Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 10:43, реферат
За более чем десятилетний период постсоветского государственно-политического строительства Российская Федерация прошла значительный путь реформирования, который условно можно разделить на три наиболее значимых этапа.
Введение
1. Становление новой Российской государственности
2. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации
3. Культура современной России
4. Внешне политическая деятельность в условиях геополитической ситуации.
Заключение
Список использованной литературы
Первая
половина 1996г. в политической жизни
России ознаменовалась беспрецедентной
по своим масштабам
Избирателям были представлены убедительные доводы. От их решения целиком зависел выбор дальнейшего пути развития страны: либо построение новой российской государственности на демократических основах и постепенное совершенствование рыночных отношений, либо возврат в «коммунистическое прошлое», к прежним идейным ценностям и социальным стандартам «реального социализма».
Проведенные в два тура (16 июня и 3 июля 1996 г.) президентские выборы принесли победу Б.Н. Ельцину, переизбранному на второй срок. В ходе второго тура голосования Президент РФ, получивший около 40 млн голосов, подтвердил свое лидерство на российской политической арене. Таким образом, более трети наших сограждан выступили в поддержку курса радикальных.
На следующий день Государственная Дума утвердила на пост Председателя Правительства Российской Федерации В. С. Черномырдина.
Начало второго президентского срока Б.Н. Ельцина (осень 1996 — зима 1997 г.) характеризовалось вынужденной «паузой» в политической жизни страны, вызванной его продолжительной болезнью. Возвращение Президента РФ к полноценной работе в конце февраля 1997 г. внесло существенные коррективы в расстановку сил в структуре политической элиты России и в проводимый ею курс социально-экономических преобразований.
В марте 1997 г. по инициативе Б.Н. Ельцина изменяется состав Правительства РФ. Первыми заместителями Председателя Правительства РФ были назначены глава администрации Президента РФ А.Б. Чубайс и губернатор Нижегородской области Б.Е. Немцов.
Параллельно
с этими событиями в
Весна 1998 г. ознаменовалась новым резким поворотом в политической жизни страны. 23 марта Б.Н. Ельцин неожиданно подписал Указ об отставке всего Правительства РФ во главе с В. С. Черномырдиным. На пост Председателя Правительства РФ Президентом РФ был предложен исполнявший до этого обязанности министра топлива и энергетики С. В. Кириенко. Продолжавшееся в течение месяца противостояние двух ветвей власти в результате третьего голосования в нижней палате российского парламента разрешилось в пользу президента, С. Кириенко был назначен на пост Председателя Правительства РФ. К 8 мая 1998 г. был окончательно утвержден состав обновленного кабинета.
10 сентября 1998 г. Ельцин выдвинул на пост Председателя Правительства РФ министра иностранных дел России Е.М. Примакова. На следующий день эта кандидатура была одобрена большинством фракций Госдумы.
В течение двух месяцев — в период действия установленного до 17 ноября 1998 г. моратория на погашение и реструктуризацию долгов по ГКО и ОФЗ — шла разработка антикризисной программы нового российского правительства. Последовательная постепенная политика в проведении экономических преобразований кабинета Примакова вскоре стала не соответствовать позициям Администрации Президента РФ, что предопределило его отставку, последовавшую 12 мая 1999 г.
Новым премьер-министром России по предложению Б.Н. Ельцина стал бывший министр юстиции и министр внутренних дел С.В. Степашин. Несмотря на, казалось бы, успешные действия как в социально-экономической сфере, так и в международных делах, новый кабинет просуществовал всего лишь 83 дня и 9 августа 1999 г. был также отправлен президентом в отставку.
Преемником
С.В. Степашина стал другой представитель
силовых структур — руководитель
ФСБ и Секретарь Совета Безопасности
РФ В.В. Путин. Перманентно нараставшая
«министерская чехарда» (за три года второго
президентского срока Б. Ельцина сменилось
пять председателей правительства и свыше
160 федеральных министров) отражала глубинный
кризис, наметившийся среди конкурирующих
группировок политической элиты России.
