Реформация и контрреформация в Германии и Англии 16 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 14:53, курсовая работа

Описание

Объектом работы является реформация и контрреформация в Европе XVI в.

Предметом работы является реформация и контрреформация в Германии и Англии

Целью данной работы является изучение реформации и контрреформации в Германии и Англии.

Для этого нам потребуется рассмотреть следующие задачи:

- дать понятие о реформации;

- рассмотреть реформацию в Германии, рассмотреть ход реформации и основные течения;

- рассмотреть реформацию в Англии, ход и основные течения;

Работа состоит из  1 файл

Введени1.doc

— 151.50 Кб (Скачать документ)

     В каждой стране были свои специфические  основы реформационного движения, поэтому  и характер Реформации в каждой стране разный. Реформация в Англии не похожа на Реформацию в Германии или в  Швейцарии. В свою очередь Реформация во Франции также имеет свои отличия.

     Для развития Реформации во Франции не было столь благоприятной ситуации, как в Германии или Швейцарии.

     Королевская власть во Франции рано начала противостоять  притязаниям папы. В XV в. были отменены папские аннаты - французские епископы избирались духовным капитулом и утверждались не папой, а королем. В папскую курию представители французской церкви могли обращаться только во вопросам вероучения. По всем остальным вопросам они имели дело не с папой, а с французским королем. Согласно Болонскому конкордату 1516 г. король получил право назначать епископов с последующим утверждением кандидатуры папой. Это был некий компромисс между королем и папой. Епископ мог подолгу не замещать вакантной должности и получать в свою пользу доходы с церковных должностей. Таким образом доходы французской церкви шли королю и частично крупному дворянству. У французских королей не было таких конфликтных отношений с Ватиканом, как у английских.  

     2.2 Основные течения Реформации и Контрреформации в Англии

     Реформационные  идеи начали распространяться во Франции довольно рано. Одним из первых французских гуманистов и французских реформаторов был крупный философ и богослов Лефевр д'Этапль (1450-1536). В 1512 г. он пишет трактат «Послания апостола Павла», в котором выдвигает два основных реформационных положения: оправдание верой и признание Св. Писания единственным источником веры. Лефевр д'Этапль перевел Библию на французский язык. 14

     Если  в Англии с усилением реформационного  движения возобладал кальвинизм, то во Франции преобладало более мягкое, лютеранское направление Реформации. Начинают создаваться лютеранские общины. Первым создателем такой общины был епископ Брисоннэ.

     В первой половине XVI в. Реформация распространилась в Англии, в Шотландии, в Скандинавских  странах. Она проникла во Францию, Польшу и Венгрию. Католическая церковь терпеть такую ситуацию долго не могла, поэтому она перешла в наступление на реформационное движение. Одним из основных механизмов борьбы были соборы. Папа в 1545 г. созывает Тридентский собор, который заседал, с перерывами, до 1563 г. Этот собор провел некоторые реформы, его решения имели довольно значительные последствия. Тридентский собор запретил плюрализм, т.е. сосредоточение в одних руках нескольких церковных бенефициев, и абсентеизм - получение доходов с церковных должностей лицами, которые не исполняют эти должности. Был несколько сокращен аппарат папской курии. На последнем заседании собора взяли верх «ультрамонтане», наиболее реакционные прелаты-иезуиты, выступившие против любых изменений в догматике, требовавшие запретить чтение Библии на национальных языках и возврата к Библии на латинском языке (Вульгате), выступившие против изменений в организации католической церкви. Под их влиянием собор подтвердил все догматы католицизма, в том числе и принцип папского верховенства.

     Но  попытки вернуть курии прежнее  господство над епископатом и  светскими властями встретили сопротивление  ряда католических государей и закончились  полным провалом. Используя решения  собора и опираясь на иезуитов, папство  на какое-то время смогло упрочить свое положение, укрепить церковную организацию и сохранить позиции католицизма даже в тех странах, где прежде имела успех Реформация. В самом Риме был создан инквизиционный трибунал, который возглавил борьбу с ересями в католическом мире. Жертвами этого трибунала стали очень многие инаковерующие и инакомыслящие.

     По  решению Тридентского собора был составлен «Индекс запрещенных книг», в который попали сочинения многих европейских гуманистов (в частности, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле).

     Создается боевой орден католической реакции, орден иезуитов. Основателем этого  ордена был Игнатий Лойола (1491-1556) - воинственный испанский идальго, получивший тяжелое ранение на поле битвы, лишившее его возможности продолжать военную карьеру. После ранения Лойола решил посвятить себя служению Иисусу и, в частности, борьбе с ересями. Изучать богословие он отправился в Сорбонну, где какое-то время спустя создает «Общество Иисуса». В 1540 г. папа утверждает устав нового ордена и берет его под свое покровительство. Иезуиты давали 4-й обет монашества: сугубое послушание папе. Благодаря иезуитам в католической церкви распространился обычай тайной исповеди. Орден иезуитов получает строго организованное устройство. Его генерал (первым генералом был Игнатий Лойола) вместе с совещательным органом - советом ордена - жил в Риме, руководя оттуда «провинциями ордена». Иезуиты раскинули свои сети по всему миру, включая не только католические окраины Европы, но и некатолические, и даже не христианские страны. В отличие от других монашеских орденов, члены ордена иезуитов жили в миру и вели светский образ жизни, выступая в роли политиков, дипломатов, придворных, воспитателей, врачей и т.п. Ради торжества дела Христова они выполняли задания ордена, руководствуясь знаменитым принципом цель оправдывает средства. В своей деятельности они пользовались любыми средствами - лестью, ядом, интригами, клеветой, заговорами и убийствами. Отпущение грехов им было обеспечено заранее.

