Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:15, контрольная работа
Со второй половины XV в. в России наступает экономический переворот – появляется постоянный и с каждым десятилетием расширяющийся рынок для сбыта сельскохозяйственных продуктов, растут города и возникает русское бюргерское сословие. Церковь также преобразуется и со стороны организации, и со стороны идеологии, и со стороны отношений к государству. В течение второй половины 15 в. и в течение всего 16 в. на этой почве кипит ожесточенная социальная борьба, в которой церковные группы и деятели принимают оживленное участие. Кризис идеологии феодальной церкви сопровождается появлением еретических течений: он заканчивается соборами 16
Вступление
Стригольники
2.1. Церковные и светские историки о стригольничестве
2.2. Религиозно-нравственная позиция стригольников: протест против церковного мздоимства
2.3. Вероучительное кредо стригольников
2.4. Выводы
Возникновение жидовствующей ереси
3.1. Распространение жидовствующей ереси
3.2. Подоплека жидовствующей ереси
Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого
Борьба с еретиками
Заключение
Список используемой литературы
Значительно
осложнило проблему исповеди еще
одно обстоятельство, связанное с
возникновением специального пособия
для священников - составленного
и утвержденного церковным
Все это, разумеется, не могло не коробить добропорядочных прихожан, не оскорблять их нравственных чувств и личного достоинства. Если при этом сам священник не отличался безупречной нравственностью, то у
9
исповедующегося
рождалось чувство сильнейшего
внутреннего протеста не против исповеди
и покаяния как таковых, но против
такой формы исповеди, которая
успела укорениться в православных
приходах. Невольно рождалась мысль
о том, что не священник, такой
же грешный, как и все, человек, может
отпускать грехи, а только Бог. Бог
всеведущ и бесконечно милостив. Он
услышит слова исповеди-
Все эти обстоятельства и мотивы стали основанием того, что вопрос об исповеди занял главное место в учении стригольников. Он стал для церковных властей тем критерием, посредством которого они определяли стригольников.
Еще
одно обвинение в адрес
Б. А. Рыбаков приводит своеобразное и, вместе с тем, вполне убедительное опровержение данного обвинения. Он обращается к фресковой росписи Успенской церкви в Волотове (1363), входившей в новгородский епископат: "… нам трудно, - пишет он, - представить себе русскую средневековую каменную завершенную церковь с голыми стенами, без всякой росписи… Все стены и своды храма остались по-прежнему с нейтральной светлой помазкой, без штукатурки и фресковой росписи, и только в самой глубине алтарной части ярко выделялся сравнительно небольшой (150х300 см) прямоугольник, площадью всего 2 прямые сажени, расписанный многокрасочной живописью аль-фреско и обведенный широкой красной рамкой, удостоверяющей необычную ограниченность этой запрестольной композиции… Казалось бы, что здесь должно быть отображено то событие, которому посвящена данная церковь – успение
10
Богородицы.
Однако алтарная фреска 1363 г. дает нам
совершенно иное. В обрамленном красной
полосой небольшом
2.4.Выводы
Вышеприведенный обзор некоторых аспектов стригольнического движения позволяет сформулировать несколько выводов.
11
киевлян. Поэтому не стоит удивляться тому высокому чувству собственного достоинства, той развитой потребности в духовной свободе, которую они выказывали, например, в своем неприятии гнусных вопросов из того перечня, которым руководствовались приходские священники на исповедях.
В стригольниках было много качеств, роднящих их с жителями Флоренции или Венеции эпохи раннего и зрелого Возрождения, где гражданская жизнь била ключом. В сущности они были их духовными братьями и практически их современниками.
Дух критики церковных устоев, утвердившийся в новгородских и псковских землях после разгрома стригольников, породил новое движение —
12
жидовствующих.
3.Возникновение жидовствующей ереси.
Одной
из них было взбудоражившее Московское
княжество распространение в
последней трети XV века ереси “жидовствующих”,
борьба с ней и ее ликвидация решительными
действиями, предпринятыми святителем
Геннадием Новгородским и преподобным
Иосифом Волоцким. Кульминационным
пунктом этой неприятнейшей для
Руси эпопеи был общецерковный собор,
состоявшийся в октябре 1490 года, то
есть 510 лет назад, осудивший еретиков
и предавший некоторых из них
наказаниям. Однако это был лишь
первый удар по крамоле, от которого ее
приверженцы быстро оправились, и
начали еще более энергичное наступление
на Православие. Окончательная точка
в этом деле была поставлена лишь в
начале XVI века. Опаснейшая зараза отравляла
наш национальный организм в течение
тридцати четырех лет, и исцеление
от нее потребовало больших
События развивались следующим образом.
В 1470 году в свите знатного вельможи Михаила
Олельковича, брата киевского князя Симеона,
в Новгороде, появился некий еврей Схария
- не то купец, не то кто-то другой, выдававший
себя за купца. Осмотревшись, он вкрадчиво,
но настойчиво начал знакомить некоторых
представителей новгородской верхушки,
к которой, конечно, принадлежали и духовные
лица, с неслыханным здесь доселе учением.
Его суть заключалась в четырех основных
положениях.
13
нем не только Второго, но и Третьего лица, то есть Святого Духа, Который, таким образом, оказывается фикцией, а значит, фикцией являются и церковные таинства, в которых святой Дух якобы соединяет нас с горним миром, а этого мира вовсе не существует.
3.1.Распространение жидовствующей ереси.
Это логичное по внешнему виду рассуждение произвело на некоторых тогдашних новгородских интеллектуалов сильное впечатление. Схария, видимо, и предвидел, что найдет здесь в ком-то сочувствие, так как Новгород был известен традицией вольнодумства, связанной с его “демократией” и тесными торговыми отношениями с Европой, где уже назревала протестантская революция (Лютер провозгласил антицерковные лозунги в 1517 году). С особенным энтузиазмом восприняли эти умственные построения два местных священника - Дионисий и Алексей, которые сделались ревностными учениками Схарии. Естественно, они принялись распространять новые взгляды и дальше, в частности, среди своих прихожан. Видя, что его агитация имеет успех, Схария выписал из Литвы двух помощников: Шмойлу Скарявого и Моисея Хапуша. Теперь можно было уже говорить о появлении новой секты. Всякий, кто в нее вступал, скоро обнаруживал, что за прельстившей его своей “логичностью” теорией стоит тщательно скрываемая от непосвященных практика: колдовство, ворожба, кабалистика и ритуальные действия, представляющие собой “богослужение наоборот”, - на пример, надругательства над иконами, их расщепление и т.п. Сектантов учили также прикидываться горячими поборниками Православия, и Дионисий с Алексеем так преуспели в этом притворстве, что приобрели
14
славу
самых благочестивых иереев и
были взяты в Москву протопопами,
соответственно Успенского и Архангельского
соборов Кремля. Вирус учения стал
расползаться и по столице, поразив,
помимо других, двух непосредственно
близких к Ивану III лиц: известного
своей ученостью дьяка
3.2.Подоплека жидовствующей ереси.
Анализируя
приведенные выше четыре положения,
нетрудно увидеть, что каждое из них
выражает определенное философское
верование. В разные эпохи они
то становились очень
Итак, ересь жидовствующих проникала в Россию дважды с интервалом
15
в четыре
века. В первый раз это произошло,
когда мы только-только освободились
от вассальной зависимости от Орды,
а народная масса была безграмотной.
Во второй раз она имела дело с
могучей державой, поднявшейся на
самый высокий уровень
4. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого
Информация о работе Религиозное вольнодумство и ереси на Руси в ХV- ХVI в