Русский флот в послепетровский период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 18:30, реферат

Описание

В 1719 г. Петр 1 посылает на Дальний Восток выпускников Морской академии геодезистов Ивана Евреинова и Федора Лужина до Камчатки "и далее, куда вам указано", для описания тамошних мест, "где сошлась Америка с Азией". Исследователи прошли на ладье многомильный океанский путь и описали 14 Курильских островов. Дальний Восток выпускников Морской академии геодезистов Ивана Евреинова и Федора Лужина до Камчатки "и далее, куда вам указано", для описания тамошних мест, "где сошлась Америка с Азией". Исследователи прошли на ладье многомильный океанский путь и описали 14 Курильских островов.

Работа состоит из  1 файл

Реферат для Юлечки).rtf

— 358.58 Кб (Скачать документ)

Идеи Эйлера оказались весьма важными для создания расчетных методик уже при строительстве металлических кораблей, длина которых значительно возросла. Вместе с тем в указанной работе были изложены результаты исследований и рекомендации, сразу вошедшие в практику. В частности, в ней предлагалась методика определения критической нагрузки для сжатого стержня, при которой он теряет устойчивость. Эта критическая нагрузка до сих пор носит имя ученого. В своей научной деятельности Эйлер неоднократно возвращается к области кораблестроения, к теории и строительной механике корабля. 

Оценивая деятельность первого поколения ученых Петербургской академии наук, академик С.И. Вавилов поставил в один ряд Петра 1, Эйлера и Ломоносова, назвав их "добрыми гениями нашей Академии". 

М.В. Ломоносов был хорошо знаком с морским делом. Еще юношей в течение почти десяти лет он с отцом на небольшом суденышке "Св. Архангел Михаил" выходил в море на промысел. Став ученым, Ломоносов не раз возвращался к проблемам мореплавания. Так, он перевел с латинского на русский язык письмо Эйлера, предназначенное для публикации в качестве предисловия к упомянутой книге "Морская наука". По просьбе Адмиралтейств-коллегий Ломоносов редактировал переводные книги по кораблестроению. 

Заботясь о флоте и безопасности плавания, Ломоносов считал мореплавание делом важным, "однако до сего времени оно производится почти одною практикой". Он отмечает, что на мысль заняться "ученым мореплаванием" его навел царь Петр, который указывал, что "кораблей построить и безопасно пустить в море без вспоможения наук невозможно". Решение проблемы улучшения кораблевождения Ломоносов видел во внедрении новейших астрономических методов определения места судна в море, а также в повышении точности счисления пути. В 1754 г. Михаил Васильевич предложил ряд тем для докладов на собрании Академии наук, касающихся мореплавания, в частности, темы: "Способы, как вернее определить ход корабельный и всякого мореплавателя путь употреблять с большим приращением знания в мореплавании", "О способе точного измерения курса корабля в море" и др. В 1759 г. Ломоносов в докладе "Рассуждение о большей точности морского пути", прочитанном на собрании Академии наук, проанализировал состояние морской навигации и рекомендовал более надежные способы инструментального обеспечения определения места и счисления пути корабля в море. Академик предложил конструкции оптического инструмента с искусственным горизонтом, самопишущего компаса, механического лага вертушечного типа, барометра и других приборов для корабля. Ломоносову принадлежит приоритет изобретения корабельного хронометра с четырьмя пружинами, которые заводились в разное время и тем самым выравнивали суммарную упругость пружин. Употреблявшиеся на кораблях песочные часы он тоже усовершенствовал, сделав их более точными. Для упрощения изготовления морских квадрантов и повышения точности наблюдения рекомендовал заменить стеклянные зеркала металлическими. К сожалению, большинство рекомендаций ученого в то время не было реализовано на флоте. 

М.В. Ломоносову принадлежит идея организовать специализированное научное учреждение - Мореходную академию, - которое должно состоять из людей, сведущих в математике и особенно в астрономии, географии и механике, и имело бы своей особой задачей "новыми спасительными изобретениями" увеличить безопасность мореплавания. К первоочередным задачам Мореходной академии он отнес:

изучение магнитной теории, особенно магнитного наклонения и склонения;

исследование истинной причины морских течений;

введение истинной науки об атмосферных изменениях, которая позволяла бы предвидеть погоду, а особенно ветры. Все поставленные вопросы касались практики мореплавания.

М.В. Ломоносова, как помора, интересовали, прежде всего, плавания в северных широтах, которым он посвятил работу "Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию" (1763 г.). Ученый обобщил имевшиеся исследовательские материалы и опыт плавания российских поморов, дал классификацию полярных льдов и показал динамику их дрейфа. Вместе с тем он признавал недостаточность знания Российского севера и настаивал на обследовании центра Ледовитого океана. 

