Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 18:30, реферат
В 1719 г. Петр 1 посылает на Дальний Восток выпускников Морской академии геодезистов Ивана Евреинова и Федора Лужина до Камчатки "и далее, куда вам указано", для описания тамошних мест, "где сошлась Америка с Азией". Исследователи прошли на ладье многомильный океанский путь и описали 14 Курильских островов. Дальний Восток выпускников Морской академии геодезистов Ивана Евреинова и Федора Лужина до Камчатки "и далее, куда вам указано", для описания тамошних мест, "где сошлась Америка с Азией". Исследователи прошли на ладье многомильный океанский путь и описали 14 Курильских островов.
Ввиду
бурного роста Черноморского флота ощущалась
нехватка офицеров. Кадры флота пополнялись
с Балтики.
В 1787
г. Турция начала очередную войну с Россией,
внезапно напав в Днепровско-Бугском лимане
на русские корабли и осадив Кинбурн. Однако
командующий южной армией генерал-аншеф
А.В. Суворов усилил гарнизон крепости,
опрокинул вражеский 5-тысячный десант
в море, уничтожив при этом 84-пушечный
корабль противника.
Адмирал Ф.Ф. Ушаков
Адмирал
Ф.Ф. Ушаков
После
длительной осады, в результате тесного
взаимодействия армии и флота была взята
первоклассная крепость Очаков. В самостоятельных
действиях Черноморский флот силами Севастопольской
эскадры нанес поражение турецкому флоту
в сражении у о-ва Фидониси. Победа была
одержана прежде всего благодаря решительным
действиям авангардного отряда эскадры
под командованием Ф.Ф. Ушакова, применившего
новые тактические приемы.
В дальнейшем
Черноморский флот под командованием
Ф.Ф. Ушакова одержал ряд блистательных
побед: 8 июля у Керченского пролива он
предотвратил высадку турецких войск
в Крым, а через год у мыса Калиакрия нанес
такое поражение турецкому флоту, которое
лишило его возможности влиять на общий
ход боевых действий.
Адмирал
С.К. Грейг Адмирал С.К. Грейг
Воспользовавшись
тем, что главные силы русской армии были
сосредоточены против Турции, шведский
король Густав II, подстрекаемый Англией,
Францией и Пруссией, снова начал военные
действия против России. Он планировал
перебросить морем и высадить в район
Ораниенбаума 20-тысячный десант, овладеть
Петербургом и принудить русских возвратить
шведам Финляндию, а туркам - Крым. Путь
к Кронштадту шведской эскадре, состоящей
из 16 линейных кораблей и 12 фрегатов, преградил
русский Балтийский флот под командованием
адмирала С.К. Грейга. Поражение шведов
в бою у о-ва Гогланд вынудило их уйти в
Свеаборг, где они и были заблокированы.
Надежды шведского короля на возврат Финляндии
не оправдались.
Интересно
отметить, что адмирал С.К. Грейг вошел
в историю Российского флота не только
как флотоводец, но и как кораблестроитель.
Он внес ряд существенных усовершенствований
в артиллерийское и парусное вооружение
кораблей, в улучшение условий службы
на них. В период царствования Екатерины
II мощь флота значительно выросла. На верфях
Петербурга, Кронштадта и Архангельска
строятся 66-100-пушечные корабли, закладывается
Николаевское адмиралтейство, возводятся
город и порт Одесса, ставшая вскоре базой
постройки и ремонта транспортных судов.
О большом внимании императрицы к проблемам
флота свидетельствует ее письмо к Г.А.
Потемкину в 1791 г., в котором Екатерина
II писала, что она всегда отменным оком
взирала на все флотские дела. Значительно
возросшая морская военная мощь вынудила
опытнейших моряков-англичан признать
Россию "морским государством очень
почтенным".
Прозимовав на Камчатке, в Авачинской бухте в 1741г., Беринг и Чириков положили здесь основание Петропавловского порта (назван в честь пакетботов). Летом этого года они вышли в море, направляясь к Америке. В пути пакетботы потеряли друг друга из виду, и в дальнейшем плавания Беринга и Чирикова продолжались самостоятельно.
В. Беринг на "Св. Петре" с командой 71 человек после полуторамесячного плавания подошел к берегам Америки, открыл ряд островов у полуострова Аляска и в Алеутской гряде. На обратном пути, задерживаемый сильными ветрами, с изнуренным голодом и болезнями экипажем Беринг подошел к островам (названными позже Командорскими), принятым им за берега Камчатки. После аварии судна команда "Св. Петра" высадилась на один из островов, где Беринг скончался. Оставшиеся в живых 31 человек во главе со Свеном Вакселем на восстановленном пакетботе прибыли в Петропавловск.
