Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 10:43, реферат
За более чем десятилетний период постсоветского государственно-политического строительства Российская Федерация прошла значительный путь реформирования, который условно можно разделить на три наиболее значимых этапа.
Введение
1. Становление новой Российской государственности
2. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации
3. Культура современной России
4. Внешне политическая деятельность в условиях геополитической ситуации.
Заключение
Список использованной литературы
Помимо
этого под эгидой российского
федерального и московского правительств
широко проводились юбилейные
В живописи на смену характерному для «перестроечных» лет отражению трагических событий советской истории пришло «обнажение язв» современной действительности. Популярными стали образы «человеко-зверей» (Г. Коржин, Т. Назаренко) и людей с печатью духовной, нравственной и физической деградации (В. Шульженко, С. Сорокин), мрачные городские пейзажи (А. Палиенко, В. Манохин), эстетизация распада и разрушения (В. Брайнин). В изобразительном искусстве были представлены все жанры и направления (авангардизм, абстракционизм, постимпрессионизм). Особо следует отметить ренессанс реализма (например, портретного жанра, выдающимися представителями которого являются Александр Шилов и Никас Сафронов) и неопримитивизма (Н. Недбайло). Большую роль в восстановлении и развитии художественного творчества сыграл ректор возрожденной Академии живописи, ваяния и зодчества художник И.С. Глазунов, получивший мировую известность как сторонник неоклассицизма и монумента-лизма.
В 1992—2002 гг. в Москве были установлены памятники А.А. Блоку, В.С. Высоцкому, С.А. Есенину, Г.К. Жукову, Ф.М. Достоевскому, открыт мемориал жертвам политических репрессий послевоенных лет на кладбище Донского монастыря, часовня Георгия Победоносца в честь 850-летия Москвы на 38-м километре МКАД. Большой вклад в формирование художественно-архитектурного облика столицы внес известный скульптор, президент Академии художеств Российской Федерации Зураб Церетели (скульптурные композиции Петра Великого, центральный обелиск Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, архитектурно-скульптурные комплексы на Манежной площади и в Московском зоопарке).
Много внимания уделялось восстановлению разрушенных храмов Русской православной церкви — храма Христа Спасителя, Казанского собора, Воскресенских ворот с Иверской часовней в центре Москвы. Среди проводившихся в России в постсоветский период реставрационных работ наиболее грандиозной по масштабам и затратам является реконструкция всего историко-архитектурного комплекса Московского Кремля с воссозданием дореволюционных интерьеров его знаменитых дворцов, осуществленная Управлением делами Президента РФ при участии И.С. Глазунова.
Значительное развитие в театральной жизни страны получили театры-антрепризы и театры-студии (например, О. Табакова, Б. Райхельгауза, А. Калягина, А. Соколова, О. Меньшикова, С. Проханова, Б. Ливанова, А. Джигарханяна и ряда других крупнейших режиссеров и актеров). Театральные сезоны в Москве и провинции стали проходить под знаком мировой и отечественной классики. Чаще всего режиссеры обращались к драматургии Лермонтова, Гоголя, Островского, Чехова. Среди наиболее популярных пьес — «Дядя Ваня», «Иванов», «Чайка» А.П. Чехова, «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, «Женитьба» и «Ревизор» Н.В. Гоголя. Важным событием в развитии театрального искусства стало проведение в Москве в апреле — июне 2001 г. Всемирной театральной олимпиады.
В связи с прекращением государственного финансирования было закрыто или переоборудовано большинство кинотеатров, фактически полностью реструктурирована система кинопроката. Резко свертывалась деятельность киностудий, количество выпускаемых фильмов сократилось с 178 в 1992 до 26 в 1997 г. Положение отечественного кинематографа осложнялось также тем, что российский кинорынок наводнила в основном американская, зачастую низкокачественная кинопродукция (боевики, фильмы ужасов, мелодрамы). Вместе с тем ведущие российские кинорежиссеры смогли создать ряд фильмов, которые были высоко оценены за рубежом, получив призы на крупнейших международных кинофорумах («Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник» (Н. Михалков), «Небеса обетованные» (Э. Рязанов), «Барабандиада» (С. Овчаров), «Молох» и «Телец» (А. Сокуров)). Большой интерес кинозрителей вызвали ленты, отразившие острые проблемы современности, например трагедию чеченской войны — «Мусульманин» В. Хотиненко, «Кавказский пленник» С. Бодрова, «Блокпост» С. Рогожкина и др. Несмотря на кризис отечественного кинематографа, продолжалась творческая деятельность таких выдающихся корифеев кинорежиссуры, как Кира Муратова, Алексей Герман, Павел Лунгин, Станислав Говорухин, Александр Сокуров.
