае был окончательно решен вопрос о походе в Восточную Европу. Бату был поставлен во главе монгольского войска, а в помощники ему был дан старый полководец Субэдей. Кроме собственных войск Бату, в походе приняли участия многие монгольские царевичи, в том числе сыновья великого хана Угэдея, так что сил у него было больше чем достаточно.
Поход Бату хана в Восточную Европу (на Русь). После похода Джебе и Субэдея в 1223 году, монголы послали еще новые войска в 1229 году на Волгу. Это предварительный, разведывательного характера поход. Монголы успели собрать необходимые им сведения о Восточной Европе.
Поход Бату в Европу (1236-1242г.г.) был, таким образом, хорошо продуманным военным и политическим предприятием.
Великий западный поход начался в 1236 году с нападения на Волжскую Булгарию. Субэдей взял город Булгар и истребил многих жителей. Вслед за булгарами были покорены другие поволжские народы: башкиры, мордва, буртасы, марийцы и др. Со среднего течения Волги через глухие леса Бату хан двинулся на Русь.
16 декабря 1237г. татары обложили Рязань. Шесть дней держались защитники города. На седьмой день город пал. Жители были частью перебиты, частью сожжены. Убит был и князь Юрий Игоревич.
После взятия Рязани Бату пошел на Коломну, затем без труда овладел Москвой и разграбив имевшиеся там товарные склады монголы повернули к городу Владимиру и 3 февраля 1238 года за четыре дня взяли город. В 1238 году 4 марта на реке Сити началась битва между войсками Суздальского князя Юрия и монголами. Битва окончилась полным поражением и почти поголовным истреблением суздальской рати с ее великим князем Юрием.
После победы монголов на Сити быстро пали города Торжок и Тверь. Бату шел на великий Новгород, однако наступившие признаки близкой оттепели побудили его, в конце марта, не дойдя до Новгорода верст 200, повернуть обратно на юг (леса, болота).
Обратный путь Бату шел на юго-восток, через город Козельск, задержавший его на семь недель. Козельск оборонялся мужественно и пал лишь после того, как стены его были разрушены и защитники, продолжавшие упорно сражаться и после этого, были перебиты, успев, однако нанести противнику значительные потери.
Недалеко от этого места кончалась граница русской земли, и начинались владения кыпчаков (половцев). Половецкий хан Котян был разбит и с остатками своих войск ушел в Венгрию. Монгольская армия удалилась за Волгу. Так закончился первый поход Бату на Русь.
Второй поход Бату на Южную Русь (1239-1240). Нельзя не отметить того обстоятельства, что более трудную часть своего плана Бату успел осуществить во время своего первого похода, когда монгольскому войску удалось разгромить Владимиро-Суздальское княжество и лишить его возможности объединиться с Новгородом. Южная Русь в военном отношении была в это время слабее северной.
В 1239 году Бату направил свои главные силы на юг, на левую сторону Днепра. Он совершил нападение на Переяслав - Южный, Чернигов, Глухов; его полчища вторглись в Мордовскую и Муромскую земли, достигли реки Клязьмы.
В 1240 году 9 мая монголы подступили к Киеву («Матери городов русских»). После того как киевляне убили монгольских послов, начался штурм. Киев пал и был разорен дотла. Защитники города и многие жители были истреблены, тысячи киевлян захвачены в плен и уведены в рабство. Бату не разрешил убить раненного воевода Дмитра «мужества ради него». Киевский князь Михаил оставив город, бежал в Венгрию.
С взятием Киева начался поход захватчиков в Западную Европу. Весь их путь до Карпат проходил с боями. Если свежим силам Бату 1236-1238 г.г. понадобилось всего 43 дня, чтобы пройти от Рязани до Владимира, то теперь от Киева до Карпат монголы пробивались в течении четырех месяцев. И на этот раз борьба на Руси способствовала серьезному ослаблению сил монголо-татарских завоевателей и тем самым серьезно облегчила оборону Западной Европе. Так завершилось покорение русской земли.
Разгромив русских князей, обложив их данью и принудив к полной покорности, Бату приступил к завоеванию остальной Европы (Западной, Юго-Западной Европы).
На военном совете, собранном Батыем по достижении монгольской армией Карпат, вожди решают вопрос о дальнейшем наступлении на Европу.
