Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 21:09, реферат
На рубеже 70—80-х гг. в мире начался новый этап научно-технической революции, получивший название «микроэлектронная революция». С этого времени уровень развития той или иной страны определяется уже не количеством выплавленной стали, добытого угля, а использованием информационных технологий. По этому показателю СССР отставал не только от ведущих западных стран, но и от новых индустриальных держав (Южной Кореи, Тайваня) на десятилетия.
Развитие России последних десятилетий ХХ - начала ХХI вв. Основные этапы. 3
Причины перестройки во второй половине 80х годов ХХ века. 4
Истоки «перестройки». 4
Первый этап преобразований. 6
Экономическая «перестройка». Трудный поворот к рынку. 7
Последствия перестроечных процессов. 8
Демонтаж тоталитарных структур. Новое мышление и гласность. 8
Новый этап политических реформ. Отмена 6-й статьи Конституции. 9
Декларация о суверенитете. 10
Реформы в суверенной России. Социально-экономическая и политическая ситуация в стране в конце ХХв. – начале ХХIв. 12
Новая страна — новое общество. 12
Развитие частного бизнеса в России. 13
Президентская гонка 1996г. 13
Новый этап либеральных реформ. 14
Кризис августа 1998г. и его последствия. 14
Думские выборы 1999г. 16
Президентские выборы 2000г. 16
Взаимоотношения России с мировым сообществом и странами СНГ. 18
Россия на международной арене в 1990-е годы. 18
Внешняя политика XXI в. 20
Особенности деятельности международных организаций 21
Как функционирует ООН. 21
Как функционирует ЮНЕСКО. 23
Цель организации НАТО. 24
Европейский союз «ЕС». 25
Литература. 26
К моменту прихода к власти М. С. Горбачева в силу закрытости советской системы большая часть населения страны находилась в плену старых представлений и привычек. В этих условиях реальные преобразования в обществе могли начаться только по инициативе «верха» и под его руководством.
После прихода к власти 10 марта 1985 г. М. С. Горбачева уже в апреле 1985 г. новый генсек предложил стране новую политику, получившую вскоре название «перестройка».
Сегодня с достаточным основанием можно сказать, что перестройка — это последняя попытка здравомыслящей части правящей элиты спасти прогнившую советскую систему, соединив «социализм и демократию».
Административно-
Весной
1985 г. главная проблема выбора стратегии
реформ носила не столько теоретический,
сколько политический характер: управляемая
модернизация по любому сценарию была
возможна лишь при жестком политическом
контроле над ситуацией. Однако партийно-бюрократический
аппарат в своей массе категорически не
принимал самих идей модернизации. Для
эффективного обновления советского строя
требовалась упреждающая реформа политической
системы, но ее необходимость осознается
в полной мере лишь спустя два года.
Весной 1985 г. экономический кризис еще не стал определяющим фактором жизни советского общества. Это обстоятельство, а также баланс сил в Политбюро и правительстве определили характер первого этапа экономических преобразований, начатых под руководством Горбачева.
Задача перестройки системы управления экономикой была выдвинута на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС — с минимальными затратами за счет «скрытых резервов» в короткий срок переломить наметившееся падение темпов экономического роста.
Инициаторы перестройки пытались одновременно решать противоречащие друг другу задачи, совмещать экономически несовместимое. Весь план двенадцатой пятилетки (1986—1990 гг.) был составлен на основе методов и подходов прошлого. Главные усилия в экономике сосредотачивались на опережающем развитии машиностроительной отрасли, темпы роста которой предполагалось увеличить в 1,5—2 раза. Особые надежды на первом этапе экономических реформ возлагались на так называемые «целевые программы научно-технического прогресса» по информатике и вычислительной технике, робототехнике, генной инженерии.