В
последние годы система кинопроката
в стране начала постепенно восстанавливаться.
Так в Москве были открыты несколько
десятков современных кинозалов, оборудованных
современной техникой, а бывший кинотеатр
«Россия» стал киноконцертным залом «Пушкинский»,
где ежегодно проводится торжественное
открытие восстановленного Международного
Московского кинофестиваля, президентом
которого является Председатель Российского
фонда культуры и Председатель Союза кинематографистов
России Никита Михалков. Ежегодно проводятся
Всероссийский кинофестиваль «Кинотавр»
в Сочи (президент фестиваля — Марк Рудинштейн)
и кинофестиваль стран СНГ и Балтии «Киношок»
в Анапе (президент Виктор Мережко).Определяющим
фактором в формировании общественного
мнения и социальных стандартов являются
электронные средства массовой информации,
и в первую очередь телевидение, ставшее
в значительной степени в силу своей общедоступности
«властителем дум» большинства рядовых
россиян. Большое значение в связи с этим
приобрело вещание телеканала «Культура»,
знакомящего зрителей с лучшими достижениями
отечественной и мировой культуры, в том
числе произведениями некоммерческого
кинематографа.
4.Внешнеполитическая
деятельность в условиях
геополитической ситуации
Периодизация внешней политики РФ. После распада Советского Союза и провозглашения Содружества Независимых Государств (СНГ) Российская Федерация, выступив в качестве правопреемника СССР на международной арене, заняла место постоянного члена Совета Безопасности ООН и утвердила за собой статус великой ядерной державы. Вместе с тем сложившаяся принципиально новая геополитическая обстановка в системе международных отношений потребовала от российского руководства разработки соответствующей концепции внешней политики.
Постепенно сформировались два важнейших направления российской внешней политики. Прежде всего, это становление и развитие отношений с бывшими советскими республиками, или так называемым «ближним («новым») зарубежьем», а также развитие отношений с ведущими странами как Запада, в первую очередь с США и странами Европы, так и крупнейшими державами Азии (Японией, Китаем и Индией).
Условно можно выделить три основных этапа эволюции внешней политики России в 1992—2002 гг.1992—1993 гг. — интенсивный поиск приоритетных направлений внешней политики новой России в связи с распадом господствовавшей в течение всего послевоенного периода двухполюсной системы «Восток — Запад», лидерами которой являлись СССР и США;1994—1998 гг. — гармонизация внешнеполитического курса России с курсами ведущих индустриальных держав мира, повышение степени ее интегрированное™ в мировую экономическую систему и усиление ее влияния в деятельности авторитетных международных организаций, укрепление позиций на постсоветском пространстве с ориентацией на более тесные и плодотворные двусторонние отношения со странами СНГ;
1999
— по настоящее время —
период трансформации
Россия
и новые независимые
Лишь с 1994 г. между странами — членами СНГ наметились тенденции к большему экономическому и политическому сотрудничеству. Особую популярность приобрел тезис о «разноскоростной и разноуровневой интеграции». В связи с этим главным направлением сотрудничества России со странами СНГ стало налаживание двусторонних отношений.
В октябре 1994 г. на очередном саммите лидеров СНГ было принято решение о создании Межгосударственного экономического комитета и формировании Таможенного союза государств — участников Содружества. 29 марта 1996 г. был подписан четырехсторонний Договор «Об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях» между Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Россией. В рамках этого Договора было принято решение о создании исполнительных органов «четверки», а 2 апреля 1996 г. в Москве состоялось подписание Договора об образовании Сообщества Белоруссии и России. Председателем Высшего совета Сообщества был утвержден президент Белоруссии А.Г. Лукашенко. Ровно через год российско-белорусское Сообщество было преобразовано в Союз Белоруссии и России, а 23 мая 1997 г. был одобрен его Устав. В конце 1999 г. был оглашен проект Союзного Договора России и Белоруссии, который призван стать юридической основой полного объединения двух суверенных государств постсоветского пространства.
