Реформация и контрреформация в Германии и Англии 16 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 14:53, курсовая работа

Описание

Объектом работы является реформация и контрреформация в Европе XVI в.

Предметом работы является реформация и контрреформация в Германии и Англии

Целью данной работы является изучение реформации и контрреформации в Германии и Англии.

Для этого нам потребуется рассмотреть следующие задачи:

- дать понятие о реформации;

- рассмотреть реформацию в Германии, рассмотреть ход реформации и основные течения;

- рассмотреть реформацию в Англии, ход и основные течения;

Работа состоит из  1 файл

Введени1.doc

— 151.50 Кб (Скачать документ)

Восстание дворян и крестьян

     Волнение, произведенное проповедями Лютера, распространилось и в других частях Германии. На западе немецкое дворянство восстало против духовных властей — епископов и архиепископов. Предводителем дворян стал Франц фон Сикинген. Он был поборником старого феодального рыцарства, которое не признавало над собой никакой власти. Сикинген сделался ревностным приверженцем Реформации, так же как его друг Ульрих фон Гутен. Движение объединяло многих рейнских и швабских рыцарей, и они начали войну против Трирского архиепископа. Но за архиепископа выступили некоторые германские князья; они осадили Сикингена в его родовом замке и начали разрушать стены огнестрельными снарядами. Сикинген был смертельно ранен и капитулировал. Таким образом, вольное рыцарство было побеждено и должно было смириться перед властью светских и духовных князей. Преследуемый Ульрих фон Гутен бежал в Швейцарию и там вскоре умер, на острове в Цюрихском озере (1523).

     Едва  закончилось восстание рыцарей, как началась крестьянская война. Крестьяне  были угнетены непомерной барщиной, всякого  рода поборами и жестоким обращением светских и духовных господ. Еще  и прежде они не раз восставали против притеснений, но эти мятежи происходили разрозненно, не имели между собой связи и были легко усмиряемы. Реформация вызвала общее движение. Те же необузданные проповедники, которых Лютер изгнал из Виттенберга, разошлись по другим областям Германии и везде возбуждали простолюдинов, проповедуя им евангельское равенство людей. Крестьяне поднялись сначала в Юго-Западной Германии (в Швабии); отсюда мятеж распространился и по другим землям и сопровождался большими жестокостями: разрушением и грабежом замков, монастырей и избиением дворян.

     Лютер начал с проповедей против милости  и снисходительности к крестьянам; во время мятежа их варварские поступки против дворян вызвали у него негодование, и он объявил, что мятежников надо убивать, как бешеных собак. Следует признать, что Лютер со времени рыцарского и крестьянского восстаний совершенно перешел на сторону князей и сделался их покорным слугой. Объединенные силы князей и городов (Швабского союза) скоро справились с плохо вооруженными толпами крестьян. Восстание было усмирено, и крестьяне наказаны самым кровавым образом; положение их после восстания сделалось еще хуже, зависимость от господ еще тяжелее. Однако волнение, поднятое пророками евангельского равенства, успокоилось не скоро. С особенной смелостью действовала секта анабаптистов (то есть перекрещенцев), которые, называя крещение детей недействительным, требовали вторичного крещения; они отвергали духовный сан и проповедовали раздел имуществ поровну между верующими. Эта секта имела успех преимущественно в Вестфалии, в городе Мюнстере, откуда Реформация изгнала духовенство и епископа. Но при помощи других германских князей епископ Мюнстерский взял штурмом город и казнил проповедников «мюнстерской коммуны». Секта анабаптистов не исчезла, она рассеялась по разным странам. Голландский священник Меннон в том же XVI веке преобразовал ее и сообщил ей более умеренный характер. Последователи его, или меннониты, отрицают крещение детей (то есть требуют его совершения только для взрослых), присягу, военную службу; вообще отличаются строгим образом жизни и любят преимущественно заниматься земледелием; их особенно много в Северной Америке.

     Церковные реформы и союз протестантов

     В это время Лютер жил в Виттенберге  и под покровительством курфюрста  занимался устройством преобразованной Церкви. Он учредил богослужение на немецком языке, отменил многочисленные богослужебные обряды, заменив их молитвой и пением гимнов, написал свой катехизис, ездил по Саксонии и осматривал приходские церкви и школы. В этих трудах ему помогал Меланхтон. Отрицая монашество и безбрачие духовенства, Лютер сам подал пример: снял монашескую одежду и женился на бывшей монахине. Князья охотно уничтожали монастыри и секуляризировали их имущество — отбирали в свою пользу.6

     Из  таинств лютеране признали только два, крещение и причащение. Последнее предлагалось всем под обоими видами, а покаяние совершалось без устной исповеди. Высшие духовные чины — кардинал, архиепископ и епископ — были отменены; надзор за церковными делами поручен консисториям и суперинтендантам. Лютер признавал завиашость духовенства от светского правительства.

