Русский флот в послепетровский период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 18:30, реферат

Описание

В 1719 г. Петр 1 посылает на Дальний Восток выпускников Морской академии геодезистов Ивана Евреинова и Федора Лужина до Камчатки "и далее, куда вам указано", для описания тамошних мест, "где сошлась Америка с Азией". Исследователи прошли на ладье многомильный океанский путь и описали 14 Курильских островов. Дальний Восток выпускников Морской академии геодезистов Ивана Евреинова и Федора Лужина до Камчатки "и далее, куда вам указано", для описания тамошних мест, "где сошлась Америка с Азией". Исследователи прошли на ладье многомильный океанский путь и описали 14 Курильских островов.

Работа состоит из  1 файл

Реферат для Юлечки).rtf

— 358.58 Кб (Скачать документ)

    Заботясь о флоте и безопасности плавания, Ломоносов считал мореплавание делом важным, "однако до сего времени оно производится почти одною практикой". Он отмечает, что на мысль заняться "ученым мореплаванием" его навел царь Петр, который указывал, что "кораблей построить и безопасно пустить в море без вспоможения наук невозможно". Решение проблемы улучшения кораблевождения Ломоносов видел во внедрении новейших астрономических методов определения места судна в море, а также в повышении точности счисления пути. В 1754г. Михаил Васильевич предложил ряд тем для докладов на собрании Академии наук, касающихся мореплавания, в частности, темы: "Способы, как вернее определить ход корабельный и всякого мореплавателя путь употреблять с большим приращением знания в мореплавании", "О способе точного измерения курса корабля в море" и др. В 1759г. Ломоносов в докладе "Рассуждение о большей точности морского пути", прочитанном на собрании Академии наук, проанализировал состояние морской навигации и рекомендовал более надежные способы инструментального обеспечения определения места и счисления пути корабля в море. Академик предложил конструкции оптического инструмента с искусственным горизонтом, самопишущего компаса, механического лага вертушечного типа, барометра и других приборов для корабля. Ломоносову принадлежит приоритет изобретения корабельного хронометра с четырьмя пружинами, которые заводились в разное время и тем самым выравнивали суммарную упругость пружин. Употреблявшиеся на кораблях песочные часы он тоже усовершенствовал, сделав их более точными. Для упрощения изготовления морских квадрантов и повышения точности наблюдения рекомендовал заменить стеклянные зеркала металлическими. К сожалению, большинство рекомендаций ученого в то время не было реализовано на флоте.

    М.В.Ломоносову принадлежит идея организовать специализированное научное учреждение - Мореходную академию, - которое должно состоять из людей, сведущих в математике и особенно в астрономии, географии и механике, и имело бы своей особой задачей "новыми спасительными изобретениями" увеличить безопасность мореплавания. К первоочередным задачам Мореходной академии он отнес:

    изучение магнитной теории, особенно магнитного наклонения и склонения;

    исследование истинной причины морских течений;

    введение истинной науки об атмосферных изменениях, которая позволяла бы предвидеть погоду, а особенно ветры. Все поставленные вопросы касались практики мореплавания.

    М.В.Ломоносова, как помора, интересовали, прежде всего, плавания в северных широтах, которым он посвятил работу "Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию" (1763 г.). Ученый обобщил имевшиеся исследовательские материалы и опыт плавания российских поморов, дал классификацию полярных льдов и показал динамику их дрейфа. Вместе с тем он признавал недостаточность знания Российского севера и настаивал на обследовании центра Ледовитого океана.

    В последние годы жизни М.В.Ломоносов занимался подготовкой высокоширотной экспедиции для поиска возможной трассы Северного морского пути. Он написал подробную инструкцию руководителю уже упомянутой экспедиции В.Я.Чичагову, сделал доклад на Адмиралтейств-коллегий, взял на себя заботу по снабжению экспедиции научными приборами и инструментом, который изготовлялся в мастерских Академии наук и Адмиралтейства. Кроме того, он организовал занятия штурманов по астрономии.

