Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:39, контрольная работа
Пока светит солнце и вертится земля, будет весенняя капель и половодье проснувшихся рек. Пока жива Россия, не умолкнут споры о Петре Великом, начатые еще его современниками. Стрельцы и петровские гвардейцы, старообрядцы и синодальные чиновники, старое боярство и новая знать - все они соответственно будут искать в Петре то "царя-анархиста", то отца отечества. Затем эти споры продолжат и углубят западники и славянофилы
Вместе с тем, экстремальные
условия войны и
Доступ к морским путям,
стремительный рост промышленности
и, наконец, протекционистский таможенный
тариф 1724 г. привели к значительному
увеличению товарооборота, как внутреннего,
так и внешнего. В российском экспорте
впервые появились промышленные
товары. Наглядным проявлением
К концу второго десятилетия XVIII в. непосредственное вмешательство государства в промышленность и торговлю несколько смягчается, активизируется частная инициатива. Основным учредителем новых мануфактур становятся частные лица, в их руки передаются и некоторые казенные предприятия. С преимущественно военного на гражданский меняется соответственно и профиль мануфактур. Несколько ограничиваются экспортные монополии.
Тем не менее принципиально
экономическая ситуация так и
не изменилась. Стремительное развитие
мануфактур и торговли при Петре
I не создало в России новый капиталистический
уклад, но напротив, приспособилось к
феодально-крепостническим
В деревне укреплялись и развивались крепостнические отношения. В ходе подушной переписи населения, проведенной в 1718- 1724 гг., крепостное право было распространено на лично свободных "гулящих людей", а также на холопов (часть из которых до этого имела в принципе возможность освободиться после смерти хозяина). Была создана новая категория крестьян - государственные. В нее вошли черносошные крестьяне Севера, однодворцы юга России, пашенные люди Сибири и т.д. Кроме подушной подати они обязаны были платить оброк, сопоставимый с тем, который вносили владельческие крестьяне. Усилившееся с началом Северной войны бегство крестьян (по переписи 1710 г., до 20%, а в отдельных губерниях и более дворов пустовало) побудили правительство ввести в стране паспортную систему. Это еще более затруднило формирование рынка рабочей силы, ужесточило административно-полицейский контроль за населением.
Бегство крестьян было обусловлено резко усилившимся податным, налоговым бременем. С 1680 по 1724 г., по одним оценкам, прямые и косвенные налоги возросли в 5,5 раза (а в подушном исчислении и с учетом инфляции - в 3 раза), по другим, менее чем в 3 раза. Но в любом случае, рост налогов и различных повинностей, связанных с войной (рекрутская, подводная, постойная и др.) был чрезвычайно, нестерпимо высок. Налогом стали облагаться даже дубовые гробы! Тысячи крестьян и посадских гибли на строительстве Петербурга, многочисленных крепостей и портов. В ответ вспыхивали восстания. Крупнейшими из них были восстания в Астрахани в 1705 г. и на Дону под предводительством К.Булавина в 1707-1708 гг. Примечательным симптомом, показывавшим отношение крестьян к Петру I, являлось то, что в последующем, среди огромного числа периодически появлявшихся самозванцев не было «Петров I», хотя были «царевичи Алексеи».
Реформирование государства
Политика Петра способствовала резкому усилению и консолидации дворянства. Оно выделилось из верхов служилого сословия, а низы последнего (однодворцы и др.) стали государственными крестьянами. Дворянство оттеснило от власти боярскую аристократию и укрепило свое экономическое положение. Указ о единонаследии 1714 г. юридически уравнял вотчинную и поместную собственность. При этом всю недвижимую собственность отныне мог получить лишь один из наследников, а остальные - движимое имущество. Этими мерами Петр надеялся, во-первых, предотвратить дробление дворянских владений, а, во-вторых, побудить дворян активнее заниматься военной и гражданской службой, предпринимательством, учебой.
