Реформация и контрреформация в Германии и Англии 16 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 14:53, курсовая работа

Описание

Объектом работы является реформация и контрреформация в Европе XVI в.

Предметом работы является реформация и контрреформация в Германии и Англии

Целью данной работы является изучение реформации и контрреформации в Германии и Англии.

Для этого нам потребуется рассмотреть следующие задачи:

- дать понятие о реформации;

- рассмотреть реформацию в Германии, рассмотреть ход реформации и основные течения;

- рассмотреть реформацию в Англии, ход и основные течения;

Работа состоит из  1 файл

Введени1.doc

— 151.50 Кб (Скачать документ)

     Огромное  влияние па процесс реформирования церкви и общества в Верхней Германии оказали идеи швейцарского священника и гуманиста Ульриха Цвингли (1484-1531). Свои основные идеи Цвингли высказал в программных «67 тезисах» (1523) и работах «Об истинной и ложной вере» (1525), «Изложение христианской веры» (1531). Как и Лютер, Цвингли признавал только Священное Писание и отвергал Священное Предание, исповедовал принципы «оправдания верой» и «всеобщего священства», считал идеалом раннехристианскую церковь.

     Он  отрицал церковную иерархию, монашество, индульгенции, веру в чистилище, поклонение святым, мощам и иконам. Богословское различие между Лютером и Цвингли  касалось трактовки таинства причастия. Цвингли считал хлеб и вино лишь символами жертвы Христа. В цвинглианской общине пастыри избирались верующими, жизнь общины и нравы ее членов строго регламентировались.

     В отличие от Лютера Цвингли был  решительным сторонником республиканизма  и «общинной теократии», обличителем  тирании монархов и князей. Он считал, что Евангелие Христа служит укреплению власти, объединяя ее с народом «до тех пор, пока власть действует по-христиански», т. е. не вступает в конфликт с требованиями евангелизма. 9

     Правители, не соблюдающие этого установления, согласно Цвингли, могут быть смещены народом. Цвингли резко осуждал покушения на собственность и в борьбе с анабаптистами утверждал, что обобществление имуществ есть нарушение заповеди «не укради». В целом религиозное учение Цвингли представляло собой разновидность бюргерской доктрины.

     Более радикальные варианты Реформации в  Германии предлагались различными сектантскими группировками, в первую очередь  анабаптистами и сторонником  «вселенского переворота» Т. Мюнцером.

     Анабаптисты (перекрещенцы) довели антикатолический протест до крайних пределов. Начало движению положили так называемые «цвиккауские пророки», среди которых выделялся суконщик Николай Шторх. Именно в Цвиккау началась проповедь нового учения, имевшая значительный успех в 1520-х гг. Анабаптисты полностью принимали только Новый Завет и, по примеру Христа, требовали осознанного крещения в зрелом возрасте.

     Внутри  секта была пропитана мистическим  духом, пророчество заменяло проповедь. Анабаптисты, тяготея к индивидуальным действиям, отрицали необходимость  существования церковной организации и таинств как внешних символов веры. Программа духовного совершенствования была довольно индивидуальной (одни придерживались строгости первоначального христианства, другие, корчась в судорогах, уверяли, что при этом общаются с Богом).

     Решительности религиозных действий соответствовала  и социальная программа: признание  абсолютного равенства в обществе и ликвидация частной собственности. Последовательные сектанты стремились к осуществлению на земле таких  общественных порядков, которые не противоречили бы заповедям Божьим («царство Божие на земле»).

     В начале 1520-х гг. складывается собственное  понимание Реформации и у Томаса Мюнцера (ок. 1490-1525), который первоначально  был сторонником Лютера. В 1520 г. Мюнцер получил должность священника в Цвиккау и здесь под влиянием анабаптистов у Мюнцера формируется оригинальная концепция Реформации на основе «народной религиозности» и синтеза взглядов Лютера, Иоахима Флорского, средневековых мистиков. По мнению Мюнцера, настоящее Священное Писание пишется не чернилами на пергаменте, а перстом Божьим в сердце каждого человека посредством «откровения».

     Мюнцер  не разделял мир на божественный и  человеческий, а воспринимал его  в целостности, веря, что «Бог внутри каждого». Это позволяло ему развить  концепцию «царства Божьего на земле». Мюнцер указывал, что вера — это не пассивное состояние.

     Человек, страждущий спасения, должен доказывать Богу свою веру, борясь со злом, в том  числе и социальным. Рассматривая события Реформации как свидетельство  начавшегося «вселенского переворота», Мюнцер призывал своих сторонников к активной деятельности, которую он понимал как помощь Богу в установлении на земле нового божественного порядка и создании идеального общества с полным равенством людей.