В 1240-1242 годах войска Бату опустошили Польшу, Венгрию, Далмацию, Валахию, Чехословакию, Трансильванию, Германию, Молдавию и т.д. После завоевания Европы Бату возвратился в Дешт-и-Кыпчак. Согласно академику В.В Бертольду, дальнейший поход на запад Бату прекратил от части из-за ссоры царевичами Гуюком (сын Угэдэя) и Бури (внук Чагатая). От части из-за известия о смерти великого хана Угэдэя.
В результате монгольских походов на огромной территории Дешт-и-Кыпчак образовалось большое государство в 1243 году, именуемое в восточных источниках Улусом Джучи, или Синей Ордой. В русских летописях государство это называется Золотой Ордой, хотя до сих пор не выяснено, как и почему возникло это название.
С именем основателя золотоордынского государства хана Бату связана закладка крупного города – Сарай Бату, ставшего до Узбек хана столицей Улуса Джучи. Оба города Сарай–Бату и Сарай–Берке сыграли в истории Золотой Орды крупную роль, они стали ремесленно-торговыми, культурными центрами.
Точные границы этой огромной империи установить затруднительно, особенно по линии обширных степей, составлявших основную часть джучиева юрта. На северо-востоке в состав Золотой Орды входил Булгар, на севере граница проходила по русским княжествам. На западе ей принадлежали степи от Днепра и дальше до берегов Дуная. На юге Орда владела с одной стороны Крымом и его приморскими городами, с другой Кавказом до Дербента, а также северным Хорезмом с городом Ургенчем. На юго-востоке граница шла по реке Сары-Су вплоть до озера Балхаш. На востоке границы улуса проходили по Иртышу и включали в себя всю Западную Сибирь.
Государственное устройство Золотой Орды. Золотоордынское государство можно рассматривать как феодальную монархию, где ханская власть была властью кочевых, полукочевых и оседлых феодалов Дешт–и–Кыпчак (Нижнее Поволжье, Крым и Хорезм). Все крупные должности занимали члены ханской династии (военные и гражданские). Крупные должности: огланы правого и левого крыла, темники, наместники, отдельных частей государства. Высший государственный орган был курултай, на котором решались все важные вопросы.
Как у Чингисхана у ханов Золотой Орды была гвардия из феодально-аристократической верхушки, называвшаяся кэшик. В Золотой орде была особая должность войскового бакаула. В его обязанность входило: распределение войска, отправление отрядов, правильное распределение добычи согласно монгольским обычаям. Эмиры, темники и тысячники должны были повиноваться бакаулам. Бакауле полагалось значительное содержание. Бакаулы были при каждом тьме (тумен) по своему значению.
Следующими за военными чинами (темники, тысячники) стояли должности по гражданскому управлению, имевшие своей функцией главным образом сбор всяких повинностей с населения. Если военная власть в Золотой Орде была четко отделена от гражданской, то этого нельзя сказать про административный аппарат. Одно и то же лицо могло ведать управлением данной области и в то же время собирать налоги от населения.
Золотая Орда и другие монгольские улусы, свою центральную и областную власть строила на сочитании монгольских обычаев и административной практике покоренной страны. В источниках по истории Золотой Орды встречается термин «визир». Термин «визир» встречается как в арабских, так и в персидских источниках.
Самой высокой должностью считалась визир. Визир должен был наблюдать за всеми диванами, особенно за диваном государственной казны, также вести надзор за кархан (ханская мастерская) конюшней и кухней. Внешним выражением власти визира была золотая чернильница, красная печать и усыпанный драгоценными камнями пояс.
В Золотой Орде имелись два высших административных чина: “даруга” и ”баскак” – собиратели дани.
Важное место в системе управления занимал канцелярии. В центрах государства у хана были диваны; (сколько их было неизвестно). В диванах были секретари, которые назывались битикчи (писцы). Наиболее важным был диван, ведавший всеми доходами и расходами. Кроме главного битикчи были еще битикчи в рядовых диванах.
В административной и политической жизни Золотой Орды издавались указы. Указы эти назывались ярлыками.
Вопросами организации суда в Золотой Орде не посвящалось ни одной специальной работы. Первое время, до принятия ислама верхами общества и до мусульманизации монгольской власти, судебные порядки покоились целиком на Ясе (на «неписанном» монгольском праве) в делах, касающихся самих монголов. Яса не переставала действовать в определенных случаях гражданской жизни и в период исламизации, когда часть дел отошла к представителям шариата.
