Реформация и контрреформация в Германии и Англии 16 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 14:53, курсовая работа

Описание

Объектом работы является реформация и контрреформация в Европе XVI в.

Предметом работы является реформация и контрреформация в Германии и Англии

Целью данной работы является изучение реформации и контрреформации в Германии и Англии.

Для этого нам потребуется рассмотреть следующие задачи:

- дать понятие о реформации;

- рассмотреть реформацию в Германии, рассмотреть ход реформации и основные течения;

- рассмотреть реформацию в Англии, ход и основные течения;

Работа состоит из  1 файл

Введени1.doc

— 151.50 Кб (Скачать документ)

     Введение

     Реформация -  общепринятое  обозначение общественно  – религиозного  движения  начала  XVI века, охватившего почти всю Европу. Реформация идейно подготовила ранние буржуазные революции,  воспитав особый тип человеческой личности, сформулировав основы  буржуазной  морали, религии,  философии,  идеологию  гражданского  общества,  заложив   исходные принципы  взаимоотношений  индивида,  группы  и  социума. 

     Реформация  стала духовным  ответом  на  кризис,  брошенный  человеческому   духу   социально-экономической и культурной ситуацией XVI в.

     Актуальность  темы. Явление Реформации оставило огромный отпечаток в мировой  истории и носило глобальный, общеевропейский, характер,  не  многие  современные  люди интересуются Реформационным движением  в Европе, а некоторые даже  не  знают что это такое.

     Конечно, XVI в. и современность  разделяет  огромная  пропасть, но не смотря на неё, Реформация протянула свои  корни  из  глубины  веков  к каждому  из  нас.  Она  во  многом  воспитала  основы  деятельной,  активной личности, а также сегодняшнее отношение к религиозной вере и труду.

     Кроме того религия по-прежнему  занимает  значительное  место  в  нашей  жизни, а вместе с  развитием  общества  неизбежными  становятся  религиозные  реформы, поэтому  было бы опрометчивым забыть  опыт  предков,  приобретенный столь дорогой ценой.

     Западная  историография  посвятила  Реформации   огромную   литературу. Историей Реформации занимаются многие общества по истории религии и  церкви, а также специальные общества по истории Реформации  в  Германии  и  США,  на нескольких    языках    издается    специальный    журнал ( «Archiv     fur Reformationsgeschichte»).

     Наибольшее   внимание   западных   исследователей привлекает  Реформация  в  Германии  (точнее  –  исследование  теологии   М. Лютера), кальвинизм, христианский гуманизм (особенно  Эразм  Роттердамский).

     Наблюдается большой интерес к народным течениям реформации,  в  частности  к  анабаптизму.

     Реформацию  провозглашают  началом эпохи  новой истории. Наконец в начале XX в. в западной науке возникло  направление,  которое устанавливает связь  между  Реформацией  и  социальными  изменениями  эпохи. Религиозно-социологическая теория М. Вебера о  роли  протестантской  (прежде всего кальвинистской) этики в  формировании  «духа  капитализма»  вызвала  в науке  интенсивную   полемику.1

       Марксистская историография в  общих оценках Реформации отталкивается   от характеристики,  данной  основоположниками   марксизма,  увидевших  во   всей совокупности  социальных  движений  её  первый  акт  европейской буржуазной революции. При этом наиболее  интенсивно  изучается народная  Реформация  в Германии, частично Нидерландах, Польше.

     Современные исследователи все же склонны  рассматривать  Реформацию  как  религиозно-социальное   движение,   а   не   как   «неудавшуюся   буржуазную революцию».

     Объектом  работы является реформация и контрреформация в Европе XVI в.

     Предметом работы является реформация  и контрреформация  в Германии и Англии

     Целью данной работы является изучение реформации и контрреформации в Германии и Англии.

       Для  этого нам потребуется  рассмотреть следующие задачи:

     - дать понятие о реформации;

     - рассмотреть реформацию в Германии, рассмотреть ход реформации и  основные течения;

- рассмотреть  реформацию  в Англии, ход и  основные течения;

     Процесс Реформации сегодня изучен достаточно  хорошо,  что  обусловлено обилием  источников и сведений, рассказывающих о том периоде.

     К ним относятся множество документов того времени, такие  как  Нантский эдикт 1598г. или письмо М. Лютера  «  К  христианскому  дворянству  немецкой нации  об  исправлении  христианства»  1520г.,  «Индекс  запрещенных  книг», изданный папой римским Павлом III.

       Многочисленные труды лидеров  Реформации (Ж.Кальвин  -   «Наставления  в христианской вере» и комментарии  к Библии, М.Лютер - тезисы, перевод   Библии на немецкий язык и литургические тексты) и католических теологов.

     Кроме того до нас дошли литературные произведения: Эразм  Роттердамский «Похвала глупости», «Божественная комедия» великого Данте. Также в число  письменных  памятников  Реформации  входят  исторические хроники, в том числе католической церкви.

