Реформа по отмене крепостного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 00:13, курсовая работа

Описание

В данной работе будет рассмотрен крестьянский вопрос, для решения которого в 1861 году Александром II было принято «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», отменившее крепостное право и даровавшее свободу и общегражданские права крестьянам. Известно, что вопрос об отмене крепостного права в России поднимался задолго до реформы 1861 года, а, значит, это было непростым и серьезным шагом. Будучи веками зависимыми от своих господ, крестьяне, наконец, получили свободу.

Работа состоит из  1 файл

Реформа по отмене крепостного права курсовая.doc

— 232.50 Кб (Скачать документ)

Таким образом, отменив крепостное право навсегда, Александр II даровал крестьянам общегражданские права (личные имущественные и неимущественные), оставив землю помещикам, ввел систему повинностей за пользование землей (работой или деньгами), определил размеры наделов земли, срок временных договоров (3 года). В течение 2х лет помещиками должны были быть составлены уставные грамоты. Крестьяне разделились на временнообязанных и крестьян-собственников(пункт 15-16). Также, была определена выкупная система.

Поземельное устройство крестьян.     

 Разумеется, главные трудности заключались  в устройстве поземельного положения  крестьян; разрешение этого вопроса  затруднялось разнообразным положением главных условий, созданных историей. Вот основания этого устройства. Крестьяне, выходившие из крепостной зависимости, обязательно наделялись землею в количестве, необходимом для обеспечения их быта и исправной уплаты казенных и земских повинностей. Этот надел землею должен был соображаться, разумеется, с густотой крепостного населения в известной местности, как и с качеством почвы; для этого вся Россия разделена была на три полосы: нечерноземную (северная и частью центральная), черноземную и степную; по качеству почвы и густоте населения каждая полоса разделялась на местности, которых во всех трех полосах было 29. Для каждой местности по соображению густоты населения и качеству почвы установлялись две нормы подушного надела, т. е. участка земли на каждую ревизскую душу, независимо от количества действительных рабочих рук; за основание расчисления приняты были цифры последней, Х ревизии. Одна норма представляла высший размер подушного надела, другая - низший. Низший размер всюду равнялся одной трети высшего. Для примера приведу несколько цифр первой, нечерноземной полосы. В некоторых уездах Московской губернии высший надел на душу - 3 десятины (разумеются казенные десятины в 2400 квадратных саженей), следовательно, низший надел - 1 десятина; в других уездах Московской и смежных губерний этот надел возвышается. В нечерноземной полосе высший надел - 7 десятин на душу; таков, например, надел в некоторых уездах Вологодской, Вятской, Новгородской и Олонецкой губерний. Итак, высший надел - 7 десятин, низший - 3 десятины, высшей нормы, а не низшей. В два первых года со времени обнародования Положения 19 февраля по всем имениям должны были определиться действительные наделы с точным указанием повинностей, какие будут нести временнообязанные крестьяне в пользу землевладельца. Количество земли, отведенной в надел, как и размер повинностей в пользу землевладельца, определялось в особенном договоре крестьян с помещиками, называющемся уставной грамотой; в продолжение первых двух лет со времени обнародования Положения 19 февраля по всем имениям должны были составить уставные грамоты по добровольному соглашению или по закону, если добровольное соглашение не состоялось. В большей части имений за основание принималось то количество земли, которым пользовались крестьяне при крепостном праве, если они сидели на оброке; правительство наблюдало только, чтобы этот надел не превышал высшего размера и не падал ниже низшего, т. е. ниже одной трети; последнее не допускалось, первое могло быть только при согласии на то помещика. Помещик мог уступить крестьянам, если желал, надел и высшей нормы; где не было этого желания, производились отрезки от крестьян так, чтобы надел равнялся высшему размеру подушного участка, назначенного для той местности. Эти отрезки во многих местностях испортили крестьянские (наделы) участки. Надел мог быть и ниже высшей нормы, только если он не падал ниже его трети. Теперь известно, что в больших имениях крестьяне получили надел, почти равный низшей норме.