Формирование Россией и странами СНГ единого экономического пространства со свободным движением товаров, услуг, капитала и рабочей силы осуществлялось государствами Содружества с учетом договоренностей, достигнутых ими в области создания зоны свободной торговли. Полностью удалось согласовать вопросы, связанные с формированием зоны свободной торговли с Азербайджаном, Арменией, Казахстаном и Киргизией. Раздел V. Российская Федерация на рубеже ХХ-ХХ государств — членов СНГ, которая состоялась в октябре 2002 г. в столице Молдавии Кишиневе. В качестве весьма интересной новации этого саммита следует отметить предложение В.В. Путина о необходимости ротации на посту председателя Совета глав государств, кресло которого более 10 лет традиционно сохранялось за Президентом РФ. Немаловажную роль на постсоветском пространстве в настоящий момент играют отношения России с ее ближайшими славянскими партнерами — Белоруссией и Украиной. Так, 2003 г. был ознаменован широкомасштабными мероприятиями по празднованию «года Украины» в России, что одновременно было омрачено локальным пограничным конфликтом в районе косы Тузла в Азовском море. Отношения Москвы и Минска протекали также весьма неоднозначно. Так, до сих пор не определены макроэкономические параметры единой валюты — российского рубля в рамках формирования Союза России и Белоруссии.
Взаимоотношения России со странами «дальнего зарубежья». В 1992—1993 гг. международные отношения России с ведущими странами как Запада, так и Востока находились поначалу в состоянии переходного периода. Шел активный поиск новых инструментов осуществления национальной политики РФ в изменившемся мире. Доминирующее влияние на формирование внешнеполитической доктрины России в этот период оказывало тяжелое социально-экономическое положение страны. Платой за поддержку развитыми странами Запада радикальных рыночных реформ стало следование России в фарватере глобальной политики США и стран НАТО, резкое падение ее международного престижа как великой державы и, как следствие, ослабление влияния в развивающихся странах, снижение миротворческой роли в урегулировании арабо-израильского конфликта, пассивная позиция в арабском мире и кризисе на Балканах.
В ходе официального визита первого Президента РФ Б.Н. Ельцина в США в загородной резиденции президента США Дж. Буша-старшего в Кэмп-Дэвиде 1 февраля 1992г. состоялось подписание российско-американской Декларации об окончании «холодной войны», где было заявлено, что обе державы более «не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников». Вслед за этим в апреле 1992 г. Россия была принята в Международный валютный фонд и Всемирный банк, которые обязались предоставить
России финансовую помощь в размере 24 млрд дол. США для проведения рыночных преобразований. Однако эта помощь предоставлялась не единовременно и при жестком контроле этих международных финансовых организаций.
Апогеем российско-американских отношений явилось подписание в Москве 3 января 1993 г. нового Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), в соответствии с которым обе стороны согласились на значительное сокращение (на две трети) своих ядерных арсеналов к 2003 г. При этом Россия обязывалась пойти на сокращение 3000 ракет СС-20, что серьезно ослабляло оборонный потенциал страны. В связи с этим договор СНВ-2 долгое время не был ратифицирован Федеральным Собранием РФ.
Значительное место в российской внешней политике в 1992-1993 гг. отводилось укреплению отношений с ведущими странами Азиатско-Тихоокеанского региона: были установлены дипломатические отношения с Южной Кореей, наладились постоянные контакты со странами АСЕАН, а Китай стал главным торговым партнером России. Одной из самых сложных проблем оставались российско-японские отношения. Прежде всего, это связано с нерешенностью территориальной проблемы так называемых «северных территорий» — четырех островов Южно-Курильской гряды. Одновременно резко ослабли связи России с ее традиционными союзниками в Азии — Монголией, Вьетнамом, КНДР, Ираком, Сирией и другими странами.