     Конечно представления о том времени  были бы не полными без материальных источников из которых мы имеем  представление  о  скромности  протестантских церквей и богатстве католических. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Реформация и контрреформация в Германии

     Гуманисты - люди, изучавшие в XVI веке классическую литературу (греческую и римскую). Они превозносили сочинения древних философов и начали нападать на недостатки своих современников, особенно доставалось католическому духовенству; против них восставали старые ученые, или схоласты, доказывая, что гуманисты распространяют вредные мысли. А последние называли этих закоренелых схоластов обскурантами. Несмотря на противодействие обскурантов, гуманисты приобретали все больше и больше последователей среди молодых людей. Они вели очень деятельную жизнь, много сочиняли, переписывались с учеными разных стран, путешествовали. Из немецких гуманистов начала XVI века следует назвать знаменитейших: Рейхлина, Эразма Роттердамского и Ульриха фон Гутена.2

     Деятельность  гуманистов подготовила умы к  реформации Католической церкви. Уже  давно злоупотребления папской  власти и духовенства были осуждаемы  благомыслящими людьми, но эти люди объявлялись еретиками и по большей части гибли на костре (Гус, Савонарола). Между тем с распространением просвещения вера в непогрешимость пап постепенно угасала. Особенно много недовольных было в Германии. Народ тяготился поборами на содержание духовенства; рыцари и бароны с завистью смотрели на богатство и роскошную жизнь прелатов (духовных сановников), а немецкие князья желали избавиться от вмешательства духовной власти в их правление. 

     1.1 Причины и ход Реформации и Контрреформации в Германии

     Поводом к началу Реформации послужили индульгенции, или отпущение грехов за деньги. В христианских странах издавна вошло в обычай, чтобы люди, кающиеся в грехах, делали денежное пожертвование на нужды Церкви и богоугодных заведений. Впоследствии папы, присвоившие себе власть разрешать от грехов, начали продавать индульгенции. Папа Лев X довел продажу индульгенций до крайности. Нуждаясь в деньгах на свой роскошный двор и на постройку церквей и дворцов, он поручил Майнцскому архиепископу открыть эту продажу в Германии. Архиепископ отправил для этого в Саксонию доминиканского монаха Тецеля, и последний начал поступать там с удивительным бесстыдством. Он разъезжал по Саксонии с двумя большими ящиками: в одном находились отпустительные папские грамоты, или ярлыки, на всевозможные грехи, прошедшие, настоящие и будущие, а в другом — вырученные за них деньги. Многие суеверные люди сбегались к нему и иногда отдавали последние гроши, чтобы избавить себя и своих покойных родственников от мук чистилища. Князья с неудовольствием смотрели, как Тецель обирал их поселян, но пока не решались поднять голос против этой постыдной торговли. Рассказывают, что однажды был и такой случай: дорогой, в лесу, нагоняет Тецеля рыцарь и покупает себе индульгенцию на тот грех, который он намерен совершить. Получив ярлык, рыцарь отнял у Тецеля ящик с деньгами и ускакал. Тогда выступил с обличением индульгенций монах-августинец Мартин Лютер.3

     Мартин  Лютер и начало Реформации

     Лютер родился в саксонском городе Эйслебене (1483) и был сыном рудокопа. Лютера влекло к монашеской жизни и к наукам философским. Он последовал этому влечению, получил степень доктора философских наук и поступил в монастырь Августинского ордена, к великому огорчению своего отца. (Рассказывают, что Лютер перед тем долго колебался, но смерть друга, убитого разбойниками, и страшная гроза, заставшая его однажды в горах, произвели на него такое сильное впечатление, что он перестал колебаться и сделался монахом.) В то же время саксонский курфюрст Фридрих Мудрый основал в своей столице Виттенберге университет. Начальник Августинского ордена рекомендовал ему Лютера в число профессоров, и он был приглашен занять кафедру богословия. Одновременно Лютер был проповедником в одном из виттенбергских приходов; проповеди его привлекали много слушателей. Он был еще усердный католик и на папу смотрел как на истинного наместника Христова. Раз ему случилось по делам своего ордена отправиться в Рим. С большим благоговением приближался он к этому священному городу; но совершенно разочаровался, когда собственными глазами увидел роскошь и порочные нравы папского двора, неуважение духовенства к молитве и ко всему святому. «Едва, — рассказывал он, — я отслужу одну мессу, как у них кончено уже более десяти

     Когда Тецель появился в окрестностях Вигтенберга  и народ поспешно раскупал его индульгенции, Лютер был возмущен этой торговлей и пытался действовать против нее своими проповедями. Но проповеди не помогали; тогда Лютер решился на очень смелый шаг. Он прибил к церковным дверям 95 тезисов (положений), в которых доказывал вред, происходящий от продажи индульгенций и их недействительность для отпущения грехов (1517). Тезисы и сам виттенбергский проповедник быстро сделались известны всей Германии. Некоторые ученые доминиканцы заступились за Тецеля и написали опровержение тезисам Лютера. Лютер им ответил. Благодаря книгопечатанию, ответы его читались везде и производили сильное волнение.

