Россия на перепутье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 10:43, реферат

Описание

За более чем десятилетний период постсоветского государственно-политического строительства Российская Федерация прошла значительный путь реформирования, который условно можно разделить на три наиболее значимых этапа.

Содержание

Введение
1. Становление новой Российской государственности
2. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации
3. Культура современной России
4. Внешне политическая деятельность в условиях геополитической ситуации.
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Россия на перепутье.doc

— 176.50 Кб (Скачать документ)

     Государственное образовательное  учреждение

     Высшего профессионального  образования

     Ульяновский государственный  технический университет

     Кафедра «Отечественной истории  и культуры » 
 
 
 
 

     РЕФЕРАТ

     тема: «Россия на перепутье». 
 
 
 
 

     Содержание:

     Введение

    1. Становление новой Российской государственности
    2. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации
    3. Культура современной России
    4. Внешне политическая деятельность в условиях геополитической ситуации.

     Заключение 

     Список  использованной литературы

     

     3

     3 

     9 

     16

     21 

     28

     30

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     За  более чем десятилетний период постсоветского государственно-политического строительства Российская Федерация прошла значительный путь реформирования, который условно можно разделить на три наиболее значимых этапа.

     Первый  переходный этап (1991—1993) характеризовался становлением новой демократической системы в РСФСР и осуществлении форсированных рыночных реформ, сопровождавшихся острой борьбой между исполнительной и законодательной (в форме Советов) ветвями власти.

     Второй  этап (1994—1999) был обусловлен принятием пятой в истории нашей страны Конституции Российской Федерации, оформившей новый государственно-политический строй и установившийся режим президентской власти.

     Третий  этап начался примерно с 2000 г. и связан с избранием на пост Президента РФ В.В. Путина. Характерными особенностями этой новой ступени эволюции российской государственности является укрепление исполнительной вертикали власти, усиление роли государства, в социально-экономическом развитии при сохранении курса на углубление либеральных рыночных преобразований. 
 
 

1.Становление  новой российской  государственности 

     Процесс формирования новой российской государственности начался с момента принятия 12 июня 1990 г. на I Съезде народных депутатов РСФСР Декларации о государственном суверенитете России, что явилось важнейшей вехой в становлении институтов власти и управления республики, независимых от союзных структур. (Этот день в 1992 г. объявлен государственным праздником России и в настоящее время носит название Дня России.) На пост Председателя Верховного Совета на этом же съезде после третьего тура голосования был избран Б.Н. Ельцин, а 12 июня 1991 г. на основе итогов проведенного в апреле референдума, а также принятого IV Съездом народных депутатов республики Закона «О Президенте РСФСР», Б. Ельцин был избран на этот пост в результате всенародного голосования.

     Важнейшей вехой в формировании основ обновленной  российской государственности стало  подписание в Кремле 31 марта 1992г. Федеративного договора. Этот документ разграничивал предметы ведения и полномочия между федеральными органами исполнительной и законодательной власти и соответствующими органами власти и управления субъектов Федерации. К числу субъектов Федерации были отнесены республики в составе РФ, края, области, автономные образования, а также города федерального значения Москва и Санкт-Петербург.

     Но  подписание Договора не дало ожидаемых  результатов в отношении укрепления российского государственно-политического единства. Сохранение как в центре, так и на местах органов представительной (советской) власти, находившихся к тому же в состоянии конфронтации с органами исполнительной власти, тормозило процесс государственного строительства.

     В течение 1993 г. важнейшим фактором государственно-политического развития России было все более обостряющееся противостояние двух высших институтов государственной власти: исполнительной в лице Президента РФ и его аппарата и законодательной, осуществляемой руководством Верховного Совета РФ, которое отягощалось борьбой между ними за контроль над процессом разгосударствления собственности. Роль арбитра в разгорающемся конфликте взял на себя Конституционный Суд.