В последние годы жизни М.В. Ломоносов занимался подготовкой высокоширотной экспедиции для поиска возможной трассы Северного морского пути. Он написал подробную инструкцию руководителю уже упомянутой экспедиции В.Я. Чичагову, сделал доклад на Адмиралтейств-коллегий, взял на себя заботу по снабжению экспедиции научными приборами и инструментом, который изготовлялся в мастерских Академии наук и Адмиралтейства. Кроме того, он организовал занятия штурманов по астрономии. 

Чесменский бой

Чесменский морской бой между русской и турецкими эскадрами произошел 9 июля (26 июня) 1770 года в бухте Чесма в Хиосском проливе Эгейского моря в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 гг. После активного поиска противника русская эскадра под командованием генерал-аншефа А.Г.Орлова (9 линейных кораблей, 3 фрегата, 1 бомбардирский корабль, 17 вспомогательных судов и транспортов, всего 820 орудий) обнаружила турецкую эскадру под командованием капудан-паши Д. Хасан-бея (16 линейных кораблей, 6 фрегатов, до 50 малых судов, всего 1430 орудий). 

Турецкие корабли, построенные в две боевые линии, стояли на якоре в Хиосском проливе в полумиле от берега. 7 июля (24 июня) на военном совете командиров кораблей был принят план атаки турецкого флота, предложенный адмиралом Г.А.Спиридовым (фактическим руководителем боевых действий русской эскадры). Вопреки существовавшим правилам линейной тактики было решено пойти в кильватерной колонне почти перпендикулярно боевой линии противника, атаковать под парусами с короткой дистанции (50-70 метров) его авангард и часть центра, нанести сосредоточенный удар несколькими кораблями по флагманскому кораблю турок "Реал-Мустафа" и нарушить управление эскадрой. 

После разгоревшегося 2-х часового боя "Реал-Мустафа" был уничтожен. Погиб и русский линейный корабль "Евстафий". Турецкая эскадра, потерявшая управление, в беспорядке отступила под прикрытие береговых батарей в Чесменскую бухту, где была блокирована русской эскадрой. С целью окончательно разгромить турецкий флот Спиридов в ночь на 9 июля (26 июня) выдвинул в бухту авангард (7 кораблей) под командованием контр-адмирала С.К. Крейга. 

Ночью под огнем противника корабли авангарда вошли в Чесменскую бухту. Став на якорь, они открыли огонь артиллерийскими зажигательными снарядами по турецким кораблям. Несколько неприятельских кораблей было подожжено. Затем в атаку пошли 4 брандера. В завязавшемся ночном бою брандер под командованием лейтенанта Д.С. Ильина поджег турецкий линейный корабль. Вскоре пожар распространился и на другие корабли противника. 

К утру турецкая эскадра была полностью разгромлена. Было уничтожено 15 линейных кораблей, 6 фрегатов и свыше 40 малых судов. Один линейный корабль и 5 галер сдались в плен. Погибло не менее 10-11 тысяч человек. Русский флот в ночном бою потерь не имел; погибло 11 человек. Победа в Чесменском морском бою была достигнута благодаря высокой боевой выучке, стойкости и мужеству русских моряков, флотоводческому искусству адмирала Г.А. Спиридова. 

Чесменский морской бой имел огромное военно-стратегическое значение. Турецкое командование, лишившись флота, было вынуждено отказаться от наступательных действий против русских в Архипелаге и сосредоточить свои усилия на обороне пролива Дарданеллы и приморских крепостей. Русский флот стал безраздельно господствовать в Архипелаге. Крупный вклад внесла победа при Чесме и в развитие русского военно-морского искусства. Было положено начало созданию маневренной наступательной тактики русского флота. В память о Чесменском морском бою была выбита медаль. В Царском Селе (ныне г. Пушкин) был воздвигнут памятник - Чесменская колонна.  

Флотоводческое искусство адмирала Ф.Ф. Ушакова

Федор Федорович Ушаков родился в 1744 г. Шестнадцати лет он был принят кадетом в Морской корпус в Петербурге. По окончании корпуса Ушаков, выпущенный мичманом, участвовал в плавании из Кронштадта в Архангельск и у берегов Швеции. 

Адмирал Ф.Ф. Ушаков

Адмирал

Ф.Ф. Ушаков

Свой первый боевой опыт Ушаков получил во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. В эти годы он плавал сначала на Азовском море, а затем в качестве командира небольшого корабля - на Черном море, где впервые принял непосредственное участие в боевых действиях. Эти плавания явились для Ушакова важным этапом совершенствования в военно-морском деле. Не довольствуясь этим, молодой Ушаков с большим интересом изучал богатейший опыт боевых действий русской эскадры в Средиземном море, особенно в Наваринском и Чесменском сражениях, а также действия русского флота в Семилетней войне. 

В 1776 г. Ушаков участвовал в плавании из Балтийского в Средиземное море. С конца мая 1781 г. он, командуя линейным кораблем "Виктор", в течение года плавал в Средиземном море в составе эскадры адмирала Сухотина, посылка которой туда была обусловлена известной декларацией Екатерины II о вооруженном нейтралитете. Вскоре после возвращения из этого плавания Ушаков принял непосредственное участие в создании нового Черноморского флота и был первым воспитателем черноморских моряков. 

