Происхождение человека (антропогенез).

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 23:03, реферат

Описание

Эпоха древности (первобытнообщинный строй) – первая стадия исторического развития человеческого общества, охватывающая период от времени и появления человека до начало возникновения государств на территории Казахстана.
Эпоху древности археологи делят на эпохи: камня, бронзы и железа. В основу археологической периодизации положен основной материал, из которого изготовлялись орудия труда и предметы быта.

Работа состоит из  1 файл

ВСЯ ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА.doc

— 1.30 Мб (Скачать документ)


 

Образование государство Хунну.

Хозяйство. Социальное устройство.По рассказу Китайского историка Сыма Цяня (135-67 гг) радикальное изменение общей ситуации в Центральной Азии произошло в «период воюющих царств», т.е. 403 – 221 гг. до н.э. Эти изменения связаны с образованием первой кочевнической империи в Центральной Азии, которая была создана племенным союзом хунну или гуннов. До поселения хунну в Центральной Азии жили сильные племена жунов и юэчжей -восточноскифские (сакские) племена, они занимали огромную территорию от Тянь-Шаня до Центральной Монголии, и вот вместо прежних жунов на севере и западе появляются сильные объединения кочевых племен Сюнну, т.е. хунну.

Первое упоминание хунну в письменных источниках относится к 822 году до н.э., когда хунну совершают грандиозный поход на Китай. В ІІІ в. до н.э. хунские нападения на Китай усиливаются, что заставило китайских императоров построить Великую стену. Хунну в этот период представляли собой союз родственных родов, возглавляемых, выборным вождем (шаньюем).

В 209 году до н.э. сын вождя Тоумана (Тумана) Маодунь (Моде) объявил себя сенгиром – «высочайшим» - шаньюй. Посмотрим, как пришел Моде к власти.

Шаньюем у гуннов был Тоумань. Он имел двух сыновей от разных жен. Для того, чтобы сделать наследником младшего, сенгир (шаньюй) решил избавиться от старшего и отправил его заложником к юэчжам. Затем Тоумань напал на юэчжей. Но Моде ( Маодунь) не погиб, он украл коня и ускакал к своим. Отец дал ему под начало отряд. Маодунь обучал воинов, приказал им стрелять туда, куда летит его «свистунка – стрела» (боевые стрелы гуннов снабжались костяными шариками с отверстиями – сотни свистящих стрел наводили ужас на врагов и пугали их коней).

Вскоре Маодунь пустил стрелу в своего любимого и прекрасного коня. Тем, кто не выстрелил в коня он приказал отрубить головы. Некоторое время спустя Маодунь пустил стрелу в свою любимую жену. Он отрубил головы тем, кто не выстрелил. На охоте Маодунь направил стрелу в коня отца, и никто из его воинов не опоздал выстрелить. Следующий раз, когда он пустил свои стрелы в отца, никто из его воинов не дрогнул. Тоумань был усыпан стрелами. Тогда Моде понял, что время настало. Казнив младшего брата, мачеху и всех приближенных отца, Маодунь стал шанюем, и начал активную деятельность по созданию хуннской державы. Правил он в 209-174 г.г. до н.э.

Узнав о событиях в Орде (так называли гунны военный лагерь и княжескую ставку) правитель дунху решил, что смута ослабила гуннов, и потребовал от Маодуня уступить пограничную территорию. Многие старейшины, опасаясь войны, советовали Моде отдать землю. «Крайне разгневанный Моде» ответил: «Земля – основа государства, разве можно отдавать ее!» Всем, советовавшим уступить землю, он отрубил головы. Затем Моде сел на коня, приказал рубить головы каждому, кто опоздает явиться, двинул на восток и внезапно напал на дунху и разгромил их на голову, убил их правителя, угнал людей и скот. Так начались гуннские завоевания.

В 203-202 гг. до н.э. Моде подчинил племена Саян-Алтая и Верхнего Енисея, кыргызов и окончательно установил северные границы своей державы, затем племена лоуфань и байян на юге. Но оставались два главных противника Китай и Юэчжи.

В 202 году до н.э. закончилась гражданская война в Китае. К власти пришла новая династия Хань. Ее основатель Лю Бан (император Гао-ди) стремясь обезопасить границу, зимой в 200 году лично повел войска против хунну. Война между хунну и Китаем закончилась в 188 году поражением ханьских войск. Китайский император Гао – ди попал в окружение у горы Байден. Императора спасло от гибели только обещание заключить с гуннами мирный договор, основанный на родстве, т.е. выдать за Моде принцессу из императорского дома и платить ежегодную дань гуннам.

Самую жесткую войну Маодуню и его наследнику Лаошань шаньюю пришлось выдержать с юэчжами. Борьба длилась четверть века и лишь в 174-161 годы до н.э. они окончательно разгромили юэчжи, а из черепа вождя юэчжи Лаошань сделал чашу для питья. Оттесненные в Среднюю Азию юэчжи завладели землями в верховьях Аму-Дарьи и впоследствии создали там Кушанскую державу.

После смерти Моде мирный договор продолжался недолго и Китай в 123 году начал войну против хунну, война протекала с переменным успехом.

В 90 г. до н.э. у горы Яньшань китайцы потерпели сокрушительное поражение. Сенгир Хулагу продиктовал императору условия мира (основан на родстве). Однако мир сохранялся недолго.

В 59 (56) году до н.э. в государстве хунну начались междоусобицы связанные с борьбой наследников Сенгира за власть и в 47 г. до н.э. хунну распались на две части южную и северную. Южные хунну приняли подданство Китая, а северные откочевали на запад, сохраняя свою независимость. Но они находились под постоянным давлением Китая и были вынуждены откочевать в страну канглы. Таким образом, начинается массовое переселение хуннских племен на территорию Казахстана.

Вторая волна началась в 1 в. до н.э. (93 г), когда северные хунну боясь агрессии Китая снова двинулись на запад. Под давлением хунну началось движение племен в Центральный Казахстан на севере, а также в районе Аральского моря. Этот процесс протекал лавинообразно и длился более 300 лет с ІI - до V века н.э. Это было Великое переселение народов.

Государственное устройство. Устройство гуннского государства было столь же строго иерархично, как их общественная структура. Держава хунну, выросшая из военной демократии жунских племен V-IV вв. до н.э., сложилась в борьбе не на жизнь, а на смерть с соседними племенными союзами и китайскими царствами. Основатели державы и их преемники видели свою главную цель в господстве над «всеми народами, натягивающими лук» (т.е. над кочевниками), и превосходстве над «людьми, живущими в земляных домах» (т.е. над оседлыми землепашцами); такое государство могло существовать только как централизованная империя, организованная на военно-административных принципах.

Во главе государства стоял шаньюй, чья власть была строго наследственной и освященной божественным авторитетом. Сенгира называли «сыном неба» и «Небом и Землей рожденный», Солнцем и Луной поставленный, великий гуннский шаньюй.

Власть государя определялась его правами и функциями: а) правом распоряжаться всей территорией государства, всеми землями, принадлежавшими гуннам, и функцией охраны этой территории; б) правом об объявления войны и заключения мира и функцией личного руководства войсками; в) правом концентрировать в своих руках все внешние сношения государства и функцией определения внешнеполитического курса; г) правом на жизнь и смерть каждого подданного и функцией верховного судьи.

