Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:15, контрольная работа
Со второй половины XV в. в России наступает экономический переворот – появляется постоянный и с каждым десятилетием расширяющийся рынок для сбыта сельскохозяйственных продуктов, растут города и возникает русское бюргерское сословие. Церковь также преобразуется и со стороны организации, и со стороны идеологии, и со стороны отношений к государству. В течение второй половины 15 в. и в течение всего 16 в. на этой почве кипит ожесточенная социальная борьба, в которой церковные группы и деятели принимают оживленное участие. Кризис идеологии феодальной церкви сопровождается появлением еретических течений: он заканчивается соборами 16
Вступление
Стригольники
2.1. Церковные и светские историки о стригольничестве
2.2. Религиозно-нравственная позиция стригольников: протест против церковного мздоимства
2.3. Вероучительное кредо стригольников
2.4. Выводы
Возникновение жидовствующей ереси
3.1. Распространение жидовствующей ереси
3.2. Подоплека жидовствующей ереси
Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого
Борьба с еретиками
Заключение
Список используемой литературы
Наряду
с этим господствующим течением в
духовной жизни русского общества на
поверхность ее выбирались струи, которые
шли вразрез с ним и
всем сознаться и выдать своих единомышленников.
16
Легко видеть, что Башкин и его товарищи прониклись крайними протестантскими идеями, распространявшимися тогда по всей Европе. Так и Русь не осталась без влияния реформационных идей эпохи. Впрочем, это влияние было уничтожено в самом же начале энергичными мерами. По соборному определению, Башкин и его товарищи, два брата Борисовы, посажены были в пожизненное заключение. Матвей Башкин оговорил в ереси между прочим Феодосия Косого. Феодосий Косой был беглый дворовый человек одного московского боярина, постригшийся в монахи в Белозерском монастыре. О его учении мы узнаем из полемических сочинений, написанных против его ереси монахом Зиновием Оттенским («Истины показание к вопросившим о новом учении», «Послание многословно») и другим неизвестным автором. Из этих свидетельств видно, что учение Косого было развитием тех самых радикальных взглядов, которые ранее распространялись жидовствующими. Феодосий учил, что Бог един, а не троичен, что Иисус Христос, основатель религиозного общества, не есть Бог; подобает духом поклоняться Богу, а не внешним образом; вся внешняя церковь с ее иерархией, таинствами, богослужениями и учреждениями представляет из себя позднейшее человеческое предание и измышление. Феодосий советовал в храмы не ходить, ибо они кумирницы, молебнов не петь, молитвы у священников не требовать, не каяться к ним и не причащаться от них, ладаном не кадиться, на погребение не отпеваться, по смерти не поминаться; кресты и иконы сокрушать, ибо они суще идолы; святых на помощь не призывать и мощам их не поклоняться, постов не соблюдать, писаний отеческих не читать. Истинное христианство состоит не в делах внешней набожности, а единственно в исполнении заповеди Иисуса Христа о любви к ближним. Не признавая Иисуса Христа Богом, Феодосий признавал его, однако, Божиим посланником, который вместо Ветхого Завета установил свой Новый Завет. Иисус Христос отменил обряды, предписал поклоняться Богу духом, а на место обрядов дал новую нравственную
17
заповедь о любви к ближним, как к самим себе. В своем религиозном свободомыслии Феодосий доходил до признания, что люди всех вер — одно у Бога: и татары, и немцы. Нет никакого сомнения в том, что за подобное учение Феодосий дорого бы поплатился, если бы, схваченный и посаженный в заключение, он не спасся бегством в Литву в 1554 году.
В
связи с делом Башкина
Ереси Башкина, Феодосия Косого и других не породили у нас на Руси могучего реформационного движения, как породили аналогичные учения на западе. Но во всяком случае они показывают, что и в XVI веке Русь не была так изолирована духовно от запада, как это может показаться с первого
18
взгляда.
Главнейшие духовные течения запада
просачивались и в нашу Русь; и
у нас появлялись критики-обличители
признанного порядка, выступавшие
со смелыми религиозно-
Пока
ересь была только в Новгороде, ортодоксально-монашеская
партия, осифляне, получившие такое
название от имени вождя – Иосифа
Волоцкого, довольно равнодушно внимала
жалобам новгородского
19
всему городу, и каждый встречный должен был плевать в проповедников свободы воли – это было наказанием за "гордыню". Затем некоторые были казнены, многие сосланы в отдаленные монастыри. Сходство с действиями святейшей инквизиции не случайно. Геннадий очень лестно отзывался об опыте западноевропейских "коллег" и описанное действие устроил в точности по испанским руководствам по борьбе с ересями.
Но
самые главные в глазах осифлян
еретики, принадлежавшие к влиятельным
московским кругам, не только не были наказаны,
но приобрели еще больший
Иоанна Софью, приверженцы которой составили
в 1497 г. заговор на жизнь
Дмитрия, но заговор был раскрыт. Вся борьба
сосредоточилась при дворе.
Осифляне видели, что, пока они не добьются
влияния на князя, им нечего мечтать о
сохранении своих позиций. Но желанный
момент настал: в 1499 г. интрига, которую
вела Софья, увенчалась успехом. Князь
вернул свое расположение Софье и ее сыну
Василию, а вожди старобоярской партии
попали в опалу. Ряполовскому отрубили
голову, а Патрикеевых постригли в монахи
и сослали в заволжские скиты.