В административной и политической жизни Золотой Орды издавалось много правительственных повелений-указов общегосударственного и частного характера. Указы эти в монгольское время именовались на территории всех монгольских государств ярлыками. Ярлыки были разные, они выдавались на управление «знатным султанам, эмирам и меликам по делам владений»- для них была установлена большая тамга из яшмы. Ярлыки «по делам средней важности» получали большую тамгу из золота, но меньше тех, которые были из яшмы. Ярлыки по военным делам получали также большую тамгу из золота, только с тем отличием, что на ней изображали - «лук, булаву и саблю» по окружности тамги.
В источниках наряду с ярлыками говорится и о золотых пайцзах, которые были знаком очень высокого почета, но и давали ряд существенных привилегий. Пайцзы представляют собой дощечки - золотые, серебряные, чугунные, бронзовые и даже деревянные с определенной надписью, выдаваемые как своеобразные пропуска и мандаты, по которым обладателям их предоставляли все необходимое при передвижении (в пути) – лошадей, повозки, помещения, пропитание и т. д. Марко Поло в своих знаменитых воспоминаниях рассказывал о золотой пайцзе, которая была вручена его отцу, дяде и ему самому, следующее: «Было на ней написано, чтобы во всех странах, куда придут три посла, давалось им все необходимое, и лошади, и провожатые от места к месту».
Социально–экономическая жизнь Золотой Орды в (XIII – XIV в. в.) Золотая Орда рассматривалась как улус дома Джучи, все население – кочевое, сельское и городское, считалось принадлежащим дому Джучи во главе с ханом.
Территория улуса, т.е. юрт, была распределена между “царевичами” ханского дома. Царевичи и нойоны были крупными гражданскими и военными чиновниками (темниками, тысячниками, сотниками). Кочевое хозяйство развивалось в условиях феодальных отношений, где пастбища строго распределялись между отдельными феодалами. Вот что пишет об этом Плано Карпини : «Никто не смеет пребывать в какой-нибудь стране, если император не укажет ему. Сам же он указывает, где пребывать царевичам (вождям), вожди же указывают темникам, тысячники сотникам, сотники десятникам». Здесь мы видим иерархически-феодальное распределение кочевий между самими феодалами.
Когда говорим о социальном положении кочевой феодальной Монголии, надо знать об основной зависимой единице кочевого хозяйства Золотой Орды - аиле.
Аил – кочевая семья, индивидуально ведущая свое ханство, на которой держится весь степной феодальный строй. Аил кочует на отведенных ему господином (хан, царевич, нойон, бек, темник, тысячник, сотник и другие) пастбищах, несет для него разные службы на условиях натурального хозяйства. Мужчины делают луки и стрелы, изготовляют стремена и уздечки и делают седла, строят дома и повозки, караулят лошадей, овец и коз, и доят кобылиц, делают мешки, охраняют также верблюдов и вьючат их. Обязанность женщины состоит в том, чтобы править повозками, ставить в них жилища и снимать их, доить коров, делать масло и курт, приготовлять шкуры и сшивать их. Охота в хозяйственной жизни татар Золотоордынского государства важная отрасль.
Кочевое хозяйство, кочевой быт играли в жизни Золотой Орды огромную роль, для скотоводства большие необитаемые земли являются главным условием. Эти необитаемые земли татары и нашли в пределах между Волгой и Днепром, и даже Дунаем. Здесь, за пределами небольших земледельческих районов по берегам рек,
монголы и вели кочевое хозяйство, монголы были только меньшинством в составе кочевого населения Золотой Орды. Основной массой кочевников оставались кыпчаки.
Монголы среди кыпчакского мира были лишь привилегированным господствующим слоем.
Немалую роль в хозяйстве Золотой Орды играла и рыбная ловля, как по Волге, устью Камы, низовьям Амударьи, Яику, так и по берегам Каспийского и Черного морей.
Несмотря на наличность большого количества источников о Золотой Орде, вопросы ее социальной истории, за редким исключением, мало исследованы. Кое-что можно найти в труде И. Березина “Очерк внутреннего устройства Улуса Джучиева”.
Золотая Орда – общество не только кочевое, но и оседлое, с пестрым этническим составом, где сами монголы являлись меньшинством, что постепенно утеряли даже свой язык. Улус Джучи был собранием родов, племен, народов, подвластных всему дому Джучи. Родственники Бату получили в удел целые области Золотой Орды. Ногай правил западными улусами всего Причерноморья, а Шейбан ведал восточной частью Дешт–и–Кыпчака. Несомненно, что члены ханского дома были самыми крупными феодалами.