Преобладание в руководстве страной старой гвардии вынуждало Горбачева бесконечно маневрировать, попусту тратить время на поиски «консенсуса». Лишь небольшая часть обновленного Политбюро (А. Н. Яковлев и В. А. Медведев) выступала за структурные реформы и преобразование экономических отношений. Два года реформаторы безуспешно пытались преодолеть «застой».
На первом этапе перестройки так и не было найдено адекватных способов реализации заявленного курса на «ускорение социально-экономического развития, совершенствование всех сторон жизни общества». Поэтому была сделана ставка на административные методы активизации «человеческого фактора».
17 мая 1985 г. в соответствии с
постановлением ЦК КПСС и
На состоявшемся в феврале 1986 г. очередном XXVII съезде КПСС Горбачев расширил содержание концепции ускорения, распространив ее на общественные отношения. С этого момента во главу угла политики «ускорения» были поставлены задачи демократизации, борьбы с бюрократизмом, беззаконием.
За короткое время был омоложен верхний эшелон руководства. Один за другим отстранены наиболее консервативные члены партийной верхушки. Секретарь ЦК КПСС Б. Н. Ельцин возглавил Московский горком КПСС. Чистка коснулась также среднего и нижнего звена партноменклатуры. К началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей обкомов, 40% членов ЦК КПСС.
Неудачи
первого этапа перестройки
Летом 1987 г. был представлен план реформ. Это была программа осторожных рыночных преобразований, программа перехода к «социалистическому рынку». Попытка ее реализации с июня 1987 по декабрь 1991 г. составила содержание второго (и последнего) этапа экономической реформы М. С. Горбачева.
Основными компонентами новой экономической стратегии стали:
В июне 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии, который мыслился в качестве «несущей конструкции» новой хозяйственной системы. Новый закон существенно расширял права предприятий, включая право самостоятельного выхода на внешний рынок, осуществления совместной деятельности с иностранными партнерами.
Неопределенность и временность положения директорского корпуса толкала их на проедание текущих доходов предприятий и скрытую их приватизацию через создаваемые при госпредприятиях кооперативы. Именно на этом этапе перестройки государственные органы утратили контроль над микроэкономическими процессами в стране, что во многом затруднило переход к рынку в дальнейшем.
В конце 1986 — начале 1987 г. были приняты первые решения о развитии кооперации, и лишь в 1988 г. — Закон о кооперации в СССР и Основы законодательства об арендных отношениях.
Кооперативы
пробили первую брешь в государственной
системе собственности, хотя на деле
партийные власти попытались сразу
поставить кооперативы в
Итогом экономического реформирования стало дальнейшее ухудшение экономического и финансового положения страны.
Сердцевиной нового мышления стали выводы о приоритете общечеловеческих интересов и ценностей над классовыми, о необходимости деидеологизации межгосударственных отношений.
По меркам тоталитарного общества были по-настоящему радикальными провозглашенные Горбачевым идеи гласности и плюрализма. Впервые инакомыслие перестало считаться политическим преступлением. Провозглашая приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, Горбачев положил начало новому этапу духовного развития страны.
Средства массовой информации получают «сверху», хотя и сильно ограниченную, свободу критики существовавших реалий, всевозможных «безобразий, слабостей и прорех». В рамках политики гласности были сняты многие цензурные запреты, возвращены с полок «спецхранов» запрещенные к показу кинофильмы. Стали издаваться новые газеты и журналы, был пересмотрен реестр не подлежащих публикации статистических данных. Для исследователей приоткрылись ранее закрытые архивные и библиотечные фонды. Ураган новой информации в считанные месяцы разрушил всю систему мифов, на которых покоилась официальная идеология. Процесс размывания коммунистической идеологии постепенно шел и в предшествующие годы, но в условиях гласности эта идеология окончательно лишилась своей господствующей роли.
Расстановка сил затрагивает и партийно-государственную элиту, и даже команду реформаторов, которая также распадается на отдельные группировки. За недостаточно радикальную либерализацию общественной жизни критикует «отца перестройки» группа его сторонников — А. Н. Яковлев, Э. А. Шеварнадзе, Б. Н. Ельцин.