Сохранение  общины. Крестьянское самоуправление

Особенностью  реформы 1861 было сохранение общины, надельная  земля передавалась крестьянам на правах коллективной формы общинного пользования, а после выкупа — общинной собственности. Выход из общины не был закрыт, но очень затруднен. Законодатели в абсолютном большинстве (за исключением Ю. Ф. Самарина) не были сторонниками сохранения общины, однако пошли на ее сохранение, как им тогда казалось, временно. Они исходили из того, что община «представляет на первый раз самый твердый оплот против последних усилий помещиков сохранить за собой сильную власть помещика над крестьянами, не привыкшими быть еще свободными хозяевами своей только что создающейся собственности». Кроме того, община представлялась мощным препятствием процессу пролетаризации крестьянства и назреванию социальных взрывов. Были и фискальные соображения — облегчение для власти в сборе повинностей и платежей. Однако в перспективе законодатели видели неизбежность постепенного выхода из общины, переход от коллективной крестьянской собственности к индивидуальной, создание самостоятельного мелкого крестьянского хозяйства наряду с сохранением крупного помещичьего по примеру Пруссии и Австрии. Крестьянская реформа 1861 предусматривала упразднение вотчинной власти, а также устройство крестьянского выборного самоуправления, которое рассматривалось как основа для участия крестьян в новом местном всесословном самоуправлении. Таким образом, сословность, как и община, представлялась институтом временным, неизбежным и оправданным только для переходного периода. «Положение» и Манифест об отмене крепостного права были опубликованы великим постом — с 7 марта по 2 апреля; в Петербурге и Москве — 5 марта. Крестьянская реформа 1861 распространялась на помещичьих крестьян Европейской части России. Для национальных окраин были разработаны аналогичные законодательные акты в последующие десятилетия. Принципы крестьянской реформы были положены в основание законов, принятых для удельной и государственной деревни (1863,1866 и 1886). 
 

 

Глава V. Итоги. Исторические последствия и значимость реформы.

Реформа модернизировала  Россию, открыла пути развития капитализма, промышленность стала развиваться с появлением новых рабочих рук. Личное освобождение крестьян ликвидировало монополию помещиков на эксплуатацию крестьянского труда, способствовало более быстрому росту рынка рабочей силы для развивающегося капитализма как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Условия реформ 1861г. обеспечивали помещикам постепенный переход крепостнического хозяйства к капиталистическому. Делая шаги по пути превращения в буржуазную монархию, русское самодержавие не только приспосабливалось к капитализму, но и активно вторгалось в экономическое развитие страны, стремилось использовать новые процессы для укрепления своих позиций.

Однако ситуация после отмены была несколько спорной. На 1 января 1863 г. крестьяне отказались подписать около 60% грамот. Цена земли по выкупу значительно превышала ее рыночную стоимость в то время, в отдельных районах – в 2–3раза. Во многих районах крестьяне добивались получения дарственных наделов, сокращая тем самым надельное землепользование: в Саратовской губернии на 42,4%, Самарской – 41,3%, Полтавской – 37,4%, Екатеринославской – на 37,3% и т.д. Отрезанные помещиками земли являлись средством закабаления крестьян, так как они были жизненно необходимы крестьянскому хозяйству: водопой, выгон, сенокос и пр. Переход крестьян на выкуп растянулся на несколько десятилетий, 28 декабря 1881г. был издан закон об обязательном выкупе с 1 января 1883 г., перевод на который завершился к 1895г. Всего к 1 января 1895 г. было утверждено 124 тыс. выкупных сделок, по которым перешло на выкуп 9,159тыс. душ в районах с общинным и 110тыс. домохозяев в районах с подворным земледелием. Около 80% выкупных сделок были обязательными.

В итоге крестьянской реформы (по сведениям 1878г.) в губерниях Европейской России 9860тыс. душ крестьян получали в надел 33728тыс. десятин земли (в среднем на душу 3,4десятины). У 115тыс. помещиков осталось 69млн. десятин (в среднем по 600 десятин на владельца).

Как выглядели  эти "средние" показатели через 3,5десятилетия? Политическая и экономическая власть царя опиралась на дворян и помещиков. По переписи 1897г. в России было 1 млн.220 тыс.потомственных дворян и более 600 тыс.личных дворян, которым дворянский титул давался, но по наследству не передавался. Все они были владельцами земельных наделов. Из них: около 60 тыс. – мелкопоместные дворяне, имели по 100 десятин; 25,5 тыс. – среднепоместные, имели от 100 до 500 десятин; 8 тыс. крупных дворян, имевших от 500 до 1000десятин: 6,5 тыс. – крупнейших дворян, имевших от 1000 до 5000 десятин.

Вместе с  тем, в России были 102 семьи: князья Юсуповы, Голицыны, Долгоруковы, графы Бобринские, Орловы и др., владения которых составляли более 50 тыс.десятин, то есть около 30% помещичьего земельного фонда России.