В своих владениях члены ханского дома являлись крупными собственниками и правителями и держали себя почти как самостоятельные государи. В этом отношении наиболее яркой фигурой является Ногай, который, в течение почти полустолетия причинял много хлопот золотоордынским ханам и которого некоторые ученые готовы были считать за вполне самостоятельного хана. Члены ханского дома (рода) играли при дворе огромную роль, определяя всю внутреннюю и внешнюю политику. Ниже членов ханского дома стояли крупные беки (тюркский титул) и нойоны которые составляли главные кадры крупных полукочевых феодалов. И. Березин с своем “Очерке внутреннего устройства Улуса Джучиева” дает полную номенклатуру (социальную группу) монголов: это огланы, беки, улусные беки, нойоны и тарханы. К тарханам относились не всегда крупные феодалы, среди них были люди среднего достатка, но они освобождались от налогов и податей.
Трудовое население в золотоордынском государстве находилось в зависимости от ханов, членов ханского дома и вождей, т.е. феодалов, и положение их было исключительно тяжелым. Подвластное хану население во время военных походов обязано было поставлять войнов. Особенно обременительными для населения были налоги. В земледельческих районах полагалось взимать одну десятую часть («калан») уражая, а кочевые монголы – платили («копчур») - налог с пасшихся стад в размере 1 % (одну голову со ста голов). Однако в действительности сборщики налогов брали с населения больше и наживали на этом огромные богатства. Кроме того, тяжелым бременем ложилась на плечи населения воинская повинность. Население обязано было содержать за свой счет в городах многочисленные гарнизоны. Наряду с этим ханы раздавали представителям местной феодальной знати особые ярлыки на право сбора в свою пользу чрезвычайных всевозможных налогов.
Особо стоит вопрос о рабах и их месте в социально-экономической жизни Золотой Орды. Количество рабов в Золотой Орде было велико, но рабы эти не составляли основы производства, по происхождению были главным образом из военнопленных, употреблялись во всех видах работ, как и всюду на Востоке, занимал немалое место в домашнем хозяйстве кочевых, полукочевых и оседлых феодалов.
Совершенно особое положение по сравнению с другими странами Востока занимала монгольская женщина. Известный арабский путешественник Ибн-Батута, проехавший в 30-х годах XIVвека в Дешт-и-Кипчах, в своих заметках пишет: “В этом крае я увидел чудеса по части великого почета, в каком у них женщины. Они пользуются большим уважением, чем мужчины.” Это понятно, в системе кочевого хозяйства женщина не могла быть совсем изолирована от процесса общественного производства.
Об участии женщин из ханского дома в политической жизни государства рассказывает Плано Кирпини. Когда он был у великого хана Гуйюка, то видел как ходили представляться к ханше, матери Гуйюка, которая даже от своего имени посылала гонца к русскому князю Александру Ярославичу. Также монгольские женщины принимали активное участие в курултаях.
Ослабление и распад Золотой Орды.
До XIV века границы Золотой Орды включали в себя не только земли юго-восточной Европы от Днепра на восток, считая Крым и Булгар, но и Среднее, и Нижнее Поволжье, Южный Урал, Северный Кавказ до Дербента, северный Хорезм и земли в бассейне нижней Сырдарьи и Аральского моря до рек Ишима и Сары-Су.
Таким образом, до начала XIV века территория Золотой Орды совпадала с теми землями, которые понимали мусульманские источники под термином «Улус Джучи». Однако с начала XIV века Улус Джучи распался на два государства – Кок Орда и Ак Орда, из которых последняя была в вассальной зависимости от первой.
В Ак Орду входили упомянутые выше земли в бассейне Сырдарьи, а так же степи и города на северо-востоке от Аральского моря и до рек Ишима и Сары-Су. После отделения Ак Орды термин Золотая Орда применяется главным образом к землям Кок Орды. Итак, Улус Джучи распался на Кок Орду и Ак Орду, каждая из которых имела свою собственную династию из потомков старшего сына Чингисхана - Джучи. С первых лет образования Улуса Джучи и после распада на две указанных орды, согласно персидским авторам XV-XVII в.в., Кок Орда составляла правое крыло (бараункар, онкол) Улус джучиева войска, т.е. поставляла из среды своего кочевого населения все входящие в него тумены, а Ак Орда составляла левое крыло (джаункар, солкол), т.е. поставляла все тумены левого крыла
Высшей точкой военного могущества Золотой Орды было время Узбек хана ( 1312-1342). Его власть была одинаково авторитетна на всех землях его обширных владений.