А.И.Чириков на "Св. Павле" впервые заметил берега Америки южнее о-ва Ситхи 16(27) июля 1741г. Посланные к берегу для выбора якорной стоянки и за пресной водой две шлюпки не вернулись к судну. В течение двух недель пакетбот следовал вдоль американского берега и затем "Св. Павел" лег на курс в Петропавловск, куда и прибыли 10 октября, потеряв значительную часть команды. По пути экспедиция Чирикова открыла ряд новых островов из Алеутского архипелага.
Один из отрядов Второй Камчатской экспедиции, возглавляемый М.П.Шпанбергом, прошел на судне вдоль гряды Курильских островов, достигнув берегов Японии.
Находившиеся при Великой Северной экспедиции ученые и студенты Академии наук и Морской академии собрали важные научные сведения о Сибири, Камчатке, ряде островов Тихого океана.
Географические исследования Камчатской экспедиции перевернули существовавшие к тому времени представления о северной части Тихого океана и восточных берегах Сибири. Были открыты многие острова, нанесена на карту линия северо-восточных берегов России, северо-западных берегов Америки, берегов Аляскинского залива. Был открыт для России дальневосточный путь в Америку и Японию. Открытия экспедиции нашли отражение в "Атласе Российском", изданном в 1745 г. Петербургской академией наук, а также на карте, составленной А.И.Чириковым и И.Ф.Елагиным.
Одно из следствий экспедиции - возникновение в конце XVII в. русских поселений на Алеутских островах, Аляске и северо-западных берегах Америки, земли, которую назвали Русской Америкой. Бурное освоение этих земель относится ко времени плавания в Америку купцов и морехода Г.И. Шелихова в 1784 г. Так, на острове Кадьяк была основана Павловская гавань. Центром Русской Америки стал город Ново-Архангельск (ныне Ситка) на острове Баранова.
В периодических изданиях России тех лет появились публикации с описаниями северо-западной части Американского континента. Например, "Санкт-Петербургские ведомости" поместили на своих страницах серию статей под общим названием "Известия о Калифорнии". В них подчеркивалось, что эта область Америки является наиболее близкой к России землей по ту сторону Тихого океана.
К 1787г. считались неотъемлемыми права России на территорию северо-западных берегов Америки (севернее 55° широты), достигнутой экспедицией А.И. Чирикова. Именно эти координаты были обозначены в качестве южной границы русских владений в инструкции, разработанной для первой русской кругосветной экспедиции Г.И.Муловского, несостоявшейся из-за его гибели в сражении у о-ва Эланд (1789).
В мае 1765 г. три судна - "Чичагов", "Панов" и "Бабаев", названные по фамилиям флотских офицеров, командовавших ими, вышли из Кольского залива с задачей "учинить" поиск морского пути "Северным океаном на Камчатку". Общее руководство экспедицией Екатерина II возложила на В.Я.Чичагова. Судна имели двойную наружную обшивку, повышающую защищенность ото льда. Исследователям удалось достичь северо-западных берегов Шпицбергена и широты 80°30'. Задача пройти на парусном судне Северным морским путем осталась невыполненной. Однако значение экспедиции Чичагова нельзя преуменьшить, она явилась первой экспедицией в Арктику, оснащенной специальным научным оборудованием и приборами, большей частью сконструированными М.В.Ломоносовым. Она проникла на север до широт, еще не достигнутых предыдущими западноевропейскими экспедициями.
Во второй половине ХУШ в., по настоянию М.В.Ломоносова, была организована экспедиция, возглавляемая капитаном 2 ранга П.К.Креницыным и капитан-лейтенантом М.Д.Левашевым для дальнейшей описи Алеутских островов и берегов Америки. Она проводилась в 1764-1770 гг. и положила начало планомерному и обстоятельному исследованию Алеутской гряды, но в целом оказалась не совсем удачной.
Широкие исследования Русской Америки связываются с деятельностью Российско-Американской компании, в которую объединились в 1798г. все купцы, находившиеся на северо-западных берегах Америки.
Взаимосвязь Петербургской академии наук с флотом, безусловно, не ограничивалась совместной работой ученых и моряков при подготовке и проведении морских научных экспедиций. Велик вклад Российских ученых и в кораблестроительную науку, в научные основы военного и торгового судостроения.
Среди первых действительных членов Петербургской академии наук выдающихся результатов в области физических основ кораблестроения и мореплавания достигли Л.Эйлер и Д.Бернулли. Швейцарец по происхождению, Д.Бернулли восемь лет работал в Петербурге (1725-1733гг.), напечатал много научных трудов. В стенах Петербургской академии наук Бернулли начал исследования основ механики жидкости, закончившиеся капитальным трудом "Гидродинамика, или записки о силах и движениях жидкостей" (1738г.). Он впервые ввел в научный оборот термин "гидродинамика", став вместе с Эйлером основоположником этой науки, на которой во многом зиждется теория корабля.