     Основное  же препятствие на пути построения такого общества Мюнцер видел в социальном неравенстве, угнетении народа знатью. Поэтому борьбу крестьян с господами за землю и личную свободу Мюнцер представлял неизбежным звеном на пути человечества к построению «царства Божьего на земле», что понималось как реализация заповедей Христа на практике. 10

     В целом идеал будущего совершенного общественного строя, в котором  не будет частных интересов, а  власть отдана простому народу, представлялся  Мюнцеру весьма туманным, лишенным конкретных очертаний.

     Все сказанное дает основание видеть в Мюнцере представителя радикально-мистического течения в германской Реформации. Сторонники этого учения выражали настроения прежде всего городских низов  и беднейшего крестьянства.

     Сформулированная  Мюнцером в самом общем виде программа построения идеального общества далеко выходила за рамки задач, которые тогда можно было решить на практике. Все это превращало его программу в социально-политическую утопию.

     Приведенные выше примеры свидетельствуют о  довольно широком спектре реформационных взглядов. Нижние пласты Реформации в Германии были связаны с ее народными трактовками, они, как правило, сочетали мистицизм (ожидание Страшного суда, установления «Тысячелетнего царства Христова») со стремлением к материальной свободе и уравнительным действиям. В своих радикальных формах «народная реформация» сближалась с идеями Т. Мюнцера и анабаптистов.

     Другим  типом «реформации снизу» была городская  Реформация. В ее основе лежала «христианская  община», генетически тяготевшая к средневековому коммунализму. Теологической основой такой Реформации чаще всего являлось учение У. Цвингли и его последователей. Человек представал как член общины, которая только и могла приобщить его к Богу. На ранних этапах Реформации концепция Цвингли оказалась наиболее адекватной бюргерскому корпоративному сознанию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Реформация и Контрреформация в Англии

     В Англии Реформация началась значительно  позже, чем на континенте - во время  правления Генриха VIII, в 30-е годы XVI в. Реформационные идеи в Англии начали оформляться еще в XIV в. Идеологом ранней английской бюргерской Реформации был Джон Виклеф. Виклеф отрицал пиетет папства и требовал секуляризации земель.

     В Англии XVI в. Реформация началась сверху, исходила от короля. Главной целью королевской Реформации являлось освобождение от Ватикана и прямое подчинение английской церкви королю. Важное, если не главное, значение имело стремление короля секуляризировать монастырские земли. 11

     Английская  буржуазия была заинтересована в "дешевой и простой" церкви. Богатые церковно-монастырские земли не давали покоя светским феодалам. Весь этот комплекс причин положил начало английской Реформации.  

     2.1 Причины и ход Реформации и Контрреформации  в Англии

     Поводом к Реформации послужил отказ папы Римского расторгнуть брак Генриха VIII с Екатериной Арагонской, что позволило бы королю вступить в новый брак с фрейлиной королевы Анной Болейн.

     Екатерина Арагонская приходилась теткой Карлу V Габсбургу, католическому оплоту в  Германии. Поэтому неудивительно, что папа был на ее стороне, и развод не санкционировал. Развод Генриха VIII с Екатериной Арагонской был оформлен английским парламентом, после чего Генрих женился на Анне Болейн. В 1534 г. Генрих VIII издает Акт о «супрематии», которым король объявляется главой Английской церкви. Отношения с Ватиканом были решительно разорваны. «Акт» Генриха VIII не был проявлением борьбы с католицизмом, он знаменовал, в первую очередь, борьбу с папой. В Акте специально оговаривалась неприкосновенность всех католических догматов и обрядов. Менялся глава церкви - место папы занял король. Католический епископат оставался опорой складывающейся в это время в Англии новой формы монархии - аболютизма. Новая английская церковь, отрицая главенство папы, уже перестала быть абсолютно католической, но еще не стала протестантской. Она получила название англиканской, и англиканство, на первых порах, заняло среднее положение между католицизмом и протестантизмом. 12

     В 1536-39 гг. в Англии закрываются монастыри  и конфисковывается монастырское имущество. Из церквей изымаются драгоценные украшения. Начинается секуляризация церковных земель.