После смерти Узбек хана положение дел в Улусе Джучи стало постепенно меняться. Твердый порядок начал подрываться династийными распрями, принявшими характер сложных феодальных смут, началась междоусобица, а вместе с ней и распад Золотой Орды.
Первые признаки упадка Золотой Орды появились уже при Джанибек хане (1342-1357г.г.).
Узнав о тяжелой болезни своего отца Джанибека, султан Бердибек, бывший наместником в Азербайджане, поспешил в Сарай, боясь потерять престол. Став ханом, Бердибек приказал казнить всех своих родственников, видя в них конкурентов в борьбе за власть. Однако правление его было недолгим. Через два года он сам был убит. Со смертью Бердибека, последнего хана, династии Бату, стали усиливаться Шейбаниды и Тука-Тимуриды, потомки пятого и тринадцатого сыновей Джучи. Борьба за власть в Золотой Орде превратилось в затяжной период войн, когда за 20 лет (с 1360 по 1380 г.г.) на сарайском престоле сменилось более 25 ханов.
Итак, Золотая Орда была на грани упадка и феодального распада. Уже давно в недрах феодального общества и Улуса Джучи протекал незримый процесс нарастания феодализирующих, центробежных сил. Частые неурядицы, при дворе и среди полукочевой и оседлой знати в периоды наибольшего могущества Золотой Орды явно указывают на глубокие противоречия в среде золотоордынского государства и общества. Золотоордынская власть держалась по существу на одном только насилии.
Золотоордынская междоусобица в 1359-1461 г.г. достигла своего апогея. Наряду с претендентами из дома Чингизидов появляется претендент на власть из среды военной монгольской аристократии. Таким лицом и был известный золотоордынский эмир Мамай. Он играл в Золотой Орде при Бердибеке большую роль, управлял всеми его делами и был женат на его дочери. Восстав против ханской власти, Мамай объявил ханом Авдуллу из потомков Узбек хана. Хозяином положения в Орде стал Мамай, который, не будучи чингизидом, не мог принять ханского титула и удовлетворился фактической властью, а для декорации завел себе в лице Авдуллы (Абдаллаха) подставного хана. Согласно русским источникам (Никоновская летопись), произошло это в 1362 году.
Углубившаяся смута росла вширь. От золотоордынского государства начали отпадать целые области. В 1362 году ордынский князь Булат-Темир взял Болгар. Отпадение Болгар, вместе с захватом в руки Булат-Темира волжского торгового пути, нанес конечно тяжелый удар единству Золотой Орды, а Северный Хорезм с городом Ургенчем при хане Муриде совсем оторвался от Золотой Орды и под властью местной династии Суфи из племени кунгратов вел независимую политику.
Распад Золотой Орды. Во второй половине XIV- начале XV вв. Золотая Орда от смуты и политической анархии, почти хаоса, все больше теряла свои позиции в оседлых, земледельческих районах. Хорезм при Улугбеке, второй раз ушел из рук золотоордынских ханов, и на этот раз навсегда. Хорезм был богатейшей и культурной областью с высокоразвитым сельским хозяйством, большими торговыми городами и, главное, с огромной местной и транзитной торговлей. Через Хорезм проходили караванные пути в Среднюю Азию, Иран, Монголию и Китай. Переход Хорезма в руки Тимуридов ставил крест на той торговле, которую, по-видимому, собирался возродить Едигей.
В связи с падением городской жизни и упадком земледелия в культурных областях, не мог в эти годы не усилиться и кочевой сектор золотоордынского государства. Именно в этой обстановке и подняли вожди отдельных мелких монгольских улусов. Центробежные силы в степи осуществлялись, прежде всего, через стоящих во главе их царевичей чингизидова рода.
Пока в Золотой Орде была твердая власть ханов, население более или менее знало тяготы и платежи. В период же смута и феодального хаоса никто не знал, что, когда и кому он должен платить. Земледельческие области переходили из рук в руки. Междоусобная борьба разрушала производительные силы, население беднело, продукция труда крестьян и ремесленников уменьшалась, а требования сменяющихся правителей росли. А между тем экономика переживала кризис.
