Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 21:09, реферат
На рубеже 70—80-х гг. в мире начался новый этап научно-технической революции, получивший название «микроэлектронная революция». С этого времени уровень развития той или иной страны определяется уже не количеством выплавленной стали, добытого угля, а использованием информационных технологий. По этому показателю СССР отставал не только от ведущих западных стран, но и от новых индустриальных держав (Южной Кореи, Тайваня) на десятилетия.
Развитие России последних десятилетий ХХ - начала ХХI вв. Основные этапы. 3
Причины перестройки во второй половине 80х годов ХХ века. 4
Истоки «перестройки». 4
Первый этап преобразований. 6
Экономическая «перестройка». Трудный поворот к рынку. 7
Последствия перестроечных процессов. 8
Демонтаж тоталитарных структур. Новое мышление и гласность. 8
Новый этап политических реформ. Отмена 6-й статьи Конституции. 9
Декларация о суверенитете. 10
Реформы в суверенной России. Социально-экономическая и политическая ситуация в стране в конце ХХв. – начале ХХIв. 12
Новая страна — новое общество. 12
Развитие частного бизнеса в России. 13
Президентская гонка 1996г. 13
Новый этап либеральных реформ. 14
Кризис августа 1998г. и его последствия. 14
Думские выборы 1999г. 16
Президентские выборы 2000г. 16
Взаимоотношения России с мировым сообществом и странами СНГ. 18
Россия на международной арене в 1990-е годы. 18
Внешняя политика XXI в. 20
Особенности деятельности международных организаций 21
Как функционирует ООН. 21
Как функционирует ЮНЕСКО. 23
Цель организации НАТО. 24
Европейский союз «ЕС». 25
Литература. 26
За год производство продукции в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, розничной торговле увеличилось на 3,5%. Ситуация на крупных и средних промышленных предприятиях была значительно лучше, чем в предыдущем году. Объем промышленной продукции вырос на 9,7%. Столь высоких темпов прироста промышленного производства в российской экономике не наблюдалось за весь период экономических реформ. На 8,5% вырос за год объем жилищного строительства, стабилизировался курс рубля, продолжала сокращаться безработица.
Первой крупной победой Путина стали выборы новой Государственной Думы. За три месяца до голосования Кремль создает новую «партию власти» — избирательный блок «Единство». Широко используя административный ресурс, контроль над общероссийскими каналами телевидения, власть приводит «Единство» в Думу. Проправительственный блок, получив 23,6% голосов избирателей, формирует вторую по числу мандатов фракцию.
Итоги выборов 19 декабря 1999 г. во многом, как и предыдущие, оказались неожиданными. Впервые за годы реформ россияне избрали парламент, лояльный правительству. Набрав 8,6% голосов, вернулись в Думу правые (Союз правых Сил). Традиционный лидер парламентских кампаний — КПРФ вновь завоевала больше всех голосов — 24,3%. Однако по оценкам, коммунисты реально могли контролировать в новой Думе не больше трети голосов депутатов. В числе победителей парламентских выборов вновь оказался и «Блок Жириновского», набравший чуть больше 6% голосов. Прошли в новую Думу также блок ОВР (13,1%) и «Яблоко» Г. Явлинского.
За несколько часов до наступления нового, 2000 г. президент Б. Н. Ельцин неожиданно заявил о досрочном (за полтора года до формального срока) завершении своих полномочий и назначении В. В. Путина исполняющим обязанности президента на период до новых выборов.
Президентские выборы 2000 г., вопреки прогнозам экспертов, в целом прошли по традиционному сценарию. Их ход и результаты во многом были предопределены итогами парламентских выборов. Б. Н. Ельцин, уйдя в отставку до срока, минимизировал политические риски своего преемника. В связи с отставкой президента выборы были перенесены на три месяца: с июня на март.
Реальных кандидатов на президентское кресло из 11 заявленных было лишь 5 — В. В. Путин, лидер КПРФ Г. А. Зюганов, кемеровский губернатор А. Тулеев, Г. А. Явлинский («Яблоко») и лидер ЛДПР В. В. Жириновский. Фактически же основная борьба развернулась между В. В. Путиным и Г. А. Зюгановым.
Назначение В. В. Путина «и. о. президента» существенно расширило его административный ресурс, которым он смог весьма эффективно распорядиться. В отличие от других лидеров В. Путин не стал заручаться поддержкой элит, а начал апеллировать сразу к избирателям. Он заговорил с народом на том патриотическом языке, которого тот давно ждал.