У него в руках была сосредоточена сакральная власть, т.е. соблюдения культа (культовые обряды) исходили от шаньюя, он «утром выходил из ставки и совершал поклонение восходящему солнцу, а вечером совершал поклонения луне».

Сенгира окружала многочисленная группа помощников, советников и военачальников, однако, решающее слово всегда оставалось за шаньюем, даже если он действовал вопреки единодушному мнению своего окружения.

Высшие после шаньюя лица в государстве – левый и правый т.е. (западный и восточный) «мудрые князья». Они были его сыновьями или родственниками. Они управляли западными и восточными территориями империи, и одновременно командовали левым и правым крылом армии. Ниже их стояли другие родичи шаньюя, управлявшие определенной территорией – все они носили различные титулы и назывались «начальники над десятью тысячами всадников (т.е. темники). Их число было строго фиксировано – 24 высших военачальника, распределенных между левым и правым крыльями войска, западной и восточной частью империи. Темников назначал сам государь. Он же выделял подвластную каждому темнику территорию вместе с населением, проживающим на этой территории. Каждый из 24 начальников имел от десяти тысяч до нескольких тысяч войска. Сместить и наказать темника мог только шаньюй. Какое – либо перемещение племен без приказа шаньюя строго возбранялось.

В пределах своих владений, темник, подобно шаньюю, назначал тысячников, сотников и десятников, наделяя их землей с кочующим на ней населением.

Основной повинностью всего мужского населения государства была военная служба. Каждый гунн считался воином, и малейшее уклонение от исполнения военных обязанностей каралась смертью. Все мужчины с детства и до смерти были приписаны к строго определенному воинскому подразделению, и каждый сражался под командованием своего темника.

Гунны имели хорошо организованное войско. Его основу составляли подвижные организованные конницы. Вооружение состояло из лука, копья, меча, кольчуги и лат. Военная тактика у хуннов стояла довольно высоко, и не уступала китайской.

Трижды в год все начальники, как правило, выходцы из 4-х аристократических родов, съезжались в ставку шаньюя для принесения жертв предкам, небу, земле, духам и для обсуждения государственных дел и один раз, осенью – «для подсчета и проверки количества людей и домашнего скота. Эти совещания (собрания) были не столько государственным, а сколько семейным советом родственников – все их участники были родичами шаньюя.

Основным источником права у хуннов был обычай. За тяжкие преступления полагалась смертная казнь. За воровство конфискация имущества преступника, за легкие проступки делались порезы на лице.

В то же время у них появляются и кодексы законов. Так, кодекс, созданный Моде – сенгиром, карал смертью за нарушение воинской дисциплины и уклонение от службы в армии.

Хозяйство. Экономика гуннского общества по описанию Сыма Цяня весьма примитивна.
Основным видом хозяйственной деятельности гуннов всегда было кочевое скотоводство. При экстенсивном скотоводческом хозяйстве, когда корма для скота на зиму не заготовлялись, лошадь имела и то преимущество, что она могла тебеневать, т.е. круглый год находится на подножном корму, добывая траву из-под неглубокого снега.

Кроме огромных табунов лошадей, основным богатством у гуннов были стада быков, яков и верблюдов, громадные отары овец и коз. Скот находился в семейной собственности: каждая семья имела права на определенную часть родовой территории для выпаса скота и пользовалась защитой всего рода. Для сохранения численности и нераздельности имущества семьи гунны, как отмечает Сыма Цянь «после смерти отца берут в жены мачех, после смерти старшего или младшего брата женятся на их женах». Как и многих кочевников у гуннов существовало многоженство. Предусматривалась и семейная ответственность за чужого имущества, прежде всего скота – семья виновного могла быть обращена в рабство.

Хунну, как и другие кочевники Евразии жили в крытых повозках, войлочных шатрах, зимних жилищах. В жилищах хуннов имелась система – отопления – дымоходы очагов, положение горизонтально у стен, обогревали дома.

Одежда у гуннов изготовлялись в основном из кожи и шерсти. Также применялись китайский шелк и хлопчатобумажный материал.

Сегодня известно 10 укрепленных городов хунну и большое количество неукрепленных поселков.
Однако с представлениями о чисто кочевом характере гуннского общества никак нельзя согласиться. Упоминания в источниках о городах в глубине гуннских земель, о хранимых там запасах зерна можно сделать вывод о том, что гунны занимались земледелием, охотой и ремеслом.

В Забайкалье археологи исследовали один из гуннских городков у впадения р. Иволга в Селенгу. Там обнаружены следы железоделательного и бронзоволитейного производства, а главное сошники из чугуна и литейные формы для них, железные серпы и каменные зернотерки. Судя по малым размерам сошников, плуги у гуннов были небольшие деревянные, и земля выкапывалась не глубоко. Развитию земледелия, однако, препятствовали суровые природные условия страны гуннов, и собственное производство зерна (главным образом, проса и ячменя) никогда не удовлетворяло потребности довольно многочисленного населения (по расчетам исследователей около 1,5 млн. человек).

Социальное устройство. Социальное устройство гуннского общества и его государственная организация не могут реконструированы с достаточной полнотой, но социально развитый характер гуннской империи несомненен. Верхушку общества хунну составляли четыре аристократических рода, связанных между собой брачными отношениями, когда мужчины любого из этих родов брали себе жен только из трех других знатных родов. Глава государства, шаньюй, мог быть только из рода Люаньди, самого знатного из четырех. Из сказанного можно сделать вывод, что в обществе хунну иерархия родов и племен играла немалую роль. На низшей ступени общества находились покоренные племена, адаптированные в родоплеменную систему хунну. Ниже них были покоренные племена, не включенные в состав хунну; они подвергались особенно безжалостной эксплуатации. Так, подвластные хунну дунху выплачивали постоянную дань тканями, овчиной и кожей. Если дань задерживалась, то хунну казнили родовых старейшин, отнимали и обращали в рабство женщин и детей данников, требуя затем особый выкуп за их освобождение.

Рабство у хунну часто упоминается источниками. Рабами были пленные, но в рабство за различные преступления попадали и сами хунну. Рабы – иноплеменники использовались, прежде всего, в оседлом хозяйстве, они жили вместе с хуннами в укрепленных городах, копали оросительные канавы, пахали землю, участвовали в строительных и горных работах, в различных ремесленных промыслах. Положение рабов – хунну неясно; возможно они составляли низшую часть большой патриархальной семьи.

Таким образом, правящий класс империи хунну, сложился из родоплеменной знати; отношение родства и свойства сохраняли решающее значение для определения социального положения и политической роли каждого, кто принадлежал к высшим слоям гуннского общества.


 

Государство гуннов. Атилла.

Считается, что орды гуннов пришли в Европу из Приуралья. Их союз имел сложные происхождение и образовался из тюркоязычных хунну (откочевавших на запад от границ Китая) и финно–язычных угров с некоторой примесью ираноязычных сарматов.

Часть северных хунну в 1 в. н.э. проникла на территорию Казахстана. Вскоре они оказались между Волгой, Доном и Аральским морем. До появления хунну здесь проживали племена кангары и аланы. В течение трех веков все они кочевали, вступая в политические отношения с великими державами – Ираном и Римской империей. За это время хунну потеряли свое этническое своеобразие и ассимилировались с местными кочевыми племенами. В результате образовался новый этнос, который мы в отличие от хунну будем называть гуннами. Так их называли западные источники.

