Религиозное вольнодумство и ереси на Руси в ХV- ХVI в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:15, контрольная работа

Описание

Со второй половины XV в. в России наступает экономический переворот – появляется постоянный и с каждым десятилетием расширяющийся рынок для сбыта сельскохозяйственных продуктов, растут города и возникает русское бюргерское сословие. Церковь также преобразуется и со стороны организации, и со стороны идеологии, и со стороны отношений к государству. В течение второй половины 15 в. и в течение всего 16 в. на этой почве кипит ожесточенная социальная борьба, в которой церковные группы и деятели принимают оживленное участие. Кризис идеологии феодальной церкви сопровождается появлением еретических течений: он заканчивается соборами 16

Содержание

Вступление
Стригольники
2.1. Церковные и светские историки о стригольничестве
2.2. Религиозно-нравственная позиция стригольников: протест против церковного мздоимства
2.3. Вероучительное кредо стригольников
2.4. Выводы
Возникновение жидовствующей ереси
3.1. Распространение жидовствующей ереси
3.2. Подоплека жидовствующей ереси
Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого
Борьба с еретиками
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная по истории.docx

— 60.56 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ

МОУ «Волжский  институт экономики, педагогики и права»

Юридический факультет

Кафедра социологии и философии 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по отечественной истории

«Религиозное  вольнодумство и ереси на Руси в ХV- ХVI в.» 
 
 
 

                                            Выполнил 

                                            Проверил  
 
 
 
 
 
 
 
 

Волжский 2010 
 
 
 
 
 

     Содержание

  1. Вступление       
  2. Стригольники       

     2.1. Церковные и светские историки о стригольничестве       

    2.2. Религиозно-нравственная позиция стригольников: протест против       церковного мздоимства       

     2.3. Вероучительное кредо стригольников       

     2.4. Выводы       

  1. Возникновение жидовствующей ереси       

     3.1. Распространение жидовствующей ереси       

     3.2. Подоплека жидовствующей ереси      

  1. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого       
  2. Борьба с еретиками       

    Заключение       

         Список используемой литературы         
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.Вступление

     Со  второй половины XV в. в России наступает  экономический переворот – появляется постоянный и с каждым десятилетием расширяющийся рынок для сбыта  сельскохозяйственных продуктов, растут города и возникает русское бюргерское сословие. Церковь также преобразуется  и со стороны организации, и со стороны идеологии, и со стороны  отношений к государству. В течение  второй половины 15 в. и в течение  всего 16 в. на этой почве кипит ожесточенная социальная борьба, в которой церковные  группы и деятели принимают оживленное участие. Кризис идеологии феодальной церкви сопровождается появлением еретических  течений: он заканчивается соборами 16 в., которые наряду с организационными мерами предпринимают ряд мероприятий  для борьбы с еретиками. Динамика этой эпохи запутана, т.к. в ходе событий  постоянно сталкивались самые разные течения, церковные и мирские, давая  неожиданные сочетания. Ересь - слово греческое (airesiz) - значит вообще какое-либо отдельное учение. В греческом языке термин первоначально использовался в значении «выбор, направление, течение». В иудео-эллинистической культуре, на фоне которой зародилось и развивалось христианство, этим термином обозначали «философские или религиозные школы». К примеру, так называли иудейские религиозно-политические партии  — фарисеев и саддукеев. Соответственно, это понятие изначально носило описательный, вполне нейтральный характер. Именно в этом смысле иудеи называли первых христиан «назорейской ересью».

     Негативный  смысл слово «ересь» впервые  приобретает в новозаветных посланиях. Логика этого превращения такова, что, поскольку истину и жизнь человек может обрести только во Христе, любая альтернатива автоматически обрекает человека на погибель. Соответственно, апостол Пётр говорит о «пагубных ересях», а апостол Павел помещает «ереси» в один ряд с грехами волшебства   и   идолослужения.  Следуя    примеру  апостолов,   ранняя

              3

христианская  церковь использовала термин «ересь»  для обозначения учения, расходящегося  с христианской ортодоксией, или  группы людей, отколовшихся от Церкви вследствие приверженности такому учению. В современном словоупотреблении Московского Патриархата термин часто заменяется на «инославие», имеющий примерно тот же смысл, но не отягощённый негативными коннотациями. В широком смысле «ересью» можно называть любое сознательное отрицание или искажение того учения, которое говорящий считает истинным. Так, христианское учение при появлении своем иногда называлось ересию. Но впоследствии название "ересь" усвоилось единственно произвольному и ложному учению о христианстве, отделявшемуся и отличавшемуся от учения Единой, Святой, Соборной, Апостольской Церкви.