2.
Россия на пути
радикальной социально-
Реформирование экономики методами «шокотерапии». Распад Советского Союза и крах экономической политики, проводившейся «перестроечным» руководством КПСС характеризовавшейся попытками совместить введение рыночных механизмов с сохранением социалистических методов хозяйствования, вынудили российское руководство во главе с Б.Н. Ельциным предпринять радикальные меры по реформированию экономики страны. Уже в конце октября 1991 г. Ельцин обнародовал программу радикальных экономических преобразований, в основе которой лежали методы западной программы «шоковой терапии», переработанные применительно к российским условиям группой экономистов во главе с Е.Т. Гайдаром.
Программа предусматривала введение свободных цен на товары и услуги (либерализацию цен), «запуск» механизма конкуренции между отраслями промышленности к предприятиями, освобождение из-под государственного контроля внутренней и внешней торговли и, наконец, широкую приватизацию и акционирование основных средств, принадлежащих государству в промышленном и сельскохозяйственном производстве, — «разгосударствление», которое должно было превратить широкие массы в собственников и предпринимателей. Намечалось также проведение жесткой антимонопольной политики. Социально незащищенные слои населения (пенсионеры, дети, инвалиды и т.п.) должны были при этом получить адресную поддержку со стороны государства. В своем выступлении на Съезде народных депутатов России 28 октября 1991 г. Президент РФ особо подчеркивал, что лишения ждут всех россиян в течение примерно полугода, затем последует «снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами, а к осени 1992 г. - стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей». Согласно принятой группой Гайдара концепции постсоветская экономика не могла быть усовершенствована или улучшена, она подлежала немедленному демонтажу при одновременной ломке всей командно-бюрократической системы управления и распределения. Данная модель радикально-либеральной модернизации с широким использованием монетаристских рычагов, одобренная Международным валютным фондом и Всемирным банком, а также другими международными финансовыми организациями, и была апробирована в Российской Федерации в 1992—1993 гг.
Начало радикальным реформам положил отпуск розничных цен с 1 января 1992 г. По прогнозам правительства освобождение цен на внутреннем рынке должно было привести к сравнительно невысокому их росту. Был установлен индекс повышения заработной платы в бюджетной сфере, пенсий, стипендий и других выплат — на 70%. Однако цены сразу же выросли в 10—12 раз, а к декабрю 1992 г.— в 100— 150 раз. В результате резко снизился уровень жизни абсолютного большинства россиян.
Другая
проблема, с которой столкнулось
правительство либералов-
Важнейшей задачей макроэкономической модернизации стало разгосударствление собственности путем акционирования и приватизации. Летом 1992 г. была утверждена чековая (ваучерная) приватизация на основе раздачи всему населению страны приватизационных чеков номинальной стоимостью 10 тыс. руб. Разработанная А.Б. Чубайсом приватизация согласно концепции радикальных экономических преобразований должна была нейтрализовать негативные последствия рыночных реформ и способствовать формированию среднего класса — слоя собственников-акционеров. Раздача населению чеков на общую сумму 1 трлн 400 млрд руб. (так оценивалось все имущество госпредприятий, подлежащих приватизации) началась 1 октября 1992 г. А спустя полтора года, 1 июля 1994 г. было принято решение о переходе ко второму этапу приватизации — денежному. При этом фактически признавалось, что ваучерная приватизация не дала ожидаемого экономического эффекта и не привела ни к оживлению промышленного производства, ни к появлению массы граждан-собственников. Более того, в ходе ее было допущено множество злоупотреблений, причем чаще всего занижалась реальная стоимость приватизируемых предприятий.