В 375 году (IV в. н.э). Гунны, кочевавшие тогда по степям Западного Казахстана и Поволжья перешли Дон, разбили владевших этой землей готов, после чего заняли огромную территорию от Дона к Карпат. Затем они продвинулись к берегам Дуная и обосновались на территории нынешней Венгрии.

Постепенно гунны проникли все дальше на запад, нередко вторгались в пределы Восточно-Римской империи. В 305 г. они подходили к стенам Константинополя, в том же году совершали набег на Закавказье и Месопотамию. При царе Ругиле (первая треть V в. н.э.) удалось захватить богатые римские и придунайские провинции. Восточно – Римский император обязался ежегодно платить Ругиле 350 фунтов золота.

В 434 г. умер старый король Рона (Ругила). Его преемниками стали два племянника Аттила и Бледа. В 445 г. убив Бледу, Аттила стал единоличным правителем (434-453 гг.). Начался период его короткого, но полного события царствования. Аттила сумел объединить под своей властью все племена гуннов, до этого действовавшие самостоятельно. Ему покорились также все германские (готы, остготы, востготы, франки и др.) и многие негерманские племена, жившие между Волгой и Рейном. Аттила образовал огромную державу, правил он в 434-453 гг. В 437 г. гунны разгромили Бургундское королевство, а затем Аттила свои удары обрушил на Восточно – Римскую империю (Византию).

В 442 г. Аттила потребовал от византийского императора Феодосия II, чтобы тот выдал ему всех переметчиков, но император отказался выдать их. Разгневанный отказом, Аттила двинул свои орды на Византийскую империю. В трех последовательных сражениях византийская армия была разбита. После этого гунны взяли и разрушили все города в Иллирии и Фракии, кроме Адрианополя и Гераклеи, и раздвинули свое владычество от Геллеспонта до Фермопия и предместий Константинополя. В 447 году был заключен мир. Феодосий согласился выдать Аттиле всех переметчиков, немедленно выплатить 6000 либр золота и каждый год выплачивать еще по 2000. По словам Приска (очевидец – историк), ужас перед Аттилой был так велик, что византийцы повиновались всякому его требованию и на любое понуждение с его стороны смотрели как на приказ повелителя.

Конец этой позорной зависимости положил только император Маркиан. Когда в 450 году Аттила послал требовать от него дани, Маркиан отвечал, что не обязан давать то, что обещано было его предшественником. Аттила некоторое время колебался, с кем ему прежде начать войну – с Римом или с Константинополем. Наконец решил сначала напасть на Западную империю. Аттила отправил к Валентиниану требование, чтобы император отдал за него замуж свою сестру Гонорию.

Получив категорический отказ, Аттила в 451 году начал войну с Западной Римской империей. Римскому полководцу Аэцию удалось собрать под свои знамена кроме вестготов также вспомогательные отряды франков, аланов, бургундов и саков. В жестокой и страшно кровопролитной битве на Каталаунских полях гунны потерпели поражение. В 452 г. Аттила повторил свое нашествие. На этот раз гунны вторглись в Италию, взяли и разрушили до основания Аквилеи, опустошили Медиолан и двинулись на Рим. По дороге Аттилу встретило посольство от Валентиниана с мирными предложениями. Он благосклонно выслушал послов и согласился увести свои войска из Италии. Грозный царь гуннов собирался повторить свое вторжение в следующем году, однако внезапная смерть, постигшая его в 453 г. во время свадьбы, положила конец завоеваниям гуннов. После смерти Аттилы его огромная держава распалась.

Личность Аттилы произвела огромное впечатление на современников. Древние историки писали, что даже внешний вид его внушал ужас. Царь был невысокого роста, с широкой грудью и огромной безволосой головой, маленькими глазками и приплюснутым носом. Сознавая свою колоссальную мощь, он сам говорил о себе: «Я бич Божий, молот вселенной; там, где ступил мой конь, уже не растет новая трава». Его приближенные утопали в роскоши, но сам Аттила ел из деревянной посуды и одевался как пастух. Безжалостный к врагам, он не совершал никакого насилия над собственными подданными, был для них строгим судьей, но не оставался, глух к тем, кто просил его о помиловании.

Кризис ранних государств Казахстана. Дальнейшее развитие производительных сил, этнические процессы, происходившие в Центральной Азии, привели к кризису и распаду древних государств Казахстана.

Хунну заняли земли Канглы и усуней и основали в Центральнойм и части Южного Казахстана государство Юлбань. В среднем течении Сырдаоьи укрепились эфталиты (белые группы). Семиречье в V в. покорились Центрально-азиатскому государству Жужань. В 490 г. юлбанцы были разгромлены телескими племенами, которые основали в Восточном Казахстане государство Гаогюй. Однако через 6 лет это государство было разгромлено и попало под власть Жужаней. Так, в середине V в.н.э. древние государства Казахстана практически перестали существовать.

Этим эпоха ранних кочевников закончилась.


Государства раннего средневековья

Образование Тюркского Каганата. «Когда было сотворено вверху - голубое небо, а внизу бурая земля, между ними обоими были сотворены сыны человеческие. Над сынами человеческими воссели на царство мои предки Бумын – каган и Истеми – каган. Сев на царство они охраняли государство и устанавливали законы тюркского народа». Так повествует о начале новой эпохи в Великой степи, эпохи господства тюркских племен, эпохи их государств и их языков, самый большой письменный памятник тюрков руническая надпись в честь Кюльтегина, прославленного воина из каганского рода.

В 1 тысячелетие н.э началось постепенное изменение этнической среды в евразийских степях, здесь все более и более преобладают тюркоязыческие племена.

Согласно тюркской легенде, записанной в VI веке китайскими историками, предки тюрков, «жившие на краю большого болота», были истреблены воинами соседнего племени. Уцелел лишь изуродованный врагами десятилетний мальчик (ему отрубили руки и ноги), которого выкормила волчица, ставшая впоследствии его женой. Скрываясь от врагов, в конце концов убившие мальчика, волчица бежит в горы севернее Турфана (Восточный Тянь - Шань). Там, в пещере, она рожает десятерых сыновей, отцом которых был спасённый ею мальчик. Сыновья волчицы женятся на женщинах Турфана. Один из ее внуков, по имени Ашина, стал вождем нового племени и дал ему своё имя. Позднее вожди из рода Ашина выводят своих сородичей на Алтай, где они, возглавив местные племена, принимают имя тюрок.

На Алтае тюрки – ашина были вынуждены выплачивать аварам дань железом.

Первые упоминания этноним «тюрок» относится к 542 году в китайских источниках, и в VI веке этот термин получил широкое распространение. Слово «тюрок» означало союз десяти (позднее двадцати) племён.

Наиболее крупным объединением племён, говоривших на тюркском языке, был огузкий племенной союз, в китайских источниках их называют теле – тегрег, «тележники».

Тюрки - ашина в 546 году восстали против своих аварских правителей и бывшие вассалы теперь становятся соперниками аварского государства. После того, как отказался аварский Каган Анахуань отдать свою дочь за Бумына, между ними произошло сражение в 551 году. Разгромленный каган аварского государства Анахуань покончил жизнь самоубийством. Вождь тюрков Бумын в 551 году принял титул кагана и основал государство Тюркский каганат (551-603 гг). С этого момента начинается в истории Тюркская эпоха (VI –нач. XIII вв). В 552 году Бумын умер, ему наследовали Кара-Еске каган (552-553) и Мукан каган (553-572), которые довершили разгром аварского государства.