Феодальные усобицы и отсутствие внутренних экономических связей, а также усиление борьбы за независимость угнетенных народов - все это делало неминуемым распад Золотой Орды.
В первой половине XV в. т.е. в 1445 году во главе с Улуг-Мухаммедом в болгарской области было образовано Казанское ханство, а 1449 году образовалось Крымское ханство во главе с Хаджи-Гиреем. Так или иначе мы видим отпадение от Золотой Орды двух наиболее богатых и культурных областей - Крыма и Болгара. Основание Крымского и Казанского ханств означало, что Золотая Орда превращалась почти целиком в кочевое государство.
В середине XV века в Нижнем Поволжье, с центром в Астрахани выделялось третье ханство (Астраханское ханство). На территории Западной Сибири во второй половине XV века выделилось Сибирское ханство.
В результате распада Золотой Орды на территории Казахстана также появилось несколько феодальных владений. В середине XIV века фактически обособилась от Золотой Орды Ак Орда. Правители Ак Орды Ерзен хан(Орда Ежен), Мубарак-Ходжа, Урус хан обустраивали Сыгнак, Сауран, Отрар и др. города. Еще с конца XIV века между Иртышем и Волгой кочевала Ногайская Орда. На территории Ак Орды, Ногайской Орды и Узбекского ханства жили родственные племена - канглы, конраты, кипчаки, найманы, мангыты и др. Основным занятием их было кочевое скотоводство. Племена эти были очень близки между собой по уровню экономического и культурного развития.
Итак, золотоордынское государство распалось в XIV-XV в.в. Это было обусловлено отсутствием: 1) экономического единства, 2) феодальными раздорами, 3) борьбой за власть между потомками Чингисхана, 4)обострением противоречия между кочевой знатью и оседлой торговой верхушкой городов и земледельческих регионов. Значительно ускорила распад Золотой Орды Куликовская битва (1380 г.), где русские нанесли крупное поражение золотоордынскому войску.
Положение Казахстана в конце XVII - начале XVIII века
Вторую половину XVII и первую половину XVIII века не зря называют сгустком казахской истории. Этот период был едва ли не самым тяжелым временем в истории казахской нации и вошел в народное сознание как период великих бедствий и страданий, связанных с нашествием джунгар.
Внутриполитическое положение Казахского ханства в конце XVII- начале XVIII веков было сложным. Характеризовалась политической раздробленностью и хозяйственным упадком. Производительные силы казахского общества развивались очень медленно, производственные отношения по-прежнему являлись патриархально-феодальными. Пережитки патриархальщены пронизывали все поры хозяйственной и социальной жизни народа. Феодальная собственность на землю находила свое выражение в праве феодалов распоряжаться кочевьями, присваивать лучшие из них, хотя по форме землепользование было общинным. Объектом частной собственности и средством феодальной эксплуатации был также скот. Крупные феодалы, по свидетельству источников, обладали стадами в несколько десятков тысяч голов.
Верховным распорядителем всех земель в ханстве по-прежнему считается хан. В казахском ханстве имело место земельное пожалование, которое преобретало наследственное право - сойургал. Скотоводы платили налог - зякет, делали подношение мясом - согым, сыбага. Земледельцы вносили бадж, харадж (налоги). Простые люди привлекались к общественным работам - мардикар. Принимали на постой войска - каналга, а также знатных людей - жамалга. Собирался натуральный сбор для снабжений войск - тагар. Мусульманское духовенство владело вакфными землями.
Казахское общество состояло из двух основных социальных групп, различавшихся не столько по экономическим, сколько по политическим и правовым признакам. Это ак суек - белая кость, к ней относились только чингизиды - потомки Чингисхана и ходжи - потомки пророка Мухаммеда. Остальные группы принадлежали к кара суек - черной кости.
Управление казахским обществом осуществлялось ханом через султанов и правителей родов (биев), которые «собирались осенью, в одно место, в середине степи для рассуждения о делах народных», как гласит один из пунктов « Жеты Жаргы»
Система государственного управления была основана на обычном праве (адат). Наряду с нормами адата в системе феодального правопорядка действовали нормы мусульманского права (шариат). Составленный при Тауке хане в конце XVII века свод законов «Жеты Жаргы» юридически закрепил социальные и правовые нормы казахского общества того времени, направленные на укрепление государственной власти, а также власти феодальной верхушки.
