Русский флот в послепетровский период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 18:30, реферат

Описание

В 1719 г. Петр 1 посылает на Дальний Восток выпускников Морской академии геодезистов Ивана Евреинова и Федора Лужина до Камчатки "и далее, куда вам указано", для описания тамошних мест, "где сошлась Америка с Азией". Исследователи прошли на ладье многомильный океанский путь и описали 14 Курильских островов. Дальний Восток выпускников Морской академии геодезистов Ивана Евреинова и Федора Лужина до Камчатки "и далее, куда вам указано", для описания тамошних мест, "где сошлась Америка с Азией". Исследователи прошли на ладье многомильный океанский путь и описали 14 Курильских островов.

Работа состоит из  1 файл

Реферат для Юлечки).rtf

— 358.58 Кб (Скачать документ)

Исключительно большое внимание Ушаков уделял вопросам боевой подготовки эскадры. Напряженная боевая учеба как в мирное, так и в военное время была стилем повседневной работы адмирала. В самые страдные дни, предшествовавшие Керченскому сражению, Ушаков не прерывал учебу на эскадре и в своем приказе от 5 июля 1790 г. давал командирам кораблей конкретные наставления по обучению комендоров. В приказе говорилось о необходимости производить ежедневные учения по скорострельной стрельбе из пушек, практиковаться в наводке орудий, для чего предлагалось прикрепить к каждой пушке по три комендора, меняя их для исполнения обязанностей поочередно. На каждом корабле командиры обязаны были устроить личный экзамен комендорам. Для подведения итогов артиллерийской подготовки Ушаков намечал провести общее учение всей эскадры со стрельбой. 

Больших успехов добился Ушаков в организации бдительного несения службы на судах и в приморских крепостях, для чего широко использовал петровские традиции - обмен условными сигналами при встрече кораблей в море и при подходах кораблей к крепостям. Много внимания уделял Ушаков организации разведки на театре и изучению противника. 

Расцвет военно-морского искусства в России во второй половине XVIII века закономерно совпадал с расцветом в этот период всего русского военного искусства. С момента организации регулярной армии и флота при Петре I развитие военного искусства шло параллельно с военно-морским, выражая собою рост регулярной вооруженной силы русского государства. В этой обстановке Ушаков показал правильное понимание значения флота для России и его места в системе вооруженных сил. 

Это позволило Ушакову стать большим мастером организации взаимодействия флота с сухопутными войсками. Особое значение придавал Ушаков организации при флоте штатных формирований сухопутных войск (морской пехоты). Федор Федорович Ушаков посвятил флоту всю свою жизнь. Если благодаря Румянцеву и особенно Суворову русская армия не только сохранила славные боевые традиции, но и значительно приумножила их, то во флоте эта заслуга принадлежала Ушакову. 

Ушаков не проиграл ни одного морского сражения, и главным фактором своих побед он считал прежде всего стойкость и мужество матросов эскадры. Сам Ушаков неустанно заботился о команде и часто в период перебоев снабжения эскадры тратил на питание и нужды команды свои личные средства. Гуманное отношение к матросу и продуманная система воспитания личного состава эскадр во многом роднили Ушакова с Суворовым. Ушаков, так же как и Суворов, высоко ценил моральные качества русских воинов. 

Суворовские и ушаковские принципы воспитания и обучения личного состава армии и флота в тот период находили известную поддержку лишь среди наиболее дальновидных представителей высшей придворной знати, какими, например, являлись Румянцев и Потемкин. Они прекрасно понимали, что для борьбы с внешними врагами нужна сильная армия, которая не могла держаться только на одной палочной муштре. Потемкин и его единомышленники понимали, что уверенно вести личный состав в бой мог только авторитетный начальник. Таким начальником на флоте был Ф.Ф. Ушаков, имевший огромный авторитет и заслуживший безграничное доверие и преданность личного состава эскадр. 

Характеристика флотоводческой деятельности адмирала Ушакова будет неполной, если не упомянуть о его дипломатических способностях и политическом кругозоре, которые он с особой силой проявил в период 1798-1800 гг. 

Деятельность Ушакова на Средиземном море сильно осложнялась враждебным отношением к нему со стороны командующего "союзной" английской эскадры адмирала Нельсона. Последний стремился отвлечь русских от Мальты и от Адриатического моря и направить русскую эскадру к Леванту, чтобы тем самым обеспечить себе свободу действий против Мальты и помешать русским укрепиться на Ионическом архипелаге. Нельсон рассчитывал таким образом высвободить английские силы, действовавшие у Леванта, и направить их на усиление более важного для Англии в этот период мальтийского направления. Нельсон пытался использовать для этого любые бесчестные способы. С одной стороны, он льстил императору Павлу I, как "гроссмейстеру мальтийского ордена", посылал ему почетные рапорты и подарки. С другой стороны, он постоянно требовал от командиров своих кораблей ни в коем случае не допускать водружения русского флага на Мальте, старался вызвать недоверие к русским со стороны турецкого адмирала, действовавшего вместе с Ушаковым. 