Мукан – каган, наследник Бумына и Кара – кагана, окончательно утвердил господство Тюркского в Центральной Азии и Южной Сибири, покорив монгольское племена киданей в Юго – западной Маньчжурии и киргизов на Енисее. Тюркский каганат занимал обширную территорию на востоке от Корейского полуострова, на западе до Крымского полуострова, от верховий Енисея на севере, до верховья Амударьи на юге.

При кагане Мукане в 553 – 572 годы, тюркское государство входило в систему отношений с крупнейшими государствами того времени, такими как Иран, Византия, Китай. Во главе государство стоял каган, власть его была наследственной. Власть, кагана опиралась на военную дружину. При кагане существовал совет из членов его рода. В совет также входили представители родоплеменной знати - беки. Власть кагана была неограниченной, однако он должен был считаться с волею совета.

Народ в Тюркском каганате назывался «будун», «кара - будун». Тюркская знать носила название «кок» - «голубой», или «тенгри» - небесный.

В Тюркском каганате были рабы, которые использовались только в домашних работах и при пастьбе скота. Тюркская знать, во главе с каганом, заставляла работать на себя разорившихся и попавших к ней в зависимость общинников.

Тюркский каганат был непрочным политическим объединением: он просуществовал недолго. Борьба различных групп феодалов за власть, восстания покоренных племен и войны с Средней Азией (эфталитами) и Китаем ослабили его и в 603 году государство Тюркского каганата разделилась на два самостоятельных Восточный и Западный Тюркский каганат.

Ядром Западно–Тюркского каганата (603 – 704гг) стали «десять племен» (будын) Западно–Тюркского каганат занимал земли усуней от гор Каратау до Джунгарии. Ставка кагана находилась в г. Суяб в Чуйской долине (близ г. Токмака), а летняя резиденция в Мин–булаке (близ г. Туркестана). В Западный Тюркский каганат входили племена усуней, канглов, карлуки, тюргеши и т.д. Все эти племена были близки по языку, быту и занятием.

Основным занятием населения Тюркского и Западно-Тюркского каганата было кочевое хозяйство, но небольшая часть населения занималась земледелием.

На территории Западного каганата, особенно в Семиречье было много городов: Суяб, Тараз, Мерке, Кулан и другие. Города являлись политическими экономическими и культурными центрами.

В первой половине VIII века на территории Казахстана велась оживленная торговля. Культура Западно–Тюркского каганата в то время достигла высокого развития, существовала письменность.

Религиозные верования были различны. Тюрки поклонялись огню, воде и небу. Верховным божеством считалось небо – «тенгри», которому они приносили в жертву лошадей, быков и баранов.

Управление в Западно-Тюркском каганате было такое же, как и в Тюркском.

В результате внутренней слабости каганата, феодальных междоусобиц, а так же вторжения китайских и арабских войск в Западно-Тюркском каганате в 704 году власть перешла к тюргешам.

Тюргешский каганат. После распада Западно-Тюркского каганата в 704 году в Семиречье к власти пришли тюргеши, предводителем которых был Уч-Элик-каган. Он основал Тюргешский каганат (704–756 гг). Главная ставка тюргешей находилась в г. Суябе, а затем была перенесена в г. Тараз. В начале VIII века каган Уч–Элик делит всю территорию каганата на 20 областей (тутук). В каждой области насчитывалось до 7 тысяч хозяйств. Тюргеши вели постоянную борьбу с китайцами и арабами за свою независимость.

После поражение тургешей в 710 году в битве с китайцами позволило арабам возобновить наступление на Среднюю Азию и в 711 году взять Самарканд. В 713 году арабы захватили Ходжент, Фергану и пытались завладеть Ташкентом, и в 715 г. проникнуть в Восточный–Туркестан, однако арабская экспансия была остановлена тургешами, и в том же году очистили от арабов Фергану, а уже в 717 году талантливый каган Сулук сумел восстановить прежнюю мощь каганата.

После смерти пророка Мухаммеда (632 г) арабы начали священную «войну за веру», они дошли до Южного Казахстана. Одновременно здесь усиливали свои позиции китайцы. Это привело к тому, что летом 751 г. недалеко от Тараза между ними состоялась Таласское сражение. Китайцы потерпели поражение. В этой битве важную роль в разгроме китайцев сыграли племена карлуков. Китайцы были изгнаны из Жетысу, но и арабы были вынуждены отступить из-за постоянных восстаний в покоренном Согде.

В 756 году снова возобновилась междоусобная война между кара и сары тургешами и это окончательно ослабила каганат. И в 756 году власть в Семиречье перешла к другому тюркскому племени – карлыкам.

Карлукское государство (756 – 940 гг.). После падения власти каганов из тюргешских племен власть в Жетысу перешла к карлукам.

Карлуки – кочевые племена. Они занимали территорию между Алтаем и Балхашом. Их вожди носили титул Эльтебер, верховный правитель – джабгу, а в 840 году титул каган. Теснимые уйгурам, они переселились в Жетысу и здесь образовали Карлукский каганат, столицей которого был город Суяб.

В период господства в Семиречье и Южном Казахстане карлукской феодальной знати феодальные отношения продолжали развиваться. В оседлых земледельческих районах возникает феодальная собственность на землю, а в кочевых районах феодалы захватывали лучшие пастбища.

Во время Карлукского каганата в Жетысу возникают, новые города, такие как: Баласагун, Кайлык и Эки-Огуз. Город Кайлык стал ставкой Карлукского каганата. Вокруг города росли ремесленные и торговые предместья и населения.

В конце VIII и в IX вв. в Карлукском каганате хозяйственная и культурная жизнь сделала шаг вперед. Развивались дипломатические и торговые связи с Китаем, Хорезмом, Восточным Туркестаном и другими странами.

Развивалась торговля между кочевыми районами и земледельческими оазисами. Развитие торговли вело к росту денежного обращения. Карлукские каганы чеканили монеты со своими именами.

Благодаря успехам в хозяйственной жизни Жетысу, Южный Казахстан при карлуках значительно усилилась. Эти районы играли ведущую роль в хозяйственной и политической жизни Казахстана.

Укрепления карлыков обеспокоило утвердившуюся в Средней Азии династию саманидов, правитель Самарканда в 840 г. объявил «священную войну» против тюрков, овладел Испиджабом, который стал центром распространения ислама в Южном Казахстане и основная часть карлыков приняли ислам в 940 г.

История карлыкского каганата оказалась недолгой. В 940 г. столица государства Баласагун была захвачена тюрками Восточного Туркестана чигилями и ягма. В результате карлукский каганат перестал существовать. В Жетысу власть переходит к новой династии – Караханидам, которые на долгое время смогли объединить карлыкские и тургешские племена Жетысу и долины Сырдарьи.