Именно настроения электората, а не программы кандидатов сыграли решающую роль в его предпочтениях. Они складывались в пользу премьера, который в своих выступлениях делал четкий акцент на необходимости укрепления власти в стране, восстановления территориальной целостности России, усиления ее позиций на международной арене.
В. В. Путину удалось выиграть первый тур, который оказался и единственным. За него проголосовало около 53% избирателей, за Г. А. Зюганова-29,2%.
Победа В. Путина в первом туре была достигнута благодаря тому, что в отличие от 1996 г. партия власти сумела объединить абсолютное большинство некоммунистического электората.
Благодаря новому президенту возрос уровень доверия к власти. Чтобы придать вертикали власти уже совсем невиданную жесткость, Путин своим указом поделил Россию на семь федеральных округов и в каждый назначил своего представителя. Одновременно всех губернаторов включили во вновь созданный Госсовет, который получил исключительно совещательные полномочия: законодательные полномочия Совета Федерации к нему не перешли.
Ряд важных шагов в 2000 г. был сделан в военной сфере. Серьезные коррективы в планы военной реформы внесла гибель 12 августа 2000 г. атомной подводной лодки «Курск» — гордости отечественного флота. Эта общенациональная трагедия позволила и стране, и власти воочию увидеть всю остроту проблем, накопившихся в Вооруженных Силах.
Важнейшим результатом 2000 г. стало начало налоговой реформы. Ради выведения «из тени» реальных доходов населения правительство установило с 2001 г. единую для всех — независимо от уровня заработков — ставку подоходного налога в 13%. В июле 2000 г. была принята рассчитанная на десятилетие правительственная программа действий, получившая по имени своего главного разработчика название «программа Грефа». Ее цель — создание полноценного рынка, основанного на частной инициативе, освобожденной от чиновничьего произвола. Таким образом, новый стиль, заявленный Путиным во внутренней политике, состоял в том, что он позволил либералам продолжить экономические преобразования, но ограничил их возможность влиять на решение политических вопросов.
В
условиях высоких цен на нефть
российское правительство в целом
проводило ответственную
В результате рост ВВП в 2003 г. составил до 7,3%, резко возросла инвестиционная привлекательность страны — рост капиталовложений за год достиг почти 12%. В 2004 г. экономический рост в России составил 7,1%.
В целом период первого президентства Путина стал для России наиболее успешным за последние 100 лет. С 2000 по 2004 г. на 38% вырос ВВП, почти в 10 раз увеличились золотовалютные резервы, инфляция была снижена более чем в три раза. Это позволило заметно сократить до уровня 1992—1993 гг. государственный внешний долг и поставить вопрос перед международными финансовыми учреждениями о возможности досрочного погашения оставшегося долга России. Положительная макроэкономическая динамика, рост резервов помогли власти поддерживать устойчивый профицит бюджета. Также заметно выросли реальные доходы населения и потребительские расходы.
Главным внутриполитическим событием 2004 г. стали выборы Президента России. Особенностью этой кампании было то, что имя победителя было известно задолго до голосования. Преимущество В. В. Путина перед соперниками было действительно безоговорочным, что, собственно, и показало голосование. 14 марта 2004 г. Путин победил уже в первом туре, получив голосов на треть больше по сравнению с 2000 г. — 71,3% против 52,94%.
Избрание в марте 2004 г. В. В. Путина Президентом РФ на новый срок обеспечило рост политической стабильности в обществе и позволило продолжить курс на укрепление российской государственности. В очередном Послании Федеральному Собранию РФ в апреле 2005 г. Путин определил в качестве главной политико-идеологической задачи развитие России как свободного демократического государства. Для ее достижения президент предложил ряд мер по развитию государства, укреплению законности и повышению эффективности правосудия.
Адаптация российской внешней политики к новым реальностям в мире оказалась длительным и болезненным процессом. Переходное состояние российского общества, борьба за власть, соперничество внешнеполитических элит, жесточайший экономический кризис серьезно осложнили разработку концепции национальной безопасности и новой внешнеэкономической доктрины.
По названным причинам в 1991 — 1993 гг. внешняя политика демократической России во многом являлась продолжением «перестроечной дипломатии» М. С. Горбачева. Для нее было характерно стремление интегрироваться в западное сообщество и мировые экономические структуры. Провозглашенная министром иностранных дел А. Козыревым (см.рис.) концепция стратегического союза России и США, позже преобразованная в идею стратегического партнерства, предполагала лояльность России в отношении западных ценностей в обмен на помощь Запада в осуществлении либеральных реформ.
За первые два года либеральных преобразований в стране российской дипломатии, несмотря на ошибки и ограниченный арсенал средств, удалось решить многие проблемы, вызванные распадом СССР и определением нового международного статуса Российской Федерации. Россия заняла место, принадлежащее СССР в Совете Безопасности ООН.