     Иезуиты придавали очень большое значение воспитанию «солдат» ордена, стоящих на страже христианской католической веры. Они занимали кафедры во всех европейских университетах, создавали школы, колледжи и лицеи, где маленьких мальчиков воспитывали в соответствующем духе, т.е. иезуитском. Воспитанию особых деятелей иезуитского толка была подчинена вся иезуитская педагогика, и в настоящее время считающаяся одной из лучших педагогических систем. В своем трактате «Духовные упражнения» Игнатий Лойола наставляет: «Подчиненный должен повиноваться старшему как труп, который можно поворачивать в разные стороны; как палка, подчиняющаяся всякому движению; как воск, которому можно придать любую форму». Иезуитский орден стремился захватить как можно больше учебных заведений, причем не только в Европе, но и на Востоке. В его "коллегиумах" обучались и воспитывались иезуитские функционеры. 15

     Под контролем иезуитов находились богословские факультеты многих университетов Европы. Орден иезуитов, стремившийся к безукоризненному воспитанию своих будущих солдат, оказал большое влияние на развитие европейской педагогики вообще. Иезуиты были хорошими учителями, и выпускники их «коллегиумов» отличались высоким уровнем подготовки.

     Во  время раннебуржуазных революций (1649 г. в Англии, 1789 г. во Франции), иезуиты  выступили на стороне феодальной монархии и делали все возможное, чтобы сохранить ее устои. Когда французская аристократия во время революции бежала в другие страны (в том числе и в Россию), вместе с ними бежали и иезуиты, которым таким образом открылись границы Российской империи. Екатерина II находила в иезуитах опору своему правлению и предоставила им возможность для педагогической деятельности в России.

     Действия  иезуитов, их склонность к заговорам  и дворцовым интригам нередко  вызывали соответствующую реакцию - они часто изгонялись из той или иной страны. В 1773 г. орден был закрыт, но в 1814 г. возобновил свою деятельность и действует до сих пор. Слово «иезуит» давно приобрело нарицательное значение: с ним ассоциируется коварство, предательство и т.п.

     Католическая Контрреформация имела определенный успех, на некоторое время ей удалось упрочить пошатнувшийся в очередной раз папский престол и укрепить силы папства и католицизма. Тем не менее Контрреформация не смогла ликвидировать уже состоявшийся раскол католицизма и помешать становлению нового вероучения – протестантизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

   Мною  была изучена реформация и контрреформация  Германии и Англии. Были рассмотрены  поставленные задачи.

     Дано  понятие реформации. Реформация (от лат.  «преобразование»)   -  общепринятое  обозначение общественно – религиозного  движения  начала  16в.,  охватившего  почти  всю Европу.

     Реформация  идейно подготовила ранние буржуазные революции,  воспитав особый тип  человеческой личности, сформулировав  основы  буржуазной  морали, религии,  философии,  идеологию  гражданского  общества,  заложив   исходные принципы  взаимоотношений  индивида,  группы  и  социума. 

     Рассмотрев  реформацию в Германии, рассмотрев ход реформации и основные течения, можно сделать вывод, что начало Реформации в Германии связано с именем Мартина Лютера (1483-1546), монаха-августинца и профессора Виттенбергского университета, который в 1517 г. открыто выступил против индульгенций.

     Распространение идей Лютера среди представителей разных социальных групп привело к тому, что они стали приобретать социальную окраску, а каждая общественная среда рождала своих собственных реформационных лидеров. Оформление целого ряда евангелических течений в Германии и соседних регионах в 20-е гг. XVI в. отразило наличие в Реформации нескольких идейных и социальных «пластов».

     Карлштадт подчеркивал, что «никто не может  быть уверен в спасении души, если он не зарабатывает хлеб трудом рук своих». Под влиянием проповедей Карлштадта многие студенты покидали университет  и отправлялись в деревни, на горные промыслы.

     Тезис Лютера об «оправдании верой» развивал Иоганн Эберлин, бывший монах францисканского  монастыря в г. Гейльбронне (Хейльбронн) и странствующий проповедник. Он подчеркивал, что Бог дарует свою милость только разумным людям. С помощью разума человек сможет понять истинный смысл Священного Писания, без чего не может быть настоящей веры, и получит возможность творить «добрые дела».