Кимакский каганат ( конец IX – нач. XI вв. ) В Северном, Восточном и Центральном Казахстане жили тюркские племена, такие как кимаки и кипчаки. В ІХ веке здесь образовалось государство кимаков, в его состав вошли многочисленные тюркские племена, часть из них переселились сюда из Центральной Азии. Кимакским государством правил джабгу, который с конца ІХ века принял титул кагана. Государство кимаков имело ставку в Кимаки на Иртыше. Кимаки поддерживали связи с государствами саманидов огузов, карлуков.

Кимакская держава была могучественным государством. Однако уже в конце ІХ - начале Х века стали появляться признаки её упадка. Правители уделов, владевшие огромными территориями, стремились к самостоятельности, что вело к ослаблению центральной власти, распаду государства. К концу Х века Кимакское государство перестало существовать, власть на её территории перешла к кыпчакскому объединению.

Огузское государство ( конец IX - нач. XI в. ) Обширную территорию Казахстана по Иргизу, Уралу, Эмбе, в Приаралье, долину Сырдарьи, предгорья Каратау, Чуйскую долину занимали племена огузов. В ІХ - начале Х веков в бассейне среднего и нижнего течения Сырдарьи и примыкавших к нему степях Западного Казахстана сложилось государство огузов. Столицей огузского государства стал г. Янгикент, этот город находился на важном караванном пути. По этническому составу огузское государство было пестрым, в него входили многочисленные тюркоязычные и ираноязычные племена. Главой государства был джабгу.

Огузское государство разделялось на уруки и аймаки. Термином «уруки» обозначались родовые подразделения. Роды и племена, объединенные в крупных племенных союзов, назывались «иль» (страна). Правители имели соправителей и советников. Наследники правителя назывались «иналами», их воспитывали специальные опекуны-«атабеки» (назначали). Жены правителей носили титул «хатун» и играли важную роль в придворной жизни.

Важное место также занимали военоначальники. Главнокомандующий войсками – «сюбаши» опирался на военный совет и активно вмешивался в политические события. Правители выбирались из могущественных родов (торе). Власть верховного правителя ограничивалась советом военно-племенной аристократии. В конце Х века сложился аппарат управления и система регулярных сборов налогов.

Огузы играли важную роль в политической жизни Евразии. В 965 году между огузами и киевским князом Святославом был заключен военный союз против хазар. Результатом совместных военных действий явился разгром хазарского каганата и крупное поражение Булгарии.

Основная масса Огузов была кочевниками-скотоводами, и только небольшая часть вела оседлый и полуоседлый образ жизни. В связи с оживлением торговли в бассейне реки Сыр-Дарьи на территории огузского государства в Х веке возникли крупные города: Янгикент, Отрар, Сауран, Джент, Сыганак. Население крупных городов состояло в основном из огузов.

В середине ХІ века в силу внутренних и внешних противоречий огузское государство пало, а его население вошло в состав кипчакской державы. Части из их ушла в пределы Восточной Европы и Малой Азии, а часть под власть караханидов.


 

Государства развитого средневековья

Государство караханидов (942-1210 гг). После распада в Х веке Карлукского каганата на территорию Восточного Туркестана, Семиречья, Южного Казахстана и Средней Азии возникло новое государство - государство Караханидов (942 – 1210 гг). Родоначальником династии Караханидов принято считать Сатук–Богра – хана (915 – 955 гг.), который подчинил Тараз и Кашгар. В 942 году Сатук сверг правителя в Баласагуне и объявил себя верховным каганом. С этого времени началась история государства караханидов. В государстве караханидов входили такие тюркские племена как ягма, чигили, карлуки и другие.

Главную роль в государстве играли чигили и ягма. Государство было разделено на две части или на два удела. Верховный каган с титулом Арслан Карахан был правителем восточной части государства, ставка его находилась в г. Баласагуне, второй каган с титулом Богра Кара хан владел западной частью государства, ставка находилась в г. Таразе. Власть в ханстве передавалась не по наследству, а по так называемой «лестничной системе» от старшего брата к младшему.

При хане Мусы (сын Богра хана) в 960 году ислам был объявлен государственной религией.

Завоевательное движение тюрков в Мавераннахр привело к быстрому падению Государство Саманидов. В 992 г. каган караханидов Богра хан Харун захватил Бухару, в 996–999 гг его преемник Наср I овладел всем Мавернахром. Центральная власть в караханидском государстве была слабой. Государство было поделено на многочисленное уделы с неустойчивыми границами. Уделов правили члены караханидского рода илек–ханы. Удельные правители обладали большими правами, плоть до чеканки монет со своим именем.

Государство караханидов не было простым повторением прежних государственных образований. В отличие от политических устройств кочевых обществ на территории Казахстана военное управление караханидов было отделено от административного. Государственно-административная структура основывалась на иерархическом принципе.

Важнейшим социально–политическим институтом в государстве Караханидов была военно-ленная система. В чем ее суть? Каганы жаловали своим родственникам и приближенным права на получение с населения района, области или городов налогов, до того взимавшихся в пользу государства. Такое пожалование получило название «икта» (араб), а держатель икты назывался иктадар или мукта. В последствии икта превращается в наследственное право феодала т.е. в собственников земли. Существовало несколько категорий икты. Наряду с иктой существовали и другие формы земледелия. Крупным земледельцем было мусульманское духовенство, им пренадлежали «вакфные земли», доходы с которых не облагались налогом. Наряду с указанными формами, существовало мелкое крестьянство и общинное землевладение. Наиболее распространенной формой эксплуатации была издольщина. С усилением эксплуатации получает развитие институт «комендации», т.е. переход бедных крестьян под покравительство богатых земледельцев. С 60-70-х годов XI века начинаются столкновения государства с сельджуками, в результате которых ослабленное децентрализацией,т.е. деления на уделы обусловило рост феодальной раздробленности, усилению междоусобиц, что привело к ослаблению государства и караханиды оказались в зависимости от сельджуков, особенно при сельджукском султане Санужаре (1118 – 1157). Вторжение каракиданей в 30-х–начало 40-х годов ХІІ века совсем ослабило государство караханидов. В 1212 г. остатки государства караханидов были ликвидированы Хорезмшахом Мухаммедом II.

Главным занятием населения было экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. Вместе с тем, в ХI –XII веках в Семиречье и Южном Казахстане часть тюркских племен переходила к земледелию и преобращалась к городской культуре.

В идеологии кочевого и оседлого населения важное место занимали религиозные древнетюркские представления. Исламизация, в особенности южных районов Казахстана, проникновение мусульманской религии в кочевую аристократическую среду привели к вытеснению древнетюркской рунической письменности и сложению новой тюркской письменности на арабской графике. В Караханидском государстве были созданы значительные произведения на тюркском языке на арабской графике, такие как, «Кутадгу билиг» («Благодатные знания») Ю.Баласагуни, «Диван-и-Хикмат» («Книга мудрости») Ахмета Яссави «Диван- лугат-аттурк» («Словарь тюркских наречий») М.Кашгари. В целом эпоха Караханидов представляла собой качественно новый этап во всех сферах жизни общества.

Каракитай (1128 – 1213 гг). Первые сведения о каракитаях, или киданях, относятся к V в н.э. Каракитаи занимали тогда территорию Маньчжурии и Уссурийского края. Каракитаи-тунгусо-монгольского происхождения. Они в начале ХІ века вторглись в Семиречье и создали свое государство (1128-1213 гг), караханидов они подчинили себе и превратили в данников.