В этот период в парусных флотах Западной Европы господствовала линейная тактика. Основные ее принципы были сформулированы в конце XVII века французом Павлом Гостом и изложены в его книге, появившейся в свет в 1697 г. Эти принципы в ряде флотов, и особенно во французском и английском, были возведены в догму, а в Англии даже включены в официальные инструкции и уставы. Флотам предписывалось атаковать сразу всю линию противника, строго соблюдая равнение в строю, и вести огонь только по назначенному кораблю, не обращая внимания на действия остальных кораблей противника и своих кораблей, сражающихся рядом. В то же время кораблям категорически запрещалось выходить из строя баталии, а также вступать в сражение с противником, имеющим количественное превосходство в кораблях. Все это сковывало инициативу командиров кораблей и командующих эскадрами, приводило к застою тактической мысли, к шаблонным действиям во время морских сражений. Кроме того, это предопределяло оборонительную тактику, так как каждый из противников боялся оказаться в невыгодных условиях. О решительных сражениях не могло быть и речи. Вследствие этого в середине XVIII века флоты западноевропейских государств переживали ярко выраженный кризис в морской тактике. 

Иная обстановка сложилась в русском флоте, где с самого начала развития тактической мысли ей были чужды шаблон и рутина. Петр I и последующие русские флотоводцы внесли много нового, оригинального в тактику флота. Так, например, Гангутская победа Петра I (1714 г.) явилась примером сочетания военной хитрости и маневра, примененного при встрече русской галерной эскадры с корабельным флотом шведов. Своеобразными были также атака и уничтожение русскими галерами под командой Голицына шведских парусных кораблей под Гренгамом (1720 г.) Совсем непохожа была на тактику флотов западноевропейских стран и тактика выдающегося русского адмирала Григория Спиридова. В Чесменском сражении (1770 г.), наряду с применением линии баталии в построении эскадры (во время боя в Хиосском проливе 24 июня), он мастерски организовал маневр специально выделенного отряда кораблей, обеспечившего (в бою в Чесменской бухте 26 июня) артиллерийскую поддержку брандерной атаке, в результате которой и был уничтожен почти весь турецкий флот. 

Но если при Гангуте и Гренгаме основой тактики был абордаж (галеры против парусных кораблей), а при Чесме - атака противника, стоявшего на якоре, то Ушаков обогатил тактику широким применением маневра в морском сражении. В новаторстве, в решительном отказе от устаревших взглядов на бой, в смелости исканий заключалась творческая сила искусства Ушакова. 

Новизна тактических приемов Ушакова встречала со стороны реакционных представителей флота, раболепствовавших перед заграницей, как открытое, так и скрытое противодействие. Но результаты сражений, проведенных Ушаковым, были лучшей защитой его передовых тактических взглядов. В борьбе со старыми, консервативными взглядами на формы и методы ведения боя, с попытками иностранных морских офицеров, находившихся на службе в русском флоте, насаждать тактические приемы западных флотов, тактика Ушакова все основательнее внедрялась в практику боевых действий русского флота. 

Ушаков твердо помнил предостережение Петра I о том, что при пользовании уставами "не держаться правил, яко слепой стены, ибо там порядки писаны, а времен и случаев нет". Ушаковская маневренная тактика не исключала линию, как один из элементов боевого порядка, но линия у него не являлась единственной формой построения, она была всецело подчинена маневру. Ушаков сочетал линейный порядок с маневрированием и перестроением в другие боевые порядки и показал образцы наступательной тактики парусного флота - охват фланга, расчленение строя противника и т. д. 

Каждое сражение, проведенное Ушаковым, содержало новые тактические приемы, отвечавшие конкретной обстановке и условиям боевых действий. Уже в бою с турецким флотом у острова Фидониси в 1788 г. Ушаков проявил себя как флотоводец-новатор. 

18 июня 1788 г. русские войска осадили турецкую крепость Очаков. В начале июля к Очакову из Кинбурна был вызван Суворов, которому было поручено командование левым крылом наступающих войск. В тот же день 18 июня из Севастополя в Очаков вышла русская эскадра под командованием Войновича. Эскадра состояла из двух линейных кораблей, двух 50-пушечных, восьми 40-пушечных, одного 18-пушечного фрегатов, 20 более мелких парусных кораблей и двух брандеров. 

Задача эскадры Войновича состояла в том, чтобы не дать возможности турецкой эскадре оказать помощь осажденным в Очакове войскам противника и всемерно содействовать русским войскам, а также в том, чтобы не допустить эскадру противника к берегам Тавриды. Из-за встречных ветров движение русской эскадры сильно задержалось, и к острову Тендра она подошла лишь 29 июня. Замеченная здесь турецкая эскадра состояла из 15 линейных кораблей, восьми фрегатов, трех бомбардирских и 21 более мелких кораблей. 

Информация о работе Русский флот в послепетровский период