В уравнении, названным именем Бернулли, показана зависимость между давлением и скоростью движения жидкости по линии тока с учетом действия сил тяжести. Уравнение представляет собой приложение закона сохранения механической энергии к стационарному движению идеальной жидкости. Значение выявленной им закономерности для судов и технических средств, связанных с жидкой средой, трудно переоценить.
Л.Эйлер был приглашен в Россию по рекомендации Д.Бернулли. - 20 лет он становится членом Петербургской академии наук, оставаясь им в течение 56 лет, вплоть до самой кончины. Им написано в Петербурге в общей сложности около 500 научных работ. В его основополагающем труде "Общие принципы движения жидкостей" (1755г.) приведены дифференциальные уравнения движения идеальной жидкости. Рассматривая изменения скорости частицы, Эйлер вывел основное уравнение гидродинамики, названное его именем.
В полном собрании сочинений Эйлера научным основам кораблестроения посвящены четыре тома, два из них - труд "Морская наука". Впервые он был издан в 1749 г. в Петербурге на латинском языке, который тогда считался общепринятым для научных публикаций. Первый том "Морской науки" посвящен сопротивлению, которое испытывает тело при прямолинейном движении в воде. Второй том непосредственно связан с кораблестроением. Об этом говорят названия некоторых глав: "О положении равновесия кораблей", "О наклоне, который разрешается иметь кораблям", "О действии руля", "О действии весел", "О конструкции мачт" и др. Труд "Морская наука" выполнен Эйлером по заданию Петербургской академии наук. Недаром впоследствии академик А.Н.Крылов писал, что теория корабля зародилась в нашей Академии наук. Эйлер понимает, что труд по вопросам кораблестроения несколько академичен и сложен для тогдашних кораблестроителей, и решает изложить его содержание в более популярной форме и в одной книге под названием "Теория корабля" (1773г.). Новая книга, написанная на французском языке, сразу получила всемирное признание и оказала реальное влияние на проектирование кораблей. Ее перевод на русский язык и дополнения сделал член Петербургской академии наук М.Е.Головин, назвав труд так: "Полное умозрение строения вождения кораблей" (1778 г.). В последней редакции книги три части: о равновесии корабля, на одном месте стоящем; о сопротивлении, которому плывущие по воде корабли подвергаются, и о действии руля; об оснастке и о вождении кораблей.
Главным вкладом Эйлера в теорию корабля явилось учение об остойчивости. Метацентрическое уравнение статической остойчивости при малых углах крена практически без изменений дошло до наших дней.
В ХУШ в. кораблестроительная наука была еще единой, не делившейся на отдельные научные дисциплины, поэтому Эйлер занимался и проблемами прочности корабельных конструкций. Он впервые написал сочинение, полностью посвященное этому вопросу и имеющее весьма длинное название: "Исследование усилий, которым подвергаются все части корабля при бортовой и килевой качке, и наилучший способ создания при их сборке прочности, необходимой для сопротивления этим усилиям, без вреда для положительных качеств судна". В нем Эйлер последовательно рассматривает усилия, действующие на корабль при отсутствии волнения, при бортовой и продольной качке. Анализируя внешние силы, действующие на корабль при продольной качке, Эйлер использует понятие изгибающего момента как меры изгиба корпуса, показывает подходы к расчету корпуса как балки, доказывает, что основные деформации корпуса происходят именно от его общего изгиба. По существу, при деревянном кораблестроении не было методов расчета продольной прочности корпуса. Судостроители опирались на опыт.
Идеи Эйлера оказались весьма важными для создания расчетных методик уже при строительстве металлических кораблей, длина которых значительно возросла. Вместе с тем в указанной работе были изложены результаты исследований и рекомендации, сразу вошедшие в практику. В частности, в ней предлагалась методика определения критической нагрузки для сжатого стержня, при которой он теряет устойчивость. Эта критическая нагрузка до сих пор носит имя ученого. В своей научной деятельности Эйлер неоднократно возвращается к области кораблестроения, к теории и строительной механике корабля.
Оценивая деятельность первого поколения ученых Петербургской академии наук, академик С.И.Вавилов поставил в один ряд Петра 1, Эйлера и Ломоносова, назвав их "добрыми гениями нашей Академии".
М.В.Ломоносов был хорошо знаком с морским делом. Еще юношей в течение почти десяти лет он с отцом на небольшом суденышке "Св. Архангел Михаил" выходил в море на промысел. Став ученым, Ломоносов не раз возвращался к проблемам мореплавания. Так, он перевел с латинского на русский язык письмо Эйлера, предназначенное для публикации в качестве предисловия к упомянутой книге "Морская наука". По просьбе Адмиралтейств-коллегий Ломоносов редактировал переводные книги по кораблестроению.