В 1988 г. в стране проходили многотысячные митинги под демократическими лозунгами, на которых уже ставился вопрос о демонтаже советской системы.
В декабре 1988 г. в соответствии с установками партконференции в действующую Конституцию были внесены изменения, согласно которым высшим органом власти в СССР становился Съезд народных депутатов.
Летом 1989 г. перестройка стала делом миллионов, и в этом качестве обрела новых лидеров, новые цели и задачи. Соответственно, новое измерение получила и политическая реформа.
Первый съезд народных депутатов, открывшийся в Москве 25 мая 1989г., по многим характеристикам отличался от прежнего Верховного Совета. На съезде начали оформляться политические фракции как реформистской, так и антиреформистской направленности. В противовес «агрессивно-послушному большинству» съезда, вопреки регламенту на съезде возникла Межрегиональная депутатская группа (МДГ). Ее лидерами стали такие известные ученые и политики, как А. Д. Сахаров, Ю. Н. Афанасьев, Б. Н. Ельцин, Г. X. Попов, А. А. Собчак (см.рис.), Г. В. Старовойтова (см.рис.). К концу работы съезда в ней насчитывалось около 150 депутатов. «Межрегионалы» не имели четкой программы реформ, единственное, что их объединяло в тот момент, — стремление отменить статью Конституции, закреплявшую монополию КПСС на власть в стране.
В 1990 г. настроения в пользу отмены 6-й статьи Конституции приняли массовый характер. Созванный в марте 1990 г. внеочередной III съезд народных депутатов СССР отменил эту статью и тем самым признал существование многопартийности в стране.
Съезд учредил пост Президента СССР, внеся необходимые поправки в Конституцию, в соответствии с которыми Президент СССР являлся главой Советского государства и наделялся широкими полномочиями. Ему предоставлялось право налагать вето на законы, принимаемые Верховным Советом страны, объявлять военное или чрезвычайное положение в отдельных местностях. Единственным кандидатом на президентский пост стал М. С. Горбачев, за которого 15 марта 1990 г. было подано почти 60% голосов депутатов. Горбачев стал первым Президентом СССР. Введение института президентства стало шагом вперед в деле демократизации страны, создания правового государства.
К осени 1998 г. в обществе уже реально существовал широкий спектр политических ориентаций от принципиальных сталинистов до крайних радикалов, выступавших за полную смену административно-командной системы, введение многопартийности и частной собственности.
С отменой 6-й статьи в СССР в конце 1989—1990 гг. создаются Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) во главе с В. Жириновским (см.рис.), Демократическая партия Н. Травкина и Г. Каспарова (см.рис.), Крестьянская партия России.
После «жаркого лета» 1989 г. реформаторское руководство страны столкнулось с кризисом доверия. На многолюдных митингах, демонстрациях выражалось открытое недовольство ходом перестройки, нерешительностью и непоследовательностью правительства Н. И. Рыжкова, неспособностью власти контролировать обстановку в стране.
Непосредственной причиной падения авторитета власти стали пустые прилавки магазинов, рост преступности.
После выборов в стране сложилась принципиально новая ситуация. Символом перемен стало избрание 29 мая 1990 г. Б. Н. Ельцина Председателем Верховного Совета России. Одновременно народ все более отказывал в доверии М. С. Горбачеву.
Вопрос о российском суверенитете стал главным на Первом съезде народных депутатов Республики. 12 июня 1989г., выражая волю своих избирателей, делегаты съезда с редким для них единодушием большинством голосов приняли Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации. Ее принятие стало рубежом в развитии как Российской Федерации, так и всего Советского Союза, который мог существовать только до тех пор, пока Россия играла роль объединяющего начала.
Информация о работе Развитие России последних десятилетий ХХ - начала ХХI вв