Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 10:43, реферат
За более чем десятилетний период постсоветского государственно-политического строительства Российская Федерация прошла значительный путь реформирования, который условно можно разделить на три наиболее значимых этапа.
Введение
1. Становление новой Российской государственности
2. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации
3. Культура современной России
4. Внешне политическая деятельность в условиях геополитической ситуации.
Заключение
Список использованной литературы
В то же время на фоне ослабления реального влияния и роли России на международной арене формально ее статус великой державы и постоянного члена Совета Безопасности ООН даже возрос. Происходили регулярные встречи на высшем уровне с лидерами ведущих стран Запада, и прежде всего США, Франции, Германии, Великобритании, а в июле 1992 г. Президент России был впервые приглашен на политическую часть совещания «большой семерки» развитых стран мира, проходившего в Мюнхене. В последующем участие российского президента в саммитах «клуба великих держав» стали регулярными. На. состоявшейся в июне 1997 г. в Денвере (США) очередной встречи лидеров стран «большой семерки» было принято решение о преобразовании ее в «большую восьмерку» с участием России. Далее последовали встречи «восьмерки» в Бирмингеме в 1998 г. и Кельне в 1999 г., где Россию представлял тогдашний премьер-министр С.В. Степашин. После избрания на пост главы РФ В.В. Путина с его участием состоялись встречи «Большой восьмерки» в Японии (2000), Италии (2001) и Канаде (2002).
По мере укрепления основ российской государственности отношения нашей страны со странами «дальнего зарубежья» постепенно выравнивались, освобождаясь от «перекосов», характерных для переходной стадии. С конца 1993 г. политическое руководство РФ все чаще заявляло о России как о великой державе, имеющей самостоятельные национальные и геополитические интересы на международной арене.
Проявлением этой тенденции стало усиление внешнеполитической активности России в Азии, расширение контактов со странами Ближнего и Среднего Востока и даже Латинской Америкой. Особенно заметным стал прогресс в налаживании взаимовыгодных отношений с северными соседями — государствами Скандинавии. Усилились позиции России в решении вопросов урегулирования арабо-израильского конфликта и балканского кризиса. Россия направила на Балканы свой миротворческий контингент в составе сил ЕВРОФОРа.
Важным
шагом в укреплении позиций нашей
страны на международной арене стали
решительные заявления
Поначалу в 1994 г. руководство НАТО (по инициативе президента США Б. Клинтона) предложило России, как и другим бывшим республикам СССР и странам Восточной и Центральной Европы, присоединиться к программе «Партнерство во имя мира», ставшей компромиссом между позициями США и России. В этот же период, признавая геополитические изменения, произошедшие в Европе после распада советской державы и Организации Варшавского Договора, Россия продолжала вывод своих войск из стран Центральной и Восточной Европы и государств Прибалтики. 31 августа 1994 г. в Берлине состоялась торжественная церемония вывода последних российских частей на Родину.
Накануне (в июне 1994 г.) Россия, как и другие страны СНГ, присоединилась к натовской программе партнерства. Однако уже к концу 1994 г. международная ситуация стала существенно меняться. В декабре 1994 г. на Будапештском совещании Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ, преобразованной из СБСЕ) большинство европейских держав, несмотря на возражения России, выразили готовность принять в состав НАТО бывшие страны «социалистического Содружества». В результате 1995— 1997 гг. прошли под знаком острой политической дискуссии российского руководства с лидерами Запада по проблеме расширения НАТО на Восток. В итоге 27мая 1997 г. в Париже состоялось подписание Договори «об особом партнерстве» России с НАТО. А в июле 1997 г. на сессии Совета Североатлантического договора было принято решение о присоединении бывших стран «народной демократии» Польши, Чехии и Венгрии к составу государств — членов НАТО в марте 1999 г. Таким образом, свой полувековой юбилей (в апреле 1999 г.) Североатлантический Союз встретил заметно усилившимся. Россия, в свою очередь, активизировала свою политику на международной арене с целью обеспечения собственной безопасности в этих условиях.
Нынешний этап эволюции мировой системы международных отношений характеризуется окончательным демонтажем сложившегося после окончания. Второй мировой войны «двухполюсного» миропорядка. После распада СССР в условиях «многополюсного мира» Российская Федерация, даже сохраняя свой ракетно-ядерный потенциал, уже не может претендовать на роль абсолютного гаранта международной безопасности и стабильности.
После проведения крупномасштабных американских военно-силовых акций по «умиротворению» Ирака в 1998 г. и еще более кровопролитной военной операции вооруженных сил 14 стран —"членов НАТО под эгидой США в Югославии в целях обеспечения «правопорядка и прав этнического албанского меньшинства» в Косово (так называемая операция «Союзническая сила») весной 1999 г. стало очевидно, что прежний механизм принятия важнейших решений на международной арене с помощью ООН уже не является определяющим фактором. Ныне лишь США и их натовские партнеры в Европе имеют право (даже не консультируясь с Россией) применять открытую военную силу в любой точке земного шара. В этот период отношения ослабленной России с могущественными США перешли от «стратегического партнерства» в фазу «стратегического терпения». Внешняя политика России все более и более дистанцировалась от политики США и на глобальном уровне происходила ее переориентация на роль межрегиональной евразийской державы, являющейся ключевым звеном в развитии модели новых отношений ведущих индустриальных государств Европы и Азии.