Наиболее  крупным собственником в России был царь Николай II. Ему принадлежали громадные массивы так называемых кабинетных и удельных земель. Там добывалось золото, серебро, свинец, медь, лес. Заполняя опросный лист для переписи, Николай II в графе о профессии написал: "Хозяин земли русской".

Что касается крестьян, то средний надел крестьянской семьи, по данным переписи, составил 7,5десятин.

Значение  крестьянской реформы 1861 г. состояло в  том, что она отменила феодальную собственность на работников и создала рынок дешевой рабочей силы. Крестьяне объявлялись лично свободными, то есть имели право покупать на свое имя землю, дома, заключать различные сделки. В основе реформы лежал принцип постепенности: в течение двух лет должны были быть составлены уставные грамоты, определявшие конкретные условия освобождения крестьян, затем крестьяне переводились на положение "временнообязанных" до момента перехода на выкуп и в последующий 49–летний период выплачивавшим долг государству, купившему землю для крестьян у помещиков. Только после этого земельные наделы должны стать полной собственностью крестьян.

За освобождение крестьян от крепостной зависимости  император Александр II был назван народом «ОСВОБОДИТЕЛЕМ». Судите сами, чего здесь было больше – правды или лицемерия? Отметим, что из общего числа крестьянских волнений, произошедших по всей стране в 1857–1861гг., 1340 из 2165 (62%) выступлений пришлось на время после объявления реформы 1861года. 
Таким образом, крестьянская реформа 1861г. была проводимой крепостниками буржуазной реформой. Это был шаг по пути превращения России в буржуазную монархию. Однако крестьянская реформа не решила социально–экономических противоречий в России, сохранила помещичье землевладение и ряд других феодально–крепостнических пережитков, привела к дальнейшему обострению классовой борьбы, послужила одной из основных причин социального взрыва 1905–1907гг. XX века.

Заключение.

 

Царь-Освободидетель – так назвали современники императора Александра II. Его личность – это его грандиозные реформы и, прежде всего, отмена крепостного права. Как было замечено одним из исследователей биографии Александра II Николаевича: «Он не был назван современниками и историками Великим, подобно Петру или Екатерине, но реформы его осознаны и определены как Великие».Реформы, предпринятые Александром II, поставили Россию на иной путь развития, стал складываться капиталистический уклад экономики, появилась вольнонаемная рабочая сила.

Царь-Освободитель осуществил то, что пытались осуществить со времен Александра I. За этот период стало ясно, что

  1. Крепостное право безнравственно.
  2. Подневольный труд тормозит промышленное развитие России, что могло отодвинуть державу в ряд второстепенных государств.
  3. Крепостное право приводило к разорению помещичьих хозяйств.
  4. Крымская война наглядно показала, насколько отстала страна от западноевропейской цивилизации в финансовом, медицинском, военном, образовательном аспектах.
  5. Настроения крестьян создавали опасную для помещиков ситуацию.

Хождение  в обществе записок пропагандирующего толка развивало идею отмены крепостного права, направляло общественное мнение в более либеральное русло. Создание Секретного комитета, затем разработка проектов в каждой губернии и, наконец, работа Редакционных комиссий привела к созданию проекта по отмене крепостного права.

19 февраля  1861 года, пройдя обсуждение в Государственном  совете и одобрение императора, «Манифест о даровании крепостным  людям прав свободных сельских  обывателей» был провозглашен.

Теперь крестьяне  объявлялись свободными, могли свободно вступать в брак, заключать любые сделки и договоры, им предоставлялось право свободной торговли. В Положении также прописывалась система выкупа, с помощью которой крестьяне могли получать наделы земли при определенных условиях, которые помещик прописывал в уставных грамотах, а также в договорах, заключаемых между крестьянином и помещиком.

Реакция крестьян на реформу была разной. Так, например, в Казанской губернии начались волнения из-за распространения слухов о том, что царь даровал землю крестьянам бесплатно, а выкуп «придумали» помещики.

В целом, освобождение крестьян явилось прогрессивным шагом, уничтожившим пережитки феодального строя, а именно – крепостное право. Россия теперь встала  на капиталистический путь развития. 

 

Литература

В. О. Ключевский  «Курс русской истории»

А.А. Корнилов «Великие реформы 60-х»

В. И. Щепетев  «История государственного управления в России»

Н. В. Коршунова  «Проекты отмены крепостного права  в последней трети XVIII века.

Материалы электронной библиотеки «Гумер».

http://historic.ru/books

http://www.historichka.ru/

http://www.nameofrussia.ru/

http://www.tsari.narod.ru/

Информация о работе Реформа по отмене крепостного права