     Еретики не пытались менять текст Священного писания, они лишь трактовали его  иначе, чем это было принято официальной  церковью. Текстов, принадлежащих самим  еретикам, сохранилось крайне мало: они тщательно уничтожались их преследователями, а зачастую и просто не записывались. Главным источником для изучения взглядов еретиков оказываются послания их обличителей и решения церковных соборов, их осудивших. Когда затрагивается тема ересей на русской почве, обычно вспоминаются жидовствующие, стригольники, учение Феодосия Косого и Матвея Башкина. Самое мощное течение из них — ересь стригольников. Значение этого термина не выяснено. Одни исследователи считают, что ересь получила свое название от стригалей шерсти, другие — что у стригольников существовал особый обряд пострижения (посвящения), если учесть, что среди стригольников было немало низших церковнослужителей, которые крайне негативно относились к священникам и сами претендовали на проведение службы.

     2.Стригольники

     Стригольничество - первое  из   известных  русских   христианских

              4

вероучений, альтернативных духу официальной церковной  догматики. Оно возникло в новгородско-псковских  землях во второй половине 14-го в. Его  история - одна из наименее проясненных  глав в истории религиозно-гражданской  жизни Древней Руси.

     Это было организованное религиозное движение, выработавшее свое учение, зафиксировавшее  его в соответствующих текстах  и широко проповедовавшее его  идеи. Однако сочинения стригольников  не дошли до нас. Скорее всего, они  были уничтожены по распоряжению высших церковных иерархов. Отрывочные сведения о стригольническом движении сохранились  лишь в некоторых летописных источниках и в полемических сочинениях оппонентов.

     В распоряжении историков есть две  группы письменных источников 1350-1380-х  гг. и 1416-1427 гг. Обе они представляют собой циркуляры высших церковных  властей, направленных против "еретиков". Они пронизаны гневным пафосом, который, как всякая сильная эмоция, затуманивает все рациональное, рассудочное. Поэтому они дают лишь весьма опосредованное, косвенное представление об истинной вероучительной позиции стригольников. Это, однако, не может служить препятствием для исследователей.

     Согласно  старинным текстам, последняя треть 14-го столетия была примечательна существованием объявившейся в Новгороде некой  новой секты. Сообщалось, что властями были казнены "развратники христианской веры" во главе с их предводителями - диаконами Никитой и Карпом.

     Карп  представлял низшее псковское духовенство. На его глазах разворачивались многие драматические события гражданской  и общественно-церковной жизни. Наблюдательный и умный, имеющий значительный духовный и социальный опыт, приобретенный  в совершенном паломничестве, Карп был свидетелем многих бедствий, постигших  псковитян  и новгородцев, в том числе эпидемии чумы, породившей во

              5

множестве сердец отчаяние и желание покаяться  перед грозным Богом, карающим людей. Талантливый, красноречивый, одухотворенный проповедник притягивал к себе внимание горожан, которые превращались затем  в "стригольниковых учеников". Однако, ни пастыри, ни их ученики не выказывали никакой явной агрессивности  в отношении духовенства. Их позиция  была принципиально миролюбивой. Ими  двигало стремление отыскать тот  путь, который был ближе всего  к заповедям Христа.

     Логическим  следствием богоисканий стригольников  явилась их практическая деятельность по организации собственных церквей  и богослужений, по строительству  храмов и часовен. Церковные власти отвечали на это грамотами, в которых  угрожали отлучением священникам, перешедшим к стригольникам и различными карами мирянам.

     2.1. Церковные и светские историки о стригольничестве

     Российские  историки церкви, как правило, обходили своим вниманием движение стригольников, ограничиваясь мимоходом сформулированными  негативными оценочными суждениями. То обстоятельство, что стригольники были в их глазах "еретиками", открытыми, явными оппонентами официальной  церкви и ее ортодоксии, сразу же позволяло относиться к ним с  позиций "презумпции виновности".

     Характерной иллюстрацией этого положения дел  может служить тот факт, что  среди тех, кто упоминал в своих  работах о стригольниках, не было и нет единого, общепризнанного  толкования самого понятия "стригольник". Выдвигались самые разные версии, связывающие его то с особой стрижкой "еретиков", то с чем-то вроде  католической тонзурой у их духовных пастырей, то с присущим будто бы кому-то из них занятием стрижкой овец и т. д.