Экономический базис казахского общества – кочевое скотоводство - в значительной степени препятствовал созданию предпосылок для развития и упрочнении государства на всей территорий ханств. Постоянные перекочевки населения сдерживали развитие контактов между отдельными племенами и родами. В силу объективных причин обусловленных природой кочевого общества, между казахскими жузами политико-экономические связи были слабы.
В конце XVII - начале XVIII века Казахское ханство, объединенное под началом видного государственного деятеля, полководца Тауке хана (1680-1718), занимало важное место в системе международных отношений в Центральной Азии. Тауке хану удалось добиться временного прекращения родоплеменных раздоров и восстановить территориальное единство казахской государственности. Однако, смерть хана Тауке, усилила действия центробежных сил, а его наследник султан Каип не обладал качествами, необходимыми для государственного деятеля и был не в состоянии сохранить единство трех жузов. У каждого жуза появились свои
ханы: в Старшем жузе - Болат хан, в Среднем жузе - (Шахмухамед) Семеке хан, в Младшем жузе - Абулхаир хан (1718-1748), а в Ташкенте ханом стал Жолбарыс.
Так начался процесс распада казахского ханства.
Еще более тяжелым было внешнеполитическое положение Казахского ханства. С запада на казахов совершали набеги волжские калмыки, с северо - сибирские казаки, между ними действовали башкиры, с юга существовала постоянная угроза от среднеазиатских государств.
Об этой сложной исторической эпохе Ч.Уалиханов писал: « Джунгары, волжские калмыки, яицкие казаки башкиры с разных сторон громили улусы казахов, угоняли скот и уводили в плен целыми семействами.».
В первой четверти XVIII века наибольшая угроза для казахов нависла со стороны Джунгарского ханства, достигшего в 20-х годах наибольшего упрочнения своего потенциала, политического веса в Центрально-Азиатском регионе.
Стратегическая цель джунгарских правителей была - подчинение огромных просторов Казахстана.
И так, отсутствие устойчевых политических и экономических связей между жузами, междоусобица казахской феодальной верхушки обрекали народ на величайшие бедствия и лишения.
Усиление джунгарской агрессии. «Годы Великого бедствия»
Джунгарское ханство(1635-1758). Феодальное государство ойратов в Джунгарии (часть территории современного Северо-Западного Китая). В период Монгольсокй империи ойраты входили в состав левого крыла войск Чингис хана (зуунгар; отсюда - Джунгария, джунгары). Сложилось ханство в 1635 году в результате объединения ойратских княжеств - правителя Чоросского княжества Хара-Хулой и его сына Батуром хунтайши.
При Батуре хунтайши (правил в 1635-1660 гг.) внутреннее положение ойратского ханства окрепло. В 1640 году в Джунгарии по инициативе Батура хунтайши состоялся съезд ханов, князей и представителей ламаистской церкви всех ойратских, монгольских и калмыкских земель. Этот съезд утвердил так называемый Монголо-ойратские законы (« Цааджийн-би-чиг» - «Степное уложение»), имевшие целью объединить силы для отражения внешней угрозы (главным образом со стороны маньчжурских завоевателей, развивавших экспансию против Монголии и Китая), и демонстрирующие их мощь и величие. С первых десятилетий XVII века соотношение сил между Казахским ханством, раздираемым междоусобицами, и Джунгарским ханством, объединенным в единый союз, складывалось не в пользу первого.
Усиление Джунгарской агрессии. Вторжение джунгар в Казахстан шло медленно и постепенно, столкновения сменялись перемириями, в том числе и подчинением калмыков власти казахских ханов. Например, Тауекель называл себя ханом «казахским и калмыкским».
При хунтайши Батуре противоречия между джунгарами и казахами переросли в непрерывные войны. Батур совершил несколько завоевательных походов против казахов. После его смерти в Джунгарском ханстве начались смуты, но с приходом к власти хунтайши Галдан-Бошоктау (1670-1697 гг.) походы эти возобновились. А после прихода к власти хунтайши Цеван-Рабтана (1697-1727 гг.) началась полоса кровавых драматических событий.
Походы джунгарских войск 1711, 1715, 1717, 1718, 1719 гг. показали пагубность родоплеменных распрей, внутри феодальных раздоров перед лицом нараставшей из года в год агрессивной угрозы.