     В январе 1993 г. в качестве выхода из сложившегося положения Президент РФ Ельцин предложил заключить конституционное соглашение с руководством Верховного Совета. В связи с возникшими по этому поводу дебатами он выдвинул идею вынести вопрос о путях разрешения конституционного кризиса на референдум. Однако лидеры парламента были против, и их поддержал Конституционный Суд. Состоявшийся 10—13 марта 1993 г. VIII (внеочередной) Съезд народных депутатов отклонил вопрос о проведении референдума. Тогда Президент принял решительные меры: 20 марта он обратился к гражданам России, заявив, что подписывает указ «об особом порядке управления страной вплоть до преодоления кризиса власти. Этот шаг вызвал бурное негодование большей части российских депутатов. В конце марта вновь собрался внеочередной, IX Съезд народных депутатов, на котором был поставлен вопрос об отрешении Президента от должности в связи с превышением им полномочий. В ходе бурных дискуссий большинство депутатов согласилось на проведение всероссийского референдума по вопросам о доверии Президенту, поддержке курса осуществляемых им реформ, доверии Председателю Верховного Совета, а также депутатскому корпусу.

     Референдум  состоялся 25 апреля 1993 г. Его результаты, подтвердившие одобрение реформаторского курса, проводимого Президентом (из 64% участвовавших в нем россиян большинство проголосовали за доверие главе исполнительной власти), стали правовой основой, позволившей Б.Н. Ельцину продолжить обсуждение конституционной реформы.

     Октябрьские события 1993 г. Принятие новой Конституции России. 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин в своем обращении обнародовал основные положения Указа № 1400 «О поэтапной конституционной реформе». Он объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ и формировании двухпалатного Федерального Собрания на базе проведения выборов в Государственную Думу с наделением функциями верхней палаты нового парламента Совета Федерации (последний был создан летом 1993 г. как консультативный орган при Президенте РФ).

     Апогеем противостояния между ветвями власти стали трагические события в  Москве 3—4 октября 1993 г. 3 октября массовые митинги и манифестации сторонников Верховного Совета переросли в открытое вооруженное противоборство. Было захвачено здание мэрии на Новом Арбате, а затем нападению подвергся телецентр в Останкино. В ответ Президент объявил в столице чрезвычайное положение и ввел войска. Утром 4 октября начался обстрел «Белого дома» из танковых орудий, а затем отряды спецподразделений взяли здание Верховного Совета штурмом. Главные политические оппоненты Б.Н. Ельцина Р. Хасбулатов, А. Руцкой, А. Макашов и ряд других были арестованы. В ходе трагических октябрьских событий 1993 г. в Москве погибли и были ранены несколько сот человек.

     После разгрома мятежного парламента Б.Н. Ельцин возложил на себя полномочия по обеспечению прямого президентского правления в государстве вплоть до проведения выборов в Федеральное Собрание и референдума по Конституции России. Одновременно по всей стране начался процесс упразднения местных органов советской власти, а их полномочия переходили к представителям Президента РФ. Таким образом, конституционный кризис в России был разрешен силовыми методами.

     В соответствии с указом Президента РФ выборы депутатов Государственной Думы должны были пройти как на основе традиционной мажоритарной системы — по одномандатным округам, так и по партийным спискам. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Федеральное Собрание. Одновременно был проведен и Всероссийский референдум по проекту новой Конституции Российской Федерации. Представленный на референдум текст Основного Закона получил одобрение большинства граждан, принявших участие в голосовании (около 55% от общего числа внесенных в списки избирателей).

     По  итогам проведенных в конце 1993 г. выборов в Государственную Думу первого созыва из 450 депутатских мест 96 заняли (с учетом депутатов, избранных по территориальным округам) представители проправительственного блока «Выбор России», возглавляемого Е.Т. Гайдаром, а наибольшее число мандатов (70) по партийным спискам неожиданно получила   Либерально-Демократическая   партия   России В.В. Жириновского.  На Коммунистическую партию РФ (председатель ГА. Зюганов) пришлось 65 мандатов, а на ее союзницу Аграрную партию России — 47. Другие избирательные блоки и партии («Яблоко», Партия российского единства и согласия (ПРЕС), Демократическая партия России и «Женщины России») получили в новом российском парламенте от 14 до 21 места. На пост председателя Госдумы первого   созыва   был   избран   представитель   Аграрной партии — бывший секретарь Волгоградского обкома КПСС И.П. Рыбкин.Пятая в истории нашего Отечества Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г.