Ушаков не поддался на хитрые уловки английского адмирала, он смело и честно выражал ему свое несогласие и вел твердую и последовательную линию, направленную на защиту интересов России в Средиземном море. 

Флотоводческое искусство Ушакова могло бы получить еще большее развитие, если бы не многочисленные интриги со стороны отдельных чиновников и бездушных представителей бюрократического самодержавного режима. 

По возвращении на родину Ушаков не получил со стороны царя и правительства настоящего признания. В начале 1802 г. он был назначен командующим Балтийским галерным флотом, что по существу означало отстранение знаменитого флотоводца от боевых дел, так как значение галерного флота в тот период становилось второстепенным. В 1807 г. Ушаков был вовсе уволен в отставку, а спустя десять лет, 4 октября 1817 г. умер в своей усадьбе в Темниковском уезде Тамбовской губернии. 

Но Ушакова не забыли русский народ и русский флот. Его тактическое мастерство нашло дальнейшее развитие в боевой деятельности ближайшего ученика и соратника Ушакова - адмирала Дмитрия Николаевича Сенявина - и через него сделалось достоянием "Лазаревской школы" и прославленных русских адмиралов более позднего периода развития русского флота. 

Память о флотоводце бережно хранит российский народ. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1944 г. были учреждены орден и медаль Ушакова, которыми награждены многие офицеры и матросы советского Военно-Морского Флота, отличившиеся в годы Великой Отечественной войны в боях против немецко-фашистских захватчиков.

Учёные

Из академических ученых XVIII в. в России в той или иной мере занимались морской тематикой электротехник Г.В. Рихман, химик Т.И. Ловиц, физик Х.Г. Кратценштейн, математики С.К. Котельников, Н.И. Фус. 

В частности, академик Г.В. Рихман в статье "О Орфирейском плавании под водой..." (1741 г.), основываясь на законах гидростатики, сделал сравнение гребного подводного судна из дерева и кожи с металлическим судном. Эта статья практического значения не имела, но важно отметить научный подход к проблеме. Т.И. Ловиц предложил способ очистки испортившейся пресной воды с помощью угля, который нашел затем широкое применение на кораблях, совершавших длительные плавания. Х.Г. Кратценштейн исследовал влияние судового железа на показания корабельного магнитного компаса. 

В свою очередь, ученые-моряки также сделали достойный вклад в российскую науку. Так, например, выпускником Морской академии Н.Г. Кургановым были написаны для академии учебники по арифметике, географии и геометрии, выдержавшие несколько изданий. Широкую известность Курганову принес созданный им учебник по русскому языку, издававшийся (с дополнениями) более десяти раз. Курганов перевел с французского серию книг по военно-морской тематике, часто внося в них собственные разделы. 

Научные изыскания офицеров флота в ХУШ в., связанные с географическими исследованиями и гидрографическими работами по описанию омывающих Россию морей, расширялись, создавая морскую географию государства. 

Новая война между Россией и Турцией началась в 1735 г. Для содействия русским сухопутным войскам были созданы Донская и Днепровская флотилии, строительство кораблей для которых было начато еще до боевых действий. Начиная с 1733 г. в Таврове для Донской флотилии строились 15 прамов, 35 галер, 59 ботов и шлюпок. Суда Днепровской флотилии, главным образом дубель-шлюпки, строились в Брянске на р. Десне. Они вмещали до 100 человек и вооружались 6-фунтовыми фальконетами. В составе флотилии было также несколько прамов и галер. 

Летом 1736 г. 28-тысячная Донская армия при поддержке Донской флотилии осадила Азов и вскоре овладела им. Днепровская группа русских войск во взаимодействии с силами флотилии штурмом взяла Очаков. По Белградскому мирному договору 1739 г. Россия получила Азов, но без права иметь на Азовском и Черном морях военный и торговый флот. 

Черноморская проблема для России опять осталась нерешенной. Турецкому флоту, господствующему на Азовском и Черном морях, могли противостоять только военно-морские силы, которых тогда у России не было. Отсутствовали и базы судостроения и стоянки судов. 

В Семилетней войне 1756 -1763 гг. Российский флот, крейсерством в море, решал задачу недопущения британского флота в Балтику и содействовал сухопутным войскам во взятии приморских городов Пруссии. 