Указ о единонаследии мог в перспективе привести к появлению в России слоя дворянства, не зависевшего от милостей государства и самодержца. В Западной Европе это способствовало ограничению королевской власти. Однако в России ничего подобного не произошло. При Петре зависимость дворян от государства еще более выросла, а в дальнейшем этот указ под давлением дворян был отменен.
Важнейшим направлением преобразований
Петра I было реформирование государства.
Прежняя система
В 1711 г. вместо Боярской думы был создан Сенат, как временный, а затем и постоянный орган с широкими административными, судебными, а отчасти и законодательными полномочиями. Система приказов в 1717 - 1721 гг. была заменена одиннадцатью коллегиями, с четким разделением функций и коллективным принципом принятия решений (большинством голосов). Организация работы коллегий определялась Генеральным регламентом. Для контроля над деятельностью государственных учреждений в 1722 г. была создана прокуратура. Ее возглавлял генерал-прокурор П.Ягужинский, «око государево».
Была реорганизована система
местного управления. В 1708 - 1710 гг. страна
была разделена на 8 губерний. Ранее
основной единицей административного
деления были уезды. С 1719 г. ими стали
провинции. В городах вместо Ратуш
и земских изб были созданы
Главный и городские
Чувствуя неприятие
Созданную Петром стройную систему
государственного управления объединял
новый порядок прохождения
Важнейшим результатом реформ Петра 1 стало создание современной регулярной армии и флота. Уже при жизни царя российская армия зарекомендовала себя одной из сильнейших в Европе, а молодой отечественный флот стал господствовать на Балтике.
Оформление абсолютизма
Реформы Петра I знаменовали оформление абсолютной монархии. Российский абсолютизм, в отличие от классического западного, возник не под влиянием генезиса капитализма, балансирования монарха между феодалами и третьим сословием. Он вырос на крепостническо-дворянской основе. Его формированию способствовали традиции самодержавства, дальнейшее усиление централизации власти, а отчасти, напряженная международная обстановка и опыт западноевропейского абсолютизма. 22 октября 1721 г. во время торжественного празднования Ништадтского мира (продолжавшегося несколько недель) Сенат преподнес Петру I титулы Великого, императора всероссийского и отца отечества. С принятием Петром I титула императора Россия стала империей.
Таким образом, созданное Петром I новое «регулярное» государство не только существенно повысило эффективность госуправления, но и послужило главным рычагом модернизации страны. Многие петровские нововведения продемонстрировали удивительную живучесть. Государственные учреждения, основанные Петром I, составляли костяк российской государственности весь XVIII век, а отчасти и далее. Рекрутские наборы просуществовали до 1874 г., а Сенат, Синод, прокуратура, Табель о рангах, равно как и вся Российская империя, - до 1917 г. Подобное "долгожительство" нельзя объяснить иначе, нежели органичностью петровских реформ государственного аппарата, их адекватностью потребностям страны. Это обстоятельство немаловажно и при оценке в целом деятельности Петра I, его преобразований, которые уже с XVIII в. служат предметом острых дискуссий в обществе и исторической науке.
Заключение
По своему масштабу и стремительности
проведения реформы Петра I не имели
аналогов не только в российской, но
и, по меньшей мере, в европейской
истории. Мощный и противоречивый отпечаток
наложили на них особенности
Платой за эти радикальные
изменения явилось дальнейшее укрепление
крепостничества, временное торможение
формирования капиталистических отношений
и сильнейший налоговый нажим
на население. И все же вряд ли можно
согласиться с известным
Ключевым, для оценки петровских
преобразований, является вопрос о
том, можно ли было решать насущные
проблемы с меньшими издержками, не
за счет усиления крепостничества и
самодержавия, а развивая капиталистические
отношения? Ответ, по-видимому, будет
отрицательным. Объективные потребности
страны в преодолении крайне неблагоприятного
международного положения, в морских
путях, необходимых для развития
товарно-денежных отношений, неизбежно
подталкивали к войне, а та, в свою
очередь, - к максимальной централизации
власти и мобилизации всех ресурсов.
Отсюда и «государственно-