     С начала 1994 г. в силу того, что значительная часть депутатского корпуса Государственной Думы находилась в оппозиции проводимому исполнительными органами власти курсу радикальных рыночных реформ, постепенно осуществлялась его корректировка. В официальных документах и заявлениях российского правительства, возглавляемого бывшим министром газовой промышленности СССР В.С. Черномырдиным, все более четко прослеживалось смещение акцентов в сторону умеренности «шоковых» социально-экономических преобразований. В обнародованной летом 1994 г. новой программе реформ основной целью развития провозглашалось формирование в стране «высонеэффективной, социально ориентированной рыночной экономики».

     Следующим шагом в установлении диалога  между ветвями исполнительной и законодательной власти стало подписание 28 апреля 1994 г. Договора об общественном согласии при участии  представителей  федеральных органов власти, субъектов Федерации, лидеров большинства политических партий и движений, представителей духовных концессий, руководителей творческих союзов и других объединений. Однако нарастание политической напряженности в стране после принятия Основного Закона свидетельствовало о том, что создание новой правовой основы российской государственности еще далеко не устранило всех проблем, препятствующих ее развитию. В качестве средства разрешения противоречий между интересами федеральных властей и регионами стало заключение индивидуально проработанных двусторонних договоров о разграничении предметов ведения и о взаимном делегировании полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации. Первым такого рода документом стал договор между федеральными властями и руководством Татарстана, подписанный 15 февраля 1994 г. Затем подобные соглашения заключались со всеми остальными субъектами РФ. Несмотря на успехи, достигнутые в развитии конструктивного диалога с регионами, российскому руководству не удалось найти оптимальное решение вопроса о статусе Чеченской Республики, формально являющейся субъектом РФ, но фактически ставшей «самопровозглашенным государством» на территории России.

     Парламентские выборы в России 1995 г. С конца 1994 г. политическая жизнь в России в  значительной степени определялась борьбой ведущих партий и движений за голоса избирателей в Государственную Думу второго созыва. В результате состоявшихся 17 декабря 1995г. выборов, в которых приняли участие более 50% всех избирателей, 5%-ный барьер преодолели немногие из 43 блоков и партий: КПРФ (22% голосов), ЛДПР (10,9%), «Наш дом - Россия» (около 10%) и объединение «Яблоко» (более 7%). Итоги выборов по одномандатным округам укрепили позиции этих основных партий и блоков: КПРФ получила 58 мандатов, «Яблоко» — 14, «Наш дом — Россия» — 10.

     Расстановка сил во втором депутатском корпусе  Госдумы отразилась в избрании на пост ее Председателя одного из руководителей фракции КПРФ Г.Н. Селезнева. Председателем вновь сформированного Совета Федерации РФ стал глава администрации Орловской области, бывший член Политбюро ЦК КПСС Е.С. Строев.

     Президентские выборы 1996 г. и их результаты. Парламентские выборы 1995 г. рассматривались в контексте государственно-политического развития России как генеральная проба ведущих политических сил в преддверии главного события 1996 г. — выборов главы российского государства. Уже к началу года ключевые фигуры российской политической элиты — лидеры основных парламентских фракций ГА. Зюганов, Г.А. Явлинский, В.В. Жириновский и А.И. Лебедь официально сообщили о выдвижении своих кандидатур на президентских выборах. В феврале 1996 г. о своем намерении участвовать в выборах объявил и Б.Н. Ельцин.

Информация о работе Россия на перепутье