3
января 1993 г. президенты РФ и
США подписали чрезвычайно
В октябре 1993 г. в результате подписания Токийской декларации был сделан важный шаг к нормализации отношений нашей страны с Японией.
В концепции внешней политики, утвержденной в апреле 1993 г. президентом страны, главное внимание уделялось задачам развития отношений со странами ближнего зарубежья и Восточной Европы, и лишь затем следовал Запад и другие регионы мира. Благодаря этому стали регулярно собираться органы, координирующие и направляющие деятельность СНГ, такие как Совет глав государств и Совет глав правительств. Развивалось сотрудничество силовых и финансовых структур.
В СНГ получает развитие стратегия разноскоростной интеграции. В 1995 г. началось формирование таможенного союза между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией, что позволило обеспечить более свободное перемещение товаров и капиталов этих государств. В марте 1996 г. страны «четверки» подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. Параллельно шло оформление «двойки» (союза России и Белоруссии), «единого экономического пространства» центральноазиатских стран — Казахстана, Узбекистана и Киргизии), а впоследствии и ГУАМа — объединение Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии (после вступления Узбекистана — ГУУАМ) в целях развития евроазиатского транскавказского транспортного коридора. Дробление Содружества на миниблоки, как показала практика, лишь усилило центробежные тенденции, способствовало ориентации части блоков на зарубежных партнеров.
С 1994 г. внешняя политика России постепенно меняет характер. В стране заметно усиливаются антизападные настроения, в основном возникающие как стихийная реакция на конкретные действия США и их союзников. В начале 1996 г. А. Козырева на посту министра иностранных дел сменил Е. Примаков, бывший до этого руководителем Службы внешней разведки. Став министром, Е. Примаков объявил приоритетом своей деятельности ближнее зарубежье, двусторонние и многосторонние отношения со странами СНГ. Реальный результат был достигнут лишь в 1997 г., когда были подписаны договоры с Белоруссией и Украиной. Договор с Украиной стал возможным благодаря достигнутому компромиссу в двух принципиальных вопросах: о статусе главной базы Черноморского флота — г. Севастополя и о разделе самого флота. В ходе визита весной 1997 г. президента Б. Н. Ельцина на Украину флот был окончательно поделен, так же как и его инфраструктура.
К середине 90-х гг. главным для российской дипломатии стал вопрос о расширении НАТО на Восток. В 1990—1991 гг. руководители государств НАТО заверяли М. Горбачева, что после объединения Германии и роспуска Варшавского договора НАТО не будет распространять свое влияние на Восток. Лидеры Запада не сдержали своих обещаний. В конце 1994 г. США принимает решение о необходимости принятия бывших советских союзников по ОВД в НАТО, несмотря на жесткие возражения России.
В результате упорных переговоров 27 мая 1997 г. в Париже был подписан Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО. НАТО и Россия более не рассматривают друг друга как противники. Россия получила от НАТО официально закрепленное обещание не размещать на постоянной основе вооруженные силы на территории своих новых членов.
В целом компромисс по вопросу расширения НАТО оздоровил ситуацию в Европе и мире. Однако натовские бомбардировки Югославии, по существу, перечеркнули большинство достижений на пути сближения России и НАТО, в том числе соглашения по развитию мер доверия.
В
результате целенаправленных усилий по
активизации российской восточной
политики в 1991—1997 гг. отношения с
большинством стран АТР вышли
на новые рубежи. Последовательно
развивались традиционно
Первые годы принесли новые вызовы и угрозы безопасности страны. С окончанием «холодной войны» на передний план стали выходить проблемы распространения ядерного оружия и международного терроризма. В условиях глубокого кризиса мирового порядка и резкого обострения международной обстановки Россия активно участвовала в выработке новой системы договоренностей, в создании нового баланса сил, чтобы обострение международной обстановки не привело к хаосу или войне всех против всех либо к гегемонии одной державы. Цели России на международной арене, сформулированные в новой редакции Концепции внешней политики России, принятой летом 2000 г., предельно просты: безопасность границ и создание внешних благоприятных условий для решения внутренних российских проблем.
Международный терроризм, вновь драматически заявивший о себе захватом 1 сентября 2004 г. школы в Беслане, в результате которого, по официальным данным, погибло 330 человек и более 1300 пострадало, заставил великие державы отвергнуть идею ядерного разоружения как «романтизм» времен «холодной войны». Борьба с терроризмом вышла на первый план и в международной политике России.
Информация о работе Развитие России последних десятилетий ХХ - начала ХХI вв