    Из академических ученых XVIII в. в России в той или иной мере занимались морской тематикой электротехник Г.В.Рихман, химик Т.И.Ловиц, физик Х.Г.Кратценштейн, математики С.К.Котельников, Н.И.Фус.

    В частности, академик Г.В.Рихман в статье "О Орфирейском плавании под водой..." (1741г.), основываясь на законах гидростатики, сделал сравнение гребного подводного судна из дерева и кожи с металлическим судном. Эта статья практического значения не имела, но важно отметить научный подход к проблеме. Т.И.Ловиц предложил способ очистки испортившейся пресной воды с помощью угля, который нашел затем широкое применение на кораблях, совершавших длительные плавания. Х.Г.Кратценштейн исследовал влияние судового железа на показания корабельного магнитного компаса.

    В свою очередь, ученые-моряки также сделали достойный вклад в российскую науку. Так, например, выпускником Морской академии Н.Г. Кургановым были написаны для академии учебники по арифметике, географии и геометрии, выдержавшие несколько изданий. Широкую известность Курганову принес созданный им учебник по русскому языку, издававшийся (с дополнениями) более десяти раз. Курганов перевел с французского серию книг по военно-морской тематике, часто внося в них собственные разделы.

В 1797 г. основным объектом агрессивных устремлений Франции становится Средиземноморье. Наполеон захватил Ионические острова, Мальту, оккупировал Египет. Создалась реальная угроза Константинополю, Черноморским проливам и Северному Причерноморью. 

Обеспокоенная экспансией Наполеона, Россия присоединилась к антифранцузской коалиции, в которую, кроме Австрии и Англии, оказалась вовлечена и Турция. Впервые возник военный союз между Россией и Турцией. По условиям этого союза теперь русский военный и торговый флот получил право на свободный проход через проливы Босфор и Дарданеллы. Более того. Турция обязывалась снабжать русскую эскадру в Средиземном море продовольствием и материалами, потребными для ремонта кораблей. 7 августа 1798 г. Павел 1 подписал указ, определяющий цели похода русского флота в Средиземное море. Ближайшей задачей флоту ставилось освобождение оккупированных французами Ионических островов. 

В состав эскадры, вышедшей из Севастополя 12 августа 1798 г., входили 6 линейных кораблей, 7 фрегатов и 3 посыльных судна, на вооружение которых находилось 792 пушки и эскадра насчитывала 7400 человек личного состава. К этим силам присоединилась турецкая эскадра, состоявшая из 4 линейных кораблей, 6 фрегатов, 4 корветов и 14 канонерских лодок. Объединенную эскадру возглавил адмирал Ф.Ф. Ушаков. В результате успешно проведенных десантных операций Ионические острова были освобождены от французов. 

Наиболее ожесточенными были осада и штурм флотом крепости Корфу, считавшейся неприступной. В этих боях было пленено около3 тыс. человек, в том числе 4 генерала. Трофеи эскадры составили: 54-пушечный линейный корабль, 32-пушечный фрегат и 14 других судов, а также 636 орудий и мортир. 

В мае 1799 г. Ф.Ф. Ушаков освобожденный Архипелаг провозгласил Республикой Ионических островов. 

    Эскадра Ф.Ф. Ушакова оказывала содействие и объединенным русско-австрийским войскам, возглавляемым А.В. Суворовым. Русские моряки участвовали в освобождении от французов Неаполитанского королевства. 30 сентября 1799 г. русский десант в составе 820 гренадеров и 200 матросов, а также неаполитанские войска вступили в Рим после капитуляции находившихся там французов.

    Научные изыскания офицеров флота в ХУШ в., связанные с географическими исследованиями и гидрографическими работами по описанию омывающих Россию морей, расширялись, создавая морскую географию государства. 

Информация о работе Русский флот в послепетровский период