     Из  Саксонии Реформация распространилась по всей Северной Германии (Бранденбург, Померания, Мекленбург, Брауншвейт, Гессен). Светские и духовные князья, строго державшиеся католицизма (Баварский, Австрийский, Майнцский), старались помешать успехам Реформации. На имперском сейме в городе Шпейере (1529) они постановили просить императора, чтобы тот созвал Вселенский собор для уничтожения раскола, запретил лютеранам распространять их учение и защитил имущество духовенства. Северные князья и некоторые имперские города протестовали на том же сейме против этого решения;- отсюда приверженцы Реформации получили общее название протестантское.

     Для решения религиозной распри Карл V созвал имперский сейм в Аугсбурге (1530). Протестанты представили сейму изложение своего вероучения, составленное Меланхтоном. (Это так называемое Аугсбургское исповедание веры.) В следующем году протестантские князья заключили между собой союз в городе Шмаль-кальдене, чтобы оружием защищать Реформацию, если католики захотят употребить силу (1531). Карл V редко бывал в Германии; занятый войнами с французами и турками и нуждаясь в помощи германских князей, он долго не принимал решительных мер против Реформации. Наконец, когда прекратились его войны с Франциском I, он решился смирить непокорных протестантов. А папа (Павел III) в то время созвал против них духовный собор в тирольском городе Триденте. Члены Шмалькальденского союза также приготовились к войне. (Лютер умер перед самым началом Шмалькальденской войны в своем родном городке Эйслебене, в 1546 году.) Но главы этого союза, курфюрсты саксонский Иоанн Твердый (брат и преемник Фридриха Мудрого) и ландграф гессенский Филипп Великодушный, действовали очень вяло. Притом даровитейший из протестантских князей, саксонский герцог Мориц, родственник саксонского курфюрста, изменил своей партии и перешел на сторону Карла V. Протестанты были побеждены (1547); оба предводителя попали в плен и были осуждены на заключение, а герцог Мориц в награду получил от императора Саксонское курфюршество. Но следует сказать, Карл умеренно обошелся с побежденными протестантами. (Когда он вступил в Виттенберг, один епископ предложил ему вынуть из могилы тело еретика Лютера и сжечь. «Я не веду войны с мертвыми, — отвечал Карл. — Он уже нашел своего судию».)7

     Однако  торжество императора продолжалось недолго. Его могущество сделалось  опасно для германских князей, а  испанские и итальянские войска обременяли Германию. Тот же Мориц  Саксонский (тщетно просивший Карла V об освобождении своего тестя Филиппа Гессенского) явился решительным защитником протестантизма и княжеской самостоятельности. Он тайно заключил союз с французским королем и совсем неожиданно двинулся в Тироль, где находился тогда император, следивший за совещаниями Тридентского собора.

     Карл V едва не был захвачен в плен и  с трудом спасся бегством через Тирольские горы. Он не имел под рукой запасных войск и вынужден был заключить  с протестантами перемирие. А  спустя три года состоялся религиозный мир на имперском сейме в городе Аугсбурге (1555). Протестанты  получили свободу вероисповедания. Но право менять религию предоставлялось лишь князьям, подданные должны были держаться одного исповедания со своим князем (cujus regio, ejus religio — какова власть, такова и религия). Католики настаивали, чтобы духовные князья в случае перемены религии лишались своего сана и своих доходов; но протестанты не соглашались, и этот пункт (названный reservamm ecclesiastic urn — свободный для обсуждения) остался нерешенным.

     В следующем году Карл V отрекся от престола. Уже давно он страдал  подагрой и другими болезнями; притом у него была заметная наклонность  к меланхолии. В последние годы эта меланхолия усилилась от разных неудач. Карл решился провести остальное время жизни в тихом монастырском уединении. Свои обширные владения он разделил между братом Фердинандом и сыном Филиппом. Фердинанд, король Венгрии и Богемии, еще прежде получил от него наследственные земли Габсбургского дома (Австрийское герцогство. Тироль, Каринтию, Штирию), он же был избран преемником Карла V. Все другие свои владения Карл передал сыну Филиппу. Обряд отречения от престола совершился в Брюсселе, в блестящем собрании нидерландских чинов. Карл явился в зал собрания, опираясь на плечо молодого принца Оранского, Вильгельма; императору было пятьдесят шесть лет, но болезни изнурили его тело, и он казался гораздо старше. Он был одет в траурное платье, и единственным украшением служила ему великолепная цепь ордена Золотого Руна на шее. Карл произнес прощальную речь; затем обратился к Филиппу и увещевал его любить своих подданных, соблюдать справедливость и оберегать католическую религию. Все собрание было тронуто и прослезилось. Филипп преклонил колени и обещал отцу неукоснительно исполнить его заветы. Карл избрал своим убежищем монастырь Св. Юста (в испанской провинции Эстремадура), отличавшийся чистым воздухом и расположенный посреди живописных холмов, кедровых и померанцевых рощ. Для него построили здесь красивый домик, и император прожил еще около двух лет, занимаясь садоводством, механикой, посещением церковной службы. Однако по привычке он усердно следил за политикой, получал от сына подробные известия о государственных делах и снабжал его своими советами, так что курьеры беспрерывно скакали от отца к сыну и обратно. Он умер в 1558 году.8

     Таким образом, Габсбургская династия разделилась на две линии: австрийскую и испанскую. Из австрийской линии постоянно избирались германские императоры. Правление императоров Фердинанда I (1556—1564) и особенно сына его Максимилиана (1564—1576) прославилось осторожной и благоразумной политикой. Они больше всего заботились о сохранении спокойствия внутри Германии и не употребляли силу оружия против протестантов. Поэтому Реформация свободно продолжала распространяться и проникла в самую сердцевину наследственных земель Габсбургов — в Австрию, Каринтию. Штирию, а также в Венгрию и Богемию (в последней гуситы большей частью стили протестантами).