     На  наш взгляд наиболее близок к истине оказался Б. А. Рыбаков. Опираясь на сочинение  очевидца новгородских событий, пермского  епископа Стефана "Мерило праведное", он выясняет, что утопленный в Волхове

              6

духовный  лидер стригольников Карп был  вначале дьяконом, а затем, после  отлучения, стал расстригой или стригольником. Поэтому расстрига Карп, оставшийся без священного сана, - это стригольник, а "стригольниковы ученики" - это  последователи расстриги Карпа. В глазах духовенства слово стригольник  предстает как уничижительное прозвище, постоянно напоминающее об участи изгоя, об отверженности человека, восставшего  на православную церковь.

     2.2.Религиозно-нравственная позиция стригольников: протест против церковного мздоимства

     Сохранилось письменное свидетельство новгородского  дьякона Кирика, из которого следовало, что епитимью, наложенную на согрешившего православного христианина, можно  заменить заказом оплачиваемых литургий - 10 литургий за 4 месяца и 30 литургий за год. Это можно расценить как  возможность для имущих откупиться деньгами за совершенные прегрешения. Подобная практика весьма напоминала то направление, которое в католической Европе будет связано с использованием индульгенций.

     В этом контексте возникло и начало крепнуть стригольничество с присущим ему духом неприятия любых  форм стяжательства. В пику ему в 1383 г. суздальский архиепископ Дионисий, находясь в Царьграде, выхлопотал по просьбе новгородского архиепископа Алексия от патриарха вселенского  две увещательные грамоты против стригольников, обращенные ко всему  населению Пскова и Новгорода. Данный факт служит прямым доказательством  того, что движение стригольников  получило широкое распространение  в обоих северных городах. Византийские иерархи, получавшие значительные доходы от русской церкви, были прямо заинтересованы в том, чтобы установившийся на Руси порядок взимания церковных пошлин оставался прежним.

       В   глазах   стригольников священники,   не  способные  побороть

              7

искушение мздой, различными мирскими соблазнами, винопитием, не имели права стоять между Богом и прихожанином и  требовать от последнего исповеди. В этих грехах наиболее повинны были высшие церковные иерархи.

     Стригольники, довольно логично пришедшие к  выводу о том, что для исповедания  истинной веры христианину не нужны  церковные иерархи, оказались одними из первых в ряду тех, кто во втором тысячелетии истории христианства сформулировали принцип беспоповства. Характерно, что этот же принцип  стал одним из ключевых в реформационном движении Лютера и в раскольническом  движении русских староверов.

     2.3.Вероучительное кредо стригольников

     Идеалом стригольников была апостольская церковь, а свою организацию они рассматривали  как его воспроизведение. В рамках этого идеала первоначального христианства они утверждали достоинство человека, его право быть учителем веры в  жизни, независимо от принадлежности к  духовному сословию. Они считали, что каждый мирянин имел право  проповедовать, если вел достойный, нравственный образ жизни.

     Дьяконы Никита и Карп, возглавившие стригольническое движение на первом его этапе, были образованными людьми, склонными  к богословским дискуссиям, умевшими отстаивать свои взгляды, успешно учительствовать, горячо проповедовать, убеждать мирян  и привлекать их на свою сторону. При  этом их позиция опиралась на библейские истины. Они сами отчетливо сознавали, что если бы "не от книжнаго писания  говорили, никто бы не послушал их".

     Примечательно то, что, несмотря на укоренившееся  в православие определение стригольничества как ереси, всегда существовали значительные трудности в убедительной квалификации его в качестве таковой. Сами историки православной церкви признают, что  искомое ими "еретическое зерно  ее не поддается прямому уяснению" (А.В. Карташев. Очерки по истории русской церкви. М., 2000. С.599).

              8

     Однако, что действительно вызывало серьезные  разногласия между православным духовенством и стригольниками, так  это их отношение к исповеди и  причастию. По обыкновению, православный христианин старше семи лет, кто бы он ни был, бедный крестьянин или великий  князь, должен был перед причащением  перечислить священнику совершенные  словом, делом и помышлением свои прегрешения, раскаяться в них, получить прощение и тем самым получить доступ к причастию. Если священник  был добропорядочен, строго хранил тайну исповеди, то все шло своим  чередом и не вызывало ни у кого никаких нареканий и возражений. Но если на месте исповедника оказывался корыстолюбивый мздоимец, горький пьяница, способный продать или выболтать  исповеданную тайну, дело принимало  иной оборот.

Информация о работе Религиозное вольнодумство и ереси на Руси в ХV- ХVI в