Итоги проведения экономических реформ в 1992—1993 гг. продемонстрировали их внутреннюю противоречивость. Построить за один год эффективную модель экономики в действительности оказалось невозможно. Вместе с тем благодаря свободному ценообразованию рынок постепенно наполнялся товарами, а процесс массовой приватизации способствовал формированию в обществе рыночных отношений. Началась структурная перестройка основных отраслей экономики, ведущую роль при этом играли факторы спроса и предложения, а не госзаказ. С другой стороны, «шокотерапия» вызвала небывалый рост социальной напряженности, развал целых отраслей промышленности (включая военно-промышленный комплекс), был нанесен сокрушительный удар по внерыночным, или бюджетным, сферам: науке, культуре, медицине, образованию и др. Некогда относительно однородное общество подверглось сильной поляризации, изменилась его внутренняя структура: с одной стороны, произошло резкое обнищание основной массы населения, а с другой — появилась небольшая группа богатых и даже сверхбогатых россиян. Трагическим следствием радикальных преобразований стало резкое увеличение смертности россиян, которая в 1993 г. возросла на 20% по сравнению с предыдущим годом. Одновременно было зафиксировано снижение рождаемости — на 14% за тот же период. Новым явлением российской действительности стала безработица (на конец ноября 1992 г. насчитывалось 1,4 млн официально зарегистрированных безработных). Состоявшийся в декабре 1992 г. VII Съезд народных депутатов признал работу правительства неудовлетворительной. 550 Раздел V. Российская Федерация на рубеже XX— XXI веков
Экономический курс кабинета В. С. Черномырдина. Новый кабинет, возглавляемый опытным руководителем топливно-энергетического комплекса страны В. С. Черномырдиным, подтвердив приверженность курсу рыночных реформ, в то же время провозгласил некоторую корректировку темпов их проведения, умеренность и сбалансированность преобразований. Была оказана значительная финансовая поддержка из средств государственного бюджета убыточным предприятиям, в том числе в оборонной промышленности, предоставлены дешевые кредиты для развития топл!4твно-энергетического комплекса. Стабилизировалась выдача заработной платы путем введения так называемой Единой тарифной сетки (ЕТС) для работников бюджетной сферы. Кроме того, была предусмотрена система индексации тарифных ставок бюджетников.
Фактический провал экономической политики периода «шокотерапии» обеспечил успех и популярность лозунгов некоммунистической оппозиции, а также стимулировал поиски другого варианта проведения реформ. В августе 1994 г. правительство В. С. Черномырдина обнародовало новую программу преобразований, которая была сориентирована на построение высокоэффективной и динамично развивающейся рыночной экономики, учитывающей социальные последствия вхождения в рынок.
Важнейшими задачами в реформировании экономики страны в 1994—1996 гг. являлись жесткий контроль со стороны государства за состоянием производства и сдерживание инфляции с последующим достижением финансовой стабилизации, выравнивание доходов по отраслям, регионам и различным социальным группам, а также соблюдение минимальных социальных стандартов в сфере государственного обеспечения. Предполагалось создать условия для стимулирования инвестиций в экономику России путем как внутренних, так и внешних займов. Правительство было намерено всемерно поддерживать предпринимательскую активность населения.
Однако реализация намеченных мер, и прежде всего стабилизация промышленного производства, потребовала массированных бюджетных «вливаний», что неизбежно повлекло за собой раскручивание нового витка инфляции. В результате ликвидация бюджетного дефицита так и осталась стратегической задачей правительства, и в 1994-1996 гг. он составлял 12—15%. Спад промышленного производства в 1996 г. достиг 55% по сравнению с 1991 г. На высоком уровне сохранялась инфляция (в 1994 г. — 250%, в 1996 г. — 80%). При этом, несмотря на введение в октябре 1994 г. фиксированного обменного курса рубля по отношению к свободно конвертируемой валюте, так называемого валютного коридора, внутренние цены, в особенности на товары массового потребления, неуклонно продолжали расти. Вскоре российские розничные цены на многие товары превысили мировые.