Глава киданей носил титул «Гурхан», что означает «хан ханов». Гурхан установил твердые налоги. Каждый двор был обложен податью по динару. Дань собирали представители гурхана-специальные сборщики дани.

Господство каракитаев принесло новые тяготы местному населению. Купцы и ремесленники также были обложены налогами, что привело к сокрашению торговли и ремесленного производства.

Новые завоеватели были чужды местному населению по языку, культуре и религии.

Феодальная знать каракитаев исповедуя буддийскую религию, проводила ограничение к исповедующим ислам, лишив мусульманское духовенство привелигий, она обложила торговцев-мусульман дополнительными налогами.

Гурхан устоновил жесткую дисциплину в армии. Уделов своим близким он не давал, опосаясь усобиц. Главная ставка Гурхана находилась в г. Баласагуне.

Основным занятием каракитаев было скотоводство, рыбная ловля и охота.

К началу Х века н.э. у каракитаев в результате распада первобытнообщинного строя образовались патриархально–феодальные отношения.

Борьба народных масс Казахстан и Средней Азии против господства каракитаев и междоусобицы ослабили государство, и 1213 году оно распалось.

Кыпчакское государство (нач XI – 1224 г). Примерно в ІХ-Х веках н.э. в степях Евразии начинается процесс выделения этнических групп из объединений племен славянских, романо-германских, тюркских и других. Именно на этом отрезке времени, на западе сформировалось древне-русское государство. Восточнее Руси этот процесс закончился созданием государства кыпчаков.

В VІІІ веке в сочинениях разноязычных авторов появилось название именовавшимися на Руси половцами или печенегами, византийских источниках команами, венгерских куманами, арабских источниках кыпчаками, а позднее в арабских источниках их стали называть мамлюками.

В середине ХІ- начале ХІІ века окончательно формируются пять основных групп кипчакских племен: 1) алтайско-сибирская; 2) казахстанско-приуральская; 3) подонская; 4) днепровская, включая крымскую подгруппу; 5) дунайская, включая балканскую подгруппу. Кроме того, отдельные группы кыпчаков известны также в Фергане, Восточном Туркестане, Кашгари.

К концу Х века в степях Казахстана меняется политическая обстановка. Здесь исчезает этническое название «кимак». Постепенно политическая власть переходит к кипчакам.
В начале ХІ века после падения Кимакского каганата власть на огромной территории от Иртыша до Волги перешла в руки кипчаков, которые стали преемниками кимаков.

Так к середине ХІ века кипчакам подчинялась почти вся обширная территория Казахстана, за исключением Семиречье. Восточная граница их достигалась до Иртыша, западные пределы достигали Волги, а на юге-района реки Талас, а северной границей служили леса Западной Сибири. В этот период вся эта огромная территория называлась Кипчакской степью или «Дешт-и-Кыпчак».

Расцвет Кипчакского государства. В середине ХІ века кипчаки переходят Волгу и за короткое время подчиняют себе многочисленные западно-кангарские племена долины рек Тен и Узеу (Днепр). К началу ХІІ века земли, занятые кипчаками, разделяются на два крупных объединения Западных и Восточных. Кипчаки, обитавшие к западу Волги, объединились в конфедерацию во главе с ханами из рода токсаба. Конфедерация разделялась на области тенских кыпчаков (Днестр). Располагавшихся в степях Северного Причерноморья (Поле Половецком) от Тена (Днестр) на востоке до низовий Дуная и Карпат на западе. Во главе этих образовании стояли ханы династий Шару хана и Бонек хана.

Кипчаки, жившие на территории Казахстана, образовали более централизованное государство, во главе которого стояли ханы из рода ельбори. Легенды называют основателем этого государства Абар хана (ХІ в).

Власть кыпчакских ханов передавалась по наледству от отца к сыну. Династийным родом считался ель–борили, из числа которых выходили ханы. Ханской ставке называвшиеся Ордой, находилься аппарат управления хана, ведавший ханским имуществом, и ханской армией. В военно–административном отношении Кыпчакское ханство, следуя древнетюркским традициям, делилось на два крыла: правое – со ставкой на р. Урал на месте города Сарайчик и левое – с резиденцией в городе Сынаке. Более мощное было правое крыло. Военной организации и военно–административной системы управление придавалась исключительное значение, ибо они отражали специфику кочевого быта и были наиболее органычными и удобными для кочевого способа существования.

Кроме верховного хана кыпчакские роды имели своих ханов. В аристократическую верхушку входили также тарханы, беки, баксаки и др. Ставка хана была в городе Сыгнаке.

Кризис кипчакских государств. В конце ХІІ века кипчаки переживают период кризиса, воевавшие на два фронта – против каракиданей в Семиречье и Хорезма на Сырдарье, Кыпчаки были вынуждены пойти на союз с Хорезм шахом, постепенно попадав под зависимость Хорезма. В 1182 году хан кипчаков Алп-Кара-Уран направил Хорезм шаху посольство во главе со своим сыном Кадыр-Бугу ханом, который заключил союз с Хорезмом против каракиданей. Поход, состоявшийся в 1182 году, закончился победой, и кипчаки освободили от киданей город Тараз с окрестностями. Однако вскоре союзники стали враждовать между собой, и в 1195 году Хорезм шах Текеш выступил в поход против Кадыр-Бугу хана. В начале кипчаки отступили, но составлявшие основную часть гвардии Хорезм шаха перешли на сторону кипчаков, и Кадыр-Буга победил. Однако вражда между Кадыр Бугу ханом и его племянником Алп-Дерек ослабила кыпчаков. В 1200 году Алп-Дерек, ставший новым ханом, признает себя вассалом Хорезма. После победы Хорезм шаха над Каракиданями Алп-Дерек получил в управление все земли по среднему и нижнему теченью Сырдарьи. В 1210 году он перенес столицу в Отрар и стал править от имени Хорезм шаха, приняв титул Кайыр хана.

Западные кипчаки в этот период терпят ряд поражений от русских князей. В 1183 году объединенные русские силы разгромили хана Кобека, правителя узеуских (Днепровских) кыпчаков, а в 1185 году хан тенских (Днестр) кипчаков Кунашык двинулся на Русь, но дважды потерпел поражение и был вынужден отступить. Новгород-северский князь Игорь решил добить ослабленных кипчаков и поживиться за счёт военной добычи, но его поход в 1185 году закончился полным разгромом русских войск на реке Каяле, что было описано в «Слове о полку Игорове». В этой битве принимали участие и западно-казахстанские кипчаки во главе с Казак ханом. В начале ХІІІ века часть кыпчаков во главе с ханами принимает христианство. Узеуский хан (Кобек) при крещении получил имя Данилы Кобяковича, а сын Кунашыка-Юрия Кончаковича (хан тенских кыпчаков Кунашык.). После смерти Кунашыка власть над тенскими кипчаками переходит к хану Катону.

Русские князья не только воевали с кипчаками, было время, когда они совместно выступали против общего врага. Например, общеизвестно, что в первую битву с монгольскими ордами в 1223 году на реке Калке русские князья выступили в союзе с половецким (кыпчакским) ханом Катоном.

Основным занятием кипчаков было кочевое скотоводство. Они разводили верблюдов, овец, лошадей и рогатый скот. Они имели торговые связи и политические связи с русскими князьями в ХІІ - ХІІІ вв.