Возможность сохранения международного влияния Москвы все более связывалась с дальнейшей политикой объединенной Европы и индустриально развитых стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Важнейшим направлением в развитии международных отношений России в многополярном мире стало азиатское направление. Новым знаковым рубежом стали визиты В.В. Путина в Китай, Японию на очередной саммит «восьмерки» на Окинаву, в КНДР, а также в Индию, осуществленные летом 2000 г. А через год, летом 2001 г., состоялись официальные визиты лидеров ведущих азиатских стран в Москву. Так, в середине июля 2001 г. российскую столицу посетил Председатель КНР Цзян Цзэ-мин, подписав в Кремле российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Особенно длительный визит в Россию осуществил лидер Северной Кореи Ким Ченир, проехав на личном поезде от Владивостока до Санкт-Петербурга, а осенью 2002 г. состоялся повторный визит лидера КНДР на российский Дальний Восток. Именно при посредничестве России на Корейском полуострове активизировались процессы примирения Севера и Юга, а Пхеньян впервые за послевоенную историю посетил премьер-министр Японии.После участия В.В. Путина в заседаниях «Большой восьмерки» на Окинаве в 2000 г. и в Генуе в 2001 г., где лидеры Западной Европы поддержали позиции России на международной арене, новому президент США Дж. Бушу-младшему пришлось начать с Москвой позитивный политический диалог о расширении мер доверия, особенно в рамках системы безопасности и создания благоприятного торгово-экономического климата. Однако самым эффективным толчком для улучшения российско-американского партнерства стало активное участие Москвы в международной антитеррористической операции, развернувшейся осенью 2001 г., а затем официального визита Путина в США. В ходе ответного визита Дж. Буша-младшего в Россию 24—26 мая 2002 г., был заключен новый Договор о сокращении арсенала наступательного ракетно-ядерного вооружения (СНВ-3). Вслед за этим в июне 2002 г. Вашингтон (а накануне этого события и руководство Евросоюза) наконец-то предоставил России статус режима набольшего благоприятствования в торговле. Почти одновременно с этими событиями 28 мая 2002 г. на встрече лидеров государств-членов НАТО на базе ВВС Италии под Римом произошло преобразование Совета Россия — НАТО в новый орган не в формате «19 + 1», как было прежде, а в форме «двадцатки» стран НАТО и России.
В
2003 г. в центре международных отношений
находились проблемы урегулирования «иракского
вопроса», который в марте — апреле 2003
г. был решен администрацией США путем
проведения военного вторжения в Ирак
и ликвидации политического режима Саддама
Хуссейна путем оккупации страны, причем
без согласия Совбеза ООН. Против этой
военной акции высказывались не только
Россия, но и ведущие европейские страны,
прежде всего Германия и Франция. Однако
США и ряд других стран НАТО не прислушались
к голосу международного сообщества. И
по сей день иракский кризис остается
не урегулированным в политическом аспекте.
Это особенно заметно в развитии отношений
руководства Российской Федерации с лидерами
таких ведущих держав мира, как США и стран
Европейского союза, так и государствами
Азии, прежде всего Японии, Китая, Индии,
а также со странами бывшего «социалистического
Содружества» (например, с Вьетнамом, Кубой
и Северной Кореей).
Заключение
С крахом СССР и коммунистического режима в Российской Федерации начался новый этап экономической модернизации. Реформы, проводившиеся в России в 90-е гг., привели к демонтажу основных элементов отжившей административной системы и переходу к экономическим методам регулирования. Стала реальностью частная собственность. Сформировались новые социальные слои собственников различного уровня и высших менеджеров. Либерализация хозяйственной деятельности, цен и внешней торговли способствовали активизации потребительского рынка. Удалось обеспечить внутреннюю конвертируемость рубля. Россия вступила на путь интеграции в мировое хозяйство.
Вместе с тем, продолжавшийся спад производства вызвал осложнение экономической ситуации в стране, обострение социальных проблем, усиление расслоения общества на богатых и бедных. Огромным осталось влияние государственной бюрократии на экономику.
Для
современного этапа обновления России
характерно сосуществование
Особенности переживаемого страной периода (переходный характер, отсутствие мирового опыта изменений такого характера и масштаба) определили значительные колебания экономического и политического курса в рамках принятого направления на прогрессивные реформы. До настоящего времени не разработана конкретная модель развития. Вместе с тем, не вызывает сомнения, как необходимость использования советского и зарубежного опыта, так и невозможность механического восприятия западных моделей или возвращения в советское прошлое.
После 1991 года Российская Федерация получила международное признание как наследница СССР во внешней политике. РФ подтвердила преемственность в отношении соглашений и договоренностей по контролю над вооружениями, решению глобальных международных проблем, общеевропейскому процессу.
Перед Россией стоит задача подтверждения роли лидера в рамках Содружества Независимых Государств. Для этого предстоит добиваться реального интеграционного процесса по всем областям политической, экономической, военной.
Список
использованной литературы