Летом 1757 г. русские войска, поддерживаемые со стороны моря восемью кораблями Балтийского флота, взяли Мемель (Клайпеда), в начале следующего года - Кенигсберг, а затем была занята вся Восточная Пруссия. В сентябре 1760 г. войска генерала З.Г. Чернышева вступили в Берлин. 

Важнейшим опорным пунктом противника на побережье Балтийского моря была крепость Кольберг. Ее осада продолжалась, с перерывами, почти полтора года. Важнейшую роль в осаде и взятии крепости сыграл флот, поддерживающий осадный корпус генерала П.А. Румянцева. Корабли вели массированный обстрел крепостных бастионов, высаживали многочисленные десанты. Корабельная артиллерия обрушила на крепость более 1500 трех- и пятипудовых бомб, свыше 11 тыс. ядер и других снарядов. В осаде Кольберга впервые были применены универсальные орудия "единорог", стрелявшие не только ядрами, но и бомбами, а также зажигательными снарядами (брандскугелями), что значительно повышало эффективность артиллерийского огня. 

Талантливым военачальником в десантных операциях проявил себя будущий герой Чесмы капитан 1 ранга Г.А. Спиридов. Падение Кольберга решило исход борьбы за Померанию в целом и создало благоприятные предпосылки для успеха в войне с Пруссией. 

Желая быть "второю после первого Петра", Екатерина II прилагает усилия к тому предприятию, которое не удалось довести до конца на Азове великому реформатору. Она привлекает к управлению Морским ведомством в свои помощники по вопросам флота опытных адмиралов С.И. Мордвинова, Г.А. Спиридова и др. 

Для повышения научного и технического уровня командного состава императрица, по примеру Петра Великого, посылает ряд морских офицеров за границу. Сознавая значение военно-морской силы, Екатерина II считала необходимым иметь на Балтике флот, равносильный каждому из соседних флотов, датскому и шведскому, но чтобы по линейным кораблям "оные и превосходить мог". 

Осенью 1768 г. Турция, подстрекаемая Францией и Австрией и воспользовавшись незначительным пограничным инцидентом с запорожскими казаками, снова объявила войну России. 

Для облегчения действий сухопутных войск на Дунайско-Крымском театре войны, а также с целью оказания помощи балканским народам, восставшим против турецкого ига, Екатерина II послала пять балтийских эскадр в Средиземное море. Это была первая морская экспедиция из трех, вошедших в историю под названием Архипелагские экспедиции русского флота. 

Бой в Хиосском проливе 24 июня  1770 г. Бой в Хиосском проливе

24 июня  1770 г.

(схема)

Общее руководство российскими морскими и сухопутными силами в этом районе осуществлял граф А.Г. Орлов. Успешные действия кораблей и высаженных с них десантов позволили овладеть несколькими турецкими крепостями и оказать существенную помощь поднявшим восстание грекам и албанцам. 

Чесменское сражение Чесменское сражение 

24-26 июня (5-7 июля) 1770 г. произошло крупное сражение в районе Чесменской бухты между объединенными русскими эскадрами и турецким флотом. Зажигательными снарядами с кораблей и действиями брандеров турецкий флот был почти полностью уничтожен. Адмирал Г.А. Спиридов, руководивший этим боем, доносил в Адмиралтейств-коллегию, что неприятельский флот потопил, в пепел обратил, а сами стали во всем Архипелаге господствующими. 

Продолжались активные боевые действия и на побережье Азовского и Черного морей. На Дону вновь создается Азовская флотилия. Ее корабли под командованием А.Н.Сенявина эффективно противостоят турецкой эскадре, обеспечивают господство в Керченском проливе и в дальнейшем оказывают действенную поддержку армии. 

В район Архипелага за период 1769-1773 гг. было направлено 50 кораблей. 

Победы, одержанные на суше и на море, заставили Турцию в 1774 г. подписать выгодный для России Кучук-Кайнарджийский мирный договор. Турция отказалась от своих прав на Крым и Кубань, уступила Азов и Керчь, пространство между Днепром и Бугом. Россия наконец получила право свободного плавания по Черному морю и прохода торговых судов через Босфор и Дарданеллы в Архипелаг. 

Для создания сильного Черноморского флота в 1778 г. в 30 км выше устья Днепра был основан город и порт Херсон, ставший центром русского кораблестроения в Причерноморье. Здесь уже в 1783 г. был спущен первый черноморский линейный 74-пушечный корабль "Слава Екатерины". В том же 1783 г. началось строительство Севастополя - главной базы Черноморского флота, его портовых сооружений, причалов, адмиралтейства, мастерских и береговых укреплений. Основу флота первоначально составили 11 судов Азовской флотилии и 17 кораблей, прибывших с Днепра. 

Информация о работе Русский флот в послепетровский период