     Огромное  влияние па процесс реформирования церкви и общества в Верхней Германии оказали идеи швейцарского священника и гуманиста Ульриха Цвингли (1484-1531). Он отрицал церковную иерархию, монашество, индульгенции, веру в чистилище, поклонение святым, мощам и иконам. Богословское различие между Лютером и Цвингли касалось трактовки таинства причастия. Цвингли считал хлеб и вино лишь символами жертвы Христа. В цвинглианской общине пастыри избирались верующими, жизнь общины и нравы ее членов строго регламентировались. Более радикальные варианты Реформации в Германии предлагались различными сектантскими группировками, в первую очередь анабаптистами и сторонником «вселенского переворота» Т. Мюнцером.

     Рассмотрев  реформацию  в Англии, ход и  основные течения, можно сделать  вывод, что  в Англии XVI в. Реформация началась сверху, исходила от короля. Главной целью королевской Реформации являлось освобождение от Ватикана и прямое подчинение английской церкви королю. Поводом к Реформации послужил отказ папы Римского расторгнуть брак Генриха VIII с Екатериной Арагонской, что позволило бы королю вступить в новый брак с фрейлиной королевы Анной Болейн.

     В  Англии с усилением реформационного  движения возобладал кальвинизм. Начинают создаваться лютеранские общины. Первым создателем такой общины был  епископ Брисоннэ.

     Контрреформация   - церковно-политическое движение в Европе середина 16-17 вв., возглавленное папством и направленное против Реформации с целью восстановления позиций, утраченных католицизмом в ряде стран в 1-й половине 16 в

       В  странах,  где  победила  Реформация  церковь  оказалась   в   большой зависимости  от   государства,   пользовалась   меньшей   властью,   чем   в католических государствах,  вследствие  проведенной  секуляризации  потеряла свою экономическую  мощь.  Все  это  облегчало  развитие  науки  и  светской культуры.

     В результате Реформации вся  Европа  стала  расколотой  на  две  части. Католическая церковь перестала быть церковью всей Западной  Европы.  Из  нее выделилось самостоятельное мощное религиозное направление – протестантизм  – третье направление в христианстве.

     Протестантизм выработал функционирующую сегодня  в  сознании  миллионов людей особую этику – этику  труда,  экономической  деятельности,  договорных отношений,   аккуратности,   бережливости,   педантизма,   т.е.   бюргерских добродетелей, вошедших в плоть, кровь  и  повседневный  быт  стран  Западной Европы и Нового Света. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список

  1. Всеобщая история: История Нового времени, 1500-1800 гг../ Под ред.  Ванюшкиной Л.М. Юдовской А.Я. Баранова П.А. [текст] –М: Просвещение, 2008. – 386 с. 
  2. Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV-XVIII век / О.В. Дмитриева  [текст]  -М: Русское слово, 2010. – 405 с.  
  3. Всеобщая история. Шомракова И.А., Баренбаум И. Е. 2005,  386 с.
  4. Всеобщая история права и государства Графский В.Г. –М: Норма, 2008. 752 с
  5. Загладин Н.В. Всеобщая история XX век. / Н.В. Загладин [текст] –М: Русское слово, 2007. -400с .
  6. Иловайский Д. И. Древняя история. Средние века. Новая история / Д.И. Иловайский  [текст]–М: Современник, 1997. - 525 с.
  7. История государства и права России Исаев И.А. –М: Юрист, 2007. 797 с
  8. История средних веков  / Под ред. С.П. Карпова. Т.1.[текст] - М: Высш. шк., 1990. - 495с.
  9. История средних веков Т.2. / Под ред. С.П. Карпова [текст]- М: Инфра-М, 2000. - 432с.
  10. История средних веков. / Под ред. Н.Ф. Колесницкого    2-е изд. испр. и доп. [текст] -М.: Просвещение, 1986.- 575 с.   
  11. Кравченко А.И. Социология Макса Вебера: труд и экономика. -М, 1997. – 402 с.
  12. Михневич Д. Е., Очерки по истории католической реакции (Иезуиты),-М. 1961.
  13. Норман Дэвис История Европы / [текст] –М: АСТ, Транзиткнига, 2006 г. 944 с.
  14. Омельченко О. А Всеобщая история государства и права. Том 1. –М: Эксмо: 2000.- 386 с.
  15. Сказкин С. Д.  Настольная книга атеиста / Под  ред.С. Ф. Анисимова, Н. А. Ашировак, С. Д. Сказкина. - 9-е изд., испр. и доп. [текст]- М.. Политиздат, 1987. - 431 с.
  16. Флоря Б. Н.  История Европы. Т. 3. От средневековья к новому времени / Б.Н. Флоря [текст] - М: Наука, 1993. – 500 с .
  17. Орлов А. С. Реформация в Германии XVI век. // Вопросы истории, - 1969. -№ 9.
  18. Пименова Л.А, Идея свободы во французской революции XVIII в. // Новая и новейшая история. -1992. -№2.
  19. Сергеев В.И. Англия: реформация и контрреформация XVI – XVII в. // Вопросы истории. -1966. - №2.

Информация о работе Реформация и контрреформация в Германии и Англии 16 века