Но борьба на этом не окончилась. Напротив, сосланные еретики нашли для себя поддержку, так как эти скиты существенно отличались от остальных монастырей, а "заволжские старцы" были защитниками нестяжательности и ярыми противниками монастырского землевладения. Они были
20
представителями своеобразного течения русского монашества, ставившего перед собой задачу, как и остальное монашество, достичь личного спасения, но шедшего к этой цели другими путями. Основателем заволжского направления был современник Иосифа Волоцкого Нил Сорский. Сам он причислял себя к "поселянам", но в действительности не имел ничего общего с крестьянами: с ранней молодости он жил в Москве и был "скорописцем", то есть переписывал книги. Постригшись в монашество, он ушел на север, в Кирилло-Белозерский монастырь, где была очень строгая дисциплина. Но и этот монастырь был заражен "стяжанием", был крупным торгово-промышленным предприятием. Нил ушел оттуда, совершил путешествие на Афон и изучил тамошние способы спасения души. Его первоначальная профессия сталкивала его с представителями тогда немногочисленной интеллигенции; личный монашеский опыт и поездка на Афон также не прошли даром для его религиозных воззрений. Таким образом, у Нила возникло критическое отношение к тогдашнему типу монашеской жизни и создалось представление о возможности и необходимости иного пути к спасению. Для осуществления своего способа спасения души Нил основал собственный скит на речке Соре в Белозерском районе. Его пример вызвал подражание и рядом со скитом Нила появилось несколько скитов его последователей. Так появились заволжские старцы.
Перед
нами мистическая созерцательная система,
широко распространенная на востоке
в первые века христианства, в эпоху
выработки церковной
21
обусловлено
моментом политической борьбы конца 15
и начала 16 века, разгоревшейся вокруг
вопроса о церковных
После формального избрания Симона на соборе епископов 1495 г. по указанию великого князя во время торжественного посвящения нового митрополита великий князь собственноручно "продал его епископам" и повелел ему "принять жезл пастырства и взойти на седалище старейшинства". Это указало осифлянам линию поведения. Не прекращая борьбы с еретиками, осифляне постепенно переносят ее на чисто политическую почву. Собор 1503 г., созванный официально для разрешения вопроса о вдовых священниках, еще раз показал осифлянам, что медлить с действиями не приходится и что центр тяжести заключается в установлении новых отношений к "державе" московского князя. Когда вопрос о вдовых священниках был решен, князь неожиданно предложил собору решить
22
вопрос
и о монастырских имуществах. Это
предложение свалилось как снег
на голову осифлянской партии, главный
деятель которой,
Иосиф, в это время уже уехал с собора.
За ним послали вдогоню; он вернулся и
сумел защитить имущества, но чувствовалось,
что это только отсрочка.
Нужно было действовать, и Иосиф сразу
же после собора воспользовался болезненным
состоянием престарелого князя Ивана
III, чтобы окончательно взять его в руки
и побудить перед смертью на "душеспасительное"
дело – на розыск и казнь еретиков. Этот
собор 1503 г. был, в противоположность собору
1490 г, расправой быстрой и жестокой. Выслушав
"многих истинных свидетелей", собор
предал еретиков проклятию, а их главарей
передал князю для соответствующего наказания.
Показательный процесс закончился очередным
инквизиторским представлением. На льду
Москвы реки в деревянной клетке были
сожжены главные представители московского
еретического кружка - Ивана Волков, брат
Федора Курицына, зять протопопа
Алексея, Иван Максимов, и юрьевский архимандрит
Кассиан. Остальные еретики были разосланы
по монастырям под надзор игуменов. На
руку осифлянам заволжские старцы стали
возражать против этих жестокостей. А
когда язвительный Вассиан предложил
Иосифу самому показать пример и сотворить
молитву, чтобы земля покарала недостойных
еретиков и грешников, Иосиф не выдержал.
Он заявил, что заволжских старцев научили
еретики, внушив им мысль о необходимости
пощады еретикам; после этого Иосиф излагает
целую инквизиционную теорию сотрудничества
светской и духовной власти в деле преследования
ереси. Церковь только разыскивает еретиков,
пользуясь "богопремудростным художеством
и богонаученным коварством", т.е. прибегая
к приемам сыска и пыткам; когда еретики
будут открыты, церковь может их убить
либо одним словом, либо через посредство
гражданской власти, которая предает их
надлежащей казни. Эта полемика, во-первых,
дала осифлянам возможность заподозрить
в ереси и неугодных им заволжских старцев,
и, во-вторых, сближала их с великокняжеской
23
властью на поприще борьбы с крамолой. Таким образом, осифляне предлагали княжеской власти свои инквизиционные услуги и подчеркивали, что враги князя одновременно являются и врагами церкви.
Так
с робким началом развития свободомыслия
на Руси было покончено. Одиночек-еретиков
продолжали жечь и дальше, но особенно
активно в этом отношении союз церкви
и государства преуспел во второй половине
XVII века, когда ему пришлось иметь дело
со старообрядчеством. Справедливости
ради надо отметить, что в это союзе церковь
навсегда заняла подчиненное, а после
Петра – так просто рабское положение,
в которое она сама приводила и продолжает
приводить русское общество с конца XV
века до наших дней.
Информация о работе Религиозное вольнодумство и ереси на Руси в ХV- ХVI в