Кыпчаки были не только кочевниками-скотоводами, но и городскими жителями. В их владениях распологался ряд крупных городов: Сыганак, Джент, Барчынлыкент, Канлыкент, Саксин, Таматархан (Тмутаракань), Шарухан -недалеко от современного Харькова, так же Ясы, Отрар,Ургенч и крымских городов.

Кыпчаки сыграли важную роль в развитии таких стран, как Индия, Египет, Болгария, Китай, Византия, Грузия, Хорезм в эпоху средневековья. Кипчаки стали заметным компонентом этногенеза казахов, ногайцев, крымских, сибирских, татар, башкир, каракалпаков, узбеков, кыргызов, балкарцев, кумыков, туркмен и других тюркских народов. Они вошли в состав турецкого, венгерского, грузинского, болгарского, русского, украинского, монгольского, китайского, индийских и арабских народов.

Известно, что домонгольский период кыпчаки во главе с ханом Атраком играли важную роль в военной организации Грузинского царства Давида ІV и его преемников. Кыпчак Шамсад-Дин Ильдигиз был основателем династии Ильдигизидов в Азербайджане. В тяжелые времена Византийской империи, времена начала ХІ века, когда её существованию угрожали тюрки сельджуки с востока, а печенеги с севера вступив в союз с императором Алексеем, оказали ему помощь, разгромив печенегов. Кыпчаки были самыми многочисленными из всех тюркоязычных народов Центральной Азии и Восточной Европы.

Таким образом, Кыпчакское ханство было сложившимся раннефеодальным государством, продолжившим и развившим традиции древнетюркской государственности.

Кереиты и найманы( XII – нач. XIII в.в ). В XII веке конфедерация найманов наряду с кереитами (кереи и меркитами) представляла собой крупное центральноазиатское государственное объединение. Между тем вопрос о происхождении и ранней истории найманов достаточно сложен вполне возможно, что они имели смешанный этнически состав, хотя новейшие сведения в научной литературе подтверждают мнение об их тюркоязычности. Полагают что значение термина «найман» раскрывается с позиции монгольского языка и означает «восемь», по числу племен, входивших союз племен «секиз - огузов», исследователями отождествляется с найманами. В VIII веке племенное объединение огузов занимало земли от р. Орхон до верхнего Иртыша. Там же впоследствии жили и найманы.

Исключительное место в государстве кереитов и найманов занимала ханская ставка (орда), она ведала ханским имуществом и армией. У найманов и кереитов действовало обычное право. В ханствах имело распространение делопроизводство. Документы скреплялись печатью, особенно при сборе налогов и назначении должностных лиц.

Должности у элитарной части общества, как обычно, передавались по наследству. Процесс социальной дифференциации и консолидации родственных племен завершился образованием (XII – нач.XIII вв.) раннефеодальных государств: Улуса кереитов и Улуса найманов.

Важную роль в истории Казахстана сыграли найманы и кереиты – родственные тюркские племена, оформившиеся в племенные союзы в Центральной Азии. Под давлением монголов в конце ХII и начале ХIII веков, часть найманов и кереитов перекочевала на территорию Казахстана, обосновавшие на Алтае, в Восточном Казахстане, а затем далее на запад в Семиречье. В 1007 году найманы и кереиты приняли христианство несторианского толка. Общественная организация найманов и кереитов была в виде самостоятельных улусов, которые правили ханы. В 1211 года глава найманов Кучлук хан покорил каракитаев и установил свою власть в Семиречье.

Таким образом, период VI – XIII вв. имеет огромное значение для истории казахского народа. Проказахские и другие тюркские племена впервые выходят на историческую арену под собственными именами, идет активный процесс образования современных языков и этносов. Часть населения Казахстана принимает мировые религиозные системы – ислам, христианство, буддизм. Впервые тюркский язык перелагается на арабскую графику, и появляются крупные литературные произведения на языках народов Казахстана. В этот период были заложены основы, которые определяли всю последующую историю нашей республики.


 

Образование монгольской империи.

Краткие сведения о монголах. В XII веке племена, которые впоследствии стали называться монголами, занимали обширные степные территории от Амура на востоке до верховьев Иртыша и Енисея на западе, от Великой Китайской стены на юге, до границ Южной Сибири на севере. Крупнейшими племенами монголов, сыгравшими важную роль в последующих событиях, были татары, кереиты, найманы, меркиты и собственно монголы. Племена монголы занимали большую часть бассейна рек Орхона и Керулена.

Монгольские племена в XII веке занимались скотоводством и охотой. Жили они в войлочных кибитках. Кочевать их заставляла необходимость перемены пастбищ для их скота.

Монголы жили родовым бытом. Делились они на рода, племена и улусы. Монгольское общество XII века делилось на три класса: степную аристократию, простолюдинов (карача) и рабов. В то время монголы исповедовали шаманизм.

Монгольские племена не были объединены. Каждое племя или род управлялось своим ханом и являлось как бы небольшим государством, включавшим в себя определенное количество семей, обязанных поставлять военные отряды-улусы и имевшим достаточное для их содержания пространство земли-юрт.

Борьба за преобладание верховной власти в степи между кочевниками была долгой и упорной. В начале XII века при Хабул-хане и Амбагай-хане, возвысилось племя монголов. Однако в 1161 году чжурчжени и татары нанесли монголам крупное поражение. Внук Хабул-хана, Есугэй уже не был ханом, а носил титул багатура. Тем не менее, он оставался крупной фигурой. Будучи удачливым, в походах и набегах на другие племена, Есугэй-багатур имел множество подданных и большие стада скота. Он внезапно скончался около 1165 г., отравленный своими врагами татарами. После смерти Есугэй-багатура собранный им улус распался. Наиболее могущественными племенами делаются татары, кочевавшие около озера Буир-Нур. Этническая принадлежность татар по сей день остается предметом дискусии. Многие историки полагают, что по языку они были не монголами, а тюрками, хотя и могли иметь в подчинении каких-то монголов, которые в связи с этим также именовали себя татарами. Как бы то ни было, название «татары» прикрепилось в дальнейшем именно к тюркским народам. Новое возвышение монголов произошло при сыне Есугэя, Темучине.

Образование Монгольской империи. Темучин родился по одним данным в 1162 году, а по другим в 1155 году, в семье влиятельного представителя монгольской знати – нойона Есугей бахадура.

По монгольскому преданию Темучин происходил из рода кият-борджигинов по отцу, а мать его Оэлен-эхе (“мать-облако“) была из племени конрат. Рано (в 9 лет) потеряв отца, в юности Темучин прошел тяжелые жизненные испытание, с тяжелой колодкой на шее скрываясь от своих преследователей в зарослях реки Онон и питаясь сырой рыбой.

Однажды предводитель тайчиутов, Таргутай-Кирильтук послал своих людей к стойбищу Темучина, и те захватили его в плен. На юношу надели колодки и увели в стан тайчиутов, где стали держать узником, переводя каждый день из одной юрты в другую. Однако спустя какое-то время Темучину удалось бежать.