Наиболее крупное нашествие джунгар на Казахское ханство началось в 1710 году. Эта угроза способствовала тому, что осенью 1710 года в районе Каракумов Тауке ханом был созван курултай представителей казахских жузов. Основным вопросом на курултае был вопрос о создании единого ополчения против джунгар. Сторонниками объединения ополчений родов и жузов были батыры Канжыгалы Богембай, Шакшак Жанибек, Тамма Есет. Среди них выделялся Богембай-батыр, он был избран предводителем казахского ополчения. Объединение усилий всех казахских жузов имело свои результаты. Отряды народного ополчения дали отпор джунгарам, отбросили их на Восток и возвратили утраченные кочевья. Но раздробленность жузов все же брала верх. Это вело к несогласованности действий, соперничеству группировок. И уже в 1713 году джунгары вновь вторглись в Казахское ханство, то же произошло и в 1716 году. В 1717 году в верховьях реки Аягуз состаялось трехдневное сражение, закончившееся поражением казахов. В 1718 году джунгары предприняли стремительный поход через Семиречье к рекам Арысь, Бугун, Чаян. Их целью было захватить ставку казахских ханов - Туркестан.
«Годы Великого бедствия». В 1722 году после смерти цинского богдыхана Канси (Юнь-чжена), длительное время воевавшего с ойратами, на границе с Китаем установилось некоторое затишье, что дало возможность Цеван-Рабтану нанести новый мощный удар по Казахстану, и весной 1723 году был осуществлен спланированный завоевательный поход, который вошел в историю казахского народа как «Годы Великого бедствия».
В 1723 году ситуация в казахско-джунгарских отношениях резко изменилась к худшему. Джунгары обезопасили себя с востока и воспользовавшись раздробленностью казахов, двинулись всей своей мощью на них. Весной 1723 году с 70 тыс. войском джунгары через горы Каратау вторглись в долину р. Талас. Казахи в это время не ждали нападения, они готовились к откачевке с зимних пастбищ. Основательно подготовленное джунгарское войско во главе с бахадуром Хуно Дабо и военоначальником Амурсаной, наступая через Алатау, наголову истребили мужчин и женщин, а девушек увели в плен. Население Старшего и Среднего жузов, оставив скот и имущество, отправилось скитаться в Самарканд и Ходжент; Младшего жуза в Хиву и Бухару. Джунгары оставили после себя только груды мертвых тел невинных людей. В 1724-1725 гг. джунгары захватили Туркестан иТашкент, разрушая эти города, погибло две трети всего народа. Успех этого крупного натиска джунгаров внезапностью, но и военной подготовкой. Безусловно, джунгары удачно выбрали момент, когда казахи находились еще в своих зимних стоянках и не смогли быстро сформировать ополчение. Джунгарская армия была хорошо вооруженной и опытной в боевых сражениях. Армия была укомплектована не только ружьями, но и пушками, за плечами калмыкских войнов был опыт многолетней войны против китайских войск.
Названные в истории «Годы Великого бедствия» принесли страдания, голод, разрушение материальных ценностей, нанесли невосполнимый урон развитию производительных сил: тысячи мужчин, женщин и детей были угнаны в плен. Многие казахские племена под напором джунгаров вынуждены были покинуть веками насиженные места, что повлекло «Неменуемое разорение и гибель…Нищета и страдания сделались всеобщими, иные умирали с голоду…» Начались «Годы Великого бедствия»- «Ақтабан шұбырынды? Алқакөл сұлама», что означает « Брели, пока не забелели подошвы,упав без сил, лежали вокруг озера» тогда то родилась старинная казахская песня-плачь (жоқтау) «Елимай» («О, народ мой!»), как символ народной скорби об этой трагедии.
Оснавная причина столь тяжелой катастрофы заключалась в самих казахах. Казахское ханство, несмотря на нависающую угрозу независимости, долго оставалось раздробленным госудаством. Внутри политическое положение ханства в конце XVII- начале XVIIIвв. было сложным. Реформы Тауке хана, направленные на централизацию власти, проведенные в конце XVII века, и закрепленные в решениях казахского сейма 1710 года были хороши только тогда, когда в обществе имелась сильная, авторитетная фигура хана, способного в ответственный момент брать в свои руки бразды правления. К сожалению, после смерти Тауке в системе верховной власти, в кругу чингизидов не оказалось сильной личности. Попытки Кайып хана и Абулхаира организовать сопративление против джунгар не давали результатов. Вероятно, между обоими правителями были некоторые противоречия и несогласованность, в обществе преобладали центробежные силы и действия