Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:15, контрольная работа
Со второй половины XV в. в России наступает экономический переворот – появляется постоянный и с каждым десятилетием расширяющийся рынок для сбыта сельскохозяйственных продуктов, растут города и возникает русское бюргерское сословие. Церковь также преобразуется и со стороны организации, и со стороны идеологии, и со стороны отношений к государству. В течение второй половины 15 в. и в течение всего 16 в. на этой почве кипит ожесточенная социальная борьба, в которой церковные группы и деятели принимают оживленное участие. Кризис идеологии феодальной церкви сопровождается появлением еретических течений: он заканчивается соборами 16
Вступление
Стригольники
2.1. Церковные и светские историки о стригольничестве
2.2. Религиозно-нравственная позиция стригольников: протест против церковного мздоимства
2.3. Вероучительное кредо стригольников
2.4. Выводы
Возникновение жидовствующей ереси
3.1. Распространение жидовствующей ереси
3.2. Подоплека жидовствующей ереси
Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого
Борьба с еретиками
Заключение
Список используемой литературы
24
Заключение
Ереси всегда и во всех религиях воспринимались как негативное, крайне вредное явление. С точки зрения богословия, будучи собственно грехом ума, ересь не только омрачает ум, но и сообщает особенное ожесточение сердцу, убивает его вечною смертью.
Этим
грехом человек всего ближе
Отличительное свойство падших духов – гордость; отличительное свойство и еретиков – гордость, которой очевиднейшее проявление состоит в презрении и осуждении всех, не принадлежащих к их секте, омерзение ими, лютая ненависть к ним. Но существенное проявление гордости в еретиках и раскольниках состоит в том, что они, отвергши богопознание и богослужение, открытые и преподанные Самим Богом, усиливаются заменить их богопознанием и богослужениями самовольными, богохульными и богопротивными. Зараженного ересью и расколом диавол не заботится искушать другими страстями и грехами очевидными. И зачем искушать диаволу того и бороться с тем, кто при посредстве смертного греха – ереси – и убит вечною смертию, и заживо уже составляет достояние диавола? Напротив того, диавол поддерживает еретика и раскольника в воздержании и прочих наружных подвигах и видах добродетели, чтоб этим поддерживать его в самодовольстве и заблуждении, а правоверных личиною святости, которую носит на себе еретик, привлечь к ереси или, по крайней мере, привести к оправданию и некоторому одобрению ее, также к сомнению в правоверии и к холодности к нему.
Церковью
ересь отвергается, как учение, которое
не просто противопоставлено
25
Список использованной литературы:
1.
Никольский Н.М. История
2. Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси/ XIV - XVI вв. –
Новосибирск: Наука, 1991.
3. Клибанов А.И. Реформационное движение в России в XIV- первой половине XV в. – М.: АН СССР, 1960
4. Б. А. Рыбаков. Стригольники (Русские гуманисты ХIV столетия). М., 1993. С. 291-321)
5. А.В. Карташев. Очерки по истории русской церкви. М., 2000. С.599
6. Алексеев А. И. О стригольничестве // Прошлое Новгорода и Новгородской земли. — Новгород: 1996. С. 54—58.
7. Булгаков С.В. Справочник по ересям, сектам и расколам. – Саратов: «Православие и современность», 1999
8. Самыгин С.И., Нечипуренко В.И., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии, - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.
9. Турилов А.А., Чернецов А.В. К культурно-исторической характеристике ереси "жидовствующих" // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 1. М.: Ин-тут мировой литературы им. А.М.Горького, 1989. С. 407-429.
10. Соболевский
А. И. «О логике жидовствующих», 1899.
Информация о работе Религиозное вольнодумство и ереси на Руси в ХV- ХVI в