Сразу после этого началось великое восхождение Темучина к вершинам власти и могущества. Когда ему исполнилось 17 лет он женился на Борте (Дай-сечен отец Борте). Выдававшийся ростом и физической силой, а также своим незаурядным умом, сын Есугэя сначала набрал из своих соплеменников шайку удальцов и занялся разбоем и набегами на соседние племена, вернул угнанные у него стада. Постепенно число его приверженцев росло, и в 1189 году Темучин встал во главе возрожденного монгольского улуса. После этого он в союзе с кереитами нанес поражение татарам и в 1202 году произвел страшное избиение среди них. Оставшиеся в живых татары были рапределены по монгольским родам. Вслед за тем Темучин неожиданно напал на кереитов и разбил их наголову. Предводитель племени Ван-хан - самый могущественный владетель тогдашней Монголии был убит. Следующими противниками стали найманы.

В 1204 году Темучин двинулся против найманов и нанес им жестокое поражение. Их предводитель Таян-хан погиб. Затем пришла очередь меркитов, которые также были разгромлены. Однако их хан Токтая успел бежать. В 1206 году Темучин совершил поход на Алтай и окончательно победил найманского хана Кучлука и меркитского хана Токтою. Последний был убит, а Кучлук бежал в Семиречье. Таким образом, Темучин сделался повелителем монголов, объединив под своей властью все жившие там племена.

В 1206 году он созвал на реке Онон великий курултай (совет), который провозгласил его повелителем всего монгольского народа. Именно тогда Темучин официально принял титул Чингисхана («величайшего владыки»). Все подчиненные ему племена стали с тех пор именоваться монголами. Так осуществилась на 52 году жизни Чингисхана давно лелеемая им мечта. Когда Чингисхан, уверенный в том, что, покончив с царьками меркитскими, кереитскими и найманскими стал уже “единодержавцем народов” заявил, “ Я… направил на путь истинны всеязычное государство и ввел народы под единые бразды свои” («Сокровенное сказание» стр. 168).

Теперь, когда побеждены твоей десницы государи этих земель, называемый каждый Гурханом, и их области достались тебе, то пусть будет твое прозвище “Чингис”. Ты стал царем, царей.” (Рашид ад-Дин).

Так было образованно великое монгольское государство.

Военное устройство Монгольской империи. Прочно утвердившись на престоле, Чингисхан продолжал деятельно работать над устройством своей обширной кочевой державы.

Одной из первых забот Чингисхана, после объединения всех монгольских племен под единное намя, было создание вооруженных сил.

Прежде всего, монгольский хан позаботился устройством своей личной гвардии. Гвардия называлась (“кэшиктэн”), все гвардейцы должны были быть аристократического происхождения. Личная гвардия т.е кэшиктэн пользовалась различными привилегиями и особым почетом. Все гвардейцы находились под личным наблюдением императора, он сам разбирал все их дела.

Вот, что написано в “Сокровенном сказании”: ”начальствующие над охранной стражей, не получив от меня словесного разрешения, не должны самовольно наказывать своих подчиненных. В случае преступления кого-либо из них непременно должны докладывать мне, и тогда, кому следует отрубить голову, тому отрубят; кого следует бить, того будут бить”.

В составе армии имелась еще особо отборная часть – “тысяча храбрых богатуров”. В битвах этот отряд употреблялся в решительные моменты, а в спокойное время составлял личную охранную стражу хана.

Отныне служба в войсках и обязанности начальников регулировались. В войсках установлена строжайшая дисциплина. Всю армию и территорию Чингисхан разделил на три военно-административных округа: центр (гол и кэль), во главе которого был Кая; правое крыло, западная сторона – барунгар – командовал нойон Богурчи; левое крыло, восточная сторона – зюнгар – командовал Мукали. Каждый округ делился на тумени (10 тысяч человек – 1 тумень), тумени делятся на тысячники, а тысячники на сотни, сотни на десятки. Военно-административная система созданная Чингисханом сыграла важную роль в завоевательных походах. Во главе крупных подразделений ставились опытные и лично известные Чингисхану начальники (орхоны).

Главным оружием легкой конницы был лук со стрелами. Стрелы отличались необычной остротой. Часть лучников были вооружены дротиками, а также кривыми саблями.

В тяжелой кавалерии люди имели кольчуги или кожаные латы; головной убор – легкий кожаный шлем (в армии Батыя носили уже железные шлемы).

Так было положено начало великолепной монгольской армии, которой предстояло в ближайшем будущем покорить половину Азии.

Общественное устройство. В основу державы Чингисхан положил родовой быт тогдашнего монгольского общества. Во главе каждого рода стоял его вождь. Несколько родов составляло племя, возглавляемое лицом более высокого ранга, чем вождь родов, вожди племени (лицо) подчинялись еще высшей степени и так далее до самого хана. Родовой быт воздвигает идею личности, подчиненности единоличному авторитету, - словом, начала близкие к принципам военной организации.

Итак, Чингисхан осуществлял свою власть в империи через посредство иерархии сотрудников из лучших “сынов народа”.

В своих словах, речах, указах, постановлениях Чингисхан никогда не обращается, подобно тюркским каганом, к народу, а говорит только с царевичами, нойонами и багатурами.

Но надо отдать справедливость великому монгольскому монарху, что, не смотря на свои строго аристократические воззрения, он при назначении на высшие должности по войску и по администрации, никогда не руководствовался только происхождением, а принимал по знаниям, качествам, смотрел на техническую годность данного лица, особенно уделял серьезное внимание на нравственные качества. Он ценил и поощрял такие качества в людях как верность, преданность и стойкость и ненавидел измену, предательство, трусость и др. По этим признаком Чингисхан и делил людей на две категории.

Монгольское государство управлялось преимущественно кочевниками; из городского населения он брал только нужных ему “спецов”. В империи Чингисхана не было ни одного “выборного” органа. Он сам не считал себя избранным императором, а тем более избранным “народом” (он был провозглашен начальником родов и племен).

В основу государства была положена также религия: сам Чингисхан и его сотрудники по управлению были людьми религиозными и должны были быть таковыми, но официального вероисповедания объявлено не было. Служащие принадлежали ко всем вероисповеданиям: среди них были шаманисты, буддисты, мусульмане и христиане.

До столь широкой веротерпимости, которая господствовала в царстве Чингисхана XIII века Европа дошла только в XVIII веке, после того, как она пережила Крестовые походы для массового истребления “еретиков” и “язычников” и после нескольких столетий, в течение которых пылали костры инквизиции.

Великий курултай монголов избирает хана, решает сложные политические вопросы. После завоевания и присоединения населения земледельческих, оседлых регионов, природа империи начинает меняться. Она все больше теряет кочевнический характер. Тем не менее принципы, основанные на демократической форме решений вопросов продолжают действовать.

Государственная система монголов способствовала закалке держав Алтын Орды и Московской Руси. Русь унаследовала от монголов Централизацию государственной власти, транспортные налоги, всеобщую перепись населения, военно-административную систему, денежную единицу, серебряную монету - тенге.

Чингисханом был создан документ «Ұлы жаза» («Ясак» или «Великое наказание»). 13 из 36 статей данного свода законов посвящено различным видам смертной казни. В 1223 году историк Чан-Чунь по указанию Чингисхана пишет летопись «Алтын шежире» («Золотая летопись»), в 1230 году Чагатай «Қупыя шежире» («Тайная летопись»), в 1240 году Угедей «Алтын даптер» («Золотая тетрадь»), благодаря которым историки имеют возможность исследовать походы Чингисхана и его потомков.

Информация о работе Происхождение человека (антропогенез).