     Дворянство, духовенство, города и университеты разделились на партии: одни (преимущественно  Северная Германия) приняли сторону  Лютера, другие были на стороне его противников. Он нашел себе могущественного покровителя в саксонском курфюрсте Фридрихе Мудром. Один из противников Лютера, доктор Экк, весьма ученый богослов, вызвал его на публичный диспут (что было в обычаях того времени). Лютер принял вызов. Диспут происходил в Лейпциге, в присутствии многих знатных лиц, профессоров разных университетов и толпы студентов в течение семнадцати дней и касался папской власти, чистилища и отпущения грехов. Каждая сторона приписывала себе победу, и спорщики разошлись еще большими врагами. После этого Экк выхлопотал в Риме папскую буллу, которая повелевала сочинения Лютера сжечь, как еретические, а самому автору грозила проклятием, если он не покается. Булла эта прибивалась к стенам домов, и в некоторых городах действительно сочинения Лютера были сожжены; но в Лейпциге папскую буллу закидали грязью. А в Виттенберге Лютер, сопровождаемый профессорами и студентами, вышел за город и сжег на костре папскую буллу с некоторыми книгами канонического церковного права (1520). Это было вскоре после смерти Максимилиана I, когда Фридрих Мудрый до избрания нового императора был наместником императорского престола, а он покровительствовал Лютеру и не соглашался выдать его в руки врагов.4

     Когда Карл V был избран германским императором, он, по обычаю, созвал имперский сейм, который на этот раз происходил в городе Вормсе (1521). Здесь кроме других важных дел империи предложено было заняться и делом Лютера. Молодой император потребовал его на сейм и выдач ему охранную грамоту. Друзья Лютера не советовали ему ехать, напоминая об участи Гуса. Но Лютер поехал. На всем пути народ стекался к нему во множестве, чтобы увидеть смелого реформатора и услышать его проповедь. Недалеко от Вормса он получил от своих доброжелателей предостережение, что лучше бы ему возвратиться и не въезжать в город. Лютер отвечал: «Если бы там было столько же дьяволов, сколько черепиц на кровлях, то и тогда я поехал бы». В самом Вормсе толпы народа ждали Лютера; чтобы избежать встречи, его провели на сейм садами и задними пристройками. Однако, когда в первый раз ему пришлось явиться пред лицом императора, окруженного многочисленным и блестящим собранием князей, графов и баронов империи, Лютер был бледен и смущен. На вопрос, остается ли он при том же мнении, которое содержится в его сочинениях, или отрекается от него, он попросил время для размышления. Ему дал подумать до следующего дня. На другой день он смело отвечал на вопросы и твердо объявил, что остается при своем мнении до тех пор, пока ему не докажут противного самим Священным Писанием. Лютера увещевали отказаться от своего учения, но напрасно. Вопреки желаниям ревностных католиков, император не нарушил своей охранной грамоты и отпустил Лютера из Вормса, однако издал эдикт, которым Лютер и его последователи объявлялись еретиками.

     На  обратном пути из Вормса, в лесу, Лютер  был схвачен замаскированными всадниками. Это похищение было организовано по приказу его покровителя Фридриха Мудрого, чтобы укрыть его от врагов, грозивших ему со всех сторон. Лютера отвезли в замок Вартбург, где он и прожил около года в глубоком уединении под видом рыцаря. В этом уединении он начал свой знаменитый перевод Библии на немецкий язык. Между тем распространился слух, что Лютер погиб. Только самые близкие друзья знали, где он, и с успехом продолжали начатое им дело. В числе его последователей был и Меланхтон, профессор греческого языка в Виттенбергском университете. Характером своим он не походил на Лютера: как последний был дерзок, горяч и скор в решениях, так Меланхтон был кроток и осторожен. Ученостью он превосходил Лютера, однако питал к нему глубокое уважение и был самым усердным его помощником. Но некоторые последователи Лютера не были так осторожны в мнениях, как Меланхтон, и скоро впали в крайность: они начали проповедовать уже отмену всех обрядов католического богослужения, выбрасывать из церквей иконы, оскорблять монахов. Следствием этого стали смуты и беспорядки. Когда Лютер услыхал об этом, он не смог больше оставаться в уединении и поспешил в Виттенберг; тут он восемь дней подряд проповедовал против всяких крайностей и насилия, и силой слова ему удалось восстановить спокойствие в Виттенберге. 5

Информация о работе Реформация и контрреформация в Германии и Англии 16 века