     Генрих VIII был связан со многими английскими  и европейскими гуманистами - Томасом  Мором, Эразмом Роттердамским, Мартином Лютером и др. Отход Лютера от принципов гуманизма и переход на реформационные позиции дал Эразму Роттердамскому, не принявшему, как и многие гуманисты, Реформацию, повод для горького афоризма: подобно тому, как курица высиживает цыплят, гуманизм высидел Реформацию. Генрих VIII и Томас Мор выступили резко против новых принципов Лютера, и началась длительная богословская полемика. Томасу Мору принадлежит ряд богословских трудов, направленных против Реформации.

     Секуляризированные  у духовенства земли недолго  удержались в королевской казне, вскоре они стали предметом торговли и спекуляции. Часть из них была подарена королевским фаворитам. Тем не менее секуляризация церковных земель имела огромные социальные последствия. Эти земли приобрели новые собственники - выходцы из среднего и мелкого дворянства и буржуазии, и тем самым оформился новый социальный слой английского общества.

     Новые владельцы секуляризированных земель, чтобы повысить свои доходы, лишали крестьян их наделов, повышали ренту - причем до такой степени, что сами держатели вынуждены были покидать свои владения.

     При Эдуарде VI англиканская церковь более  приблизилась к протестантизму (признание  догмата о предопределении). Но в  это время в государственной  и политической жизни Англии происходят серьезные изменения. В 1553 г. на престол восходит дочь Генриха VIII и Екатерины Арагонской, католичка Мария Тюдор. Ее супругом был испанский король Филипп II. В Англии начинается католическая реакция. Королева восстановила католицизм. Началась кровавая борьба с протестантами и преследование их. Мария Тюдор получила прозвище Марии Кровавой. Однако королева не решилась возвратить монастырям земли и прочее имущество, секуляризированное при Генрихе VIII.

     Мария Тюдор правила недолго, и после  ее смерти власть в Англии переходит  к дочери Генриха VIII и Анны Болейн, Елизавете I. Правление Елизаветы Тюдор (1558-1603 гг.) было временем расцвета Англии. В истории этот период получил название "Век Елизаветы". На английский королевский трон претендовала еще одна династия - Стюартов, в лице Марии Стюарт. Борьба умной и властной Елизаветы с красавицей Марией Стюарт, бывшей французской королевой, закончилась победой Тюдоров. Мария была захвачена в плен и казнена по приказу королевы Елизаветы.

     Идя навстречу интересам буржуазии  Елизавета восстанавливает протестантизм в умеренной англиканской форме. В 1559 г. Парламент подтверждает королевское верховенство над английской церковью. Королева назначает епископов и оставляет им земельные владения, а также сохраняет право заседать в Парламенте. Правление Елизаветы явилось расцветом классического абсолютизма в Англии.

     В 1571 г. был выработан англиканский символ веры, состоящий из 39 статей. Наряду с некоторыми католическими  догматами в нем присутствовал  и кальвинистский догмат об абсолютном предопределении, а также догмат о Св. Писании как единственном источнике веры. Признавалось католическое учение о единоспасающей силе Церкви. Вводилось единообразие в богослужении на английском языке по особому служебнику, утвержденном правительством.

     В конце XVI в. был издан ряд довольно суровых законов против католиков. Например, за отказ признать верховенство королевской власти над английской церковью полагались суровые наказания.

     Также как и в ряде других стран, в  Англии было запрещено появляться иезуитам. 13

     К концу XVI в. англиканская церковь становится национальной и превращается в опору абсолютизма. По-прежнему церковь возглавляется королем, которому духовенство подчиняется как часть государственного аппарата абсолютной монархии.

     Антиабсолютистские  настроения усиливающейся в Англии буржуазии принимают религиозно-церковную форму пуританизма. Пуритане порывают с господствующей англиканской церковью и создают свои церковные общины.

     К концу XVI в. в английском пуританизме  выделились два направления: пресвитерианское (крупная буржуазия и дворянство) и индепендентское (мелкая буржуазия, джентри и крестьянство). Пресвитериане пытались установить в Англии единую кальвинистскую церковь. Индепенденты требовали, чтобы каждая община верующих была независимой, имела самоуправление. Они стремились освободить церковь от опеки короля и стать полностью самостоятельными. В XVII в. пуритане-индепенденты соединили религию с политикой. Во время буржуазной революции, организованной ими во главе с их вождем Кромвелем, был казнен английский король Карл I (1649).

     Правительство Елизаветы преследовало пуритан, но процесс был необратим, и число  пуритан возрастало. Реформационное движение в Англии все больше набирало силу. Об этом свидетельствовало и  углубление противоречий между буржуазией и абсолютизмом.

Информация о работе Реформация и контрреформация в Германии и Англии 16 века