     Земли же Венгрии и Богемии перешли  во владение Габсбургов следующим образом. Когда умер в Богемии король Георгий Подибрад (1471), чехи выбрали на престол польского королевича Владислава, сына Казимира IV. Венгры, после смерти Матвея Корвпна (1490), выбрали того же Владислава, и он, уже как Владислав II Ягеллон, соединил обе короны. Владислав вступил в двойной родственный союз с Габсбургами: сына своего Людовика он женил на Марии, внучке императора Максимилиана I, а дочь Анну выдал за Максимилианова внука Фердинанда. Владислав умер в 1516 году. Сын его, Людовик, тоже был королем Венгрии и Богемии. Но он еще молодым погиб в битве с турецким султаном Сулейманом Великолепным, при Мохаче; спасаясь бегством после поражения, Людовик завяз в болоте и утонул (1526). Тогда богемские чины выбрали королем зятя Людовика, эрцгерцога Австрийского Фердинанда. Венгры последовали нх примеру и выбрали того же Фердинанда. Таким образом, Габсбургский дом объединил под своей властью разноплеменные земли, которые составили Австро-Венгрию. 

     1.2 Основные течения Реформации и Контрреформации в Германии

     Распространение идей Лютера среди представителей разных социальных групп привело к тому, что они стали приобретать  социальную окраску, а каждая общественная среда рождала своих собственных  реформационных лидеров.

     Оформление  целого ряда евангелических течений в Германии и соседних регионах в 20-е гг. XVI в. отразило наличие в Реформации нескольких идейных и социальных «пластов».

     Так, реформационное движение в Саксонии оказалось под влиянием более  радикальных, чем Лютер, деятелей: профессора Виттенбергского университета Андреаса Боденштейна (Карлштадта), бывшего монаха Габриэля Цвиллинга и их соратников. Из церквей были удалены алтари, иконы, исполнение католической мессы было объявлено идолопоклонством. Карлштадт и Цвиллинг также решительно выступали против землевладения духовенства.

     В публичных проповедях Карлштадт  подчеркивал, что «никто не может  быть уверен в спасении души, если он не зарабатывает хлеб трудом рук своих». Под влиянием проповедей Карлштадта многие студенты покидали университет  и отправлялись в деревни, на горные промыслы.

     Таким образом, выступления Карлштадта и  Цвиллинга дали толчок более радикальной  оппозиции, которая не удовлетворялась  чисто церковной Реформацией  Лютера, а желала ее распространения  на социально-экономическую, политическую и этическую сферы.

     Тезис Лютера об «оправдании верой» развивал Иоганн Эберлин, бывший монах францисканского  монастыря в г. Гейльбронне (Хейльбронн) и странствующий проповедник. Он подчеркивал, что Бог дарует свою милость только разумным людям. С  помощью разума человек сможет понять истинный смысл Священного Писания, без чего не может быть настоящей веры, и получит возможность творить «добрые дела».

     Под «добрыми делами» Эберлин понимал, прежде всего, «братскую любовь»  между всеми людьми. С противниками «истинной веры» — «безбожниками» — Эберлин требовал решительной борьбы, что поможет людям «осуществить обновление мира и установить царство небесное на земле».

     Исходя  из этой посылки Эберлин разработал проекты социально-экономических  и политических реформ. Они предусматривали возвращение крестьянам в собственность общественных угодий, уменьшение земельного чинша, отмену церковной десятины, производство ремесленниками только доброкачественных изделий, облегчение положения подмастерьев и учеников, ликвидацию крупных купеческих компаний, отмену всех привилегий папского Рима в торговле с Германией.

     Как и Карлштадт, Эберлин подчеркивал, что труд является обязанностью всех членов общества и требовал, чтобы  и представители привилегированных  сословий занимались земледелием или ремеслом.

     В политической области Эберлин предлагал  централизацию государственного управления с правом занятия должностей представителями  всех сословий, от крестьян до князей, причем подчеркивал, что и князья — лишь государственные служащие, обязанные беспрекословно исполнять поручения центральной власти (в лице монарха).

     Строя свои проекты государственного устройства в реформационном духе, Эберлин стремился  претворить их в жизнь путем установления тесного сотрудничества между всеми  сословиями, однако, как показала жизнь, такой социальный союз был неосуществим.

Информация о работе Реформация и контрреформация в Германии и Англии 16 века